Рецензии на произведение «Математическая теория стихотворного размера»

Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

В 1975 г. издали большой том В.М.Жирмунского "Теория стиха" (Сов. писат. Ленинградское отд.). Это его работы 20-х годов.
Разделы:
Введение в метрику.
Рифма, её история и теория.
Композиция лирических стихотворений.
Статьи.

Леввер   23.05.2021 12:07     Заявить о нарушении
Работ по теории стиха много. Но мне они казались настолько мутными, что решил сделать сам. Конечно, к чистой математике это не сводится.

Ritase   23.05.2021 17:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Пока прочёл только первую часть и замечания делаю по ней. В целом статью считаю для себя очень полезной - я редко обращаюсь к такому скрупулёзному подсчёту ударных и безударных слогов. А зря. )) Так что, спасибо за эту публикацию.

1. То, что односложные слова считаются безударными, это вообще-то нонсенс.
А как быть со стихами, которые состоят исключительно из односложных слов?
http://stihi.ru/2021/04/25/7028 http://stihi.ru/2021/04/25/3479
Это что за размер?

2. РИТМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА
Есенинское "Не жалею, не зову, не плачу" имеет в первых строках пяти катренов следующую ритмику:

АаАаАаАААа - "Не жалею, не зову, не плачу"
АаАААаАаАа - "Ты теперь не так уж будешь биться"
АаАааААААа - "Дух бродяжий! ты все реже, реже"
АаАаАаАААа - "Я теперь скупее стал в желаньях"
АААААаАаАа - "Все мы, все мы в этом мире тленны"
ясно, что это хорей с добавлением спондеев. Именно эти первые строки задают ритмическую норму и восстанавливают её в начале каждого четверостишия.

Теперь посмотрим на текст стихотворения целиком:

Не жалею, не зову, не плачу, - норма задаётся
Все пройдет, как с белых яблонь дым. - норма подтверждается
Увяданья золотом охваченный, - три пиррихия норму нарушают
Я не буду больше молодым. - один пиррихий

Ты теперь не так уж будешь биться, - норма восстанавливается
Сердце, тронутое холодком, - два пиррихия норму нарушают
И страна березового ситца - один пиррихий
Не заманит шляться босиком. - два пириихия

Дух бродяжий! ты все реже, реже - норма восстанавливается
Расшевеливаешь пламень уст - длинный пиррихий на 3 ударения нарушает норму
О, моя утраченная свежесть, - один пиррихий
Буйство глаз и половодье чувств! - один пиррихий

Я теперь скупее стал в желаньях, - норма восстанавливается
Жизнь моя, иль ты приснилась мне? - один пиррихий нарушает норму
Словно я весенней гулкой ранью - один пиррихий
Проскакал на розовом коне. - два пиррихия

Все мы, все мы в этом мире тленны, - норма восстанавливается
Тихо льется с кленов листьев медь... - норма подтверждается
Будь же ты вовек благословенно, - один пиррихий норму нарушает
Что пришло процвесть и умереть. - один пиррихий

И мы видим, что стихотворение написано не просто так, а имеет чёткую ритмическую систему. И эта система даже демонстрирует кольцо: норма подтверждается дважды - в первом и в последнем катренах.
А вот отклонения от нормы, все эти есенинские пиррихии, они и создаёт особую напевность стихотворения в целом.

В целом мы наблюдаем пульсирующую систему - ритмика то резко сжимается путём добавления спондеев, то она расширяется на строках с пиррихиями.

3. ПРИМЕР ИЗ НАЧАЛА СТАТЬИ:
«Послушайте, ребята / Страна наша богата» (А.К.Толстой)
Слово "наша" тут лишается правильного ударения не потому, что такое правило, а потому, что правильное ударение противоречит норме, введённой предыдущей строкой.
Одновременно изменяется интонация его прочтения, оно не скандируется а произносится замедленно.
Одновременно на этом слове возникает семантический акцент (богата не просто "земля", а наша земля).

Дмитрий Маштаков   23.05.2021 15:56     Заявить о нарушении
1 "Не мни, что ты есть мир, и царь, и бог" - здесь кажется логичным подчеркнуть существительные в отличие от предлогов, тогда идет по ямбу ("а ну отдай мой каменный топор"), но для меня у этого стиха особо четкого размера не образуется. Я его могу прочитать и в стиле чего-то бродского, к примеру: "Думал, ты убежишь с речного дна". Вопрос, что является для строчки первостепенным,чтобы она могла войти в некой размер (пусть и с легким скрипом), а с чем она его полностью поломает. Если смотреть на конкретные стихи, то выясняется, что любые односложные слова можно в широких пределах ставить для записи, как безударные, и некоторые служебные двухсложные тоже, а с существительными/прилагательными глаголами из двух и более слогов таой номер не проходит - стих "ломается", если эти ударения вне положенного места.

2.АаАаАаАААа - "Не жалею, не зову, не плачу" - для меня такая запись неправильна. "Настоящее" аААа в стих просто не лезет ни при каких обстоятельствах. Это "сапог тапок" - попробуйте вставить его в хорей -да и вообще в любой размер. "Тапок сапог" - пожалуйста -АааА - любой трехсложный. "Грязный тапок - сапог в переполненном зале" А наоборот - ни-ни. Поэтому, ударение, которое вы приписываете "не" будет все ломать.
Когда не в шутку занемог - аАаАаааА, но не аАААаааА- это ямб, нечетные безударные – здесь “не” спондеем никто из теоретиков вроде как не считает. Спондей, говорят: “Швед, русский, колет, рубит режет”. Но для меня и это не спондей, раз швед односложное, хоть и существительное. То есть как ритмически ударяются односложные слова – это вопрос по моему представлению второго порядка для размера – он влияет, конечно, на восприятие, но на классификацию по размеру влияния не оказывает в подавляющем большинстве случаев.

3. Здесь пример несколько маргинальный, потому что АК Толстой хотел прямую цитату “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.” - потому и вставил с по-хорошему нарушением размера. Но так как “наша”, то не смертельно. Боло бы существительное, было бы совсем плохо. Явно просится “земля у нас богата...”

Ritase   23.05.2021 18:30   Заявить о нарушении
АаАаАаАААа - "Не жалею, не зову, не плачу" - а для меня такая запись правильна.
Я с её помощью сумел разобраться в ритмических особенностях всего стихотворения в целом.
Одним из критериев правильности теории является её практическая применимость. И применимость эта состоит не в умении втолкнуть в текст те или иные слова, и не в умении классифицировать тексты по тем или иным ритмическим категориям, а в понимании существа восприятия стихотворения читателем.
Вот как раз с этим формальная теория, ограниченная рассмотрением исключительно ритмики, да и рифм тоже, по моему мнению, не справляется.
Не справляется потому, что не даёт ответ на самый главный вопрос - а для чего нужны стихотворению эта самая ритмика и эти самые рифмы. Какие преференции пишущему человеку они дают?
Это первое. Второе, это то, что разработка всякой сложной теории тут непродуктивна. Непродуктивна потому, что она сложная.
Например, усреднение ритмики по тексту всего стиха путём логического сложения иктов - ну, кто, кроме ЭВМ это будет делать?

Кроме того, на примере стихотворения Есенина, я, как мне кажется, хорошо показал, что строки в его катренах совсем не однородны. Первая строка, не имеющая пиррихиев, разительно отличается от строк, следующих за ней. Потому, получить некий результат, применяя логическое сложение ко всем строкам подряд, это очень сомнительная затея.

Мне более интересно другое. Слабые размеры, вроде дольника, можно сравнительно легко переложить верлибром. Я проделывал такое, например со стихотворением "Девушка пела в церковном хоре" и результат получил впечатляющий.
Переложение стихов это тоже один из способов их исследования.

Дмитрий Маштаков   23.05.2021 19:30   Заявить о нарушении
Зависит от целей. Меня в данном конкретном случае интересовало,как грубо говоря ямб можно отличить от грубо говоря хорея чисто на компьютере. Таокй вопрос был. И я, как мне кажется, нашел удовлетворительный формальный алгоритм, который совпадает с мнением специалистов в высоком проценте случаев. Мне кажется, за этим алгоритмом стоит и некая закономерность восприятия. Но это такая механистическая работа.

Вполне возможно, что первая строчка в четверостишии прописывается с максимальным количеством "правильных" ударений чтобы задать ритм. Но вообще в русском языке количества ударений недостаточно, чтобы естественно обеспечивать ямб, где каждый второй слог ударный -неизбежно будут "дырки"- пиррихии.

Разговоры же насчет "золотого сечения" мне кажутся довольно сомнительными. В фотографии часто говорят о "правиле третей" вместо золотого сечения - и на практике разобрать, где одно, а где другое, обычно достаточно трудно.

Ritase   23.05.2021 20:42   Заявить о нарушении
Да, ритмика с односложными словами вещь неопределённая. Вот выписал пары строк, и как эти строки интерпретировать?

А у нас во дворе есть девчонка одна,
Между шумных подруг неприметна она.

А у нас в квартире газ! А у вас?
А у нас водопровод! Вот!

Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
__________
особенно хочется скандировать слово "зимние" по слогам ))

Дмитрий Маштаков   23.05.2021 23:21   Заявить о нарушении
Вот что я нашёл тут - http://stihi.ru/rec.html?2013/12/07/13389

//Жирмунский предложил классификацию односложных слов, которая в общем виде встречалась ещё у Ломоносова:
«1. слова безусловно ударные», к которым относятся «все слова с полным вещественным значением» - существительные, прилагательные, глаголы (кроме вспомогательных), наречия (кроме местоимённых);
«2. слова безусловно неударные» - частицы, односложные предлоги, союзы, которые примыкают к предыдущему или последующему слову по принципу энклитики или проклитики;
«3 слова метрически двойственные» - местоимения, местоимённые наречия, односложные числительные, вспомогательные глаголы и междометия.
Последняя группа слов и создаёт вариативные возможности прочтения строки: они «всегда оказывают сопротивление редукции и обладают в синтаксическом отношении самостоятельностью знаменательных слов» (В.М.Жирмунский Введение в метрику: Теория стиха. – стр.85 – 107;//

И, по правде сказать, мало что понял. Буду разбираться ))

Дмитрий Маштаков   24.05.2021 07:39   Заявить о нарушении
Пожалуй, такой способ расстановки акцентов будет правильным:

ОоАаАаАаа - Ой вы гусли, гусли звонкие! - 3Хорей + Дактиль
ОоАаАаАаа - Ой ты море, море синее!
аААаАаАаа - Корабль в море, реи тонкие, - спондей
ааАаааАаа - С кораблями побратимами. - пиррихий

ООАаааАаа - Как - бум! Пушечки стреляются. - сверх схемное ударение и пиррихий
ООАаааАаа - Как - бах! Ядра разрываются, - сверх схемное ударение и пиррихий
ОаАоАаАаа - Гром гремит, свист ядер слышится,
ОаАаАоАаа - Мне в дыму, почти не дышится.

Дмитрий Маштаков   24.05.2021 08:25   Заявить о нарушении
Ну а я просто валю все односложное в кучу с неопределенным ударением. Есть ударение на односложном слове, или нет, для меня несущественно. По моим представлениям, даже безусловно ударное односложное слово не имеет ударения "такой же силы", как двусложное существительное, скажем - поэтому односложное ударное слово может стоять без (особых) проблем на "безударном" месте в размере - и размер от этого не ломается. Я просто выношу за скобки вопрос о том "слышно ударение на односложном в данном размере или нет" - это для целей классификации размера неважно по моим представлениям. Я вообще предпочитаю "недоставить ударений", чем поставить слишком много. Я даже допускаю безударные двусложные слова типа "или" и "еще" - и это не с бухты-барахты, а потому что в реальных стихах такие слова иногда встречаются на "неправильных " местах, не вызывая слышимого насилия над размером. На самом деле, мое правило стихотворных ударений не взято с потолка, но результат обработки нескольких сотен стихов.
Я вполне допускаю, что односложное слово может звучать под ударением в стихе, но соответствующий набор правил, если он и есть, должен быть по моим понятиям очень сложен и включать такие плохо формализуемые вещи, как смысл. Я ставлю минимальное количество формальных требований: чтобы "сильные " ударения были точно где надо, и все. Если это выполнено, стих формально написан соответствующим размером, если нет- то сорри. И такой дубовый подход показывает, например, что в классике 19 века размер выполняется очень строго - весь "Онегин" написан ямбом практически без нарушений моих правил. Если считать "не" ударным, эти правила нарушаются уже во второй строчке.


Ritase   24.05.2021 16:43   Заявить о нарушении
Вы цитируете в одной обойме Лермонтова, у которого размер строгий, Маршака, у которого вроде дольник и что-то совсем уж фольк, написанное непонятно чем. Если Вы хотите искать что-то общее во всех этих стихах, то найдете очень мало что. Строгие размеры - одно дело, дольники - слегка другое. "Что такое " дольник - это даже "современная наука" толком не определила (про строгие размеры вроде понятно, но и насчет строгих вроде как раскопали в 20-е годы прошлого столетия, не раньше).

Ritase   24.05.2021 17:22   Заявить о нарушении
Общее между текстами только то, что это стихи. И нужно уметь как-то анализировать их ритмическую структуру. Как? Вопрос открытый.
А и а удобно ставятся, также, как О и о (для односложного слова). Единицы и нули с пробелами между ними, как это делают некоторые, менее удобны.
И для анализа стихов такой мнемоники вполне хватает. Хотя понимаю, для машинной обработки нужно что-нибудь ещё.

Правила? Правил общих, я думаю, нет. правила создают сами поэты в ходе своей практики.

Дмитрий Маштаков   24.05.2021 19:13   Заявить о нарушении
Мне как раз и интересно, что общие правила таки есть - практически вся поэзия 19 века ставит сильные ударения на точно определенных местах - практически без исключений. В 20 веке (дольники итп )это ослабляется, но все равно есть закономерности, которые наблюдаются в стихах (в отличие от прозы). Естественно, почти никто из реальных поэтов слога и ударения не считает - (кроме фриков вроде Брюсова или Шенгели), пишут сугубо "на слух" - но почти у любого хорошего поэта эти вещи с ударениями присутствуют - как правильная перспектива у хорошего живописца 19 века, к примеру.

Поставить еще и "О", конечно, можно, но вопрос ведь в том, каковы закономерности расстановки этих "О". Я показываю, что мои А, после того, как фиксированы четкие правила что считать "А", а что не считать, стоят в стихе не как попало, и не как в прозе, а выполнены четкие закономерности.

Ritase   24.05.2021 20:04   Заявить о нарушении
Николай, я тут кое-что написал - http://proza.ru/2021/05/26/241
Посмотрите, когда время будет.

Дмитрий Маштаков   26.05.2021 06:45   Заявить о нарушении
В принципе, чтобы уверенно что-то утверждать, нужна приличная статистика... И мы с вами таки этими делами занимаемся по-дилетантски. Я просмотрел-таки пяток книжек... Гаспаров, например, довольно интересно пишет о стихах. Математик Колмогоров - очень известный - занимался статистикой в стихосложении, и Гаспаров вроде в этом участвовал - есть жуткие по величине статистики по дольникам... Все это достаточнго забавно, но, мне кажется, наводить такие статистики без четких критериев, что ищется, не особенно полезно.

Ritase   26.05.2021 15:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Впечатляет. Многажды пытался я постичь науку стихосложения. Да тщетно. Что-то препятствует этому всеблагому начинанию. И вот вопрос:
Что же мне делать с таким вот случающимся наваждением

Послушай, здравый смысл, мой неизбывен грех.
Перед величием твоим я немощен, я слаб;
Дорогою прямой не иду я, а ухаб
Любой манит меня предчувствием утех
Постыдных. Ямба от хорея – да! да! – не в силах отличить,
Мне надо бы молчать, достоинство лелея.
Но не могу порок свой излечить.

Вот варвар в ночь с цепи спускает пса - меня,
И мечется рассудок оголтелый.
То рифмою простой, а то размером белым –
Бежит мой смысл, как мрак лица огня.
И (птеро)- дАктилем взмывает над пространством...
…Побитый сим постыдным постоянством,
Повержен древний сторож Амфибрахий,
Окрест крича: – Увы! – рассыпав охи, ахи.

- Тебе – кричит – давно пора на плаху
ДолжнО нести главу бесстыжую свою!

А я же до сих пор то вою, то пою –
Воистину не признавая страха
Перед лицом суда, сурового как стужа:
- Ну, посмотри, глупец, - кому ты нужен
С безумием своим, когда на светофор
Равняются ряды давно уж выверенных форм.
-Что? Ты туда спешишь! Послушай, не смеши.
Предайся лучше воспитанию души:
Из прочных прутьев ей исполнив клетку;
Или подставь себя под выстрел меткий.

Так исполнитель рьяный АнАпест
Направит на меня карающий ваш перст.
И метабасит на глазах у всех:
- Его пред здравым смыслом повергаю грех!

Разве что: « афтор-убейся ап стену»?
Со смирением перед Исполнителем приговора=Виктор

Виктор Гранин   06.02.2020 17:59     Заявить о нарушении
Ув. Виктор

Так как я эту науку тоже хронически не понимал, то решил написать свою - могу Вам сообщить, что поэту она совершенно бесполезна. Просто в стихе есть некоторые достаточно простые шестеренки, копаться в них некоторое время любопытно, но приличные поэты все равно пишут на слух. И все более-менее годные размеры уже использованы...


Ritase   06.02.2020 18:10   Заявить о нарушении
Спасибо на утешительном слове. Что же - так и остаётся, что пребывать в неопределённости своей без надежды на счастливый случай вразумления.

Виктор Гранин   06.02.2020 18:18   Заявить о нарушении
А в чем именно вы хотите вразумиться? Как что называется? В принципе, наука нехитрая - переделайте примеры с карандашом на каком-нибудь листочке, и станет (надеюсь) все понятно - не сложнее умножения столбиком. Но от того, что Вы будете знать где ямб, а где дактиль, лучше вряд ли будет получаться. Маяковский прямо говорил, что он не знает.

Ritase   06.02.2020 18:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Я тоже интересовалась этими вопросами из любопытства. У Вас получилась очень наглядная схема. Но позволю себе некоторые предложения.

Можно было бы встроить в схему ещё и гекзаметр. Говорят, Гомер писал на берегу моря в такт шелесту волн.

Теперь по поводу рифмы. Можно было бы ввести особые обозначения в конце строк, например, 1, 2 или буквенные. Схема Пушкинской строфы получилась прозрачной из-за мужских-женских окончаний. А что, если бы там были только однотипные? Тогда не было бы понятно, что строфы рифмуются через одну, затем парно, затем через две и в конце парно. И у других авторов наверняка найдётся много примеров, когда обозначение рифмованных строк внесли бы большую ясность. Для полноты теории это необходимо. И для создания программ тоже.

Я не думаю, что Вас увлекает идея создания программ, но обсудить это можно. Хотя электронные стихи могут оказаться вполне приличными, но с тем же успехом и графоманскими. Например, во времена Пушкина был поэт Хвостов не менее известный. Вслед за "Медным всадником" он тоже описал картины наводнения (гибели стада коров):
"Там на земле лежало много крав,
Кои валялись ноги кверху вздрав".

А вообще, стихосложение - это такая тонкая вещь, которую в электронный формат не уложишь. Вернее можно уложить ритм, рифму, содержание, словарный запас. С образностью труднее. И совсем уж невозможно - с передачей психо-эмоционального
состояния, за что собственно стихи и ценятся. У меня было как-то стихотворение на эту тему:
...
"Строча надуманные фразы,
Ты их попробуй, напиши.
Стихи - не рифмы и не разум -
А состояние души".

С уважением,

Галина Ларина   10.02.2019 13:49     Заявить о нарушении
Ув. Галина

Формирование строфы — особое дело, само по себе достаточно сложное — я его просто не рассматриваю. Меня интересует пока простейший номер — две строки с одинаковым количеством слогов и рифмой — двустишие. Как организовано оно. Онегинская строфа, сонет и тп — все имеет дополнительную структуру.

В принципе, можно просто заключать рифму в скобки, но если последнее А, то рифма мужская, Аа- женская, Ааа - дактильная — на примерах это хорошо видно.

Гекзаметр все-таки не русский размер, и стихи не обязательно организованы силлаботоникой. Насколько я понимаю, в греческом были скорее краткие и долгие слоги, чем ударные и безударные - но по незнанию греческого никогда этим вопросом не интерсовался. Возможно, было бы интересно применить эти же вещи к иностранным стихам и оттуда можно что-то почерпнуть...Опять-таки впрос времени и иетереса.

Программа может быть интересна не для написания стихов, но для помощи в их анализе. Второй вариант — разработка новых размеров, хотя я думаю, что все не особо длинные уже где-то завсетились. Я просто загонял четверостишия в программу для расстановки ударений, если бы автоматически производилась запись, делались суммы, отмечались неправильности и тп было бы проще этим заниматься — но это к филологам... В СПГУ на филфаке есть кафедра компьютерной лингвистики или около того, но я понятия не имею, насколько им это может быть интересно, и насколько это ново...

У Хвостова мне особенно нравилось «Весна зимой бывает летом» - или что-то вроде... И зубастый голубь — тоже находка...

Ritase   10.02.2019 17:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Идея привлекательна, трудолюбие автора вызывает уважение, перспектива очевидна - набрать аспирантов, довести теорию "до ума" и разработать комплекс программ, который будет "писать" стихи - в заданном размере, под определенного поэта, переводы и т.д. Кто скажет, что это не искусственный интеллект?
Потом разработать аналогичную теорию музыки и написать программу для сочинения шлягеров, именно шлягеров а не современную музыку таких композиторов, как Альбан Берг, у которого теория, мне кажется, проще.
А потом ... С уважением,

Цай Владимир   06.12.2018 08:11     Заявить о нарушении
Ув. Владимир

В общем, оно было вызвано желанием разобраться в том, что такое собственно стихотворный размер, чего я никогда не понимал. Если вы глянете, скажем, талмуд Шенгели по теории стихосложения (страниц четыреста), вы ужаснетесь. Есть несколько конкурирующих систем — они кратко описаны во вступлении, и по сравнению с ними мое построение незатейливо как швабра. У меня появилась идея, я стал проверять и меня слегка засосало — трудолюбие тут ни при чем - скорее любопытство. Всерьез заниматься филологическими штудиями мне, как физику, не с руки — если кто хочет развивать — пожалуйста.... На самом деле исследование размеров — солидная область, мне было бы любопытно, что скажут специалисты, но тут их либо нету, либо они и так все это знают...
Конечно, приличные поэты в подавляющем большинстве случаев не знают никаких теорий. Некоторые даже не помнят какое из них ямб, а какое хорей, при этом безошибочно пишут на слух, а слога считают лишь те, у которых ноль способностей... Теоретики вроде Шенгели - поэты обычно очень второстепенные. Но в принципе схемой можно было бы пользоваться чтобы подобрать новые звучания... Хотя, я думаю, попробовано уже все.

Ritase   06.12.2018 14:30   Заявить о нарушении
Меня привлекла красота теории. Не знаю, как далеко ушли разработчики программ для написания стихов, но им это точно будет полезно - я не шутил. Нужно ли учить компьютер писать стихи - равносильно вопросу, нужен ли искусственный интеллект (ИИ) вообще. Он (ИИ, или что-то, что под этим термином подразумевается)никого не спрашивает.

Почему я приплел музыку. Под влиянием Вашей статьи мне в голову пришло такое сравнение: шлягеры в музыке подобны стихам. Среди композиторов есть поэты, выдающие мелодии, и прозаики, пишущие музыку по правилам. В современной музыке нет мелодии в традиционном понимании, поэтому современные композиторы пишут по своим правилам, но без души, и хорошую мелодию они выдать просто не могут.

По моему мнению искусство основано не на поисках истины, как наука, а на поисках красоты. ИИ будет рисовать, писать, и сочинять музыку, но будет делать это в соответствии с подобными Вашей теориями. Шлягеров не будет. В унифицированном мире, к которому мы стремительно катимся, красота не нужна.

Прошу прощения за сумбур.

Цай Владимир   07.12.2018 18:36   Заявить о нарушении
Ув. Владимир,

Насчет того, что современные композиторы (серьезной) музыки неспособны выдать мелодию (или современные поэты не могут писать “гладко”) - это, полагаю, неверно. Просто в культуре перепроизводство – и “все уже было”. Обыватель слабее прегружен этим культурным запасом, он еще способен воспринимать шлягер непосредственно, но профессионал или продвинутый дилетант начинает морщиться от ощущения “уже было”. Поэтому продвинутой публике для ощущения новизны приходится, так сказать, извращаться. Пикассо был очень хорошим рисовальщиком – в 15-20 лет он рисовал что-то наподобие Веласкеса или Эль Греко. По “Гернике” обыватель этого не скажет, но профессионал моментально отличит “Гернику” Пикассо от моей, грубо говоря...

Шнитке для заработка сочинял вполне мелодичные вещи – популярные – для кинофильмов – и заумь наподобие настройки рояля в течение пятнадцати минут в симфониях. Но эта заумь профессионалам может быть интереснее... Даже такой валенок, как я, ощущаю, что что-то в симфонии Шнитке есть... Изощренная техника не исключает красоты, но делает ее на другом уровне... Полагаю, даже перспектива, когда до нее додумались, воспринималась поначалу как ненужное умствование. Возможно, помощь компьютера в подборе рифмы или размера – это не столь безумная идея, как это кажется сейчас. Кино сейчас делается практически на компьютере, например... Вытесянет красоту не искусственный интеллект, а культивируемый в населении недостаток естественного...

Ritase   07.12.2018 19:26   Заявить о нарушении
Согласен с Вами вообще, и по Пикассо и Шнитке, в частности. Я писал в таком же духе (не хочу ссылаться, вряд ли это будет Вам интересно), я даже добросовестно пытался читать "Философию современной музыки" Теодора Адорно и слушать "Лулу" Альбана Берга и др. Чтобы совсем не закомплексовать убедил себя, что народ все-таки "дурят". Наверное, они могут "нормально" рисовать и сочинять музыку, наверное, надо искать что-то новое, наверное, массовая культура - это не искусство и т.д. и т.п. Я все понимаю, но слушаю Рахманинова (в принципе). Вам - всего хорошего.

Цай Владимир   08.12.2018 19:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Спасибо за этот труд!
Познавательная и важная статья!
Вернусь перечитать.
С уважением, Мила

Мила Суркова   05.12.2018 22:53     Заявить о нарушении
Ув. Мила,

Тем, кто стихи пишет, эти теории на самом деле не нужны - Маяковский разницы ямба с хореем не знал...

Спасибо за отзыв.

Ritase   05.12.2018 23:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Лично мои познания в стихотворчестве до сего дня покоились на одном единственном, но фундаментальном принципе:
«Я – поэт! Зовусь Незнайка.
От меня вам...» либо «приветик», либо «балалайка».

Но слава Булю, я знаком с Его алгеброй – поэтому и заинтересовался.

«Если после логического «или » мы получаем что-то, что для нашего процессора звучит как «да», то он тихо радуется жизни, а если получается что-то, звучащее как «нет», процессор огорчается»
– Надеюсь, те, кто на лампах, не сделают Вам замечание в неполиткорректности.

Если бы для публикации своих стихов на сайте «Стихи.ру» их авторы сдавали администраторам экзамен по «Математической теории стихотворного размера», то принцип «мал золотник, да дОрог» можно было бы увидеть воочию.

Хомуций   27.07.2018 18:02     Заявить о нарушении