Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Я тоже интересовалась этими вопросами из любопытства. У Вас получилась очень наглядная схема. Но позволю себе некоторые предложения.

Можно было бы встроить в схему ещё и гекзаметр. Говорят, Гомер писал на берегу моря в такт шелесту волн.

Теперь по поводу рифмы. Можно было бы ввести особые обозначения в конце строк, например, 1, 2 или буквенные. Схема Пушкинской строфы получилась прозрачной из-за мужских-женских окончаний. А что, если бы там были только однотипные? Тогда не было бы понятно, что строфы рифмуются через одну, затем парно, затем через две и в конце парно. И у других авторов наверняка найдётся много примеров, когда обозначение рифмованных строк внесли бы большую ясность. Для полноты теории это необходимо. И для создания программ тоже.

Я не думаю, что Вас увлекает идея создания программ, но обсудить это можно. Хотя электронные стихи могут оказаться вполне приличными, но с тем же успехом и графоманскими. Например, во времена Пушкина был поэт Хвостов не менее известный. Вслед за "Медным всадником" он тоже описал картины наводнения (гибели стада коров):
"Там на земле лежало много крав,
Кои валялись ноги кверху вздрав".

А вообще, стихосложение - это такая тонкая вещь, которую в электронный формат не уложишь. Вернее можно уложить ритм, рифму, содержание, словарный запас. С образностью труднее. И совсем уж невозможно - с передачей психо-эмоционального
состояния, за что собственно стихи и ценятся. У меня было как-то стихотворение на эту тему:
...
"Строча надуманные фразы,
Ты их попробуй, напиши.
Стихи - не рифмы и не разум -
А состояние души".

С уважением,

Галина Ларина   10.02.2019 13:49     Заявить о нарушении
Ув. Галина

Формирование строфы — особое дело, само по себе достаточно сложное — я его просто не рассматриваю. Меня интересует пока простейший номер — две строки с одинаковым количеством слогов и рифмой — двустишие. Как организовано оно. Онегинская строфа, сонет и тп — все имеет дополнительную структуру.

В принципе, можно просто заключать рифму в скобки, но если последнее А, то рифма мужская, Аа- женская, Ааа - дактильная — на примерах это хорошо видно.

Гекзаметр все-таки не русский размер, и стихи не обязательно организованы силлаботоникой. Насколько я понимаю, в греческом были скорее краткие и долгие слоги, чем ударные и безударные - но по незнанию греческого никогда этим вопросом не интерсовался. Возможно, было бы интересно применить эти же вещи к иностранным стихам и оттуда можно что-то почерпнуть...Опять-таки впрос времени и иетереса.

Программа может быть интересна не для написания стихов, но для помощи в их анализе. Второй вариант — разработка новых размеров, хотя я думаю, что все не особо длинные уже где-то завсетились. Я просто загонял четверостишия в программу для расстановки ударений, если бы автоматически производилась запись, делались суммы, отмечались неправильности и тп было бы проще этим заниматься — но это к филологам... В СПГУ на филфаке есть кафедра компьютерной лингвистики или около того, но я понятия не имею, насколько им это может быть интересно, и насколько это ново...

У Хвостова мне особенно нравилось «Весна зимой бывает летом» - или что-то вроде... И зубастый голубь — тоже находка...

Ritase   10.02.2019 17:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ritase
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Ларина
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.02.2019