Рецензия на «Этажерка. Повесть» (Анатолий Малык)

Уроки литературы в школе.

1.В старших классах уроки литературы вела Валентина Петровна (далее в тексте В.П.) - миниатюрная, с сильным и уверенным характером дама. Соответственно и работу свою любила безоглядно - можно сказать фанатично. Например, того, что в основе преподавания лежит гнилой принцип социалистического реализма не замечала. Не замечала, потому что, вероятно, была коммунисткой - занимала должность завуча старших классов. Имела свой кабинет на первом этаже который делила с завучем младших классов Сафошкиным Владимиром Анатольевичем - мужчиной с почти квадратной фигурой, о котором ходили слухи, что в школу он перешёл из НКВД.
2.Изучение книги Н.Островского "Как закалялась сталь" проходило у нас на высокой пафосной ноте. В.П. несомненно искренне верила, что Павка Корчагин герой с которого следует брать пример а не горемыка. Что стало с этим пафосом через 50 лет? Кто такой Н. Островский с его Павкой? Образец для подражания? Или он лох которого образцово показательно кинули? Поясняю мысль: были три товарища по партии - Н.Островский (с его лирическим героем Павкой), Б.Ельцин, М.Горбачев - три строителя коммунизма. И два последних наглядно и убедительно предали первого. Несчастный человек которого надо жалеть - а В.П. восхищалась им (и приглашала нас восхищаться).
3.На такой же пафосной ноте проходили мы и поэму "Евгений Онегин". Очень уж энергично В.П. убеждала нас в том, что эта поэма нечто очень большое красивое и существенное. До сих пор вспоминаю поэму с неприязнью и даже с некоторым ужасом. Ну да - Пушкин любил сочинять стихи, и это у него хорошо получалось. Да - талант! Но "Евгений Онегин" не более чем сказка среди других сказок Пушкина, например, сказка о царе Салтане. Герои в Евгении Онегине - сказочные герои - сказочно далёкие от той реальности в которой жил я. А вот стихи из сказки Руслан и Людмила - это да!. По моему это самые красивы стихи в мире: у Лукоморья дуб зелёный; злотая цепь на дубе том: и день и ночь там кот учёный всё ходит по цепи кругом...
4.Стремясь привить любовь к поэме "Евгений Онегин" В.П. дополнительно к программе задала на дом учить наизусть кусочек этой поэмы - не очень большой, но и не маленький. Проверяла исполнение не на уроке литературы и не выборочно, а поголовно у всего класса и в своём кабинете. В кабинет весь класс, конечно, не влазил и В.П. водила нас в него группами. В моей группе была и отличница Танька Байдикова. Домашнее задание Танька выучила твёрдо: декламировала громко, без запинок, с большим чувством и В.П. тоже громко и с большим чувством сказала ей: спасибо!... Порадовала Танька свою учительницу.
5. Помнится ещё один случай на эту тему. Проходим письмо Татьяны Онегину. В.П. проверяет домашнее задание - выучить наизусть это письмо. Вызывает Наташку Рыбкину - рыжую тихую ученицу. О таких сейчас говорят: тёлка. Во время урока всегда идёт небольшой шум - всё таки в классе около 40 человек. И вот Рыбкина встаёт и своим тихим неуверенным голоском начинает: я к вам пишу- чего же боле? что я могу ещё сказать?... и так это у неё проникновенно и хорошо получилось, что весь класс замер и воцарилась абсолютная тишина...Концовку письма Наташка выучила не твёрдо, стала путаться в рифмах и смазала впечатление.
6.Точно не помню "Тихий дон" мы, кажется, проходили. Этот герой Мелехов - тоже мне - образец для подражания - дурак дураком. А был бы он умным - не стал бы героем книги - о нём бы нечего было написать Шолохову. А "Поднята целина" мы точно проходили. Там три дурака учат жить людей по новому. Сами все трое - заметьте - бездетные. Нагульнов вообще припадочный. Что они понимают в жизни? Каков их жизненный опыт? Первая мировая война, потом гражданская война. К этой категории людей можно отнести и Гитлера. Он тоже получил воспитание в окопах первой мировой войны и тоже учил людей жить по новому. Дома есть книга "Поднятая целина". Вся нашпигована закладками тех страниц где описан Щукарь. Яркий и интересный персонаж. С удовольствием иногда перечитываю те страницы.
7.Много проходили М.Горького. Согласен - при советской власти он деградировал. Не хватило сил сопротивляться ей. Жизнь вообще штука бессмысленная - этот железный факт разрушает идеалы человеколюбия. Не всем до конца жизни хватает сил сохранить эти идеалы. На мой взгляд Горький полноценный и большой писатель, создавший несколько шедевров мировой литературы, например, "Страсти мордасти". Великолепны и зарисовки той России в которой ему пришлось жить в молодости. Я ему благодарен. Цитата: - Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и всё!
8.Всё что надо было сказать школьнику Лев Толстой сказал в своём романе "Война и мир". Кое-что хорошо повторил в романе "Анна Каренина". А "Воскресение" у него совсем не получилось. Эту книгу вообще не надо было издавать, а не то, что проходить в школе. В зрелые годы решил разобраться: может я в школе чего не понял? Пробовал перечитать - не смог - мура.
9.На уроках истории СССР выдавали нам больше вранья. Но враньё на уроках литературы сильнее цепляло за душу - было более токсичным. Сейчас я бы писал для Валентины Петровны (В.П.в тексте) большие и красивые сочинения. А в те времена (середина 60х) чётко сформулированных мыслей о литературных произведениях у меня не было. Было смутное недоверие и недовольство уроками литературы - как, впрочем, и другими уроками. Это потом - со временем - возникнет и укрепится в голове мысль, что школьные годы чудесные... Но уроки ведь были противной и тяжелой обязанностью. Учёба доставляла много неприятных переживаний. Интересными уроками для меня - о которых вспоминаю всегда с благодарностью - были ботаника Надежды Михайловны и география Екатерины Васильевны.


Владимир Оленин 2   26.06.2019 13:47     Заявить о нарушении
Как вы правы Владимир! Вы знаете, я тоже точно так же думаю. А в школе я любил историю, ведь, казалось бы, что история нечто монументальное и она описывает именно то, что было, но на самом деле история в СССР была идеологической и не отображала действительно происходящих событий, а если и отображала, то искажала до неузнаваемости! А наша учитель по истории Васса Лукинична Сыркашева похоже отчётливо сознавала эту ересь и иногда её рассказы о истории не совпадали с тем, что было написано в учебниках... С уважением, Анатолий.

Анатолий Малык   26.06.2019 14:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анатолий Малык
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Оленин 2
Перейти к списку рецензий по разделу повести за 26.06.2019