Рецензия на «Гл. 29. Лямка жизни» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, Екатерина!

Захотелось вернуться к Вашей книге о Чехове, прочитала новые главы, мыслей много, но напишу самое простое: за 6 (по-моему) лет пройден большой путь, поднят большой труд, и, уверена, безследным он не останется.

Писала Вам уже в начале работы над книгой, кажется, что в последнее своё появление на кафедре русской литературы СПбГУ, где я долго числилась аспиранткой, попала на презентацию и получила в подарок от одного немецкого профессора-русиста сборник "Проза как поэзия", там была и про Чехова глава, "Мнимое прозрение Ивана Великопольского". Сейчас что-то не нахожу книжку, чтоб точно процитировать, да и Бог с ней. Четверть века назад дело было и больше всего мне запомнилось, как восторженно этого немца принимали и слушали не только студенты-аспиранты, но и профессора, к которым я, например, привыкла относится уважительно:"не помня зла, за благо воздадим".

Так что мне было довольно трудно настроиться на Вашу волну и понять, что в том числе и академическая критика Чехова часто попадает пальцем в небо, для меня как-то так и остались все эти профессора небожителями. Но удачно выбранная форма книги, возможность вместе с главным героем искать и думать, постепенно дала результат. Не буду писать о том, с чем не согласна или не понимаю, вообще уходить в частности, а если по-крупному, то вот у меня есть разные церковные книжки, в которых рассказывается, какими грешниками были русские писатели...ну это ладно.

Один из героев Вашей книги - старец. Фигура загадочная, в том смысле, что за 30 лет после крещения не знала таких, хотя иногда удавалось съездить в известные монастыри, издалека хотя бы на старцев посмотреть, пробиться ближе как-то не хватало напора.

И вот запомнился один случай: в Печорах не попала к о. Иоанну (Крестьянкину), на службе только видела несколько схимников и даже не поняла, был ли он среди них, зато в поезде попала в одно купе с женщиной понастойчивей меня, ей хотя бы удалось от него ответ на свою записку получить, и, всю дорогу, узнав, что я филолог по образованию, она меня "просвещала" насчёт того, какой Пушкин был блудник и прочих подобных вещей. Это всё в том же 1994-м году было, что и случай с немцем.

То есть уже тогда это вроде поветрия было, что меня очень смущало и позже, когда появилась возможность на тв записать учебные программы по школьному курсу классической русской литературы (от Карамзина до как раз Чехова), я нарочно педалировала только светлые духоносные ( как я их тогда понимала) моменты в творчестве русских классиков. Наверняка получилось коряво, благо, эти записи пару раз показали и на полку положили. Но настрой тогда у меня был, значит, правильный.

Тема необъятная и важная, если с неофитским рвением похерить русскую классическую литературу, то мере остужения этого рвения можно ведь в горшие грехи впасть и таких бесов в пустую и выметенную горницу навести, что ой-ёй-ёй.

Помощи Божией в завершении Вашей книги, пока чувствуется неровность разных глав и даже, по-моему, какие-то нестыковки в фабуле, признаться, я так и не поняла, где герои живут, то гуляют по Москве от храма к дому, то на поездах в Москву ездят, может, пропустила что-то. Как-то вообще неровно написано, хотя дуракам полдела не показывают, романы писать - не горшки обжигать, и, если не ошибаюсь, тот же Чехов писал, что романы впору помещикам вроде Толстого писать, а разночинцам приличней рассказы, так что, возможно, просто не мой формат.

Не примите за шпильку, искренно хотелось бы, коль доведётся, использовать Вашу книгу, когда разбираешь Чехова со школьниками, и в этом отношении она уже в помощь, хоть и не закончена.

Наталья Чернавская   09.03.2019 11:49     Заявить о нарушении
Премного благодарю, желаю здравствовать. К сожалению ровностью и ваш отзыв не отличается, чего только в нем нет! Но и на том спасибо. Благоприятного поста!

Екатерина Домбровская   14.03.2019 16:16   Заявить о нарушении
Да, точно, и неровно, и много лишнего написала. Я его удалю, как созрею (когда|если будет возможность спокойно вчитаться в Ваш текст, а не так скоропалительно). И Вам поста благоприятного.

Наталья Чернавская   15.03.2019 09:29   Заявить о нарушении
А зачем удалять? Тогда и мне книгу надо удалить от ваших слов и самой удавиться: пишу, мол, нечто невразумительное, - немецкий профессор 25 лет назад опроверг рассказ "Студент", а я не только с ним спорю, но и с другими профессорами, которые просто "кроют" Чехова почем зря... А вы, дескать перед профессорским званием благоговеете... Ах, Наташа, а про старца? Скажу одно: я пишу о тех и про тех, кто живёт в моём сердце, кого видела и знала, кого сама встречала, о ком много много читала - настолько читала, что наверное все наши великие старцы вошли в каждую каплю моей крови - они были моей подлинной жизнью. На 75-м году жизни уже могу, думаю, так сказать. Помните ли заповедь о праздном слове? А всегда дли мы, под давлением страстей вспоминаем её и задаемся вопросом , зачем мы говорим или пишем то или иное слово? Какую службу Богу и ближнему хотим сослужить? Или обманываем себя? Нам кажется, что мы правдолюбцы? Божией помощи вам, Наташа. Знаю, как вам трудно. Жалею.

Екатерина Домбровская   15.03.2019 12:16   Заявить о нарушении
Перед немецким профессором я не благоговею, раз всего и видела, а тех, у которых училась, вспоминаю с благодарностью. Давно не имею отношения к этой среде, но подозреваю, что там ничего не изменилось, такие же простыни со списками литературы по "минимумам" и "максимумам", в том числе и по Чехову. Помню, как не лезло в меня это литературоведение советского разлива после крещения в аспирантуре и как ласково уговаривал меня на кафедре Г.П. Макогоненко "хотя бы монографиии членов приёмной комиссии" прочитать.

А на меня просто ступор находил, помню, как на вопросе про Пушкина вместо того, чтоб вспоминать их монографии, я на подготовке сидела и думала о том, что Пушкин был современником прп. Серафима Саровского, но словно на разных планетах они жили и не могли с одной на другую перелететь.

Так что я могу оценить смелость Вашего замысла. Среду эту он не изменит (равно как и церковную, так и будут две разных планеты), что написано пером, не вырубишь топором, а про классиков столько всего понаписано... Просто будет такой корабль как Ваша книга про Чехова, кто захочет - перелетит.

А я в него не помещаюсь не столько потому, что профессора застряли в памяти, сколько потому, что после крещения не видела в современной церкви ничего подобного тому, что Вы описываете (а ведь искала, хотя возможности были очень ограничены). Отсюда и критическое восприятие. Возможно, если бы Ваш филологический диакон Тимофей, воспитанный при старце, был не нашим современником, а лет 50 назад жил, когда, действительно, и старцы ещё были, и белые платочки, то я бы лучше поняла Ваш замысел, сама много читала про таких, а когда вроде бы в наши дни происходит действие - у меня что-то не стыкуется, но, повторюсь, возможно, это поверхностное впечатление. Конечно, пусть висит, если Вас не раздражает, удалить никогда не поздно.

Наталья Чернавская   15.03.2019 15:36   Заявить о нарушении
Наталья, простите, а ситуация по состоянию 50 лет назад Вам разве известна по личному опыту?

Франк Де Сауза   15.03.2019 20:41   Заявить о нарушении
Нет, только по книжкам

Наталья Чернавская   15.03.2019 21:21   Заявить о нарушении
Да, и ещё отец Павел Адельгейм и м. Вера рассказывали про общину о. Севастиана Карагандинского, он в ней вырос, и про Ташкент и Каган, до своего ареста в 1969-м он там служил, епископом был Ермоген (Голубев). Поскольку рассказы одно, а личные впечатления другое, то я представляла примерно так же, как у самого о. Павла было, эту общинную жизнь.

Наталья Чернавская   15.03.2019 21:27   Заявить о нарушении
Просто Вы хотите объективировать свое возражение касательно реальности сегодняшнего дня, апеллируя к своему личному опыту (что само по себе странно: у Вас один опыт, да еще и при "ограниченных возможностях", у других - иной). Видимо, говоря о событиях 50-летней давности, следует быть последовательным и тоже не доверять "книжкам".

Впрочем, это так - мимоходом... В конце концов, Достоевскому тоже пеняли нереалистичностью образа старца Зосимы. Наверное, тоже на основании личного опыта критиков.

Франк Де Сауза   15.03.2019 21:32   Заявить о нарушении
Да, Достоевский. И герои, и сама коллизия похожа: старец и ученик в миру. Тогдашние пенятели, насколько я в курсе, за то и пеняли, что, дескать, не похож литературный герой, старец Зосима, на тех реальных старцев, которых они лично знали. У меня таких претензий нет и быть не может, никаких старцев я и близко не видала, только издалека.

Возможности, да, ограничены, живу в маленькой стране Беларуси и уверена, что никаких старцев здесь сейчас нет. Есть старики, есть опытные рассудительные священники, а в том значении, в каком в церковном обиходе употребляют это слово, "старец" - нет.

Действие происходит в Москве, там, допускаю, что ситуация другая и есть таинственные старцы, таинственные, поскольку как правило старец - фигура заметная и популярная в масштабах всей церкви. Умер 2 года назад отец Кирилл (Павлов), все про него знали, хоть он и долго лежал в болезни и ничего не говорил. Знаю отца Николая с Залито, отца Иоанна (Крестьянкина). Афон не в счёт, тамошних, понятно, женщины только по книжкам могут узнать, а вот к этим со всей страны ездили и по возможности всех они принимали, всегда толпы, которые меня от них и отпугивали, не то, что долго ждать в толпе, а как-то совестно было навязываться.

Сейчас у нас тут есть о. Андрей Лемешонок, духовник Елизаветинского монастыря в Минске, он возит сестёр к о. Николаю на Залито на могилку, я с ними не ездила, а с отцом Андреем общалась, хороший трезвый батюшка, если бы кто был жив, он бы к живому и обращался, а не к погребённому.

Был такой инок Всеволод Филипьев, то есть он жив-здоров, на Крите, что ли, с отцом Рафаилом (Берестовым), сначала он был на Валааме, потом в Джорданвилле, потом в Москве на подворье РПЦЗ, потом на Афоне, отовсюду укатился, как колобок, и всё романы писал про таинственных старцев, и герои похожи на героев Достоевского. Я по неофитству сочла его первый роман, "Начальник тишины", хорошим, такой православной сказкой, но дальнейшая его эволюция меня ужаснула.

Так что Вы, Артур, правы в том, что у меня это свои заморочки, кошка, раз севшая на горячую плиту, не сядет и на холодную, таинственные старцы мне теперь подозрительны, если они есть - то где, насобирала бы денежек и съездила, а если это литературный вымысел, чего, по-моему, Екатерина и не отрицает, то - другое дело, вопросов нет, каждый волен сочинять на свой вкус.

Наталья Чернавская   16.03.2019 11:09   Заявить о нарушении
Как это не отрицаю, Наташа?! Отрицаю! Вот я в ответе Вам написала выше - повторю: "Ах, Наташа, а про старца? Скажу одно: я пишу о тех и про тех, кто живёт в моём сердце, кого видела и знала, кого сама встречала, о ком много много читала - настолько читала, что наверное все наши великие старцы вошли в каждую каплю моей крови - они были моей подлинной жизнью. На 75-м году жизни уже могу, думаю, так сказать. "

Екатерина Домбровская   16.03.2019 13:12   Заявить о нарушении
Ну, я поняла Вас так, что Ваш литературный герой-старец - это вымышленный собирательный образ без определённого прототипа, вроде "отца Арсения", насчёт которого тоже во время оно много копий поломали, а был ли старец, я-то по неофитской глупости тогда за чистую монету приняла про него книжку, не разобралась, там ведь сложная форма, и документы какие-то вроде, и воспоминания " реальных людей", если не вникать, то и не поймёшь, что вымысел, тем паче тому, кого обмануть не трудно и кто сам обманываться рад.

А у Вас лично на меня подействовало имя, сразу стала представлять о. Севастиана Карагандинского, но тот гораздо раньше жил и трудно представить его в нынешних реалиях (последних 30 лет, когда после крещения в церковь хлынули люди и вокруг каждого опытного не то что старца, а попросту духовника собрались огромнейшие стада новоначальных овец). Сама вот эта ситуация: есть старец и немногие окормляемые им люди - меня сразу и отбрасывает в какое-то другое время, хотя по сюжету она и нужна автору для своих целей...

Наталья Чернавская   16.03.2019 14:00   Заявить о нарушении
У прп. Севастиана были ученики - старцы, при которых и я имела счастье пребывать 25 лет, и не только отца Севастиана, но и старцев Глинских, старцев Грузинских, наших среднероссийских - мне Бог дал такую возможность учиться у последних старцев - учеников этих великих; и последние были не ниже их. Всё, что говорит старец Тимофея, я слышала собственными ушами, всю духовную манеру общения с учеником, - не со всеми общались так, конечно. Местами я допустила даже повторы - а именно того, что говорит старец и в книге "Весна души". Поверьте - это всё живое и всё правда. Наташа, мне не больна сама критика ваша, а лишь тот личный, индивидуальный её характер и всё то, что стоит за ней - я переживаю за вас. Божией помощи вам! Освобождения!

Екатерина Домбровская   17.03.2019 10:53   Заявить о нарушении
Ну, конечно, личное.

Ещё одна книга вдобавок к сонму книг не заменит одного живого человека, а их-то и не осталось, и какие уж тут могут быть "освобождения", я и так совершенно свободна - и "от постоя", по Чехову, и от иллюзий.

Наталья Чернавская   17.03.2019 12:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Чернавская
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.03.2019