Рецензия на «В пространстве трех времен» (Людмила Волкова)

Добрый день, Людмила Евсеевна.

От давней привычки своей почитала отзывы и ответы на них на Вашей странички. Наткнулась на Ваш ответ вызывающему во мне стойкую читательскую и человеческую симпатию талантливому автору, где Вы обозначили свой больший интерес получить анализ и оценку тому как пишите, относительно того о чем пишите. Часто упоминаемый здешним сообществом выбор, простенько обозначенный мной «как» против «что», преследует все время нахождения на сайте и это притом, что во мне ни этого, ни какого другого творческого конфликта как такового нет. Поиск есть, конфликта нет вовсе. Возможно, в силу моих способностей и навыков, есть корявое «как» и неинтересное «что», но противопоставления до необходимости делать выбор между ними – никакого. Тем более странно слышать мне о таких предпочтения от Вас – талантливого писателя, заслуженно признанного многими мастера слова, от Вас, кто совершенно справедливо отстаивает приоритетность средних и крупных форм, что однозначно указывает на понимание Вами значимости не только содержания в литературе, но и масштабности мыслей и идей. Хотя соглашусь, на малых «территориях» порядок и красоту навести легче, но вот мысль развернуть – никак.

Будет желание, мы можем диспут продолжить в другом месте и формате, но сейчас противопоставление «как» и «что» не есть тема моего отклика и вводную часть я дала лишь для того, чтобы уточнить – все нижеследующее это не рецензия, а отклик читателя, подчеркну, непосредственно того, для кого Вы пишите – читателя.

А пишите Вы отлично. И словом владеете в совершенстве, и образность в меру и исполняется Вами с тонким вкусом, удивительно филигранно, и индивидуальный стиль отшлифован до идеала многим неведомого, сразу узнаешь, с удовольствием погружаясь в произведение, наполненное фирменной Вашей легкостью и изяществом. Говорят Вам это часто и многие авторы – от начинающих до именитых и издаваемых. Наверное, нового я не добавлю ничего. Смеюсь… читатель я порченный собственным графоманством, потому силилась поведать о Вашем мастерстве метафорично...Ничего кроме как глотка непременно свежего воздуха, речки обязательно чистой, горной и хрустальной...а еще вот ум штурмует образ новой дороги через поле пружинящей под фирменными амортизирующими кроссовками...Короче, ничего не получилось...

Но то, что у Ваших произведений есть потрясающий магический эффект очаровывать, обволакивать коконом, затягивая жертву внутрь, без каких либо шансов вырваться на свободу через заградительный барьер писательского волшебства, это я говорю совершенно серьезно и ответственно. К Вам если попал, так попал, дочитаешь, позабыв о своих делах и планах. Делаю вывод – опасная Вы дама, умная и талантливая Людмила Евсеевна.

Созвучно Ваше описание природы. Увиделось маленькой жемчужиной в большой перламутровой раковине рассказа – «Обожаю сентябрь! Он ласковый, теплый, в его дыхании аромат легкой грусти и тонкий - трав и цветов. Это не запах тлена, а скорее – сна от приятной усталости.».

Я тоже язычница. И природа, впрочем, как и все окружающие предметы и явления, для меня живая и осознанная, всегда и везде, не раз получала по шапке за антропоморфизм. Считаю, описания природы технически самым сложным в литературе, как сама попробовала, так теперь писатели–натуралисты не иначе как богами с нимбами и мерещатся. И нового и свежего очень трудно изыскать в этом направлении, да и читатель искушен дюже, и всяко не подбором синонимов достигается ощущение новизны, меняя подходы и приемы, ища свое – только так. Например, по моему видению, природа в качестве фона и декорации для основного действа – до оскомины отработанный прием литературы. В качестве путей вижу –описание природы через ощущения (автора ли, или героя), тем самым природа служит своеобразным метафорическим инструментом раскрытия внутреннего мира героя, или, как вариант, персонификация природы с отведением ей роли полноправного героя произведения. Но это так...мое без претензии на что-либо...размышления вслух.

Своим произведением дали толчок для рождения многих мыслей. На мой взгляд –в этом истинная ценность писательского труда.

И чуть-чуть моей любимой философии. Вновь попадание «моей» темой, потому не могу не прокомментировать рассуждения о «своих» и «чужих». Показались мысли автора и героини повести знакомыми.

«Я ведь легко поддаюсь очарованию чьим-то талантом или внешней красотой и становлюсь жертвой добровольного самообмана. Умом все понимаю, а душа тянется к чужому обаянию, ищет ложную дорожку к нему, мечтая покорить, переделать, в общем, - сделать своим, чтоб до конца, до полного пленения.»

Был такой этап жизни. До экзистенциальных криков души, бьющейся в отчаянии невозможности полного единения с кем-либо…кроме Бога. И лишь позже пришло понимание, что все-таки такое единение возможно, через Бога. А это значит, расширение собственных границ, признание чужой уникальности без желания заполонить и присвоить. Когда ты признаешь свободу другого наравне со своей всегда и в любом виде, даже в форме нелюбви и отрицания тебя самого, и есть состояние настоящей внутренней свободы. И сразу же отпадают все неверные оценки и выводы.

«Но ум обычно побеждал сердечное безумие, я приходила в сознание.... Так что дело во мне, а не в объектах моего увлечения – они просто не мои, они – другие».

Уверена, у Вашей героини хватит мудрости и она, перейдя максимализм тридцатилетних, подойдет к пониманию отсутствия как «своих», так и «чужих». Я сейчас не о бытовом удобстве и схожести говорила.

И под занавес главное. У меня так всегда.

Повесть нужная для нашего очень неспокойного, еще более непонятного времени, времени на грани смены эпох. У меня случилась временная внутренняя амнистия для всех завывальщиков истины, потому как, глядя на то, что нынче происходит, думаю, никто (ни левые, ни правые, ни вдоль, ни поперек, ни молодые, ни старые...абсолютно все), никто ничего толком не понимает, самых ретивых и категоричных это тоже касается, может быть, они самые несчастные в своей авторитарной глупости. Мы каждый миг проживаем одновременно в трех состояниях – прошлом, настоящем и будущем, это единая точка – здесь и сейчас, в ней всегда есть история прошлого и потенция будущего, не будь их, настоящее не реализовалось бы, а сейчас это еще и точка бифуркации развития человечества. А вот куда мы двинемся...Не ведаю. Но точно знаю, посох веры, гуманизма и доброты нам нужен как никогда.

«Твоя «продукция» в количестве двухсот живых существ ежедневно с воплями носится по школе на переменках, а потом ты должен усмирить их интересным уроком и зажечь в уме свечу любознательности, а в сердце – доброты». Ваша «продукция», Людмила Евсеевна, это не только тысячи учеников, это и Ваши произведения. Я идеалистка, верящая в ноосферу, банк творений разума, души и сердца. Создавать надо прекрасное, сеять – мудрое и милосердное, и все это– с любовью, а там посмотрим, знаю – взойдет только вечное, это и есть основной дар от поколения к поколению.

Мы дожили, стали свидетелями признания труда врачей, аплодирующий стоя мир– высшая награда. Не за горами время, когда свои аплодисменты получат и учителя.

Вы уж простите за словоблудие мое. Я как вулкан изверглась мыслями разными. На отсутствующую у меня сестру знаменитого братца ссылаться не буду, оправдаюсь нашим долгим перерывом в общении. Вот я и наверстала упущенное, отыгралась, так сказать. Обещать прочитать повесть сей момент не буду, сроки обозначать тоже не буду. И связано это и с моей внутренней усталостью, состоянием которое я не подгоняю, но жду и надеюсь, что ему со мной когда-нибудь наскучит и покинет оно меня, как и с попытками закончить свою повесть, очень буксующими, учитывая мою душевную пустотность при повышенной тревожности нынешней жизни...Смеюсь, нашла виноватых, на кого переложить ответственность за примитивные, называя своими именами, депрессию и апатию. А вот намерение повесть прочесть подтверждаю.

Вам – держаться, не сдаваться и не хандрить.

Еще раз спасибо за Ваше творчество.

С уважением,

Ирина Коцив   24.04.2020 14:40     Заявить о нарушении
Ирина, Ирочка... Я бессильна сейчас отвечать. Вы меня просто взяли за плечи и встряхнули с такой силой, что в моей башке произошел мыслительный взрыв.Вот как только все мысли разбегутся по своим извилинам и улягутся там, я отвечу. Здесь - немного, а в личном сообщении то, что не для всех ушей.
А пока спасибо.

Людмила Волкова   24.04.2020 15:05   Заявить о нарушении
Ирина, первая четкая мысль-просьба: не нужно читать эту вещь, она слабее остальных, за кадром осталось главное. Нельзя писать с оглядкой на близких, чтобы никого не обидеть.
Вторая мысль: почему "как" написано, мне важнее,чем о чем. а первом этапе - да. Потому что в "как"проявляется личность, даже если это начинающий автор, пока слабый. А все равно он как на ладони, даже в попытке себя выразить.
Конечно, в идеале "как" и "что" должны быть в гармонии. Но любую тему можно изувечить бездарностью или полным равнодушием к читателю. То есть, когда пишут для себя, иногда даже неплохо, но упиваясь подробностями, интересными только автору, за которыми нет ни образа, ни картины в целом, ни мысли..
О Вашем графоманстве... Вы это серьезно? Да Вы написали готовый очерк, которым гордился бы профессиональный литературовед!

Людмила Волкова   24.04.2020 17:04   Заявить о нарушении
Продолжаю после перерыва, так как часто теряю написанное, когда оно большого размера.
Для меня Природа - и есть Бог. Я не верю в Бога, который якобы видит все. Если бы видел да еще был всемогущим, то не допускал бы жестокости по отношению к слабым.
А Природа, как-то регулируя процесс самосохранения, наводит свой порядок, но не требует поклонения. И описывать ее нужно только через восприятие героя, Вы правы. О своих и чужих... Увы, не хватает мне мудрости, осталась я в своем тридцатилетии. Теперь чужих не пускаю в душу вообще. Описывать их в повестях, даже в качестве главного героя, это да, как в повести "Тому назад одно мгновенье". Попытка разобраться в нутре такой вот "чужой".
Просто я научилась говорить кому-то НЕТ, если он не мой. Пусть себе существует, но отдельно от меня. У меня и так рядом не моих, и от них одна мука.
Вы столько добрых слов написали о моем творчестве, что нужно соответствовать этому образу хорошего писателя. Спасибо, Ирочка, за такой потрясающий отзыв!

Людмила Волкова   24.04.2020 17:29   Заявить о нарушении
Против гармонии как поспорить? Конечно, да! Но с приоритетов "как" все же не согласна. Объясню на примере, я, за редким исключением, последнее время не читаю миниатюр, даже красивеньких, даже очень красивеньких... очень-очень... Особенно эссеисткого типа. У меня токсикоз на блогерство, я все же на литературном сайте. А порой попадешь на рассказ, корявенький местами, а там СЮЖЕТИЩЕ, а там МЫСЛЬ... Хотя, приоритет "что", без настойчивой попыток художественного облагораживания текста, мне так же не по душе. Жаль, гармония нам только снилась... многим. Думаю, это спор сродни спору "лириков" и "физиков", но только от литературы. Я думаю, все споры от приоритетности каналов восприятия. У кого визуальный или кинестический- тот, красоту картинки оценит. У кого, как у меня, дигитальный рабочий, тому мысль красотой на сердце ляжет... Я красоты читаю и картинки рассматриваю только у гениев из личного списка.Есть такая оговорка. И еще... Вы, профессионалы забывете, сайт любительский, и то что Вам ужас и оскорбление литературы и языка русского, иному автору -высокохудожественный подвиг. Пропускные ограничения по таланту ввести, и будет профи счастье...Как-то так...пока...

Ирина Коцив   24.04.2020 17:37   Заявить о нарушении
Пусть себе существует, но отдельно от меня- так вот это и главное. Если долго живется умному, мимо мудрости не пройти. Мы немного о разном. Вы про прикладную психологию, я про глобальное мироощущение. А в быту, да, отпустить с миром и путь идут мимо. А я даже не знаю какой мой Бог... Но не с белой бородой на облаке... По рождению христинство родное, буддизм близкое, природа- любимое. Тут главное, чтобы Бог был.

Ирина Коцив   24.04.2020 17:45   Заявить о нарушении
Берегите себя!

Ирина Коцив   24.04.2020 17:45   Заявить о нарушении
Да не ужас мне и оскорбление, что Вас так рассердило? Мне мысль тоже дорога, я - не эстетка. Но мне дорого время, трачу его на тех, кто зацепил душу или мозг. Здесь не высокомерие, а ...загляните в "личку" через нескольк минут.

Людмила Волкова   24.04.2020 17:48   Заявить о нарушении
Вот не знаете Вы меня, совсем не рассердили... А про разделительный барьер по таланту совсем не от обид говорю...Я долго думала, мысль засела давно и серьезно. Так многим лучше было бы и начинающие себя спокойней чувствовали в каком-либо сегменте "Г" и профи из "А" на них время драгоценное не тратили, всем хорошо...
Это диспут о значимых темах, а не личные препирательства на личностях, какие обиды. Я Надеюсь и Вас ничем не задеваю, а то может в ускоряющемся темпе беседы что-то и Вам обидным покажется. Сразу говорю- не хочу ничем Вас обидеть. С уважением,

Ирина Коцив   24.04.2020 17:59   Заявить о нарушении
Ирочка, прочитайте мое "личное сообщение"!

Людмила Волкова   24.04.2020 18:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Людмила Волкова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Коцив
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.04.2020