Рецензия на «Ящички» (Павел Лобатовкин)

Здравствуйте, Павел.

Очень интересная миниатюра. С удовольствием прочитал. Спасибо. Никогда не хотелось никем манипулировать, но Карнеги и других авторов, пишущих на подобные темы, доводилось читать. Конечно, все это работает. Сейчас технологии манипулирования перешли на качественно новый уровень. Они уже позволяют эффективно работать не только с эмоциями и смыслами, но и с инстинктами, и с восприятием людей.

«Я не знаю, как с этим бороться. Думаю, человечество тут бессильно».

Проблема в том, что уже давно преимущество для реализации в социуме получают люди, неспособные полноценно испытывать эмоции, но способные имитировать их. По любой из классификаций: МКБ или DSM – это является одним из признаков ряда расстройств личности. Надо просто не забывать об этом.

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   13.01.2023 18:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.
А как вам такой пример? Вы читаете книгу, вам нравится, вы получаете удовольствие и даже испытываете какие-то чувства, а потом узнаете, что автор намеренно эти чувства из вас "выжимал". Есть ведь довольно известные и вовсе не запрещённые, не тайные способы писать так, чтобы тут читатель заплакал, тут - засмеялся, тут - задумался...
Выходит, у читателя от прочтения чувства возникают искренние, но если это как-то само собой получилось, то и автор хорош, и произведение - искусство. Но если это всё специально было, заранее просчитано, по лекалам, то и автор - манипулятор, и произведение - ремесло.
Парадокс?

Павел Лобатовкин   14.01.2023 10:01   Заявить о нарушении
Хороший пример. Действительно, если человек пишет коммерческий текст, он должен «просчитывать» эмоциональную вовлеченность читателя, заботиться о развлекательности, учитывать психологические особенности социальной группы, для которой предназначен текст, и иметь ответ на вопросы: Что и кому мы здесь продаем? Какие чувства должен испытать читатель за свои деньги? То есть не обмануть ожидания читателя, а значит, и выполнить пожелания заказчика, который платит деньги. На мой взгляд, это честная сделка. Другой вопрос, что автор может отказаться написать за деньги текст, продвигающий нужную заказчику повестку и вызывающий у читателя строго определенный эмоциональный отклик, если это противоречит его этическим нормам.
Но в литературе есть и «запрещенные» приемы, которые гарантированно вызывают у читателей эмоции, такой набор шаблонов, работающий всегда. По-моему, приличные сочинители стараются ими не пользоваться. Наверное, надо привести пример текста, в котором автор использует запрещенные приемы. Юрий Нагибин «Терпение», да и другие произведения этого автора)).

Александр Галяткин Юлия Фадеева   14.01.2023 13:08   Заявить о нарушении
Думаю, подобная сделка может быть как честной, так и нечестной.
Всё зависит от того, какие "истины" при этом подспудно внушаются читателю/потребителю - то ли для его, якобы, блага, то ли в интересах заказчика.

Павел Лобатовкин   14.01.2023 13:19   Заявить о нарушении
Да, я согласен. Но тут, как в науке, сочинитель или ученый должен иметь хотя бы минимальную независимость от заказчика, в том числе и финансовую. Даже если кто-то утверждает, что он сеет «разумное, доброе, вечное», имеет смысл поинтересоваться, кто оплачивает весь этот праздник «альтруизма и гуманизма». И что пытаются «присвоить» в конечном итоге?))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   14.01.2023 13:55   Заявить о нарушении
И всё-таки мне интересно: создание художественных произведений, с помощью определённых "приёмчиков" вызывающих у потребителя определённые чувства - это искусство или ремесло?

Павел Лобатовкин   14.01.2023 14:06   Заявить о нарушении
Чтобы ширилось дело – понятно ослу! –
Нужно всюду искусство сводить к ремеслу:
Пусть не штучный товар мир получит в итоге,
Пусть ценой подешевле, но вал по числу!

Павел Лобатовкин   14.01.2023 14:12   Заявить о нарушении
Понравилось четверостишие! Конечно, сейчас это стало в 95-99% случаях просто ремеслом. Искусство всегда «штучно», обладает уникальной энергетикой и трудно воспроизводимо. Мы иногда посещаем художественные выставки. Так вот, между известными художниками конца 19 – начала 20 века и известными современными художниками лежит пропасть, в буквальном смысле этого слова. В литературе ситуация аналогичная.
Недавно нам понадобилась одна картина, решили не заморачиваться, а воспользоваться нейросетью (название писать не буду, чтобы не рекламировать). Написали максимально подробные запросы о том, какое именно изображение мы хотим получить. Полученный результат нас абсолютно устроил. Пока нейросети, генерирующие тексты, ещё очень далеки от совершенства, но технология постоянно улучшается. Так что в обозримом будущем «создание художественных произведений» перестанет быть даже ремеслом))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   14.01.2023 14:48   Заявить о нарушении
Меня тогда уже не будет. К счастью.

Павел Лобатовкин   14.01.2023 14:52   Заявить о нарушении
Какое созвучие у меня с Вами. Все видим, все понимаем, но... Слова - дым. Одни дышут им, но немногие другие натягивают на себя противогазы... По пословице: " хлеб - детям, шелуха - свиньям".

Евгений Борисович Федоренко   26.03.2023 00:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Павел Лобатовкин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Галяткин Юлия Фадеева
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.01.2023