Рецензия на «Триумф и трагедия АПЛ К-3» (Юрий Бахарев)

Юрий Иванович, случайно в Интернете попал на ваш рассказ-воспоминание о"К-3".
Мне показалось, что я уже его видел и читал в перечне ваших произведений. Но моей рецензии под ним не оказалось. Как это могло быть, не знаю. Так что прочитал еще раз и вот что скажу.

Рассказ потрясающий. Рассказано так, как будто Вы там были. Встают перед глазами детали подводной службы, всё то, что с ней связано.
Что касается аварии на "К-3" с катастрофическими последствиями. Позвольте мне сказать пару слов с точки зрения командира атомной пл и крейсера с 11-летним стажем, (с точки зрения инженер-механика у Вас преимущество).
Главное:
1. С возникновением пожара на подводной лодке в своих водах, следует немедленно всплыть и бороться за живучесть в надводном положении. Это понятно любому командиру-подводнику.
Будучи на Боевой службе вдали от своих вод, первым делом следует определить степень пожара и по возможности постараться справиться с ним не всплывая.
2. Но если пожар объемный и уже понятно, что без вентиляции отсеков в атмосферу не обойтись, всплывать, (с соблюдением всех мер безопасности), следовало немедленно. Судя по рассказу, командир Степанов такого решения не принял. Зато принял другое.
3. Вы прекрасно знаете, что при любом пожаре в отсеке, его герметизируют. Любое сообщение со смежными отсеками до полной ликвидации пожара или возгорания категорически недопустимо. Потому меня удивили Ваши слова: "Чтобы не допустить взрыва, (БЗО торпед, -А.Х.), командир ПЛ принимает единственно верное решение: «Сравнять давление с аварийными отсеками!».
Я не слышал, чтобы на взрыв тротила влияли температура, (им можно топить печку), и, тем более, давление. Но даже если это так, то сравнять давление в отсеке с забортным можно другими способами, в том числе тем, что применил командир БЧ-5 для затопления 1-го отека. Есть и другие.

Если Вы скажете, что хорошо рассуждать сидя на диване на берегу, то я отвечу, что говорю не голословно, а на основании личного опыта.

Что касается некоторых расхождений и неточностей в рассказе другого участника событий В.Сатрапинского, то о них не буду. Известно: сколько очевидцев, столько и мнений.
С уважением,


Альберт Иванович Храптович   21.01.2019 17:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Альберт Иванович,за взвешенный и профессионально грамотный отзыв.

Юрий Бахарев   21.01.2019 13:27   Заявить о нарушении
Альберт Иванович!В тексте рассматриваемой статьи есть слова:"... тротил торпед взрывается при одновременном повышении температуры и давления".

Юрий Бахарев   21.01.2019 13:45   Заявить о нарушении
Да я о том же, Юрий Иванович. Вам, конечно, виднее, у Вас инженерное образование. А я вот минер, никогда не слышал, чтобы тротил взрывался от давления. Одновременно с повышением температуры или врозь. Просто не слышал. О том и написал.
Заглянул сейчас на всякий случай в Интернет, там тоже: "Тротил обладает приемлемым уровнем чувствительности, он не взрывается от прострела пулей, от действия искры или пламени. Взрыв тротила гарантировано происходит от стандартных капсюлей-детонаторов или запалов".
Допускаю, если тротил нагреть в замкнутом пространстве, (в БЗО торпеды, например), до 1000 градусов, то может и взорвется. Но, о воздействии давления, повторяю, нигде не слышал. Да, мне известно, что при пожаре на складах снаряды рвутся. Но какое там в них ВВ, какая температура, и не от первоначального ли взрыва неизвестного происхождения они детонируют - вопрос.

Альберт Иванович Храптович   21.01.2019 17:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Бахарев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Альберт Иванович Храптович
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2019