Рецензия на «Политический аспект евангельских событий» (Андрей Охоцимский)

"Государство Ирода Великого... включало в себя... Десятиградие"
Только часть Декаполиса, причем меньшая, находилась под властью царя, поскольку Август передал Ироду лишь два города Декаполиса - Гиппос и Гадару. Скифополь (крупнейший город этого образования, по Иосифу Флавию) никогда Ироду не подчинялся.

"В годы основных Евангельских событий, сама Иудея вместе с Самарией и Идумеей была римской провинцией."
Иудейское царство при Ироде входило в состав императорской провинции Сирия. После смерти Архелая, сына Ирода, была образована провинция Иудея, управлявшаяся императорским чиновником в ранге прокуратора (позже - префекта), формально подчиненного наместнику Сирии в ранге легата. Одной из точек социальной напряженности в Иудее было противостояние между эллинистическими городами и "туземным" населением. Кроме того, иудеи противопоставляли себя родственному семитскому населению Самарии и Идумеи, не признавая в жителях этих исторических областей единоверцев и не допуская их в Иерусалимский храм. Отсюда понятна ненависть самаритян к иудеям и последних к самаритянам.

"Во-первых, это позиция разумного римлянина..."
Фигура исторического Пилата, насколько мы видим ее в изображении Иосифа Флавия, не слишком походила на "разумного римлянина": он не понимал (или не хотел понимать) специфики региона, которым был назначен управлять (неоднократно прибегал к провокациям вроде выставления изображения императора; к массовым убийствам иудеев (и самаритян), протестовавших против действий Пилата, которые нарушали их религиозные чувства или традиции). В любом случае Пилат относился к сторонникам жесткой линии по отношению к иудеям, поскольку политика пряника не приносила в этом регионе плодов. К тому же, по словам Иосифа Флавия, Пилат, как и многие его предшественники, охотно брал взятки, ничем не отличаясь от своих сограждан-коллег, рассматривавших наместничество как средство обогащения.

"вспомним греческие полисы, где решения принимались также на площади и результат голосования определялся по громкости выкриков."
Вспомним. Народные собрания древнегреческих полисов - не новгородское вече. Решения у греков принимались, как правило, открытым большинством голосов посредством поднятия руки. В Афинах, например, принятые таким образом решения утверждались коллегией судей, проверявших их соответствие законодательству полиса. В случае утверждения коллегией решения народного собрания любой гражданин мог оспорить его, и его кассацию обязан был рассмотреть судебный орган - гелиэя.

Алексей Аксельрод   19.07.2022 18:37     Заявить о нарушении
Весьма признателен, постараюсь подредактировать с учетом замечаний. Насчет громкости выкриков - это от школьного учителя истории Древнего мира (5 класс). Хотя трудно себе представить, что кто-то ходил по площади и считал голоса. Может они расходились на разные стороны? А есть тексты, где прямо говорится о подсчете голосов?

Андрей Охоцимский   19.07.2022 20:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Охоцимский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.07.2022