Рецензия на «1. Crypt. Химмельрайх» (Конкурс Копирайта -К2)
1. Философия. "Жизнь тела есть зло и ложь, и потому уничтожение этой жизни тела есть благо". Интернет фразу приписывает Сократу, но нигде не упоминается, откуда именно она выдрана, и не встречается на языке оригинала. Учитывая, что Сократ полагал наличие бессмертной души, фраза должна бы начинаться "жизнь единственно тела...", и тогда она приобретает смысл, вполне совместимый с учением Сократа, насколько оно нам известно. И заявление рассказчика, что он "не имел возможности ясно осознавать преступный характер совершаемых действий" также отсылает читателя к Сократу, с его "добродетель есть знание". У Сократа речь идёт об этическом знании, то есть знании, что есть добро и зло: если рассказчик не совершает зла сознательно, то ещё есть шанс сообщить ему правильные критерии и тем самым дать возможность исправиться. Если же брать фразу в приведенном варианте, она отсылает нас к гностицизму, с его учением о безусловном зле материального мира, реализованном крайним образом через ритуальные самоубийства катаров. Девушка, толкующая о Запретной книге вкупе с Антихристом, видимо, представляет христианство. Таким образом произведение представляется отражением борьбы христианской церкви с дуализмом гностиков, перенесённой в постапокалиптическую эпоху и выраженной через столкновение личностей. Показательно, что иррациональная эмоциональная вера проповедуется женщиной, которой противостоит racio мужчин. Хотя на самом деле речь идёт о вере в обоих случаях - только апологеты разных учений логично исповедуют разные догмы, а принцип одинаков. 2. Логика Теоретически, мне показывали столкновение двух идеологий. Реально, мне показали ровно одну - в которой с обитателями рая можно побеседовать, включив монитор. Чем эта идеология хуже той, которую представляет оказавшаяся в квартире рассказчика девушка - из текста совершенно непонятно. Поскольку эта точка зрения в тексте практически не представлена и, главное, необходимого эмоционального акцента не несёт. К слову. Сейчас интернет наполнен романами о будущем, в котором искусственный интеллект создаёт автономную виртуальную реальность, и люди, не реализовавшие себя "здесь и сейчас", добровольно уходят в этот новый, хотя в большинстве случаев вовсе не прекрасный мир, навсегда: физическое тело умирает, а личность продолжает жить и действовать в "вирте". Пока никто из благодарных читателей не сказал, что описанное - дурно, ужасно и должно быть запрещено. Пошли дальше Меня крайне удивило поведение "инквизитора", который таскает с собой набор специнструментов и собирается проводить допрос с пристрастием в жилом помещении. Я не понял, с чего бы это вдруг. Меня ещё больше удивила девушка, которая бежит за укрытием аж на последний этаж, под самую крышу. И всерьёз собирается укрываться, хотя её преследует представитель правопорядка, который (раз уж производил преследование) "успел «срисовать» ее идентификационный код…", что для преследуемой очевидно. Я понимаю, что автору нужно персонажей как-то свести. Значит, нужно подумать. " каждый рабочий может изготовить себе киберфройляйн по вкусу" Выше в рассказе написано, что рассказчик трудится копирайтером. Неизвестно, что это означает в описываемых месте и времени, но дальше оказывается, что все куклы этого мира произносят при пробуждении фразу, которую придумал для них рассказчик, то есть профессия у него, можно сказать, творческая. Каким образом он _изготовил_ куклу? "Удовлетворение полового инстинкта всегда казалось мне пусть и физиологически необходимым, но лишним и даже карикатурным элементом временной жизни." ??? Рассказчик знает, что "удовлетворение полового инстинкта" полезно для здоровья (физиологически необходимо) , испытывает удовольствие при этом процессе (раз у него есть желание и возможность его удовлетворить), но полагает это удовольствие лишним. Он полагает лишним удовольствие - или сам инстинкт? Если удовольствие - потому что оно платное и означает отсрочку перехода в райское состояние - это одна характеристика личности. Если инстинкт - потому что непонятно, зачем он при инкубаторном размножении - это другая характеристика личности. А сейчас всё смешалось и ничего не понять. "мужество этой маленькой хрупкой девушки поразило меня" Маленькая хрупкая девушка несёт ересь, преследуется представителем порядка и отказывается ему подчиняться. Ммм... если к вам в квартиру явится за спасением юная красотка, а следом за нею - полицейский из отдела по борьбе с распространением наркотиков и объявит, что гостья - наркодилер, причём обвиняемая обвинения отрицать не будет, зато будет активно общаться матом - вы восхититесь мужеством преступницы? Если в произведении для персонажа отрабатывается определённый психотип: ценности, образ мыслей, характер - он должен отрабатываться непрерывно от начала до конца. Либо должен происходить слом, катарсис и т.д. и .т.п., после которого мировоззрение персонажа изменяется. В данном случае восхищение мужеством случается _до_ того, как "мною руководила некая чуждая иррациональная сила, идентифицировать которую мой разум не в состоянии". До, а не после. Поэтому выходит ерунда. Предвосхищая возражения: рассказчик-то рассказывает, но думает за него автор, и в какой последовательности рассказчику излагать продумать вполне может. "Или она сделала это нарочно (что больше похоже на правду). " Рассказчик является такой невероятной ценностью, что девушка жертвует свободой и жизнью ради его возможного(!) обращения? И в чём эта ценность? 3. Литература. Один персонаж сообщает якобы другому персонажу массу сведений, которые второму персонажу либо a priori известны - в силу того, что оба персонажа живут в одной реальности, в одной местности и в одно время, кроме того, что получатель сообщения является местным полицейским - либо заведомо не нужны. " выстроенные в строгом геометрическом порядке кварталы Райха.. Неотличимые друг от друга кубические здания, уходящие стройными шеренгами к Стене, за которой расстилались Мертвые земли, покрытые темно-алой, отравленной пылью, монументальный памятник Первоверховному с указующей в небо титановой шестипалой дланью, самодвижущиеся дороги из фиолетовой резины, игрушечные фигурки людей в серых комбинезонах..." Подобные описания в прямой речи наводят на меня тоску пополам с раздражением. Это пресловутая беседа двух эльфов в таверне: "А помнишь, как во времена великого Элдера, восемьсот тридцать два года назад, с гор на южном побережье Эланора спустились несметные полчища орков, ведомые могучим Кракриком ...". Потому что автору позарез нужно читателю что-то сообщить, а как это сделать, он придумать не сумел или поленился. Кстати, а что люди там делают, был же выходной? Короче говоря, произведение меня не впечатлило - оно не продумано, с какой стороны ни посмотри. Удав Юзик 09.01.2020 03:10 Заявить о нарушении
Комментарии к произведению читать интереснее. Вообще в принципе любые комментарии читать интереснее.
Роман Оскалофф 09.01.2020 10:21 Заявить о нарушении
Здравствуйте, господа читатели. Роман, было бы интересно узнать ваше мнение об этом тексте. Или секрет?
Ольга Бланкар 09.01.2020 10:36 Заявить о нарушении
Ольга, переключайтесь уже на следующий текст ) Он из тех, кого критиковать стесняются, потому что "автор еще научится".
Света Малышева 09.01.2020 10:43 Заявить о нарушении
Не люблю юморески. Напишу плохую рецензию и снова у автора случится истерика. Писатели так ранимы, укусить норовят, если критики недовольны их творческим порывом.
Ольга Бланкар 09.01.2020 10:51 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Удав!
Прекрасная рецензия. Честно говоря, не ожидал столь подробного разбора, выявляющего к тому же ряд логических "ляпов", а это всегда полезно. Как в целом, так и в частном - если решусь опубликовать рассказ на своей странице. На некоторые пункты мне есть что возразить, и все-таки позвольте мне этого не делать, не хочу больше углубляться в "эсхатологию", которой руководствовался в процессе работы – честно скажу, устал, да и смысла особого нет. Еще и потому, что согласен с рядом ваших замечаний. Это и в самом деле "залет, воин":) Спасибо вам большое. За внимательное чтение и за информацию к размышлению в целом. Кстати, если уж тут снова материализовалась "равнодушная" Ольга, хочу обратить ее внимание на тот факт, что замечания Удава и Светы Малышевой ничуть автора не "задевают", так как высказаны ч е л о в е ч е с к и м языком. Впрочем, ваши замечания меня тоже не особо задели, скорее вызвали недоумение, потому я и обратился к вам с прямым вопросом, а вовсе не по той причине, по которой вы подумали – в силу переоценки воздействия своего "сарказма", видимо. И несколько слов Роману. Если вам интереснее читать комментарии, чем сами произведения, вам никогда не стать настоящим автором. Автор это прежде всего любовь к художественной прозе как таковой, а не ко всем этим "окололитературным" дискуссиям и скрещениям копий. Идите в критики:) Crypt Автор Хочет Сказать 09.01.2020 12:18 Заявить о нарушении
(с улыбкой) Всё дело в том, что комментаторы, как правило, сначала думают, а потом пишут.
А творцы, как показывает практика, сначала творят, а задумываться начинают по факту последствий. :) Удав Юзик 09.01.2020 13:05 Заявить о нарушении
"Если вам интереснее читать комментарии, чем сами произведения, вам никогда не стать настоящим автором"
Согласен. Но не очень-то и хотелось) Андеграунд наше всё. Роман Оскалофф 09.01.2020 17:12 Заявить о нарушении
Солидарен с Удавом. К автору много вопросов.
Плюсы: хороший язык, читается легко, с интересом, неоднозначность и сложность тематики (далеко не каждый за такое возьмется), нестандартный подход к теме конкурса. Минусы: логические нестыковки, ходульные плоские образы, непродуманная структура идейной составляющей, неоправданные огрехи в композиции. Вердикт: достойная попытка. Но именно попытка, не более. В утешение автору могу сказать, что с хорошего коня и упасть не стыдно. Садовский Автор Хочет Сказать 10.01.2020 17:17 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |