Рецензия на «О чернухе и снова Такси-блюз» (Лев Вишня)

ТАКСИ-БЛЮЗ. ДЕЛО ОБ УГОНЕ.

Дамы и господа в зал суда вызывается свидетель обвинения знаменитый французский режиссёр Жан-Люк Годар! (извините, небольшая заминка, Жан-Люк просит уточнить, что он швейцарский режиссёр, ну, неважно).

- Господин Годар, что вы можете сообщить следствию по поводу фильма Павла Лунгина «Такси-Блюз»?

«Стоит две секунды посмотреть видео, демонстрирующее Павла Лунгина, поедающего свой йогурт в Каннах, чтобы немедленно понять, что перед нами прохвост. Потом можно, конечно, подтвердить это доказательствами. «Такси-блюз» - в качестве свидетельства возрождения современного русского кино... Это свидетельство силы американцев».

И мы понимаем на что намекает Годар, ведь Лунгин бывший сценарист и в кинематографии не один десяток лет. Он прекрасно знает о существовании таких фильмов, как «Полуночный ковбой» (1969) Джона Шлезингера и «Таксист» (1976) Мартина Скорсезе. Объединив эти два фильма в одно целое мы получим... Нет, не «Такси-блюз». А просто увидим, что используя определённые наработки указанных лент можно получить некий симбиоз и привить его на отечественной почве. Тут и профессия таксиста, и герои-антиподы, и ночной Нью-Йорк, и общий посыл к зарубежной аудитории, мол и мы не лыком шиты.

Предоставим слово эксперту - кинокритику Андрею Плахову: «В «Такси-блюз» русский иррационализм введен в координаты западного сознания. Вы можете называть его постмодернистским, так оно, вероятно, и есть, но в самой этой трансплантации мне не хватает естественности. Слишком понятно, как это сделано (хотя сделано замечательно)».
Вот озадачил эксперт, ты конкретно скажи народу — угнал он это Такси или не угнал?! Вот так всегда с экспертами!

Поговорим о хорошем в фильме. Пётр Мамонов — лидер группы «Звуки Му», музыкант играет музыканта. Вся роль на изломе с аффектацией жестов и постоянным эпатированием почтенной публики. Собственно говоря, на концертах «Звуков Му» Мамонов отжигал точно так же, а то и круче. Он был настоящим русским панк-рокером тех лет. Абсолютно оригинальное явление. Хотя, должен отметить, что на саксофоне за кадром играет знаменитый джазовый авангардист Владимир Чекасин. Операторская работа Дениса Евсегнеева также весьма профессиональна, до сих пор вспоминаю виды ночной праздничной столицы в начале фильма. Да и финальная погоня на уровне.
Теперь о плохом. Общественный обвинитель: «На кого работаешь, гад!?»

Предоставим слово подзащитному.
(вопросы задаёт одна журналистка):
Как передать в кино это ощущение времени? В наших фильмах и так все время орут, скандалят, пихают, хватают – бушуют. У тебя ведь тоже не без этого?

- Не знаю. Одно могу сказать – мы с оператором Денисом Евстигнеевым пытались снимать экстремистское кино, в котором мир был бы сгущен до предела.

Что режиссура для тебя никакое не дело, никакое не искусство, а просто ты нашел для себя способ жизни, вот такой. Соответствующий времени, в котором нет места хэппенингам в кабаках и на вокзалах. Никакой думки о зрителе – ты взял и заговорил, потому что наконец захотелось.

- Дорогая моя, о зрителе можно думать только одним способом: позаботиться о том, чтобы ему не было скучно.

Еще можно заботиться о том, что ты ему поведаешь, какую-то истину.

- Какую истину? Да я сам зритель! Я не считаю себя художником и вообще понятие художник и толпа для меня давно превратилось в абсурд. Художник не начальник, как было при Сталине, когда милиционер брал под козырек: товарищ писатель, проезжайте. А если американскому полицейскому сказать, что ты писатель, то он тебя поставит мордой к стенке и обыщет, потому что, значит, марихуана есть. Потому что писатель – враг общества, а не воспеватель. Люмпен, а не начальник.
Голос обвинителя: «Вот ты и сознался, контра! Сам ты люмпен и есть!!!»

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После общественного порицания обвиняемый всё осознал, покаялся и пошёл снимать фильм «Остров» (2006).

Вольфганг Браузер   03.02.2019 21:27     Заявить о нарушении
Отличная статья!

Даже не знаю, что сказать...

Все как вы написали.

с искренним уважением,

Лев

Лев Вишня   07.02.2019 06:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лев Вишня
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вольфганг Браузер
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.02.2019