Рецензия на «Маркс и Мухин» (Виктор Ракович)
Позволю себе обратить внимание автора статьи на некоторые неточности, допущенные им, на мой взгляд. "... о Египте I – IV веков нашей эры... это время – время заката и распада Римской империи, частью которой тогда был и Египет." Не совсем так: I-II вв. н.э. считаются в историографии периодом Ранней Римской империи - временем, когда в Древнем Риме сформировалась особая форма правления - принципат. Кстати, Египет был включен в состав Империи в последней трети первого века до н.э. первоначально в качестве личного владения Октавиана, формально занимавшего в то время должность консула. А вот период III-IV вв. н.э. - это действительно эпоха Поздней империи, время заката (но еще не распада) этого государства. "... частных писем египтян, прошений, приглашений и т.п. Всё та же эллинская речь, но слова и фразы как бы другие..." Надо понимать, что речь идет об относительно привилегированных слоях египетского населения, потомков греков, македонян и прочих людей, переселившихся в Египет (прежде всего в Александрию) после его захвата Александром Македонским, говоривших на "койне", общегреческом языке, сформировавшемся в период эллинизма (III-I вв. до н.э.), и составлявших меньшинство населения этой страны. Большую его часть составляли собственно египтяне (предки нынешних коптов), относительно бесправные жители сельских районов - низшее сословие египетского общества того времени, говорившее на своем языке и не знавшее в массе своей эллинской грамоты. Эллинизация, не говоря уже о романизации египетского населения была слабой. Вот почему рассматриваемые в упомянутой автором статьи книге явления касались лишь незначительной части общества римского Египта. М.И.Ростовцев одним из первых выдвинул в 1926 г. «психологическое объяснение» упадка и гибели Римской империи, признал перемену взглядов на мир «одним из наиболее мощных факторов исторического развития».» Перемена взглядов в первые два века существования Римской империи была обусловлена тем, что многочисленные народы средиземноморских стран впервые в истории оказались в пределах одной державы. Начался процесс унификации экономической жизни, интенсивного обмена идеологическими, философскими, культурными и религиозными установками, бурно развивалась наука и технологии. В восточной части Римской империи государственным языком являлся греческий койне, и в этой восточной части особое место занимал именно Египет, не являясь в течение длительного времени обычной римской провинцией. В этих условиях в восточной части империи имели место активные этические и религиозные искания, определенные формированием новой исторической реальности - единой средиземноморской державы. Выдвигались новые мировоззренческие идеи, находившие свое отражение на всех уровнях, включая бытовой и внутрисемейный. Во всех слоях общества происходило переосмысление античных устоев жизни, взглядов на жизнь, на природу власти, на взаимоотношение с другими людьми, на религиозные системы. Менялись нравственные ориентиры. Но это еще не был системный кризис Римской империи. Он наступил лишь в третьем веке ("кризис третьего века"), когда произошло исчерпание потенциала античного общества и началась его перестройка на новых социально-экономических началах, сопровождавшаяся сепаратизмом провинций и ростом внешних угроз для слабеющей империи. Алексей Аксельрод 05.06.2022 15:04 Заявить о нарушении
Вполне возможно, что я допустил какие-то исторические неточности. Меня в книжке Ковельмана интересовала не история, а обнаруженная исследователями жёсткая закономерность в изменении мировоззрения той части египтян, которая оставила о себе письменные свидетельства.
Не просто "выдвигались новые мировоззренческие идеи", а вполне определённые идеи, все они были увязаны друг с другом и вырастали из изменившегося общества. Виктор Ракович 07.06.2022 22:08 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |