Рецензия на «Стрекоза и муравей» (Валентина Колбина)

Читается легко, текст познавателен (лайк "понравилось"). Вдобавок вспомнилась одна книга (электронный ресурс)...
Французский путешественник Мишель Пессель в книге "Золото муравьёв" описал свои странствия по Тибету в XX в., где он учил арийские языки и искал смысл древних легенд об арийском золоте, которое добывают муравьи. Искал, пока не догадался, что муравьями в легендах называли сусликов, роющих норы: в земляных отходах от рытья нор находили золото.
Всего доброго!

Мара Рушева   21.03.2022 00:18     Заявить о нарушении
"искал смысл древних легенд об арийском золоте, которое добывают муравьи."
Он искал добывавших золотоносный песок "муравьев" Геродота, который указывал, что они "величиной больше лисицы, но меньше собаки". Почему это золото "арийское"? Потому, что его рыли в земле дардов (минаро)? Если дарды - это дарданцы Троянской войны, то они скорее не арии, а фракийцы (палеобалканский народ). Именно представители народности минаро поведали Песселю о сурках, в чьих норах находили золотоносный песок. Пессель решил, что существующее в ряде европейских языков слово "мармот" - сурок Геродот усвоил как "мурмос" - муравей, по-гречески. Отсюда, мол, сурки преобразились в гигантских муравьев.
Пессель "учил" не арийские, а тибетский язык, который к индоевропейской языковой семье не принадлежит.

Алексей Аксельрод   20.03.2022 15:12   Заявить о нарушении
1) Дарды – это совокупность относительно малых народов арийского происхождения с европеоидными чертами, минаро – один из этих народов, близкий к дардской ветви шина. Языки народов дардов относятся к дардской группе индоевропейской семьи, они признаются сходными с санскритом, но несколько архаичнее. Существует немало версий относительно появления дардов на Тибете (тут без комментариев, это не по теме рецензируемого текста ).
2) В середине последнего тысячелетия старой эры дардийцы платили Дарию (из Ахеменидов) дань в 170 золотых талантов.
3) Сурки (латин. Marmota) относятся к группе крупных сусликов. Об «огромных опасных муравьях» дарды ничего не слышали.
4) Сонам, человек из минаро, рассказал Песселю, что его родители находили золото в норах сурков, тут Пессель и догадался, что за «огромные муравьи» были описаны у Геродота. Тем не менее, как честный человек, Пессель в книге «Золото муравьев» сослался на более раннее предположение о геродотовских муравьях как о сурках-золотоискателях, сделанное Риттером в 1833 г. на основании путевых заметок Вильяма Муркрофта, но у самого Муркрофта речь шла совсем о других районах и связи между сурками и золотом в его заметках не было.
5) Примерно с 1958 г. Пессель начал учить тибетские языки, в Ладакх же он поехал примерно через 10 лет и там провёл определенные исследования по языкам дардов, их истории, обычаям, внешности.

Мара Рушева   21.03.2022 06:08   Заявить о нарушении
Спасибо Мара.
Спасибо умным собеседникам. Многое узнала.

Валентина Колбина   21.03.2022 12:34   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентина Колбина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мара Рушева
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.03.2022