Рецензия на «Любов и песни» (Анатоль Кудласевич)
Анатоль, уважаемый ! Благодарю. Прочёл несколько у Вас текстов, понравился особенно "Мой камент сукам" - понятно, и почти учить по таким текстам можно письменную вашу мову. Но вот что не нравится : какая то робость личная ваша, Анатоль, о определении себя чётче в общественном, и в политике. Как бы трусость. Почему я так некрасиво выражаюсь: Вот к примеру, напасть пришла на деревню : налетели разбойники. И надо всей деревней от них отбиваться. Отбиваются. И кто-то есть из защитников втрое сильнее соседа, он же не меряет, не сравнивает, сколько сосед воюет, чтоб не перетрудиться лишнего в бою ? Нет. Он делает всё, что может. А Вот вы, не мальчик. Авторитет своими песнями и т.п. т.е. Вы вдесятеро сильнее других, " поэтов", или вообще никаких писак. и что ? А ничто. Ведёте себя, меряя себя по бабушкам. Которые не разбираются и не будут разбираться что и как там нужно правильно. Что им навешают "на уши", то и имеют. Но вам то - надо бы как то определиться поточнее. Причём в любую сторону, но поточнее. Потому как в проруби плавает ... А вы - не оно. I ВТОРА ЧАСТИНА : Язык : Замечательно, что поддержываете. Но вот вопрос о языке , который очень давний, его задают, и тут же замолкают о нём, и так веками : Сравним русский современный и любой с ним : украинский, беларусский, (или тот русский, что говорили пару веков назад). Вопрос : можно ли на беларусском, тем что вы пишете, сейчас вести ПОЛНОЕ хозяйство, в т.ч преподавать физику старшекласника в школе, говорить на заводе о детальках, и т.п. ? Так да или Нет ? Предполагаю, что вы ответите : Нет. Хорошо. Пусть так. Ну и где именно ваши, как бы патриота, слова чёткие о том, как же поступать нужно министру образования ? Где слова ваши, где продуманое мнение ? Их нету. А есть зато ваши слова о мове Господа как Беларусской. И ? .... Что скажете ? 01.11.2020 Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх И отзовусь на свежее Ваше "Потерпеть ради Христа". Для внешнего читателя обозначу сюжет : Писано как бы от старосты приходского храма. О появившемся Евгении Афанасенко. - у старосты была проблема найти дворника для храма (зарплата дворника же маленькая) , и этот появившийся Евгений вроде бы по всем статьям подходит. И вот на второй день староста решил "зрабiць невелiкае выпробаванне" новому работнику: послал от уже начатой работы, которую Евгений с удовольствием делал, на другую временную работу, которая в данном конкретном случае не привлекала дворника. Т.е. староста решил проверить способность подчиняться Евгения. Нормальное в общем то действие старосты. Но посмотрите, что далее произошло: работник попросил старосту разрешить доделать прежде начатое. Староста отказал. Евгений "плюнул" и ушёл навсегда. А далее - ещё интереснее: Староста как бы показывает нам, что "плюнувший" - не смог потерпеть ради Христа. Лихо ! Причём в монастырях, где именно приобретение умение послушания ставится как цель и у монахов, и у тех, кто приехал поработать, и ясно имеет в виду именно эту цель - там понятно описанная ситуация. А вот здесь в рассказе - ситуация описана так, что есть и та грань ситуации, которая как бы провокационно написана автором: Староста берёт на себя функцию "духовника", не предупреждая "пасомого" об этом. И выставляет работника виновным в том, что он не смог потерпеть именно РАДИ ХРИСТА. Т.е. по сути, этот староста - как раз и не может терпеть. Но винит в этом работника. Староста хочет быть (видимо, есть у него такой комплекс) как бы епископом, которого все с почтением слушают, ловя на лету его краткие слова, спешат побыстрее исполнить его указания. Т.е. по моему личному видению - обыкновенная мразь в церкви, этот староста. И, извините, была при чтении мысль, что некие моменты психологии автор Анатоль у старосты поддержывает. Прошу прощения, признаюсь, была такая мысль. Это очень удачный момент в рассказе. Ведь такую позицию во множестве критикуют и современные пастыри, называя таких "духовников" младостарцами. (Те, конечно, тоже в долгу не остаются) Я бы, если бы не боялся оскорбить чувства верующих, назвал бы таких "старост" бесами. И их к сожалению, много. Но, согласитесь, мне незачем оскорблять чувства тех верующих, которые почитают священство просто в силу принятого в обществе уважения. Поэтому и не буду называть их бесами. Нехорошо это, - приклеивать такие "ярлыки" тем, кто, может быть ещё и исправится. Высказываю автору Анатолю почтение о подмеченных тонкостях, но в силу краткости рассказа им не "разжёваных" моментов этики. Есть и в других текстах Анатоля тонкости, подобные отмеченной. Из их ряда особенно коварной тонкостью является мысль об отношении к коммунизму как к чему то антицерковному, антихристианскому. Такими вплетениями в литературные тексты этого взгляда занимается конечно же элита "из коварных" писательская. Поскольку вплетение нужно организовать так, чтобы у читателя не возникало сомнения в её правдивости. Начинающим "коварным" писателям это удаётся достаточно трудно. Но удаётся мастерам. При анализе же таких вплетений видно: общее церковное имущество - правило внутри церкви не оспариваемое. Но навязывемое "коварными" вне уже с противоположным знаком : должно быть не общим. Т.е. такие хитруны имеют одно правило "для внутри" и навязывают незаметно противоположное правило - для "вне". На том и держат свой доход. Почему: потому что среда "вне" неминумо ослабеет. А они - сильны. Смогут удачно "приватизировать" позже и выращенное другими, но "почему то подешевевшее" к удовольствию хитрунов. 5 ноября 2020. Георгий Сотула 05.11.2020 23:40 Заявить о нарушении
Дзякуй вам, Георгій, што выдзялілі столькі часу на разбор маіх тэкстаў. Праўда, выбар гэтых тэкстаў, не зусім удалы, у тым сэнсе, што "потерпеть раді Хріста" я ўставіў сюды таму, што ў архіве сваім знайшоў, калісці ў ЖЖ друкаваў, стала проста шкада верша, вось і закінуў сюды, каб не прапала. Гэта проста невялічкая замалёўка і даволі сырая, як бы чарнавы варыянт.
Вам падалося, так вы вычыталі з тэкстў, што старасту можна назваць "младастарцам", а па сутнасці, стараста - з'яўляецца "бесам". Калі так прачыталася, значыць, так і ёсць. Але сам я, як аўтар, хацеў наадварот падрэксліць, што на ролю "младастарца" прэтэндуе якраз Афансенка. Можа, не хапіла таленту, ці часу гэта дакладна выявіць і паказаць у тэксце. А царкоўны бес - гэта і ёсць я, бо не выдумляў нічога, а запісваў з натуры, будучы цэлы год старастам. Цяжкая ноша - быць царкоўным старастам. Пасля таго, як Храм Архістраціга дабудавалі і асвяцілі, настаяцель прыхода не стаў мяне болей цярпець, а проста выкінуў з прыхода. І, калі я здаў усе справы, то быў самым шчаслівым чалавекам на зямлі, бо адчуў сябе вольным. "Мой камент сукам" - гэта проста рэпліка, сказаная ў гневе за якую тут жа атрымаў бан у фесбуку. Але дзе вы выявілі там, ці ў іншым месцы знайшлі "труслівасць аўтара"? Не разумею. Так, я баюся, як і ўсе жывыя людзі, бо інстынкт мамазахавння - самы моцны ў чалавеку, толькі дурань нічога не баіцца, але ж бывала і дурня ўключаў, і ў Адміністрацыю прэзідэнта нагою дзверы адкрываў, усякая бывала. Але мінуліся тыя часы. Неяк у мяне склалася адчуванне, што вы быццам бы мяне на нешта правакуеце, але не магу зразумець на што? Наконт беларускай мовы скажу, што ў школе ўсе прадметы фізіка, матэматыка і ўсе іншыя выкладаліся на роднай мове. І паверце мне, беларуская мова значна багацейшая, чым "вялікі і могучій рускій язык", паверце проста на слова. Але вашым заданні, магу гэта нават даказаць. Ёсць у мяне некалькі паэтычных рэчаў, якія немагчыма перакласці на рускую без спецыяльных тлумачэнняў, ды і ўвогуле, наўрад ці хто перакладзею. Зуб даю. Ну, вось і ўсё здаецца. Дзякуй, за цікавасць да маёй творчасці. Анатоль Кудласевич 11.11.2020 15:01 Заявить о нарушении
Анатоль ! Бодрости !
Я ещё не очень хорошо читаю по беларусски, поэтому, если дойдём до непростых моментов беседы, прошу это учесть. Спасибо за ответ. В свою очередь, в вашем ответе отметил три пункта для моего ответа: 1. Ваш вопрос "складывается ощущение, что вы меня на что то провоцируете, но не могу понять на что ?" 2. "Настоятель не стал меня (старосту) больше терпеть, а просто выкинул из прихода" 3. Язык беларусский - богаче русского. Сейчас отвечу : Георгий Сотула 11.11.2020 15:40 Заявить о нарушении
На п.1. я отвечаю указанием на ваши слова из пункта 2 :
Там вы написали, что когда строительстао завершилось, вас прогнали. Моя критика как ответ на п.1 : Вы согласны с настоятелем в том, что Он такое право имеет. А вот в этом вашем согласии - и есть ваша неправда. (Далее оскорбительные слова, что бы и внешнему читателю пояснее : ) Вы - холоп. И как бы хотите им быть. Вы отвергли даже то, что написано в уставах церковных. Поскольку, вероятно, и не разбирались с ними. А там написано: высшая власть в приходе храма - у приходского собрания. Не у старосты. Не у настоятеля. Не у епископа... Вам на это - наплевать. Вот. Отсюда и пошло, поехало... Поэтому да : не столько провоцирую, сеолько пытаюсь вытащить к ясности то, с чем не согласен крепко. Извиняюсь за слово "холоп". Ну а как ещё показать суть этого события ? А ведь вы показали этим описанием другим и читателям, и оставшимся прихожанам : Да, настоятели имеют возможности так делать по их праву настоятелей. - А это не так. Это ложь. Они так делают, ТОЛЬКО когда попирают законы церковные. В этом - и есть моя "провокация". И добавлю : годами раньше я и рекламировал одного протоиерея писателя : Протоиерей Авдюгин. И особенно его рассказ "операция Карацупа". Мне нравится. Но я потом "затих". И устал. И главное вот что : этот Авдюгин какой то характер имеет, похожий на ваш стиль писания. Но что пакостного в Авдюгине : при его несомненном таланте, он незаметно как то, но вставлял почти везде в текстах фразу хоть и неявного, но негатива к советскому (к Соборному). Вобщем то, врагу Христа так и нужно вставлять : понемногу, по чуть- чуть. Тогда уверенней пойдут к сатане читатели. Толпами. И это понимают и те в церкви, кто подобным занимался и десятилетия назад. Не дураки же. Вовсе и вовсе не дураки. Позже некоторые поняли, куда их "Капельки" их же преобразили, а поделать уже ничего не могут. Поскольку очень трудно : исправить уже не только себя, а и всё то, что ты "капельками" изменил. Так и поняли теперь такие протоиереи, что дорога им уже укатана (и ими же) - прочно: к сатане. Вид улыбчивый всё ещё по инерции делают, да что толку ? Окружающие "помощники" в случае чего - сразу мгновенно возвратят в прежнюю колею. И п3. о языке: Поэтичный язык - отдельный разговор. Я же говорил о языке в целом, который никак не может быть без технического научного. Тут вы немного не туда свернули ответ. Георгий Сотула 11.11.2020 16:14 Заявить о нарушении
Настаяцель наш, быў і ёсць Таранам па сваёй функцыі ўладнай, ніякі царкоўны сход нічога не вырашаў, усё вырашалася або яго рашэннямі напрамую, або нейкімі маніпуляцыямі "быццам бы праз прыходскі сход". Ён быў звычайным салдафонам і чалавекам подлым і амаральным. Я калі мяне звольнілі, быў самым шчаслівым чалавекам, што гэтая ноша спала з майго гарба. Мне гэтая тэма, прабачце, цяпер зусім не цікавая. Ды і аповед гэты не варты, каб раскладваць нейкія крытычныя людзі. Калі цікава пра царкоўныя справы, зараз знайду на рускай мове аповесць, пра сітуацыю на прыходзе, хаця з мастацкага (художественного) боку аповесць таксама слабаватая. Вот нашел ссылку. Читайте на русском, если тема интересна для вас. http://proza.ru/2014/06/07/1239
Анатоль Кудласевич 23.11.2020 19:18 Заявить о нарушении
Анатоль, большой текст. Пока ознакомился с началом. Не чувствую, что это о приходе. Как о каком то институте. Кабинет у старосты...
Большые здания, видимо у вас там были. И атомосфера какая то мне непонятная. Обычно имел опыт о приходской : все избегают общественных должностей. По инерции с советским временем. А те, кто имеет комплекс неполноценности - те стремятся к ним. Тех, кто совмещает нормально и то и другое - очень мало. Но Было. особенно было в начале 1990-х. Но они видны. Далее их повывели "как класс". Было бы хорошо, если бы стремление к чину сопровождалось выполнением обязанностей. Ведь староста - это должность как раз при приходе. А не при священике. И обычно собственно прихода поэтому и нет. Есть группа при священике. У вас наверное так же было. Католичество. Только люди не разбираются в этом отличии. Вот если им укажы на приход нормальный, но где крестятся наоборот - слева направо - они будут воевать с ним за "православие". Изничтожат. Ну ладно. Тема эта - большущая. Анатоль ! Тут у нас есть на Прозе звезда - Дмитрий Маштаков. Программу сделал рисовать. Вы там в Беларуси заставьте ознакомиться - пусть знают. Осваивают. А то всё только по митингам ходют камни кидать.. Георгий Сотула 23.11.2020 21:26 Заявить о нарушении
И про экономику: не знаю, насколько вы вникли в приходскую экономику,
Но вот что интересного увидел на странице Маштакова : Там есть в ссылках на другие ресурсы - что то про компанию Дождь. Как иностранную служащую. Но я вот о чём : вот американцы как то объявмлм, что на украинский майдан они профинансировали 5 млрд ихних долларов. Соответственно, и в Беларусь немалую сумму так же назначили. Но, не об этом : Вот пришли кому то деньги на карточку. (Или в конверте выдали) - Радуйся. Иди, покупай. И вот пошёл он базар, скупил, чего ему надо. Деньги чуть походили дальше, попали в банк. Опять же - банк контролируется оттуда же. Из США. А теперь смотрим не на денежный расклад, а на натуральный. : Вырастил крестьянин картошку. А этот майданный пришёл, и взял у него картошку. Молодец! Что он взамен крестьянину дал, что произвёл ? Ничего. Т.е. чистый вор. Вот Так, аналогично - вначале Великой отечественной войны немцы печатали советские деньги и старались забросить их сюда. Чтоб только вызвать хаос в денежном обращении. Сейчас квалификация у воров США выше, чем у немцев: не только "забрасывают", но нанимают этими деньгами майданных. Ведь карточек тогда не было. Свобода. Георгий Сотула 23.11.2020 22:27 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |