Рецензия на «Проблема бессмертия в контексте трансгуманизма» (Иванов Евгений Михайлович)

Тогда представьте такой мысленный эксперимент - деятельность вашего мозга, каким либо фантастическим образом заморозили, как говорится на полуслове. Заморозили на сколько угодно долго. Вы в это время не жили и это было эквивалентно смерти. Но вдруг, таким же фантастическим способом, деятельность вашего мозга запустили с того же места на котором и остановились. Это может быть в любом месте, в любое время. Будете ли вы считать себя собой после этого? Полагаю что да. Вы можете даже не заметить паузы.
Теперь усложним мысленный эксперимент. Запустим ваш мозг на другом носителе. Абсолютно точную копию до молекулярного или даже атомарного уровня с того же места. На другом носителе, в другом месте, в другое время. Что изменилось? Полагаю что точно так же будете чувствовать себя самим собой. Как будет обстоять дело с оригиналом? Никак пока его не включат. Что если включат? Сразу появятся две разные личности, потому что дальше процессы их мыследеятельности разойдутся, поэтому живая личность может быть только единственной и неповторимой. Копии будут жить своей жизнью, хоть и были раньше одной личностью. Поэтому тот вариант, когда вас поставят напротив копии, некорректен.

Сергей Заика   13.01.2021 20:53     Заявить о нарушении
Что касается симулируемых компьютером процессов деятельности мозга, то нужно обеспечить все нюансы его деятельности, симулируя деятельность каждой молекулы, каждой клетки, каждого нейрона именно таким образом как это происходит в мозге. А не просто вход-выход сигнала. Тогда, возможно, и получим сознание со всеми его квалиа.

Сергей Заика   13.01.2021 21:22   Заявить о нарушении
Поверите ли вы мне, что прошлой ночью вас подменили? Оригинала больше нет. Вам его жалко?

Сергей Заика   13.01.2021 21:42   Заявить о нарушении
Эмпирическим критерием тождества "Я", конечно, является память. Если память - это запись на неком молекулярном субстрате, то ее принципиально возможно размножить и тогда не существует объективных критериев себетождественности, т.к. возможна моя копия с такой же памятью - которая не есть Я с позиции первого лица. Я в принципе такую возможность допускаю. Вполне, также, возможно, что тождества Я во времени вообще не существует, что Я существует лишь мгновенно, или заменяется на не Я каждые сутки. Вопрос же ставится так: при каких условиях все-таки возможно реальное тождество Я и адекватное знание этого тождества. Ответ, который дает в работе "Философия бессмертия" (и ряде других статей) -это возможно, если сознание нелокально во времени (сверхвременно), а память - это не не сохранение "записей" в мозге, а эффект сверхвременности сознания - способность извлекать информацию непосредственно из прошлого. В этом случае копирование тела не влечет копирование памяти - т.к. память экстрасоматична. Эту гипотезу я отдельно рассматриваю в статье "Гипотеза об экстрасоматической природе памяти".

Иванов Евгений Михайлович   13.01.2021 23:06   Заявить о нарушении
Память может быть лишь составляющей нашего Я. Ведь если дать нашу память другому индивиду, то чувствовать, обрабатывать информацию, действовать он будет иначе. Поэтому наше Я это ещё и куча уникальных свойств системы. Нужно соблюсти рецепт тщательно)

Сергей Заика   13.01.2021 23:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Заика
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.01.2021