Рецензия на «Теория любви от бабули» (Виктор Трофимов 2)

Спасибо за ответ, Виктор! Поясню: мой текст – не приглашение к дискуссии, а очередная попытка в лёгкой форме найти ответ на тяжёлые вопросы. Я их, в различных формах, задаю всем «встречным», кто проявляет способность и готовность рассуждать и обсуждать. Я обращался к представителям Церкви, считая, что уж они-то наверняка развеют все мои сомнения. А.И. Осипову мне написать не удалось, но было немало других Учителей, с регалиями и без оных. Но ответы даже тех немногих из них, кто отвечал мне, содержали лишь пересказ того, что я уже читал и слышал, хотя бы у того же Осипова, а мне был важны их собственные вывозы из сказанного, применительно к конкретностям повседневной жизни, – но, по видимому, это не входило в их цели.
А вера ведь требует реализации, – они сами об этом говорят, да это и бесспорно.

Мы согласились, что физический мир в основе содержит тайну. Мир духовный также содержит тайну. Вообще, размышляя, приходишь к тому, что «в основе» оба мира едины. (Учёные тоже понемногу приходят к такому выводу). И есть разные уровни приближения к этой Основе,(пишу с Заглавной).

Природа электричества – тайна. Но инструкция для пользования электрическим утюгом не должна содержать тайн. А для конструирования, сборки или ремонта такого утюга нужно знать его устройство.
Мои вопросы не касаются проблем «высокого богословия», – тайн, вроде «Филиокве, или «Триединства св. Троицы» », из-за которорых «ломали копья», (а также, реально, и головы), многие великие христианские умы.. Они касаются того, что имеет непосредственное отношение к моей личной вере, к её «устройству». И к «инструкции по эксплуатации» моей личной жизни, и к её «конструированию», – мы ведь этим всё время занимаемся, до самой своей смерти.

Они – «детские». И форма: – «Обращение к бабуле», заданная Вами, как нельзя лучше подходит к их характеру. Они детские, потому что дети интуитивно ищут прямого и окончательного смысла слов, и слова для них означают то, что они означают.
Когда детям говорят – «Тайна», – они согласны отступить. Но, когда детям что-то объясняют, они требуют, чтобы объяснение было понятно до конца. Как маленький Принц, (Вы, наверное, читали эту сказку-притчу Экзюпери). Как внуки от бабушек.
Когда детям рассказывают про работу радиоприёмника, и объясняют про моделирование несущей частоты радиоволн, – дополнительных вопросов не возникает. И неважно, что при этом не раскрыта «тайна» эфира, она – вне логики данного разъяснения на этом уровне.

Вот, например. В христианстве есть положение о «Свободе выбора» Это не считается тайной, это – не догмат. Церковь предлагает «разъяснение», с определённой логикой. Но, следуя этой самой логике, «внутри» неё, на этом же уровне,– возникают вопросы.
К примеру – такой:
Вот. человек свободно принял решение купить билет на Титаник. И этим выбором его будущее было уже предопределено. Но он ведь не «выбирал» такого развития событий!
Дальше. Может быть, его свобода заключалась в выборе – драться, или не драться за место в шлюпке? Вроде бы, этот выбор определялся его совестью, его духовным уровнем. Но и этот уровень, в свою очередь, определялся многими обстоятельствами всей его предыдущей жизни, которые он не «выбирал», начиная с рождения.
Так значит, свободы выбора у нас нет? Всё предопределено? Кем?
Тогда – за что мы в ответе перед Богом? И в чём следует каяться?
Это ведь – не тайна! «Детская логика», не более того. И это я не сам придумал.

Пиркей Авот 4:22. «Не по своей воле ты зачат, и не по своей воле родился, и не по своей воле живёшь, и не по своей воле умрёшь, и не по своей воле предстанешь пред судом и дашь отчёт Царю всех царей, Всевышнему, благословен Он!»

Притчи 16:9. «Сердце человека обдумывает путь свой, но Господь управляет шествием его».

Рим.9:21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

Слова означают то, что они означают. Если не не так, тогда – что? Детский вопрос!

Другие «детские» вопросы, заданные мною раннее, – « О значении слов», «О двоичном коде», «О необходимой самообороне», – тоже к «тайнам» не относятся, и сводится опять, в конечном счёте, к конкретике: к понятию греха и к покаянию. Пусть бабуля расскажет, как это внукам понимать, и никакой дискуссии.

Что же касается дискуссии, – это «про любовь».
Внукам бабусиного рассказа достаточно, но взрослый опыт доказывает, что любовь невозможно по собственному желанию обрести, «развить» и «натренировать», как мышцу. Любовь – это дар Божий, это – талант. И, как всякий талант, – раздаётся дозировано. По воле Божьей есть на свете дальтоники, неспособные к восприятию цвета, есть аутисты, вообще неспособные к любви. (Или это – не по воле Божьей? Тогда, – как?)
Это, конечно, «крайности», но проблема «Меры и степени» – тоже отдельная, примыкающая к упомянутому «Двоичному коду», мер и степеней не признающего.

Что Вы с бабулей обо всём этом думаете?
С уважением –

Марк Олдворчун   07.12.2022 16:33     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марк!
Мне кажется правильным Ваше предложение обойтись без дискуссии по главнейшим вопросам. Ответы есть, только надо постараться их найти, угадать. А в этом-то и трудность. Мы все стараемся по своим возможностям, способностям, чаще упираемся лбом в стену и вспоминаем, что "надо просто верить".
В приведенных Вами цитатах, будь то Талмуд или Евангелие, подсказка для ответа на вопрос о свободе выбора уже есть. Мне кажется (очень постараюсь обойтись без самонадеянности), что фатальность заключается в каких-то жестких условиях, "декорациях", которые ставит Господь, а человек делает выбор из того, что ему предоставлено. А после выбора, правильного или неправильного, - новые "декорации", но уже с учетом сделанного выбора. Так что человек над "декорациями" не властен, но свобода выбора у него все-таки есть.
Дискуссию "про любовь" тоже можно отменить, потому что я верю Преподобному Амвросию, который говорил о том, что любовь можно взрастить в сердце своем. Приведу цитату: "...Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь".
У многих из нас "окаменелые" сердца, хочется их оживить, наполнить любовью. Получается сложно, большим старанием. Эгоизм трудно изгоняется. Это, как Вы понимаете, касается всякой любви - к родителям, детям, супругам, людям. Любовные страсти не совсем про это.
Надеюсь, что прозвучало не очень пафосно.
Всего Вам доброго!

Виктор Трофимов 2   08.12.2022 08:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор! Цель дискуссии (в смысле «спора»), – «победить» оппонента, доказать, что он неправ, а ты – прав. Такие споры я некогда вёл со Свидетелями Иеговы, защищая Православие, и наивно надеясь своими убедительными аргументами, своей логикой «победить» их логику. Но потерпел фиаско, потому что они нарушали правила дуэли, не парируя аргументы, а игнорируя их. С такой «боевой тактикой» я встречался неоднократно, по другим темам, в том числе – на ПРУ.

И вообще, к сожалению, дискуссии чаще всего, завершаются лишь тем, что в результате каждый из участников укрепляется в своём мнении.

Но я, в своих полемических потугах, как раз готов изменить своё мнение, потому что оно мне самому «не нравиться». Кто бы убедил меня, кто бы «защитил Православие от меня», как я защищал его от «врагов»! Да это и не «мнение», а лишь недоумение! Я просто, не возражая, додумываю сказанное в Церковной педагогике до логического завершения, и пазлы не сходятся.

Цитаты – штука опасная, если над ними просто размышлять, не полемизируя. Боже сохрани, – полемизировать со Святыми. Вот, св.Серафим Вырицкий призывает к тому, чтобы всё, что происходит, радости и горести, принимать со смирением: – «от Меня это было». Слова означают то, что они означают. Значит, вся моя духовная немощь, вся чернота моей души, весь мой душевный дальтонизм – тоже «от Него?»

Вот, Осипов говорил о любви, что сердце недолго сопротивляется уму, и св. Амвросий Оптинский в сущности,¬ – о том же. И бабуля это говорила. Дискутировать бесполезно. Это – их личный опыт любви. Я с ними не спорю, и хотел бы с ними согласиться. «По стремлению моего ума».

Но вот, если я по дороге вижу покосившуюся доску забора, у меня появляется желание поправить её, и я это делаю, – это не значит, что я люблю эту доску. Если я мимоходом помогаю вытолкнуть буксующую машину, я не только не люблю эту машину, но мне совершенно неинтересны её пассажиры. Сердце моё совершенно холодно. Знакомой тётке я регулярно чиню велосипед, но причём тут любовь? Она мне совершенно не нравится, я не желаю с ней «общаться». Словом, даже помогая, я не «сочувствую». Не люблю. Но сказано, что любовь к Богу проваляется через любовь к людям, через дела любви. А если дела - без любви, без со-чувствия, со-страдания, как в примере? (Через дефис).

Однажды, в горах, я помогал нести на носилках раненого человека. Я старался идти по тропе как можно «плавнее», чтобы было меньше тряски, я просто делал своё дело как можно лучше, чтобы человеку не было лишней боли. Но сердце моё молчало. Не любило.
И так – до сих пор. И на исполнение прогноза от Амвросия Оптинского остается совсем мало времени. А те же святые Отцы наперебой пишут, что без Любви все – втуне.

Марк Олдворчун   09.12.2022 00:10   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марк!
Мне понравилась написанная Вами притча "Его путь". Посоветую прочесть близким людям.
Иногда они, эти "близкие люди", вполне разделяют наши вкусы, взгляды на многое, но иногда - совсем нет (!). Тогда ожесточенней оппонентов трудно найти. Но они - "близкие" (зря взято в кавычки!).
А кого нам любить, как не своих близких?
Хотелось бы - весь мир, но нету такой любовной силы, дай Бог свой круг хоть маленько одарить. И знаешь как, и можешь, но выскочит кусачее и зашипит через тебя в мир.
Трудно.
Или не трудно?
Нет, не трудно. Любить, оказывается, легко. От "кусачего" надо помаленьку отламывать части и выбрасывать. Сразу выбросить не получается, много набрано "кусачего"за весь "неосознанный" период. Да хоть бы этими кусками в своих потомков не попасть!
А ведь бывает, что и попадем маленько... Это пока не поймем, что любить - легко! Особенно, если человек в душе романтик. А они, эти романтики, очень даже предрасположены к любви. Даже доску от забора полюбить смогут, если поймут, что она, эта любовь, в них живет. Только спряталась маленько.
Всего доброго!


Виктор Трофимов 2   09.12.2022 14:41   Заявить о нарушении
Простите, Марк, за ошибку.
Конечно, не "путь", а "дорога". Разница существенная. Дорога проложена, а путь только ищется.
Всего доброго.

Виктор Трофимов 2   12.12.2022 15:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Трофимов 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марк Олдворчун
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.12.2022