Рецензия на «Ответ на вопрос о совести» (Римма Ромашич)

Это очень интересно, на самом деле - попытки осмыслить совесть и выдать её работу за исключительно осмысленное поведение, тогда как любое поведение никогда не является только осмысленным - это "технически" невозможно, а разностороннее понимание этой невозможности быть "только" тем-то или тем-то разверзает бездны всяческого прозрения)))

Да, это неизбежность для мыслящего человека - пытаться понять и рационализировать собственные поступки, ценности, стоящие за поступками, и так далее. Осознанность, как сейчас модно выражаться, стучится во все двери.

Но никакая осознанность не отрицает и не обесценивает всего того что уже есть. А то, что есть, далеко не всегда осознаваемо, притом - в принципе.

Вот почему всякой осознанности не мешало бы осознать и стратегию своих построений, чтобы работать на своём месте и в гармонии со всем остальным, а не выдавать себя за единственную ценность, идя, по сути, к гордыне.

Разговоры о совести очень интересны. Но хотелось бы прорисовать какую-то суть, модель, прежде чем делать утверждения, претендующие на окончательность. И пусть я сто раз ошибусь, зато потом у меня будет возможность научиться и исправиться. Но вот тот, кто аппеллирует к совести преимущественно с целью пристыдить, то есть - используя упоминание о совести как способ давления или морального избиения - тот рискует ошибиться ещё больше, разве нет?

Откуда может браться совесть? Я не говорю - берётся. Я только предполагаю, и предлагаю предпринять мысленное исследование. Вероятно, или хотя бы не исключено, что совесть берётся из необходимости оценивать ситуацию. И эта необходимость вкупе со способностью к такой оценке - врождённые, так работает мозг человека. Первые оценки развивающегося индивида всегда эгоцентричны, и это нормально. Они оценивают по шкале "хорошо" - "плохо", исходя из прогноза ситуации. Какие-то ситуации приводят к хорошим ощущениям, и такие ситуации оцениваются как потенциально "хорошие", вызывая положительные эмоции. Другие ситуации приводят к неприятным ощущениям, и прогнозы на основании такого неприятного опыта оценивают подобные ситуации в будущем как "плохие". Здесь больше всего виден инстинкт самосохранения, хотя и половой инстинкт принимает в этом участие.

Со временем человек учится всё больше понимать окружающих, это предопределяется социальным инстинктом. Здесь начинаются сложности. Оценка ситуации для себя, и оценка-прогноз для других, в связи с поступками этих других, и в связи с собственными поступками, становится неоднозначной, вариативной. Это очень сложный интеллектуальный объект, конгломерат, ого-го, объектище. К тому же, всё это собирается исключительно из матрицы собственных представлений - других ведь нет никаких. Мало ли кто что когда сказал, написал, и так далее - если этого нет на момент в матрице индивида, то и нет, не будет влиять. Влияние других в этом смысле может быть только через тех самых других, с которыми человеку приходится считаться. Если те другие что-то такое поняли про совесть, чего не понял наш человек, то другие будут пытаться повлиять, транслируя собственное понимание. И это ещё добавляет сложности.

Всё это даёт, если вникнуть, приводит к вопросам - а по совести ли люди живут? И реалистично ли этого ожидать? Или же люди живут - по ситуации? В одной ситуации один и тот же человек поступает вроде как по совести (с моей точки зрения, или пусть будет с точки зрения некоего наблюдателя), а в другой - уже не по совести вроде, но тоже с точки зрения другого. А тот самый человек, который поступает, не исключено что полагает - живу по совести. А то и вовсе ещё как-то. Мучается совестью там, где мы полагаем, что он прав, и не мучается там, где мы усмотрели его неправоту.

Вот и где совесть в этом всём?))

PS Я думаю, что подобные разговоры неисчерпаемы и конца им не будет. Поэтому, чтобы говорить о таком, требуются максимально конкретные, детализированные истории. А не "приводить" совесть "сверху" - это не работает. А если работает силой, то приносит с собой такую массу побочных эффектов, что впору говорить "одно лечим - другое калечим". И всякий, у кого совесть таки есть - не сможет этого не признать.

Феронин   06.09.2021 23:13     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Римма Ромашич
Перейти к списку рецензий, написанных автором Феронин
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.09.2021