Рецензия на «Трагедия титана - Моцарт и Сальери А. С. Пушкина» (Борис Бобылев)
"Зависть Сальери и порожденное ею убийство абсолютно иррациональны." Вы пишите, что Сальери убил из зависти. А все его монологи - попытки обмануть самого себя. Правильно я поняла? А почему вы не допускаете возможности, что он себя не обманывал, искренно описывал свои мотивы? Из чего видно, что зависть - главный мотив Сальери? Мне кажется, вы принимаете общепринятое мнение как единственно возможное. Марина Сапир 03.11.2021 01:51 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Марина. Я учитываю пушкинский замысел. Как известно, первоначально эта трагедия так и называлась "Зависть". Но Вы отчасти правы: безусловно, одной завистью мотивы Сальери не исчерпываются (поэтому-то Пушкин и изменил название). Достоевский писал: "Широк человек"... Субъективно, на уровне сознания, герой Пушкина верит в правомерность своего поступка (оставим в стороне историческую достоверность факта отравления)- но, конечно,оправдывает себя не с точки зрения Божественного нравственного закона и не с точки зрения общепринятой морали - а с позиции своей собственной сверхчеловеческой шкалы ценностей (, но оказывается беспомощным в итоге перед судом Совести...
Борис Бобылев 03.11.2021 07:44 Заявить о нарушении
Как я понимаю, Сальери аппелирует к справедливости. У него конфликт с Богом. Он верит, что он заслужил дар, который Бог дал Моцарту. Так Сальери объясняет. И это звучит очень правдоподобно для меня. Желание восстановить справедливость - очень мощниый стимул для убийства. И даже для массового убийства, как мы знаем из истории.
Марина Сапир 03.11.2021 13:41 Заявить о нарушении
Для того, чтобы оправдать преобладающую теорию (зависть как мотив), приходится игнорировать текст как само-обман, и полагаться на то, чего в тексте нет (зачеркнутое название). Этот литературоведческий трюк сам по себе заслуживает интереса. Пушкин нудобен.
Марина Сапир 03.11.2021 14:25 Заявить о нарушении
Понимаете, Марина поэтический текст не поддается однозначному, линейному толкованию. Есть в литературоведении термин "амбивалентность", то есть сочетание противоположных по оценочной направленности мыслей. Здесь же еще и символичность, которая предполагает бесконечное восхождение по лестнице смыслов и, конечно, соучастие читателя (см. этимологию слова символ - от "SYMBOLON"- часть глиняной таблички, служившей для узнавания, идентификации личности) Гениальность Пушкина, что он показал клубок страстей в душе Сальери, причем каждая разрослась до гигантских размеров. Здесь и противление Богу, и зависть и страстное "людоедское" восхищение даром Моцарта. "Люблю так, что аж съесть хочется...
Борис Бобылев 03.11.2021 20:02 Заявить о нарушении
И еще, дорогая Марина,давайте будем воздерживаться от от оценочных суждений в адрес тех, с кем не согласны и будем опираться при интерпретации на сам пушкинский текст. Исключить зависть из мотивов Сальери(повторяю, не единственный из мотивов) - значит не принимать во внимание слов, которые Пушкин влагает в его уста:"Я завидую; глубоко, Мучительно завидую". Мне будет интересно почитать Вашу развернутую интерпретацию текста трагедии Пушкина с приведением всех возможных в данном случае аргументов, и, конечно, примеров из текста, а не только оценочных суждений и предположений о том, кто как думает: "кажется..." :)
Борис Бобылев 03.11.2021 20:12 Заявить о нарушении
Я согласна с вашими замечаниями. Тут есть амбивалентность, которую нельзя игнорировать. Спасибо за ваше терпение.
Марина Сапир 03.11.2021 23:08 Заявить о нарушении
Я планирую текст о идее справедливости в "Моцарте и Сальери" и Ветхом Завете. Когда я напишу, я приглашу вас почитать.
Марина Сапир 03.11.2021 23:55 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |