Рецензия на «Довмонт князь Псковский» (Владимир Старовойтенко)

МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ПОТОМОК СВЯТОГО ВЛАДИМИРА - КНЯЗЬ ДОВМОНТ
Конкурсная статья
К 1000-ЛЕТИЮ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Автор статьи:
Евгения Георгиевна Чижикова
(ур. Довмонтович)
Соавтор статьи:
Евгения Валерьевна Уланова
- студентка – внучка автора .
Теперь рассмотрим вымыслы, связанные с князем Довмонтом.
Во-первых, в выше указанных выдержках из энциклопедий сообщается, что Псковский Довмонт князь Нальшанский, убийца Миндовга. Согласно современным исследованиям Довмонт Псковский был сыном Миндовга, а Довмонт Нальшанский был сыновец (племянник) Миндовга.
Второй вымысел: ошибочно считают его младшим сыном великого князя литовского Миндовга. По совремённым историческим находкам Довмонт был вторым из четырех сыновей Миндовга.
Третий вымысел, связанный с князем Айгустом: Ярослав, не любивший Довмонта, посадил на его место в Пскове какого-то Айгуста.
«…Ярослав Ярославич…князя Айгуста, сродника князя Доманта, отпусти же во Псков.. С. 789., ссылка 325…князь Айгуст был либо сын, либо родственник князя Доманта…на княжении во Пскове бывшего…»[1]
Четвертый вымысел: Довмонт - литовец, бывший враг России, да еще и язычник.
О сыне Довмонта – Давиде в справочниках пишут русский, о Довмонте пишут и рассказывают на экскурсиях в Пскове: «Довмонт – литовец, не Рюрикович». В XIII веке еще не было национальностей. Довмонт был потомком Полоцких князей от св.Владимира и верным другом Дмитрия Александровича, сына Александра Ярославича, следовательно Рюрикович.
Пятый вымысел: Мария, жена Довмонта, внучка Александра Невского. Согласно исследованию автора: надпись на иконе «Благоверная княгиня Мария, Домонтова жена, дщерь великого князя Александра Невского»[2] есть истина. «Подобное утверждение можно встретить и в житейных сборниках XVI-XVII в.в.[3]»
Ошибочные утверждения кочуют из книги в книгу, из статьи в статью. К вымыслам привыкли настолько, что иная точка зрения представляется вовсе злодейским покушением на устои.
http://domont.blogspot.com/ полная стать думаю развеет все ваши домыслы.

Евгений 16   18.01.2020 00:44     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию.
Но должен все же не согласиться с Вашими аргументами. Довмонт в Литве конечно был не один. Например Суздальская летопись сообщает о смерти литовского князя Довмонта в 80-х годах 13 века. А точную дату смерти Довмонта Псковского мы знаем.
Маловероятно, что Довмонт был сыном Миндовга. Существуют достоверные документы, где Миндовг называет своих наследников. Это те же имена, которых убил Довмонт вместе с Миндовгом согласно Галицко-Волынской летописи. Будь Довмонт сыном Миндовга, он бы и его указал.
Там правда нет и Войшелка. Но это и понятно. Войшелк ведь в монастырь ушел.
Скорее всего Довмонт был сыном Товтивила, бежавшим от Треняты после убийства отца в Новгород.
Летописи действительно называют Довмонта нальшанским князем, князем Утена. Но тут большой вопрос ЧТО ТАКОЕ НАЛЬШАНЫ?
Татищев например пишет, что Довмонт захватил свою вотчину Полоцк. А Татищев единственный историк, читавший Полоцкую летопись.
Конечно все литовские князья до Гедимина были потомками полоцких князей. Они просто не могли быть не Рюриковичами. Литва тогда была еще слаба и Рюриковичи бы просто не потерпели внутри своей территории чужаков. Но вряд ли под "вотчиной" имелось ввиду столь шаткое право. Скорее всего имелось ввиду наследство после отца. А перед Герденем в Полоцке правил Товтивил.
На счет того, что Довмонт литовец. Не было тогда литовцев. Это название современной национальности. А жителей Литвы обычно называли литвинами. Православных христиан Литвы называли русью. Но название это не этническое, а религиозное. Всех славян, принявших русскую веру называли русью. И наверно самый большой вымысел российских историков, что Лита какой-то антипод Руси. На самом деле Литва всего лишь часть Руси с большим количеством язычником, которые во времена Ягайло стали католиками. Что же касается городов, то они сплошь в Литве были русскими.
"Сказание о Довмонте"(а это документ 14 века) называет Довмонта зятем Дмитрия Александровича. Надписи на иконе следует верить только в том случае, если она писалась в 14 веке, не позже. Ну и опять же вопрос перевода.

Владимир Старовойтенко   24.01.2020 11:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Старовойтенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений 16
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.01.2020