Рецензия на «Асимметрия Мира и наша жизнь» (Алекс Савин)

На мой взгляд, не имело смысла так глубоко забираться в космогонию. С одной стороны - там конечным продуктом остаются одни гипотезы, т.е. не измеренные вещи, с другой стороны - здесь мы пришли в конце концов к нашей реальной измеримой российской жизни. Прошли через рассмотрение энтропии, но для этой разборки можно было бы ограничиться современными Землёй и Солнцем. Вышло бы легче для схватывания мысли читателем. С другой стороны, произведение очевидно имеет художественные черты, и с этой точки зрения широту представленного обзора можно принять, эстетически.

Полностью согласен, что человековедения, у нас по крайней мере, не существует. В области этого существует разнобой, похожий на современную медицину, где каждый специалист знает и лечит только один "свой" орган пациента. Причём специалисты по частям человека-в-голове достигли многого опыта в своих частных практиках, и получают многие выгоды в частных интересах, порой потрясающие. А цельного объединения усилий и знаний так и не происходит. Вполне возможно не происходит потому, что при этом потребовалось бы обратить усилия во благо самого человека.

Что касается нашего российского менталитета, сформировавшегося на веках совместного проживания угро-финских, азиатских, славянских и других племён в данной местности, то он есть такой, не Западный. Когда то именно такие как мы, не слишком пассионарные, слишком терпимые к условиям существования, выжили здесь и не откочевали. Пока до производящих конкурентов было далековато - и мы как-то выживали сами. Для современных условий мы не приспособлены. Тут есть определённая генетическая безысходность. Мы "по жизни" терпилы.

Рассуждения о смысле жизни меня лично не устроили излишним, на мой взгляд, отклонением в романтику, в противовес аналитике. И религия, по моим наблюдениям, имеет психотерапевтическое действие прежде всего в двух прагматичных позициях. Первая из них - надежда личности на защищённость высшей силой, при условиях соблюдения личностью правил поведения, и если личность хорошо попросит. Вторая - снятие стресса с личности путём убеждения её в личном "бессмертии" и "бессмертии" её утраченных близких. Философские аспекты религии в широкой среде верующих далеко вторичны. Верующие в среднем являются по сути прагматичными материалистами.

Да, есть ещё такая характерная особенность жизни вообще, что старение, смерть и смена поколений являются плановым механизмом жизни вообще. Т.е. это тоже такой порядок, а не энтропия.

Вот сказано: "В человеческое общество навсегда проникли и закрепились «изобретения» социальной энтропии – Конкуренция, Конфронтация, Конфликты, Ненависть, Вражда, Насилие, Зависть, Война, Террор и все «семь грехов библейских»". Но, ведь, оставив в стороне пока "семь грехов", все остальные перечисленные явления проистекают из исходного стремления биологической жизни: стремления экспансии - расширения. В высших формах жизни это стремление экспансии усовершенствуется стремлением доминировать. Т.е. указанные эффекты - это развитие (пусть трасформация, если так удобнее) свойств жизни во вновь сложившейся среде, естественный процесс. Что при этом интересно: ведь природное доминирование было антиэнтропийным фактором. А в обществе стало про-энтропийным? Или нет?

Владимир Прозоров   17.03.2020 16:06     Заявить о нарушении
Спасибо за ваше терпение и прочтения моей статьи!
Мои ответы по вашим замечаниям:
* «На мой взгляд, не имело смысла так глубоко забираться в космогонию. С одной стороны - там конечным продуктом остаются одни гипотезы, т.е. не измеренные вещи, с другой стороны - здесь мы пришли в конце концов к нашей реальной измеримой российской жизни»
- В космологию я забрался из-за того, что там очень конкретно видна работа «Темной царицы» мира - энтропии и «Светлой царицы» - негэнтропии. А насчет «сплошной гипотезы» вы переборщили, специалисты-астрофизики вам бы ответили очень доказательно, что это на так. Гипотез там гораздо меньше чем конкретной информации. Эволюция и динамика всех звезд разгадана, дело за галактиками.

* «Пока до производящих конкурентов было далековато - и мы как-то выживали сами. Для современных условий мы не приспособлены. Тут есть определённая генетическая безысходность. Мы "по жизни" терпилы.»
- Не знаю как насчет генетики, но по части ментальности вы правы. Еще известный кардиолог Амосов говорил: «Наш народ не первый сорт». Достаточно нелестно отзывался о народе нашем и великий физиолог Павлов. Они-то пожалуй хорошо народец наш знали. Тут сработал непреложный закон природы: «Бытие определяет сознание», а бытие – исторический путь наш по воле Всевышнего был тяжким и не светлым. Еще наш Ильич говорил: «Учиться дисциплине у немцев, иначе мы пропащий народ, вечно лежать в рабстве». И лежим, производительность труда 4-5 раз ниже развитых стран и гоним туда сырье, забираем высокотехнологические вещи, даже эти наши компы с инетом. Вся научная, медицинская и промышленная электроника покупная. По автоматизации и роботизации труда занимаем последние места среди «развивающихся».

* «Философские аспекты религии в широкой среде верующих далеко вторичны. Верующие в среднем являются по сути прагматичными материалистами».
- По сути это как? В миру что ли? Материалисты они в делах, а не в мыслях миропонимания.

* «Да, есть ещё такая характерная особенность жизни вообще, что старение, смерть и смена поколений являются плановым механизмом жизни вообще. Т.е. это тоже такой порядок, а не энтропия»
- А энтропия вне «планового порядка»? Она сидит в самом центре плана природы, ибо она есть одно из фундаментальных свойств материи как и негэнтропия (мера порядка).

* «Но, ведь, оставив в стороне пока "семь грехов", все остальные перечисленные явления проистекают из исходного стремления биологической жизни: стремления экспансии - расширения. В высших формах жизни это стремление экспансии усовершенствуется стремлением доминировать»
- На мой взгляд в основе жизни лежит природная генетическая программа ВЫЖИТЬ, которая выдвигает на первое место удовлетворение базовых потребностей (пища, крыша, защита от врагов, размножение). Все остальное уже – вторичное: Даже духовные потребности. Экспансия может стать базовой потребностью, если от нее зависит выживание.

Приглашаю вас как человека с аналитическим мышлением просмотреть фрагментарно мою книгу "Житейское мировоззрение", где про космологии нет материала, а много о жизни: http://www.proza.ru/2012/03/25/1872

Алекс Савин   18.03.2020 18:30   Заявить о нарушении
Да, размножение тоже логично отнести к стремлению генома выжить. Не размножающиеся геномы не выжили. Выжили размножающиеся.

В отношении вульгарного материализма вульгарно верующих людей: Они не занимаются философией первичности слова или материи, разницы души и тела. Каждый из них считает, что есть где-то сверхмощная личность, которая следит за каждым из них, и именно за ним. Они считают, что их материальное состояние имеет зависимость от их взаимоотношения с той сверхмощной личностью. Раз они так считают, они во всём находят личные материальные свершения этого. Это грубое языческое материалистическое по сути представление себя в природе и обществе. Они просят своего невидимого покровителя-надзирателя поголовно о материальных подачках, порой потрясающе низменных. Хотя, невидимого надзирателя - тоже относительно, поскольку обязательно имеются материальные ритуальные символы, перед которыми они совершают материальные жертвоприношения. Они здраво не понимают, как это может быть - без материи.

Владимир Прозоров   18.03.2020 21:38   Заявить о нарушении
" Каждый из них считает, что есть где-то сверхмощная личность, которая следит за каждым из них, и именно за ним."
- На мой взгляд это идет от первобытства, когда только раскрылись зачатки разума у людей. Они одухотворяли все что видели вокруг. А гром и молния, стихия их наверняка просто подавляла и ввергала в мистический ужас. Видимо тогда они научились молиться, просить помощи у Всесильного и Всевышнего, управляющего природой. Появились Боги - бог реки, бог леса, бог охоты, злые боги болезней, неудач. Это этапы эволюции разума и мировосприятия, миропонимания еще не было.
Я как атеист-материалист уважаю веру как душевного спасителя и средства психологического равновесия верующих людей. У атеистов такой опоры нет.
Иногда захожу в соборы и дивлюсь многообразию образов святых, ритуалов, приводящих верующих в массовый гипноз. Однажды был в католическом соборе на Малой Грузинской, там совсем другой порядок, более цивилизованный и пожалуй это на уровне другого мировоззрения.
Католицизм признает науку как доказательство правоты религии, а пресветлое Православие проявляет холодное отношение, хотя об этом умалчивает, но плодами пользуется.

Алекс Савин   18.03.2020 22:34   Заявить о нарушении
Извините, Владимир.

К Алексу:
после вашего дополнения к моему текстовому сообщению заглянул на Вашу страницу.
В понравившемся резюме отметился этот текст.

При ознакомлении с текстом отметились возражения к некоторым мыслям.
Не рискую затрагивать об этом сейчас,
приглашаю ознакомиться с моим "игра против игры" где обозначено о кратком формулировании вопросов. Т.е. предполагает и желание и умение краткости.
При наличии такого умения гораздо приятней вести беседу, согласитесь.

Успеха Вам.
Доп: заголовок этого текста - в очень слабой связи с самим текстом.

Георгий Сотула   26.04.2020 19:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алекс Савин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Прозоров
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.03.2020