Рецензия на «8. Палашка. Дочки-матери» (Мария Шпинель)

Тема рассказа «Дочки – матери», вероятнее всего, интересует многих читателей. Почему вопрос сложных отношения близких людей притягивает к себе внимание? Кто-то видит похожую ситуацию, кто-то – вероятность её возникновения. В лучшем случае происходит идентификация, примерка на себя черт героя и, как минимум, возможность пережить множество других жизней, представить себя в разных обстоятельствах, в результате получить опыт, не сделав ошибок. Удастся ли воспользоваться чужим опытом зависит не только (хоть и очень многое) от писателя, но и от читателя, способного увидеть себя в зеркале литературы, “чужое вмиг почувствовать своим”. Именно поэтому считаю способность к идентификации полезным качеством, позволяющим не сделать в будущем ошибок или разобраться в текущей обстановке, если она совпадает с описанной в литературном произведении.
На примере рассказа «Дочки-матери», я постараюсь разобраться в отношениях дуальной пары жертва - палач, наблюдая по ходу развития сюжета за типичными поступками, мыслями и разговорами такой пары. В целом обе стороны, как бы внешне они не кипятились, принимают создавшееся положение вещей. Мало того, время от времени локально меняются местами. У обеих женщин наблюдается синдром отложенной жизни. Старшая его пережила, но принять так и не смогла, младшая находится в эпицентре, получив к концу рассказа «вознаграждение», о котором скажу ниже. Должна уточнить – я, не ставлю диагнозы, а строю предположения. (Улыбка). Вот диалог, подтверждающий мои предположения. «- Это ты виновата… И тебе так же придется… В полном одиночестве… Зачем только тебя рожала…
- Мама! В каком одиночестве?! Что тебе еще не хватает? Что ты мне жилы тянешь? Может быть, не я, а ты виновата? Это я буду умирать в полном одиночестве! Это мне, из-за тебя, некому будет стакан воды подать! «Зачем только рожала»? – этого ты мне простить не можешь? Поэтому не дала мне родить?! Всю жизнь мою изломала! Перед смертью тебе больше нечего сказать?!» Тем не менее, ни одна из сторон не пыталась изменить ситуацию, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, сложившаяся ситуация их устраивала. В конечном итоге цель матери – стать жертвой. В рассказе я вижу дьявольское колесо судьбы, в которое часто попадают люди, став дуальными парами, отдавая «долги» прошлого, не позволяя себе стать счастливыми, не позволяя оставить старое, отжившее и жить в своё удовольствие.
В некотором смысле поведение дочери перед зеркалом мне напоминает описание «стокгольмского синдрома», когда жертва начинает оправдывать палача. Есть мнение, что подобное поведение всего лишь говорит о компенсационном механизме нашей психики.
«- Мамочка! Прости меня! Мамочка! – Вера заплакала. С каждой слезинкой уходила старая обида, сердце теплело, и настоящая дочерняя печаль заполняла душу. Странно, но от этого настоящего горя становилось легче и как-то светлее». А Вера становилась мамой, конечно же, в переносном смысле. Теперь роли поменялись. Она практически превратилась в мать, приняв все претензии, издевательское отношение, жёсткость и прочее за правильное, даже глаза – зеркало души, больше не казались холодными. Чьи, собственно говоря, глаза? Свои, конечно и улыбка своя. «Кто был охотник, кто добыча?» В дальнейшем, жертва найдётся, а палач уже родился, даже не подозревая о переменах. Так кого простила дочь? Себя, поняв внутренне, подсознательно – в зеркале только она, ставшая зеркальной копией матери. Не освобождение, не растоптанная личность, готовая поставить себя в центр своей жизни, а копия тирана. Внешнее сходство полностью соответствует внутреннему. Такая вот гармония.

Александра Стрижёва   16.10.2020 00:16     Заявить о нарушении
Саша, мы практически совпали во взглядах на прочитанное. За исключением «долгов прошлой жизни», ибо, как ты знаешь, я атеист ;)
Знаешь, я колебался, употреблять ли в своей реплике термин «стокгольмский синдром», тот прямо сам на язык просился. Но нет, я преодолел этот соблазн, и сейчас буду тебе оппонировать.
Все же под стокгольмским синдромом понимают симпатию, которая возникает в экстремальных обстоятельствах между взрослыми людьми. Взрослыми – т.е. теми, у кого характер сформировался. Иными словами, у человека были определенные взгляды на окружающий мир, и вдруг – бац! – человек попадает в невероятно травматичную ситуацию, в заложники, например, как это было в Стокгольме. И поскольку ситуация была настольно неожиданной и настолько выходящей из ряда вон, что взгляды изменились очень быстро, почти мгновенно.
В рассказе мы имеем дело с героиней, которая живет в аду (а это действительно такой современный ад, нью-лайт)). Так вот, поскольку героиня ничего, кроме такой модели семьи, не видела, она и считает, что это нормально.
Знаешь, какое самое частое оправдание применяют дети из токсичных семей к своим родителям? Отрицание. На самом деле, мама не обижает меня (не оскорбляет, не унижает), а делает мне лучше, мама же старше, опытней, значит, она лучше знает, что для меня лучше.
Это такой бессознательный защитный механизм, который помогает ребенку уцелеть в аду.
Так что, если рассматривать стокгольмский синдром тоже как защитный механизм, чтобы не рехнуться от тяжких испытаний, то да, похоже. Но по типажу жертвы нет.
Но это так, мысли по ходу. Надо же поумничать (смеюсь).

Мужик Бородатый   16.10.2020 00:41   Заявить о нарушении
прошлого данной жизни. Не очень точно выразилась.
"Так вот, поскольку героиня ничего, кроме такой модели семьи, не видела, она и считает, что это нормально". Для меня причина задуматься.
Про детей - в точку. Потом, став взрослыми, такие детки страдают, потому что получили травму, но выжили, забыли - рана зарубцевалась.

Александра Стрижёва   16.10.2020 01:24   Заявить о нарушении
Сразу уточню, хоть и верю в реинкарнайию, но сейчас говорила о долгах из прожитого, прошлого данной жизни. (потерялось начало предложения, а так правильно:)

Александра Стрижёва   16.10.2020 01:28   Заявить о нарушении
Погоди, Саша, по какие-такие долги дочери (именно дочери) ты сейчас говоришь? Что именно дочь задолжала своей матери? Из текста я увидел, что мать жила в свое удовольствие, не особо оглядываясь на интересы дочери. И ее слова насчет того, что она второй раз не вышла замуж только из-за дочери, всего лишь слова. Череда мужчин в ее жизни была, да, но в тексте нет доказательств, чтобы хотя бы парочка женихов осаждали мать, умоляя выйти за них. Сказать-то можно, что угодно. Например, что ради дочери она пожертвовала всем. Тогда как реальным «всем», возможностью иметь связь с понравившимся мужчиной, иметь от него ребенка, да даже есть сосиски в свое удовольствие, пожертвовала дочь. Какие-то неравноценные долги получаются.

Мужик Бородатый   16.10.2020 01:30   Заявить о нарушении
Не совсем так. Мать обвиняет дочку, пытаясь изобразить из себя жертву, стать в позу жертвы, а дочь-то из-за этого реально переживает! Вот я о чём сказала.

Александра Стрижёва   16.10.2020 01:38   Заявить о нарушении
Теперь понял.

Мда, интересный рассказ мог бы написаться ;)) Богатая тема, масса вариантов интерпретации. Посмотрим, что автор ответит в моей ветке.

Мужик Бородатый   16.10.2020 01:48   Заявить о нарушении
Мечтаю о рассказе, написанном так, чтобы читатель увлёкся историей и в финале чётко понял, как работает этот адский механизм!

Александра Стрижёва   16.10.2020 01:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, за замечательную рецензию. Это тот случай, когда читатель, точнее, критик, лучше понял прои, чем автор. Да, Вера действительно становится своей матерью, как она сама сказала "мама, ты умерла, а дело твое живет". "Король умер. Да здравствует король!" Я как-то нечетко это выразила, сместила акценты, намешала лишнего, а суть-то именно в этом. Еще очень хорошо, что вы заметили - мать постоянно пытается выставить себя жертвой. Это известный прием, рычаг манипулирования любящим человеком, этакий вампир с нимбом.
Спасибо, благодаря вам и МБ, я разобралась главным образом со своими мыслями по этому поводу. Рассказ, конечно, попытаюсь исправить. Не знаю, правда, на сколько я смогу вытянуть эту очень сложную тему.

Палашка

Воинственный Читатель   16.10.2020 12:00   Заявить о нарушении
Только не оставляйте рассказ, не откладывайте на потом. Сейчас с вами работает прекрасный специалист. Не упускайте удачу.
Верю в вас, автор!

Александра Стрижёва   16.10.2020 12:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, я постараюсь!

Палашка

Воинственный Читатель   16.10.2020 19:36   Заявить о нарушении
Старику Садрику интересна эта тема, и он вспоминает одну историю из жизни...
Вы позволите?

Так вот, у одного отца было две дочери. Старшая захотела замуж в 16 лет за своего одноклассника, но отец не разрешил - мала еще и образования нет. Больше к ней никто не сватался. И девушка на всю жизнь затаила на отца обиду.

Вторая дочь тоже рано заторопилась замуж - тут уж родители не препятствовали. Но в замужестве тоже не повезло - осталась одна с детьми - сбежал муж к другой. Кто опять виноват - родители, не остановили вовремя.

Что в итоге? Отец умирал один в однокомнатной квартире, ухаживала за ним соседка. Вот такая история.

Чего Садрику не хватает в этом рассказе? Пропущен приличный кусок взросления героини - первая влюбленность и прочая - сразу лысоватый и женатый - не может быть! И еще мне не хватило воспоминаний девочки об отце, ведь, пока он был жив, она была к нему очень привязана.

Воинственный Читатель   17.10.2020 00:00   Заявить о нарушении
Занятно, когда читатели предлагают дополнить автору рассказ деталями, милыми конкретному читательскому сердцу.
И да, разрешите применить прием аллегории, то бишь, иносказания.

Джордж сказал, что, раз у нас так много времени, нам представляется великолепный случай устроить шикарный, вкусный ужин. <…> Джордж сказал, что нелепо класть в ирландское рагу только четыре картошки, и мы вымыли еще штук пять-шесть и бросили их в котел неочищенными. Мы также положили туда кочан капусты и фунтов пять гороху. Джордж смешал все это и сказал, что остается еще много места. Тогда мы перерыли обе наши корзины, выбрали оттуда все объедки и бросили их в котел. У нас оставалось полпирога со свининой и кусок холодной вареной грудинки, а Джордж нашел еще полбанки консервированной лососины. Все это тоже пошло в рагу.
Джордж сказал, что в этом главное достоинство ирландского рагу: сразу избавляешься от всего лишнего. Я выудил пару разбитых яиц, и мы присоединили их к прочему. Джордж сказал, что соус станет от них гуще. Я уже забыл, что мы еще туда положили, но знаю, что ничто не пропало даром. Под конец Монморенси, который проявлял большой интерес ко всей этой процедуре, вдруг куда-то ушел с серьезным и задумчивым видом. Через несколько минут он возвратился, неся в зубах дохлую водяную крысу. Очевидно, он намеревался предложить ее как свой вклад в общую трапезу. Было ли это издевкой или искренним желанием помочь — мне неизвестно.

Мужик Бородатый   17.10.2020 00:29   Заявить о нарушении
Занятная история - в юморе МБ не откажешь. Но я не думаю, что это милые сердцу мне, как читателю - просто в рассказе не хватает воздуха, а он должен быть.Dixi(Я высказался)

И потом, все мы тут читатели, а решать все равно автору.

Воинственный Читатель   17.10.2020 00:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Шпинель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александра Стрижёва
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.10.2020