Марина Сапир - написанные рецензии

Рецензия на «Идеальное как реальное» (Владимир Юрьевич Колмаков)

Про идеальное понятно. А что такое материальное? Если это - то, что дано в ощущениях, то это не может быть объективным, так как ощущения субъективны, и не везде есть кто-нибудь, кто может что-то ощущать. Я подозреваю, что противопоставление материального и идеального -- это какая-то ошибка Маркса - Энгельса -Ленина. На сколько я знаю, Гегель говорил о противопоставлении явления и сущности, не материального и идеального. Это, кажется, имеет смысл.

Марина Сапир   18.07.2025 21:41     Заявить о нарушении
Как раз про идеальное не совсем все понятно.
Советский философ Эвальд Ильенков пытался говорить об идеальном, но марксисты его обвиняли в идеализме, в итоге он очень интересно, вырулил на тему того, что есть идеалы.
То есть проблему идеального свёл к проблеме идеала.
Но по сути дела, проблема не разрешена.
Например.
Если мы скажем, есть идеальная материя, то материи тем самым становится идеальной или нет?

Владимир Юрьевич Колмаков   18.07.2025 22:09   Заявить о нарушении
Скорее всего, и идеальное и материальное непонятно. Не говоря уже о понятиях "идеализм" и "материализм". Я думаю, что вся Марксова философия внутренне противоречива.

Марина Сапир   18.07.2025 22:13   Заявить о нарушении
Что бы Гегель ни говорил о "противоположности абсолютной идеи и природы", это не то же самое, что противопоставление материи и сознания, или материального и идеального. У Гегеля "абсолютная идея" существует независимо от чьего-то сознания. Не говоря уже о том, что "природа" (что бы это не значило) существует независимо от чьих-то ощущений.

Марина Сапир   18.07.2025 23:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пушкин и Глинка. Сердца четырёх...» (Наталья Морсова)

"Пушкин и Глинка были в дружеских отношениях и знали о романтических увлечениях друг друга. " Это очень интересно. Я никогда не читала, что они были знакомы. Не могли бы вы дать ссылку на какой-нибудь источник, где это упоминается? (Как раз вчера обыскала весь Интернет, пытаясь понять, были ли Пушкин и Глинка знакомы, ничего не нашла).

Марина Сапир   16.07.2025 17:25     Заявить о нарушении
Марина, спасибо за внимание к теме. По поводу интернета ничего не могу сказать, я много лет собирала материал и писала книгу "Пушкин.Лермонтов.Невольники дерзновенного духа", книга вышла в 2024 году, она есть на Проза.ру. Глинка и Пушкин - это фрагменты из книги.Я пользовалась книгами, где приводятся воспоминания и дневниковые записи Анны Керн, "Записки" Михаила Глинки с воспоминаниями, характеристикой эпохи и знаменитых людей, в том числе о Пушкине.Есть воспоминания Вяземского, Арнольда Гессена и других. Сегодня я опубликовала ещё фрагмент "Пушкин.Глинка.Дружба,озарённая славой". Посмотрите. Думаю, что и в интернете Вы что-то найдёте. Успехов Вам!

Наталья Морсова   17.07.2025 00:53   Заявить о нарушении
У вас есть ссылки на оригинальные источники? Откуда вы знаете, что они встречались? Есть что-то в письмах Пушкина? Есть что-то в письмах Глинки? Есть что-то в воспоминаниях еще кого-то, кто видел их разговаривающих друг с другом?
Или все это просто легенды, и вы не заботитесь о том, есть ли у них основания?
Я читала воспоминания Керн. В воспоминаниях есть ошибки, они ненадежны. И я не видела там ничего о знакомстве Пушкина и Глинки.

Марина Сапир   17.07.2025 01:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «На математике» (Роза Салах)

Понравилось С любовью написано.

Марина Сапир   11.07.2025 21:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Марина.Спасибо за отзыв.С благодарностью Роза Салах.

Роза Салах   12.07.2025 04:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Свой» (Елена Матусевич)

Задумалась. Кажется, я понимаю: много крестов и других признаков возвышенной натуры (связи с мировым сознанием, например) чреваты ненавистью. Слово "сука" часто подразумевается.

Марина Сапир   08.07.2025 20:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Кореша» (Елена Матусевич)

Интересно! А это чьи хвосты?

Марина Сапир   08.07.2025 20:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Повторяемость бытия или параллели времени» (Дмитрий Новиков Винивартана)

У вас много высоких слов. Да.

Вот, например, интересное утверждение:
" у Лермонтова во многих и многих его творениях присутствует уже не просто эмоциональная реакция, но куда большее - метафизическая невозможность оставлять без ответа...".

Примеров "метафизической невозможности" не дается. Смотрю дальше на те стихи, которые вы цитируете.

Может быть, вы имеете в виду желание "забыться и уснуть" как пример? Типа, уйти от жизни, и чтобы не беспокоили? И где же "невозможность оставлять без ответа"?

Мне почему-то кажется, что в ответ на мой честный вопрос вы непосредственно перейдете на личности и обвините меня в том, что я не способна по свой низкой природе понять ни Лермонтова, ни вас. Так обычно бывает, когда в тексте много высоких слов и не хватает доказательств.

Марина Сапир   06.07.2025 20:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Последний звук» (Ася Сапир)

Это стихотворение о восприятии музыки, когда душа "превратилась в орган,
чуткий к звукам, как струна": струна порождает звук, летящий ввысь, а вслед за ним и душа летит

выше меры, выше чисел
подниматься не страшась.

По смыслу, стихотворение говорит о высоких материях и мотивах. Но по структуре и по ритму оно воспринимается почти как детское стихотворение. Наверное, это из-за укороченного, четырехстопного хорея и рифмовки абба в каждой строфе. Хорей также связан с ощущением загадочности, повторяемостью, кружением, мистикой.

Например, у Пушкина:

Зорю бьют. Из рук моих
Ветхий Данте выпадает.
На устах начатый стих
Недочитанный затих -
Дух далече улетает.

Марина Сапир   05.07.2025 23:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Остывший остов лодки» (Ася Сапир)

Это стихотворение - игра в альтернативные миры. Здесь есть реальный мир, отражение в озере, мир спящей лодки, мир поэта. Во всех мирах осень. Поэт наблюдает как эти миры похожи и различны, сталкивая их.

Очень интересно стихотворение сделано - или не сделано, само так родилось, как самородок. Здесь все время повторяются звуки не только в конце строк, как рифмы, но и в середине, много внутренних рифм. "Остывший" перекликается с "остов", "во сне". "Полна" перекликается с "волна", "вольна". "Овал" перекликается со словами "овалом", "обман", "туман", "опалом", "лоно" и "полон". И все они, через все стихотворение, играют на одних и тех же звуках "ост", "осн", "олн", "опл". Напоминает плеск воды.

Но в конце поэт замечает, что "равенство" между углом паденья и отражения означает, что "Все сущее отражено в другом"... Все альтернативные миры по-своему отражают друг друга. Я никогда не задумывалась об этом значении слова "равно" в этом случае. Что и говорить, полезный вывод!

Поэт захвачен этой игрой. Игра захватила поэта.

Марина Сапир   29.06.2025 15:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Татьяна Ларина пленяет ненормальностью» (Александр Шувалов)

Да, очень убедительно. Понравилось.

Я не психиатр. Я взяла определение нарциссического заболевания личности (перевела из английского справочника), и у меня получилось, что у Татьяны точно есть это заболевание. http://proza.ru/2025/04/02/1643

Я думаю, мы оба правы: у нее шизоидное расстройство личности, и НЗЛ.

Одно замечание: У Пушкина это несколько завуалировано, но можно понять, что Татьяна не выходила замуж за князя: это была ее мстительная фантазия. Такого рода фантазии свойственны и шизоидным личностям, и нарциссам. Буду ссылаться на вас.

Марина Сапир   24.06.2025 01:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, за такое мнение. Редко, кто уточняет диагнозы персонажей по справочникам. Чаще просто не соглашаются со мной и точка.
Удачи вам и творческих усмехов!

Александр Шувалов   24.06.2025 10:04   Заявить о нарушении
Я написала ту статью о нарциссизме давно, и только сейчас обнаружила вашу статью. Я и раньше подозревала это шизоидное расстройство, но я не писала об этом, мне казалось нарциссизм важнее. Но я интерпретирую роман не так, как вы проходили в школе. Я рада, что обнаружила понятную статью психиатра, на которую я могу ссылаться. Ваши выводы подтверждают мою концепцию романа. Спасибо!

Марина Сапир   24.06.2025 13:00   Заявить о нарушении
Как бы вы объяснили такое поведение Татьяны:

Когда Онегин и Ленский были у Лариных, беседовали с Ольгой и ее матерью, в комнату вошла Татьяна и, молча, села у окна (глава 3, строфа 5)

Почему она так сделала? Это - высокомерие, или она думала, что она невидима? Что это может значить?

Марина Сапир   24.06.2025 13:51   Заявить о нарушении
Думаю, что мистика здесь неуместна. Обычный поступок: "Вошла и села". Молчала, но все именно на неё обратили внимание и "стали...Татьяне прочить жениха". Конечно, элемент нарциссизма исключить нельзя. Молчание чаще привлекает к себе повышенное. И для самой Татьяны внимание окружающих далеко не безразлично. Она "тайком С неизъяснимою отрадой Невольно думала о том; И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась". Это уже серьёзное чувство. Это уже не игра и не демонстрация.

Александр Шувалов   25.06.2025 08:16   Заявить о нарушении
Ага! Спасибо!

Марина Сапир   25.06.2025 13:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трамп пошёл с козырей...» (Павел Кожевников)

" ...фанатики, для которых Израиль – богоизбранный наврод, которому всё можно .."
"если Иран грязной бомбой долбанёт по Израилю, то это будеть плохо"

Не поняла: хорошо это будет, если Иран долбанет по Израилю, или плохо?
Может, вы хотите сказать, что Израилю будет плохо, но вам - хорошо?

Марина Сапир   22.06.2025 20:58     Заявить о нарушении