Рецензии на произведение «Математическая теория стихотворного размера»

Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Впечатляет. Многажды пытался я постичь науку стихосложения. Да тщетно. Что-то препятствует этому всеблагому начинанию. И вот вопрос:
Что же мне делать с таким вот случающимся наваждением

Послушай, здравый смысл, мой неизбывен грех.
Перед величием твоим я немощен, я слаб;
Дорогою прямой не иду я, а ухаб
Любой манит меня предчувствием утех
Постыдных. Ямба от хорея – да! да! – не в силах отличить,
Мне надо бы молчать, достоинство лелея.
Но не могу порок свой излечить.

Вот варвар в ночь с цепи спускает пса - меня,
И мечется рассудок оголтелый.
То рифмою простой, а то размером белым –
Бежит мой смысл, как мрак лица огня.
И (птеро)- дАктилем взмывает над пространством...
…Побитый сим постыдным постоянством,
Повержен древний сторож Амфибрахий,
Окрест крича: – Увы! – рассыпав охи, ахи.

- Тебе – кричит – давно пора на плаху
ДолжнО нести главу бесстыжую свою!

А я же до сих пор то вою, то пою –
Воистину не признавая страха
Перед лицом суда, сурового как стужа:
- Ну, посмотри, глупец, - кому ты нужен
С безумием своим, когда на светофор
Равняются ряды давно уж выверенных форм.
-Что? Ты туда спешишь! Послушай, не смеши.
Предайся лучше воспитанию души:
Из прочных прутьев ей исполнив клетку;
Или подставь себя под выстрел меткий.

Так исполнитель рьяный АнАпест
Направит на меня карающий ваш перст.
И метабасит на глазах у всех:
- Его пред здравым смыслом повергаю грех!

Разве что: « афтор-убейся ап стену»?
Со смирением перед Исполнителем приговора=Виктор

Виктор Гранин   06.02.2020 17:59     Заявить о нарушении
Ув. Виктор

Так как я эту науку тоже хронически не понимал, то решил написать свою - могу Вам сообщить, что поэту она совершенно бесполезна. Просто в стихе есть некоторые достаточно простые шестеренки, копаться в них некоторое время любопытно, но приличные поэты все равно пишут на слух. И все более-менее годные размеры уже использованы...


Ritase   06.02.2020 18:10   Заявить о нарушении
Спасибо на утешительном слове. Что же - так и остаётся, что пребывать в неопределённости своей без надежды на счастливый случай вразумления.

Виктор Гранин   06.02.2020 18:18   Заявить о нарушении
А в чем именно вы хотите вразумиться? Как что называется? В принципе, наука нехитрая - переделайте примеры с карандашом на каком-нибудь листочке, и станет (надеюсь) все понятно - не сложнее умножения столбиком. Но от того, что Вы будете знать где ямб, а где дактиль, лучше вряд ли будет получаться. Маяковский прямо говорил, что он не знает.

Ritase   06.02.2020 18:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Я тоже интересовалась этими вопросами из любопытства. У Вас получилась очень наглядная схема. Но позволю себе некоторые предложения.

Можно было бы встроить в схему ещё и гекзаметр. Говорят, Гомер писал на берегу моря в такт шелесту волн.

Теперь по поводу рифмы. Можно было бы ввести особые обозначения в конце строк, например, 1, 2 или буквенные. Схема Пушкинской строфы получилась прозрачной из-за мужских-женских окончаний. А что, если бы там были только однотипные? Тогда не было бы понятно, что строфы рифмуются через одну, затем парно, затем через две и в конце парно. И у других авторов наверняка найдётся много примеров, когда обозначение рифмованных строк внесли бы большую ясность. Для полноты теории это необходимо. И для создания программ тоже.

Я не думаю, что Вас увлекает идея создания программ, но обсудить это можно. Хотя электронные стихи могут оказаться вполне приличными, но с тем же успехом и графоманскими. Например, во времена Пушкина был поэт Хвостов не менее известный. Вслед за "Медным всадником" он тоже описал картины наводнения (гибели стада коров):
"Там на земле лежало много крав,
Кои валялись ноги кверху вздрав".

А вообще, стихосложение - это такая тонкая вещь, которую в электронный формат не уложишь. Вернее можно уложить ритм, рифму, содержание, словарный запас. С образностью труднее. И совсем уж невозможно - с передачей психо-эмоционального
состояния, за что собственно стихи и ценятся. У меня было как-то стихотворение на эту тему:
...
"Строча надуманные фразы,
Ты их попробуй, напиши.
Стихи - не рифмы и не разум -
А состояние души".

С уважением,

Галина Ларина   10.02.2019 13:49     Заявить о нарушении
Ув. Галина

Формирование строфы — особое дело, само по себе достаточно сложное — я его просто не рассматриваю. Меня интересует пока простейший номер — две строки с одинаковым количеством слогов и рифмой — двустишие. Как организовано оно. Онегинская строфа, сонет и тп — все имеет дополнительную структуру.

В принципе, можно просто заключать рифму в скобки, но если последнее А, то рифма мужская, Аа- женская, Ааа - дактильная — на примерах это хорошо видно.

Гекзаметр все-таки не русский размер, и стихи не обязательно организованы силлаботоникой. Насколько я понимаю, в греческом были скорее краткие и долгие слоги, чем ударные и безударные - но по незнанию греческого никогда этим вопросом не интерсовался. Возможно, было бы интересно применить эти же вещи к иностранным стихам и оттуда можно что-то почерпнуть...Опять-таки впрос времени и иетереса.

Программа может быть интересна не для написания стихов, но для помощи в их анализе. Второй вариант — разработка новых размеров, хотя я думаю, что все не особо длинные уже где-то завсетились. Я просто загонял четверостишия в программу для расстановки ударений, если бы автоматически производилась запись, делались суммы, отмечались неправильности и тп было бы проще этим заниматься — но это к филологам... В СПГУ на филфаке есть кафедра компьютерной лингвистики или около того, но я понятия не имею, насколько им это может быть интересно, и насколько это ново...

У Хвостова мне особенно нравилось «Весна зимой бывает летом» - или что-то вроде... И зубастый голубь — тоже находка...

Ritase   10.02.2019 17:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Идея привлекательна, трудолюбие автора вызывает уважение, перспектива очевидна - набрать аспирантов, довести теорию "до ума" и разработать комплекс программ, который будет "писать" стихи - в заданном размере, под определенного поэта, переводы и т.д. Кто скажет, что это не искусственный интеллект?
Потом разработать аналогичную теорию музыки и написать программу для сочинения шлягеров, именно шлягеров а не современную музыку таких композиторов, как Альбан Берг, у которого теория, мне кажется, проще.
А потом ... С уважением,

Цай Владимир   06.12.2018 08:11     Заявить о нарушении
Ув. Владимир

В общем, оно было вызвано желанием разобраться в том, что такое собственно стихотворный размер, чего я никогда не понимал. Если вы глянете, скажем, талмуд Шенгели по теории стихосложения (страниц четыреста), вы ужаснетесь. Есть несколько конкурирующих систем — они кратко описаны во вступлении, и по сравнению с ними мое построение незатейливо как швабра. У меня появилась идея, я стал проверять и меня слегка засосало — трудолюбие тут ни при чем - скорее любопытство. Всерьез заниматься филологическими штудиями мне, как физику, не с руки — если кто хочет развивать — пожалуйста.... На самом деле исследование размеров — солидная область, мне было бы любопытно, что скажут специалисты, но тут их либо нету, либо они и так все это знают...
Конечно, приличные поэты в подавляющем большинстве случаев не знают никаких теорий. Некоторые даже не помнят какое из них ямб, а какое хорей, при этом безошибочно пишут на слух, а слога считают лишь те, у которых ноль способностей... Теоретики вроде Шенгели - поэты обычно очень второстепенные. Но в принципе схемой можно было бы пользоваться чтобы подобрать новые звучания... Хотя, я думаю, попробовано уже все.

Ritase   06.12.2018 14:30   Заявить о нарушении
Меня привлекла красота теории. Не знаю, как далеко ушли разработчики программ для написания стихов, но им это точно будет полезно - я не шутил. Нужно ли учить компьютер писать стихи - равносильно вопросу, нужен ли искусственный интеллект (ИИ) вообще. Он (ИИ, или что-то, что под этим термином подразумевается)никого не спрашивает.

Почему я приплел музыку. Под влиянием Вашей статьи мне в голову пришло такое сравнение: шлягеры в музыке подобны стихам. Среди композиторов есть поэты, выдающие мелодии, и прозаики, пишущие музыку по правилам. В современной музыке нет мелодии в традиционном понимании, поэтому современные композиторы пишут по своим правилам, но без души, и хорошую мелодию они выдать просто не могут.

По моему мнению искусство основано не на поисках истины, как наука, а на поисках красоты. ИИ будет рисовать, писать, и сочинять музыку, но будет делать это в соответствии с подобными Вашей теориями. Шлягеров не будет. В унифицированном мире, к которому мы стремительно катимся, красота не нужна.

Прошу прощения за сумбур.

Цай Владимир   07.12.2018 18:36   Заявить о нарушении
Ув. Владимир,

Насчет того, что современные композиторы (серьезной) музыки неспособны выдать мелодию (или современные поэты не могут писать “гладко”) - это, полагаю, неверно. Просто в культуре перепроизводство – и “все уже было”. Обыватель слабее прегружен этим культурным запасом, он еще способен воспринимать шлягер непосредственно, но профессионал или продвинутый дилетант начинает морщиться от ощущения “уже было”. Поэтому продвинутой публике для ощущения новизны приходится, так сказать, извращаться. Пикассо был очень хорошим рисовальщиком – в 15-20 лет он рисовал что-то наподобие Веласкеса или Эль Греко. По “Гернике” обыватель этого не скажет, но профессионал моментально отличит “Гернику” Пикассо от моей, грубо говоря...

Шнитке для заработка сочинял вполне мелодичные вещи – популярные – для кинофильмов – и заумь наподобие настройки рояля в течение пятнадцати минут в симфониях. Но эта заумь профессионалам может быть интереснее... Даже такой валенок, как я, ощущаю, что что-то в симфонии Шнитке есть... Изощренная техника не исключает красоты, но делает ее на другом уровне... Полагаю, даже перспектива, когда до нее додумались, воспринималась поначалу как ненужное умствование. Возможно, помощь компьютера в подборе рифмы или размера – это не столь безумная идея, как это кажется сейчас. Кино сейчас делается практически на компьютере, например... Вытесянет красоту не искусственный интеллект, а культивируемый в населении недостаток естественного...

Ritase   07.12.2018 19:26   Заявить о нарушении
Согласен с Вами вообще, и по Пикассо и Шнитке, в частности. Я писал в таком же духе (не хочу ссылаться, вряд ли это будет Вам интересно), я даже добросовестно пытался читать "Философию современной музыки" Теодора Адорно и слушать "Лулу" Альбана Берга и др. Чтобы совсем не закомплексовать убедил себя, что народ все-таки "дурят". Наверное, они могут "нормально" рисовать и сочинять музыку, наверное, надо искать что-то новое, наверное, массовая культура - это не искусство и т.д. и т.п. Я все понимаю, но слушаю Рахманинова (в принципе). Вам - всего хорошего.

Цай Владимир   08.12.2018 19:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Спасибо за этот труд!
Познавательная и важная статья!
Вернусь перечитать.
С уважением, Мила

Мила Суркова   05.12.2018 22:53     Заявить о нарушении
Ув. Мила,

Тем, кто стихи пишет, эти теории на самом деле не нужны - Маяковский разницы ямба с хореем не знал...

Спасибо за отзыв.

Ritase   05.12.2018 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Лично мои познания в стихотворчестве до сего дня покоились на одном единственном, но фундаментальном принципе:
«Я – поэт! Зовусь Незнайка.
От меня вам...» либо «приветик», либо «балалайка».

Но слава Булю, я знаком с Его алгеброй – поэтому и заинтересовался.

«Если после логического «или » мы получаем что-то, что для нашего процессора звучит как «да», то он тихо радуется жизни, а если получается что-то, звучащее как «нет», процессор огорчается»
– Надеюсь, те, кто на лампах, не сделают Вам замечание в неполиткорректности.

Если бы для публикации своих стихов на сайте «Стихи.ру» их авторы сдавали администраторам экзамен по «Математической теории стихотворного размера», то принцип «мал золотник, да дОрог» можно было бы увидеть воочию.

Хомуций   27.07.2018 18:02     Заявить о нарушении