Рецензия на «Горе от ума - комедия Грибоедова в разные эпохи» (Крымчанка)

В каждом, из приведенных автором вариантов постановок этого спектакля есть своя прелесть.
Но если вернуться к сути этого, безусловно талантливого произведения. Кто такой Чацкий?
Герой-правдоруб, воспетый во всех учебниках русского языка и литературы?
Или пустозвон, обладающий острым языком и уверенный в способности видеть собеседников "на сквозь"? Даже такая "курица", как его не состоявшаяся пассия Софья, и та, на протяжении пьесы не один раз на это указывает. Кто наделил его правом судить всех окружающих Сколько яду, злости... А в итоге: ".....Карету мне карету?!"
Понятно, что как и в любом сатирическом произведении или произведении , претендующим на сатиру, образы героев обычно "Усилены". Здесь всегда есть некая гипербола.
Но что сам Чацкий в собственной жизни сделал, что он предлагает, имея за душой только "... охоту к перемене мест?". Единственное, что он сам добился, простите за не совсем литературное выражение, так это "рога" от совершенно ничтожного соперника? И этот герой, которого ничтожество "уложил на обе лопатки", предлагается публике как образчик мученика за правду. А почему собственно говоря мученика. Потому, что оказался обманут женщиной, которую любил? Потому, что оказался окруженным людьми, которые ... "ну, не на высоте положения!". А где ты был раньше? Где были они раньше?. - Ах да, .. ты был, аккурат в это время, в отъезде!
Понятно, "... Глаголом жечь сердца людей" ...дано не каждому. И за то, что герой способен заставить зрителя "...на себя оборотиться..." можно простить многое.
Но как много мы сегодня видим вокруг острословов, которые умеют это делать! Наверно не случайно, в тяжкие времена Перестройки на подмостки Российских сцен и ТВ потоком хлынули юмористы и острословы. Но где итог? Где результаты их тяжкой обличительной работы?
Мне довелось видеть, как в "сложные времена" в руки таких людей доверчиво передавались реальные бразды правления. И везде итог был печальный.
Наверно недаром, одна из Заповедей Ветхого Завета, гласит: "...не сотвори себе кумира". Это не просто бесплодно, это - опасно!!!
Как тут не вспомнить слова Юлиуса Фучика: Люди! Будьте бдительны!

Виктор Завьялов 2   18.02.2019 20:30     Заявить о нарушении
Бедный Чацкий! В советское время его вознесли на пьедестал - теперь свергают!)))
Сперва вознесли на флаг, теперь - "долой кумира"! И редкому критику приходит в голову просто взглянуть: а что он был за человек, в каком положении находился и чего искал?

Софья, во-первых, не пассия для него. Он её не использует для реализации своих вожделений. Она для него - близкий человек с детства, к которому он привязан и который для него долго был "светом в окне", милой девушкой, воплощением той самой искренности, естественности, которой ему не хватало в общении с другими людьми. Но Чацкий был больше привязан к прекрасному образу Софьи, чем к ней лично. В молодости это у многих бывает. И это её оскорбляло. Он во время своего путешествия всё время о ней думал, но не додумался ей писать регулярно. Он не осознавал, насколько важно поддерживать с человеком связь через письма. И в этом его ошибка, которая привела его к разрыву с Софьей. Софья влюбилась в Молчалина потому, что увидела в нём то, чего ей не хватало в Чацком - внимание лично к себе. Но она тоже сотворила из Молчалина прекрасный образ возлюбленного - преданного, послушного и нуждающегося в защите. И не вникала в причины его внимания. Когда Чацкий в конце крикнул ей: "Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - высокий идеал московских всех мужей!" - он был хотя и резок с ней, но по сути прав. Софья пострадала из-за своего властного характера. А какой ещё характер может получиться у дочки с таким властным отцом?

А для Чацкого мысли о Софье были не столько мыслями о возлюбленной, сколько решением морального вопроса. Софья была для него самым близким человеком, но этот близкий человек принимал окружающее общество таким, какое оно есть, со всеми его глупостями, фальшью, и не стремился разобраться, где правда, а где ложь. А Чацкому было необходимо разобраться, без этого ему не жилось. Вот его и разрывали два противоположных стремления.

Да, Чацкий ещё ничего не успел сделать выдающегося, ничего не успел совершить. Он находится в поиске своего пути, он - человек на переходном этапе. Рановато требовать от него, чтобы он уже являл результаты. Но поиск - само по себе трудное дело, многие и этого не делают. Софья не делала. И её отец этим не занимался: он дома бранит на чём свет стоит моды и порядки, а в обществе их же восхваляет, поскольку считает необходимым соответствовать требованиям общества, нравятся ему эти требования или нет. На словах он против "французского засилья", на деле всё равно ему способствует. И в других вопросах так же. Перед своей дочкой он - поборник морали, перед её горничной он - наоборот))) Двуличие стало его второй натурой.

А насчёт того, что Чацкий "норовит глаголом жечь сердца людей" и "а где он раньше был"... Да здесь же он и был! Он вырос в этом доме. Теперь он повидал окружающий мир, многие вопросы для себя прояснил, укрепился в своём мировоззрении. Его "пламенные речи" - это продолжение старого семейного спора, но уже на новом этапе, с новыми силами. Потому Фамусов и в потрясении от новых речей Чацкого: то, что раньше можно было воспринять как юношеский лепет, теперь звучит как серьёзные заявочки, как твёрдая позиция! Хотя Фамусов первый его спровоцировал. Начал, по своему обыкновению, поучать Чацкого так же, как и всех вокруг, - а Чацкий уже не мальчишка... и у него собственные убеждения... Потому-то Чацкий и говорит так много и ярко о своих взглядах, что он в этом доме свой, что это его близкие люди.

Любой человек, вернувшись после долгой отлучки к своим друзьям, родным, поначалу имеет кучу вопросов к ним, как и они к нему, и могут даже вспыхивать споры, пока не будут расставлены все точки над i. Так и у Чацкого: у него за один день выяснились все вопросы, которые его волновали. С раннего утра и до позднего вечера эта пьеса показывает его встречу со своим детством, со своим отрочеством. И странно, что критики рассуждают о нём так, словно он просто с улицы зашёл в первый попавшийся дом и начал там всех поучать! Сначала надо встать на его место! А он вернулся к своим и выясняет, насколько они для него свои и насколько он для них свой.

Кабы Фамусов и иже с ним учили Чацкого с детства и по сей день чему-то достойному, был бы другой разговор. А так они его ничему хорошему не учили, так что он вполне имеет право выказать несогласие. Вот чему он действительно научился от Фамусова - так это толкать нравоучительные речи. Научили на свою голову! :)))

Крымчанка   23.04.2023 10:16   Заявить о нарушении
Кстати, обо всём этом я писала в следующих двух статьях из цикла про "Горе от ума". На них есть ссылки в этой статье. Писала подробно и с доказательствами, с опорой на цитаты из пьесы.

http://proza.ru/2016/04/06/1495
http://proza.ru/2016/04/06/1509

Крымчанка   23.04.2023 10:19   Заявить о нарушении
Просто в этой комедии Грибоедов показывает, что одни просто толкают лозунги, а на деле им не следуют, а другие, как Чацкий, хотят "быть, а не казаться". И он искренне старается это делать. Пока не так успешно, как хотелось бы, за что ему и шишки на голову.

Софья тоже человек искренний от природы, но она не мыслит выше чисто личных отношений. Потому она принимает двуличие, принятое в обществе, как должное, хотя порой ей это в тягость. "Боюсь, что выдержать притворства не сумею" - сказала она, когда скрепя сердце решилась притвориться перед Чацким. Хорошо, что тогда ей не пришлось воплотить в жизнь своё намерение!

Крымчанка   23.04.2023 10:32   Заявить о нарушении
А что касается острословов, наводнивших сцену и ТВ после Перестройки и развала СССР, так им до Чацкого далеко, как до Луны на асфальтирующем катке! Не путайте тёплое с мягким.

Крымчанка   23.04.2023 10:43   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Крымчанка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Завьялов 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.02.2019