Рецензия на «8. Ари. Сотому благодетелю - бонус» (Конкурс Копирайта -К2)

Здравствуйте. Давайте, начнем с хорошего. Автор поднимает беспредельно важный, животрепещущий, и никогда не увядающий вопрос об опасности неосторожного обращения со словом. Как с устным, так и с письменным, печатным, электронным, или зашифрованным шарадой. И пускай, об этом предупреждали тысячу раз, и каждый раз по-разному, тысяча первый не повредит, и может быть, кого-нибудь предостережет.
Это одна сторона вопроса, это о том, что наши слова может услышать кто-то, не будем переходить на личности, от кого многое зависит. И что понять он наши речи может слишком буквально. Потому что у него своя логика, и с этим приходится считаться.

Другая сторона вопроса: есть еще адресат случайно сорвавшихся слов. Он их услышал, он их понял, причем, не буквально, а как настроение, он понял именно то, что хотел сказать говоривший. И умер. И это были последние слова, услышанные им в земной жизни. С ними у него начинается потусторонняя жизнь, как бы она ни выглядела. Возможно, вечная. Так ему вечно с такими словами и жить? – И ничего уже не исправишь, пока сам туда не попадешь. Да и там неизвестно, что ждет. Пожелает тебе кто-нибудь не со зла, а так, сгоряча, в последнюю твою минуту, заткнуться, и попадешь туда онемевшим навсегда.
А сказавший под руку тут же раскается, но сделать уже ничего не сможет.

Вот об этом рассказ, и этим он хорош.
Чем он ....? – Учитывая только что сказанное, лучше изъяснимся по-другому:
Что в нем вызывает сомнения? Или чего здесь не хватает?

Есть героиня, «вряд ли собой хороша, но скромна и нарядна, вряд ли вполне молода, но...». Героиня предельно одинока, и сосредоточена на себе. И она не тяготится своим одиночеством. Мечтает о богатстве, а не о создании семьи. Почему? – Мы знаем, что у ее мамы с семейной жизнью настолько не сложилось, что она запретила спрашивать об отце. Возможно ли, что мамин пример так сильно воздействовал на дочь? – Еще как возможно.
Может быть, мама ее настолько запугала, что она боится мужчин как явления природы? – Да, и такое возможно. Возможно ли, что первый мужчина, который к ней прикоснулся, оказался дурно пахнущим нищим? Да еще и вложил в руку горсть кладбищенской земли, полной сытых червей? – Да почему нет?.
То есть, имеем неделикатную пародию на классическую ситуацию:
Женщина смирилась со своим одиночеством, но внезапно появляется рослый красавец «с белой такой папиросой», дарит ей розу, и жизнь меняется.
Тут вместо розы горсть земли, чтобы бросить в могилу дающего. Мало того, что мужчина неприятен, но он сам предсказывает свою близкую смерть. – Ничего удивительного в том, что женщина все следующие десять лет остается одна, и не пытается ничего изменить в своей жизни. Робинзон разок заглянул на другой конец острова, увидел людоедов, и следующие два года хоронился на своей половине.
В предложенной версии меня устраивает все, кроме одного: она не склеена. Она необязательна. С этим надо бороться.
Двигаемся дальше. Героиня выведена из равновесия, а обиженный человек не находит себе покоя в потустороннем мире. Они друг другу нужны. Он был похоронен без имени, и очевидно, для обретения покоя, он должен это имя обрести, и для этого ему нужен «агент» в мире живых. Единственный агент – его обидчица. Собственно, они сейчас нужны друг другу. Вот он ее и посещает. И даже помогает. Героиня совершает положенный обряд применительно к конкретному Володе, и оба успокаиваются.
Но давайте, отмотаем немного назад.
Героиня ведет размеренный образ жизни, ходит протоптанными дорожками, и в день происшествия тоже шла привычным маршрутом. Правда, с непривычной целью: покупать счастливый билет. Из рассказа мы знаем, что героиня имеет обыкновение подавать копеечки. Из жизни мы знаем, что у нищих есть свои насиженные, намоленные рабочие места. И вдруг, героиня видит незнакомого нищего на том месте, где раньше никто не сидел. Может быть, он и пристроился на новом месте, чтобы встретить героиню? Чтобы покончить счеты с жизнью? Только ли потому, что нищая жизнь ему опостылела? Или жизнь без имени?
Кстати, как зовут нашу героиню? - Конечно, она замкнута на себя, обходится без имени, но когда-нибудь она столкнется с теми же проблемами, что и немытый Володя. А без имени покоя не найти.
Позвольте, я дам ей имя? – Ее зовут Светлана Владимировна, и все это предполагали, но боялись сказать.
Так что, отец устал ждать появления дочери в своей жизни?
Или не находил способа вступить с ней в контакт?
Или настолько не умел общаться с людьми, что не смог ничего лучшего придумать, чтобы заговорить с дочерью? - Да, да, все это более чем возможно.
Но мама-то у нее жива. Мы знаем, что жива, просто она с ней почти не общается. Не выходит общения, и причины надо искать в тех временах, когда мама запретила спрашивать об отце. Но время прошло. Но героиня не находит покоя после описанных событий. Она должна была пойти к маме, и спросить об отце. Это напрашивается, и мне этого не хватает.
Ну вот, я хотел говорить о слабых моментах, и нашел в рассказе сильные.

Не склеено вот, только. Штрихов, не хватает, нескольких штрихов, и в правильных местах. Но советовать не готов.
У меня было предложение, чтобы имя нищего героиня узнала не во сне. В конце концов, и нищий может иметь паспорт, прописку, и жить в конкретной комнате в коммуналке. Но не знаю, многое тогда по-другому пойдет. А впрочем…. Тут есть варианты.

Спасибо.

Гутман   15.06.2019 20:19     Заявить о нарушении
интерактивная литература получается))
Пишем новый рассказ на глазах у изумлённой публики.

Елизавета Григ   15.06.2019 22:03   Заявить о нарушении
Гутман, вечер добрый!
Прошу извинить за задержку с ответом, прозевала рецензию((
Героиня и развитие событий видятся вам иначе,чем мне.
Не знаю с чем это связано. Ошеломили. Размышляю над вашими словами.
С благодарностью за развёрнутый комментарий-раздумья,Ари.

Автор Хочет Сказать   17.06.2019 21:04   Заявить о нарушении
Елизавета, приветствую!
Ари

Автор Хочет Сказать   17.06.2019 21:05   Заявить о нарушении
Вечер добрый. Следующий вопрос: Вы хотите, чтобы вас поняли однозначно, или вам интересен широкий спектр вариантов для понимания? Я считаю, что оба варианта допустимы. Но если, вы хотите, чтобы вас поняли именно в том ключе, как было задумано, то с текстом надо что-то делать. Я готов к продолжению разговора.

Для начала: горсть земли - неслучайный символ. Отсылка к непростым отношениям матери с отцом тоже должна на что-то работать. Нищий на непривычном месте, у него в стакане несколько монет, а героиня оказывается сотым благодетелем. Очевидно, что попрошайка ее выбрал для предоставления "бонуса". Само слово "бонус, словно взято из лексикона тех книг, которые читает героиня. Значит, он что-то про нее знает. Неважно, откуда. Приснилась она ему, почему бы и нет. Ну, и так далее. Символы у вас внушительные, заставляющие в себя верить. Невольно думаешь, на что это должно работать. А дальше, да... Готов к продолжению.

Гутман   17.06.2019 21:54   Заявить о нарушении
Знаете, я как-то не думала о символах. Для меня история рождалась из внутреннего мира героев. Ваш взгляд меня заинтересовал. Какие символы вы видите и что они по вашему значат?
Ари

Автор Хочет Сказать   17.06.2019 22:32   Заявить о нарушении
Здравствуйте еще раз. Давайте, попробуем разобраться во внутреннем мире героини, и по ходу дела поговорим о символах. В первую очередь, это мир беспредельно внутренний. Она покупает книгу «как стать богатым». Сама понимает, что подобной ерунды выпускается много, но позволяет себя увлечь. До этого жила спокойно, книжек подобных не читала, или не очень им верила. На этот раз что-то ее зацепило. Что мы знаем о книжке: в ней преобладают «бесконтактные» способы решения поставленных задач. Ранний подъем, бег, мечта. И ни слова о взаимоотношениях с другими людьми. Благотворительность – это односторонние взаимоотношения – один дал, другой взял. То есть, героине нравится то, что к цели она может идти, не вступая в сложные отношения с людьми. Ее мечты тоже оказываются замкнутыми на себя. Остап Бендер мечтал о Рио- де – Жанейро, где полтора миллиона населения, и все в белых штанах . У героини дом с панорамными окнами ( ей интересен окружающий мир, но она предпочитает наблюдать за ним, соблюдая дистанцию). Если бы она мечтала о доме с четырьмя спальнями, это означало бы, что к ней часто будут приезжать гости. Поездка на море, и дальше ничего. Не получается. Солнце, песок, вода, и никаких людей. И ей это кажется нормальным.
Какая с героиней произошла перемена? До прочтения книжки она не мечтала, а теперь создала свой воздушный замок. И она считает, что это перемена. Что дальше счастье придет само. Что билет будет счастливым. Она ведь собирается покупать всего один билет, настолько она уверена в том, что проделанной работы достаточно.
Был такой немецкий фильм «Беги, Лола, беги». Несколько сюжетов о том, как человек выкарабкивается из критической ситуации. В одном из сюжетов, ей нужно быстро добыть изрядную сумму денег, иначе все будет очень плохо. ( Давно смотрел, не все помню). Помню, что на пути героини, которая успела крепко побороться за выживание, появляется казино. Она заходит, и играет в последнюю минуту на последние деньги. У нее есть абсолютное ощущение, что она выиграет потому, что перед этим она многое прошла, она использовала все остальные возможности. Ее выигрыш выстрадан. Разумеется, в казино ей сопутствует удача, иначе быть не может.
Ваша героиня находится в том же ощущении. Почему? Может быть, в коллаже подсказку увидела, как Володя Шарапов? – Вроде не было такого. Устала мечтать? – Не заметно. Уперлась в предел мечты? – Да, похоже.
Движемся за героиней, которая «рядом с остановкой увидела его».
«Я увидел ее, и погиб».
Такое построение фразы подразумевает, что она сразу поняла, что встреча необычная. Но нет, героиня уверена, что это сотый безответный нищий, обязанный брать, что дают.
Мы уже говорили о том, что нищий сидит «не на своем месте», и это не может быть случайно.
И он же выдает ей единственный счастливый билет, за которым она шла. Покупать выигрышный билет в киоске уже не пришлось. Причем, выдает он не прошеное счастье насильно.
Оставляем в стороне то, с каким выражением лица он это делает, и его глумливый тон. Этот момент мне непонятен. Он выбрал героиню, чтобы мстить всему благоустроенному миру за свою нищую жизнь? - У меня нет другого объяснения, но вы, может быть, думали иначе. Но он своим поведением достигает результата ( ожидаемого или неожиданного): благодетельница посылает ему проклятия по возрастающей. Тут тоже возможны два подхода: в вашем случае уже на второй реплике героиня кричит « чтоб ты сдох». Быстро она пришла к фатальному пожеланию. Во - первых, ждала билета, а получила горсть земли. Во- вторых, сказался дефицит общения. То есть, дело в героине.
Если бы нищий ее «довел» до фатальных пожеланий, то она продержалась бы до четвертой реплики. Но нет, она скатилась в проклятия почти сразу, это ее вина, и ее неосторожное обращение со словом.
Стоит ей отойти от нищего, как в обреченного беднягу врезается машина. Задержись она на месте на минуту, въехала бы в нее. В первый момент она о своем чудесном спасении не подумала. Но потом должна была осознать связь вещей. Но автор с самого начала должен осознавать эту связь. Героиня прокляла человека, и случайно осталась жива.
Умирающий нищий неожиданно меняет тон: из глумливого, он превращается в ироничного. Может быть, он ждал смерти?
Забыл сказать о земле, полученной в подарок. С предложением помянуть предков. А что у нас с предками?
Забегая вперед, узнаем, что отца она никогда не видела, и мама запретила о нем спрашивать. И родители не просто разошлись, там был какой-то тяжелый случай.
Но что сказано в рассказе:
«Отец был нормальным человеком. Она имела в виду что-то другое, только не сказала, а теперь и спросить не у кого».

Признаюсь, в первом отзыве я эту фразу проморгал. Получается, что мамы уже нет? Может быть, героиня давно не навещала могилу мамы? Или умер отец, которого она так и не попыталась найти? Или все-таки, выдавая горсть земли, нищий предвидит свою судьбу.
Позже, ближе к концу рассказа она врет кладбищенскому администратору о пропавшем дядьке. Может быть, подсознательно она имеет в виду отца?
В этом раскладе я бы предложил воскресить маму. А то излишне сложно получается. Да и героиня довольно молодая, отчего бы ее маме не пожить.
Ночные кошмары героини не обсуждаю. Мне кажется, здесь вы находитесь на своей поляне.
Церковь постепенно воспитывает героиню, и приводит к «правильному» соблюдению обрядов. Здесь вы вовремя остановились. Обретение имени оказалось важнее скрупулезного соблюдения церковных обрядов. Вы боретесь за утерянное имя вместе с героиней. В итоге, помогает сам умерший. Но эта помощь выстрадана.
Героиня успокаивается, и больше не мечтает о большом доме с панорамными окнами. Она просто возвращается в привычную жизнь до прочтения книжки о том, как стать богатым. И все? Больше никаких перемен? Не хочет хотя бы доехать до моря в общем вагоне? - Не знаю, здесь у меня нет комментариев.

Вот, как мог.
Удачи вам и общения.

Гутман   18.06.2019 10:11   Заявить о нарушении
Гутман, благодарю.
Ари

Автор Хочет Сказать   23.06.2019 14:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гутман
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.06.2019