Рецензия на «Слово о полку... Песнопевец БОЯН» (Мара Рушева)

Здравия, сударыня!
Возможно, Вам будет полезна следующая информация (если прежде не знали).

Старший сын болгарского царя Симеона Михаил Боян,изумлявший всех своим умом, начитанностью и поэтическим даром, оказался убеждённым сторонником прежней веры. Под давлением вельмож Симеон вынужден был заточить сына в монастырь. После смерти отца Боян бежал из монастыря,одно время выступал как претендент на трон, но потом исчез. Власти объявили, что мятежник умер, но народ не верил – за последним приверженцем старой веры болгарского царского рода держалась упорная слава волхва, чародея и оборотня. Его бегство из монастырской тюрьмы объяснили, как легко догадаться, колдовством. Но куда же на самом деле исчез Боян? Существует версия, высказанная ещё в начале XIX века Ю.И. Венелиным, которая отождествляет Бояна-Михаила Симеоновича с Бояном, Велесовым внуком, «соловьём старого времени» «Слова о полку Игореве». И действительно, в великой поэме много мест, звучащих, как отсылки к временам Светослава Игоревича Великого. Так, «поганые», которые «емляху дань по обеле (девице, рабыни) от двора», больше похожи на хазар, чем на половцев или печенегов, никогда и никакой дани, тем паче столь чудовищной, на Руси не бравших. Прямо приписываемые Бояну слова «Тяжко ти голове, кроме плечю, зло ти телу, кроме головы – Русской земле без Игоря» скорее можно отнести к Игорю Рюриковичу, князю всей Руси, чем к правителю микроскопического княжества Новгород-Северского. Эта версия трактует фразу «Боянъ ходы на Святославль песнотворца», как «Боян, певец походов Святославовых». Бояну «Слова…», как и болгарскому царевичу, приписывается и поэтический дар, и способности оборотня кудесника: «растекашеся мысию (белкой!) по древу, серым волкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы». И его песнотворчество – скорее шаманское чародейство, волшба, чем привычное нам рифмоплётство.
Но тогда получается, что Боян действительно не умер. Возможно, он понял, что выступая против брата-царя, он ослабляет родную страну, действуя на руку ненавистной Византии. Но жить на предавшей Богов родине, под властью брата-ничтожества он тоже не мог. И тогда естественным решением был уход в ближайшую страну, сохранившую древнее мировоззрение славян. На Русь.
Если это так, то можно предположить – по цитатам в «Слове…», что Боян пережил Игоря и дожил до походов его сына, возможно, и до болгарского. Вернулся ли он на родину, мы не знаем. Жаль, как же жаль…

Велес и Волос не одно и то же. Не сочтите за труд прочесть статью "Велес" (здесь) в сборнике "Славяно-Арийская мифология.

Желаю Вам Света (просвещения).
Юрий Николаевич. Мне 74 года.

Ведогонь   21.10.2021 07:46     Заявить о нарушении
Тема моего текста определена как «Слово о полку…». Песнопевец Боян». В цитируемом источнике не существует тех сведений о Бояне, которые были сообщены мне в вашей рецензии, то есть: версии о болгарском происхождении Бояна – да, имеют место быть, но они вне заявленной темы и поэтому в тексте эссе не рассматриваются. Имя Велеса (близко балт. Велняс,Велс) в статье В.В.Иванова и В.И.Топорова (Мифы народов мира, том 1) указывается вместе с теонимом Волос (также Волосова дорожка, волотей, и др.), но мнения о том, что Велес и Волос суть разные персонажи высказывались (эта разборка также вне темы моего текста).

Мара Рушева   21.10.2021 11:14   Заявить о нарушении
С вашей "подготовкой" не следовало писать статью.
По крайней мере, это недобросовестный подход.
Для истинных исследователей не секрет, что Знания
следует пополнять. Иначе пойдёт дезинформация.
Наша великая история и так изгажена,
а тут ещё "добровольцы" помогают.

Ведогонь   21.10.2021 12:00   Заявить о нарушении
Увы... Смайл "ну-надо-же".

Мара Рушева   22.10.2021 16:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мара Рушева
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ведогонь
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.10.2021