Рецензия на «16. Ника. Навсегда в моём сердце» (Конкурс Копирайта -К2)

Автор, кмк, текст не получился из-за простой, но частой ошибки. Признак предмета сам по себе не рассказывает о внутреннем состоянии героя. Не работает так. Чтобы заработало, надо или "оживить" предмет, наградив его историей и собственно сделав "персонажем" (ну вот как кольцо всевластия толкиновское, например, и вы попытались так сделать с опалом), грубо говоря, или предмет должен претерпевать изменения от действий героя (хлопнул дверью - герой зол, раздосадован, взбешен. а какая именно дверь, дубовая ли, с каленым стеклом или матовой прохладной ручкой, не имеет никакого значения). Герой взволнован, ок, не спеша надевает кольца. Что у вас получилось: нитка толстая, жемчуг чудесный, пудра серебристая, первое кольцо массивное темно-синее, второе - бледное, а роза на нем перламутровая, третье - с узором, тонкое, узор витиеватый, четвертое - черное, опал, оправа золотая, мерцает, на свету брызгает искрами, искры - разноцветные. Автор, ваш герой взволнован, вы так заявили, а в тексте вы сыплете признаками признаков, сами же предметы не говорят ни о чем. Взволнован? ок, пусть уронит кольцо, неважно в какой оправе, перепутает порядок, без разницы брызгает там что-то искрами или нет, перепутав - с трудом снимет не с того пальца, герой должен волноваться, а не предметы мерцать. И вот таким образом начав, остановиться уже трудно, поэтому весть текст лак, точнее - пшик из балончика с лаком, хотя таким, конечно, не задумывался. Успехов )

Сабашников   13.05.2020 11:10     Заявить о нарушении
вот да!

"Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки".

Света Малышева   13.05.2020 11:38   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сабашников.
А героиня то вовсе не волнуется. С чего вы взяли?.

/Автор, ваш герой взволнован, вы так заявили... Взволнован? ок/ - на этом изначальном пункте вы показываете ошибку автора: /пусть уронит кольцо, неважно в какой оправе, перепутает порядок, без разницы брызгает там что-то искрами или нет, перепутав - с трудом снимет не с того пальца, герой должен волноваться/

Теперь идем в текст и смотрим, как оно было на самом деле:
/– Какой необычный сегодня день, вы тоже так взволнованы, Жанин?/ (слова парикмахера, читатель не должен спешить с ними соглашаться, давайте смотреть фильм дальше!)
Жанин не спеша, одно за другим надевает кольца. (надевает спокойно, неспешно, она в своих мыслях и похоже, что не слушает Сильвию). Пропускаю весь абзац, там ни одно кольцо не выпало из рук, пальцы не дрожали.

/– Этот камень подарил мне Пьер, когда вернулся из Эфиопии в шестьдесят пятом, – говорит Жанин. – Подарок на рождение Жака. Пьер был вне себя от счастья, он так хотел мальчика, и после четырёх попыток у нас таки получилось. Дочерям он привёз африканские платья, новорожденному Жаку – эфиопскую погремушку, потом ещё оказалось, что на самом деле это были литургические колокольчики.../ Покажите мне, где здесь волнение? Пока что внимательный читатель заподозрит в словах Сильвии предположение, штамп эмоции, навязывание героине несуществующего, ошибку, вызванную стереотипом мышления. Идем дальше.
/Жанин замолчала, поправляет рукава блузы. Жаль, что кофейные пятна на руках запудрить не удастся, как ни крути, но сегодня ей хочется выглядеть лучше, чем обычно.
– Сегодня я полна женского тщеславия, Сильвия, вы заметили? Хочу выглядеть неотразимо. Вот как распушила перья/ - Умная женщина не отреагировала на замечание парикмахера и называет ей свои чувства. Среди них я волнения не вижу, она заявляет о женском тщеславии. От него кольцам не обязательно выпадать на пол? Распушить перья - это значит дополнительно себя украсить, нарядиться.

/Надо же, такая история, прямо успокоиться не могу. Как в кино!/ - волнение. Но это чужое волнение, Сильвии. Возможно, даже картинное, профессиональное, потому ножницы и фены из рук не падали.

/Боже мой, как романтично! Столько лет прошло, невероятно… Я бы всё отдала, чтобы остаться и посмотреть своими глазами/ - опять внешнее нагнетание. Смотрим ответ:
/– Когда я вас слушаю, Сильвия, то уже начинаю жалеть, что согласилась, – говорит Жанин. – Надеюсь, что только вы раздуваете из мухи слона, и никто больше. На шоу я согласия не давала/

Итак, Сабашников, в каком месте рассказа должны начинать сыпаться предметы от волнения, путаться порядок колец и т.д.?

Я пятый день твержу здесь о важности внимательного чтения, но даже самые сильные рецензенты могут этим грешить, мне кажется. Либо докажите обратное.
А других комментаторов я прошу не притягивать сюда клише и штамп восприятия "героиня была обязана в данной ситуации волноваться". Героиня такая, какой себя показывает.

Вован Предвзятый   13.05.2020 12:29   Заявить о нарушении
Да, и дурачиться я некоторых очень прошу перестать. Дайте поговорить и разобраться.

Вован Предвзятый   13.05.2020 12:34   Заявить о нарушении
Вован, вы - образцовый читатель этого текста.
Света, Лиза, Сабашников и многие-многие прочие - образцовые критики.
Просто смиритесь, как я смирился в случае с детективом Петюней.

Вообще, последние рассказы идут как на подбор: они настойчиво требуют образцового прочтения. Это говорит о том, что они выстроины/сконструированы с прицелом на определенную аудиторию, на определенный отклик от читателя. Специально это сделано или авторы по-другому не могут - это большой вопрос.
Давайте предположим, что обсуждаемый рассказ написал МБ или его страстный последователь. Тогда перед нами яркий пример того, как слепое следование теории играет злую шутку с автором: получается текст-монстр, мимикрирующий под достоверный психологизм. Беда такого текста - в отсутствии спонтанности, порыва, и, соответственно, искренности.

Знаете, в чем самый большой прокол Ники? Она показала нам историю глазами организатора встречи. Драма разворачивалась в душах двух старых людей, а нам подкинули сценарий из блокнота постановщика шоу: мизансцены, диалоги, драмотургия момента...

Беспощадный Критик   13.05.2020 12:52   Заявить о нарушении
судя по ответам автора, да и любованию старушки "брильянтами" - никакой драмы там вообще нет.
как и ответа авторского, что она хотела сказать этим текстом.

Света Малышева   13.05.2020 12:57   Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей. Значит, вы тоже согласны, что волнения старушки в тексте не наблюдается? Только этот вопрос.

Вован Предвзятый   13.05.2020 13:05   Заявить о нарушении
Ничего себе, вы чего так взволнованы, Вован? )
Мне показалось очевидным, что волнуется. Ну да, сказала парикмахер, но был ответ? Да, автор четко дает внешнюю невозмутимость и спокойствие - так и пишет - но внешнее же. Выбор и надевание украшений (в числе многих прочих) - простое и понятное действие-ритуал, снимающее внутреннее волнение и страх, вы не в курсе? как достать пачку, вынуть сигарету, щелкнуть зажигалкой, затянуться, например, все ок, все как всегда, спокойно, все в порядке, когда на самом деле все в полном беспорядке.
Но дело-то не в этом. "Признак предмета сам по себе не рассказывает о внутреннем состоянии героя", а в этом. Ок если герой и внутренне убийственно тверд и безмятежен, нам это понять помогает темно-сине перламутровые витиевато-черные мерцающие бледно-золотые тонкие разноцветные прилагательные? Признак ради признака напрасен, пошл и глуп, вот и все, что написано мной, если, конечно читать внимательно и вдумчиво.

Сабашников   13.05.2020 13:11   Заявить о нарушении
Свете: если бы ты посмотрела ролик, ты бы увидела - драма была. Самое большое отклонение от исторической правды в рассказе состоит в том, что это Жанин никак не могла выпустить из объятий Роббинса - она все целует его и целует, не может остановиться, и в конце ее почти силой оттаскивает дочь (или какая-то близкая ей женщина).

Вовану: с моей точки зрения старушка может и не волнуется, потому что старушки нет. Есть намеченный сценарий, в котором старушке назначено вести себя так, говорить - эдак. Есть придуманный Пьер, который понадобился для симметрии. Есть парикмахер - группа поддержки героини, позволяющий вести диалог, а не интервью. И так далее.
Знаете, Вован, есть такой персонаж в фильмах - организатор торжеств. Он стремительно танцует по пустому залу и объясняет заказчикам как все будет: "Здесь будет то, а здесь будет это, входит она, вы бросаете на нее робкий взгляд, она роняет шаль... " - так далее, и тому подобное. Здесь у нас заготовка от такого вот организатора торжеств: с надуманным психологизмом и масскультовой драматургией. Я считаю, что прокол автора, а не двумерность истории.

Беспощадный Критик   13.05.2020 13:25   Заявить о нарушении
Андрей, я уже писала: м не не нужен ролик, чтобы оценить рассказ. в тексте драмы нет. А что там в статьях и фильмах - дело десятое.
и тем хуже для автора. об этом я тоже уже сказала. если в жизни была драма, а в типа в художественной обработке всё свелось к вещизму, то автор по неумению своему просто опошлил трогательную историю встречи двух старых людей.

п.с.
интересное мнение только что прочитала :)
что настоящую страсть на этом конкурсе показывает Вован! :))
пальму первенства ему!

Света Малышева   13.05.2020 13:28   Заявить о нарушении
Именно так, взгляд со стороны, а не чувства изнутри...

Зоя Чепрасова   13.05.2020 13:33   Заявить о нарушении
/Автор, ваш герой взволнован, вы так заявили/
/Взволнован? ок, пусть уронит кольцо.../
/Мне показалось очевидным, что волнуется/.
/Надевание украшений - действие-ритуал, снимающее внутреннее волнение и страх, вы не в курсе/
Я как раз в курсе, надо же. Но я сразу увидел, что Жанин и не думает волноваться, потому ей до лампочки слова Сильвии о волнении. Вы сейчас четко показали, что не увидели, а приписали ГГ эмоции, потому что "так бывает". И второе, если она себя и успокаивает (или уже давно успокоила), то это антоним от волнует, тогда украшения не обязаны падать, чего вы требовали, напомню. И то, что они в кадре не падающие, как раз должно вызывать правильный ход мысли, а не ложный.

Вован Предвзятый   13.05.2020 13:40   Заявить о нарушении
Вован, о чём рассказ? В двух словах.

Света Малышева   13.05.2020 13:41   Заявить о нарушении
Вован, галиматью несусветную какую-то пишете, простите. наверное это почему-то важно для вас, ок. Мне, честно говоря, не хотелось доламывать явно неудачный текст, но вы, как бы защищая его, если я правильно понял, именно что ломаете его капитально. Теперь он еще и психологически недостоверен. Говорил тут одному участнику - "неймдроппинг без панчлайнов это факап", скажу и вам - сентиментальная проза с дырявой психологией - подделка поделки. Не понятно, чего вы добиваетесь )

Сабашников   13.05.2020 13:52   Заявить о нарушении
Ещё к Вовану.
Объясните мне пожалуйста внятно. Какой смысл автор вкладывает вот в это описание. Что это даёт для рассказа и как характеризует чувства героини?
Жанин не спеша, одно за другим надевает кольца. Сначала массивное, с тёмно-синим камнем, на безымянный палец, потом второе, с бледной перламутровой розой, на средний. Подумав, Жанин добавляет к нему ещё одно, потоньше, с витиеватым узором по кругу. На левой её руке уже мерцает в золотой оправе чёрный опал, если поднести его к свету, тут же брызнет разноцветными искрами в лицо.

Только про завороженность/гипноз не надо, плиз.

Елизавета Григ   13.05.2020 13:52   Заявить о нарушении
Свете: это рассказ о пропасти между толпой, ее потребами, и настоящими людьми, о мишуре и правде жизни. О юношеской любви, как о мечте без знаний и основы, и о любви зрелой, которая закрывает ту первую и становится важнее. И о любви к своей земле, полям, снимающей те юношеские порывы.

Сабашникову: разволновались. Больше вопросов не имею, мне все ясно.

Лизе: больше объяснять не хочу. Пусть прийдет автор и объясняет. Всего доброго.

Вован Предвзятый   13.05.2020 14:00   Заявить о нарушении
Обалдеть просто, это вы о тексте Ники??
Да нет не разволновался, просто хотелось подсказать автору, по-соседски так сказать, на заметку. я ж не знал, что вы против и не разрешаете )

Сабашников   13.05.2020 14:08   Заявить о нарушении
Вован, одной моей виртуальной знакомой одно крупное издательство не заплатило обещанный крупный гонорар. Несколько лет назад.
она написала об этом пост в жж, позже запись закрыла.
но прочитать упели многие.
и программа Малахова оперативно связалась с ней, чтобы пригласить на передачу о кидалах крупных издательств.
Она отказалась. Потому что ей не нужен был ни скандал, ни сомнительная известность, ни возможные новые контракты даже.

Так вот это о ней ты написала: "это рассказ о пропасти между толпой, ее потребами, и настоящими людьми, о мишуре и правде жизни. "

А не о героине, которая, прожив на свете почти век, так и не поняла, где мишура, а где правда жизни. Точнее, это автор не понимает. Оттого и пишет фальшь, мишуру и бриллиантовые какашки.

Света Малышева   13.05.2020 14:11   Заявить о нарушении
И о любви к своей земле, полям, снимающей те юношеские порывы.

Всё, это финиш. Слов нет.

Елизавета Григ   13.05.2020 14:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сабашников. Люблю читать ваши рецензии, спасибо, что захотели по-соседски подсказать. Но вот принялись вы совсем не с того конца, погнались, так сказать, не за текстом, а за его привычным отражением в зеркале. Потому не бойтесь ничего «доломать», вы ещё ломать не начинали :)

Как я уже отвечала кому-то вчера, героиня не волнуется. Совсем. И я нигде, ни одним словом, ни одним намёком не показывала, что волнуется. В описанный момент она полностью спокойна. Вам не хватает признаков волнения у Жанин – так его там нет, и не закладывалось оно ни разу. Вован отлично показал эту и так очевидную вещь цитатами из текста. Приведу ещё одну, чтобы уж наверняка донести эту мысль:
«Всем присутствующим не по себе, санитарки вытирают слёзы, дочь заботливо смотрит на Жанин: не нужна ли ей помощь?
Но Жанин само спокойствие и самообладание – она тоже так рада его видеть! Было бы смешно говорить, что он не изменился, правда? Вот, что время делает с нами, но как замечательно, что им довелось опять встретиться. Известие стало для неё настоящим шоком, но теперь она только рада, очень рада».
Понимаете, да? Месяцы назад, когда она вновь услышала о Бобе, это стало для неё шоком. Но за прошедшее время она разобралась со своими мыслями и чувствами – и результат описан в рассказе. А по тому, как вы вменяете мне в вину плохую картинку волнения Жанин, я делаю вывод, что мне удалось показать её спокойствие – показать надеванием колец в том числе. Спокойные, длинные предложения Жанин, ясность ума и речи в монологе про подарки мужа и литургические колокольчики как раз доказывает, что и внутреннего скрытого волнения нет, иначе бы это выразилось в речи.

А почему она спокойна – так всё есть в тексте, и текст этот – не сентиментальная проза. Это анти-сентиментальная проза. Журналисты, парикмахерша, работники пансиона и, конечно же, читатели ждут волнующую и трогательную историю – какой же ещё она может быть, с такими-то исходными данными! Но нет, тут не как в глянцевом журнале, а так, как бывает на самом деле. Прошло слишком много лет, слишком многое произошло в жизни и у Боба, и у Жанин, и потому именно фраза «Ты всегда была в моём сердце» своей пустотой пробивает спокойствие Жанин.

Ника

Автор Хочет Сказать   13.05.2020 17:00   Заявить о нарушении
Всем остальным участникам беседы тоже привет!

Светлана, Елизавета, ничего нового вы со вчерашнего дня не добавили, а старое мы уже обсудили. Не начинать же заново и о том же. Добавлю разве, что ко всему прочему, очень понятно и прекрасно, что женщина в доме престарелых хочет надеть лучшее, что имеет, включая украшения. Дай бог такую возможность иметь и нашим женщинам в таких домах. И ещё, «кофейные пятна» - это медицинский термин :)
Спасибо, что уже два дня тратите своё время на так сильно не понравившийся вам текст.

БК, как мы вчера уже выяснили, толчком к написанию текста может стать всё, что угодно. Но всего лишь толчком. И потому этот рассказ не имеет ничего общего с тем, что вы где-то там ещё видели. Я не успела вам вчера ответить, но радость при написании этого текста ни в коей мере не была «радостью реставратора», как вы предположили. Это, если продолжить вашу аналогию, скорее радость архитектора, который из заброшенного фабричного склада делает ультрасовременный апартамент – не разрушая остов, но наполняя другим содержанием. Меня это увлекает :) Как увлекает и попытка показать «драму в душах двух старых людей» исключительно с помощью «мизансцен, диалогов, драматургии момента». Заметьте, многие её таки увидели :)

Вован, просто громаднейшее спасибо! Вы сражались за мой текст с самоотверженностью и страстью, мне радостно, что я смогла вызвать такую силу чувств! Согласна с БК, вы – идеальный читатель, и не только для этого текста.

Ника

Автор Хочет Сказать   13.05.2020 17:03   Заявить о нарушении
...сегодня я окончательно поняла, что Вован не столько Предвзятый, сколько Эмоциональный :)
Ника

Автор Хочет Сказать   13.05.2020 17:10   Заявить о нарушении
Ника, на словах все красиво, но на деле же соовсем не так! В том-то и суть моего недоумения - вы не наполнили остов другим содержанием. Ничего существенного вы не добавили! Вся ваша работа в этом тексте свелась к вербализации того, что не визиализируется на экране.
Ладно, проехали. Если вам такое творчество доставляет неземное удовольствие, то не мне пытаться разгонять руками галактики ваших самообманов.
Всего,

Беспощадный Критик   13.05.2020 17:22   Заявить о нарушении
БК, ну как же не прибавила-убавила))) Вы ни рассказ не прочитали, ни мои комментарии к нему, так сам с собой и беседуете. И для кого я стараюсь? И так терпеть не могу комментировать уже сказанное в тексте :))
Вы всё говорите про историческую правду, сентиментальную и трогательную историю и прочие привычные жп. Но «это не женщина, это картина» :) У меня совсем другие знаки, акценты, характеры… Но вы правы, сколько можно об одном и том же?

Ника

Автор Хочет Сказать   13.05.2020 17:57   Заявить о нарушении
Ох, простите, не по теме, ноак предложение БК понравилось "разгонять руками галактики ваших самообманов." Вот, как раз обо мне - как начинаешь разгонять их - так больно становится. Какое интересное выражение. Написать что ли, что-нибудь? Чтобы вновь обмануть себя.)

Евгения Шапиро   13.05.2020 18:01   Заявить о нарушении
Я говорю?!!
Это вы, Ника, придумали красивое оправдание: все ждут душещипательное шоу, а хрен вам - у меня его нет!
Поверьте, у вас получилось именно душещипательное шоу:) Все растаявшие вованы и прочие аси увидели в вашем рассказе именно то, что и вкладывалось французкими журналистами: встречу двух очень старых людей. И ваше авторское исполнение только подчеркнуло это - вы просто не заметили.
Я же написал выше: ваш рассказ напоминает сценарий сентиментального шоу. В этом и проблема!

Беспощадный Критик   13.05.2020 18:04   Заявить о нарушении
Ника, ни с каких концов я не принимался и тд. ) Поделился с вами простой мыслью (вот вспомнил, что её почти слово в слово уже высказывал здесь пару лет назад, текст был конкурсный Романа Самойлова, хороший, в общем, кстати). Мысль такая, литература — это не прилагательные. Вы, и не вы тоже, или не хотите понять её, или она неважна вам, или расстраивает она вас, ну ок. Цепляетесь за ерунду, правда, какие-то потрясающие обобщения выводите даже. Это не придирки ради придирок, но автор, конечно, сам с усами. Только писать продолжают как и писали, соорудят кривую тумбочку, наполнят её штампованной душой и давай наряжать ажурными салфетками, ожидая магии и рассуждая о зеркалах. Чего тут ломать-то. Дело такое, авторское, ок, имеете право.

Сабашников   13.05.2020 19:16   Заявить о нарушении
Критику:
@то не мне пытаться разгонять руками галактики ваших самообманов@
Вы серьёзно считаете это самообманом? Называть чьи-то убеждения самообманом это как-то... ну, опрометчиво. Особенно, когда сами можете вдруг в один момент проснуться по уши в самообмане. И это не только про литературу, это про что угодно.

Сабашникову:
@Вы, и не вы тоже, или не хотите понять её, или она неважна вам, или расстраивает она вас@
А вот с этим согласен. Как вы точно угадали)

Роман Оскалофф   13.05.2020 19:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурс Копирайта -К2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сабашников
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.05.2020