Рецензия на «О некрещенных младенцах» (Сергей Пометнев)

– Добрый вечер, Сергей! Это – не рецензия. Но, попросту говоря – рассказ о себе. Продолжение анамнеза. Конечно, без всяких обид.

Я крестился более 30ти лет тому назад, через 2 года после убийства Александра Меня, имея о христианстве весьма смутное представление, и случайно оказавшись в «Новой Деревне», где служил и был убит о. Александр. Это почти спонтанное действо было для меня тогда в большой степени актом гражданского протеста. И ещё, поскольку, через лицезрение «Чудных дел Божьих» в области биосферы, я к тому времени «верил в Бога», *) то и надеялся через этот первый и, как я был наслышан, – главный шаг, – начать вхождение в эту сферу жизни. Если следовать тезису, что «на всё – воля Божья», то это Он привёл меня, еврейского сына, как раз в «нужное место и в нужное время», и с нужным «позывом».

Затем я начал стараться «становиться христианином», и заниматься «актуализацией веры». (Этот термин, который я сравнительно недавно услышал на православном ТВ-канале, при всей своей «топорности», достаточно чётко определяет суть моих потуг). Читать Писание, ходить» на Службы, держать Посты, словом, – соблюдать всю «религиозную» сторону христианской жизни, доверяя, в т.ч. словам Церкви о сакральности таких «актов», как Крещение, исповедь и Причастие.
Обвенчался с третьей женой, крещёной в детстве. В таинстве не отказали, несмотря на признание, что «женюсь на разведённой, притом – в третий раз. Это «неприглядное» обстоятельство даже не обсуждалось, несмотря на (Матф.5:31–32).

Ну, и творить «добрые дела» я также продолжал, в меру моих сил и предлагаемых обстоятельств. Хотя и не объявляя, что отныне – «Христа ради», но, тем не менее, вследствие вполне «бескорыстных» мотиваций, которые имел и до крещения. Вот, как Самарянин из притчи. И в храме по «технической части» делал кое-что «руками», и в церковных социальных программах участвовал, – через это также надеясь «приблизиться к Богу».
Подписался на журнал «Фома», который позиционировал себя, как «Журнал для сомневающихся», потому что я сам себя начал ощущать таковым.
Потому что шло время, и я начал ощущать, что «что-то пошло не так», и не наблюдается никаких «плодов духа». Слыша о том, что, – «На богослужение в храме следует стремиться, как жаждущий путник в пустыне стремится к живительному роднику», ¬– и соглашаясь с этим, ничего похожего в себе не замечал. (Притом, замечал за другими). Когда я прочитал статью игумена Петра Мещеринова: – «Двадцать лет хожу в храм, и всё без толку», то понял причины сей моей нелады, и что я – не один такой, и что дело – не только и не столько «во мне», а в самой «драматургии» Службы, которая "не всем подходит". Но это меня не утешало.

Помимо того, – чем больше «духовных» текстов я читал и слушал, тем больше замечал, что «не складываются пазлы» в моём миропонимании, – ни «внутри» самой Церковной педагогики, ни, в силу её крайнего ригоризма, – между ней и «практической жизнью».
Поскольку в поисках «недостающего звена» я читал всё подряд, то знакомился с такими авторами, как Нил Уолшш, Эрман Барт, Джон Робинсон, Роберт Коллинз. Особенно интересен последний, своим взглядом на Грехопадение «под другими углами». Ведь «Грехопадение» и «Спасение» – это две опоры «центральной оси» Христианства. (Тема отдельная).

Однако, каким-то образом, возможно, с помощью Ангела Хранителя, – все эти девиации не отвернули меня от главного «азимута поиска». (Я где-то читал, что «на входе» кровотока в мозг есть физиологический барьер, защищающий его от токсинов, и «отсекающий» их. Алкоголь, кстати, этот барьер подавляет. Возможно, нечто подобное происходит на духовном уровне).
И поисков я не прекращал. И продолжал "вопрошать".
В том числе, – недоумевая, чем Богу не понравилось подношение Каина. В Писании об этом только сообщается, но не поясняется. Объяснение – в Вашей публикации. Очень страшное, просто ужасное.

И почему один еврейский мальчик, Антоний Блюм стал митрополитом Сурожским Антонием, прочитав впервые «Евангелие от Марка», а другой так и остался Марком, духовным дальтоником, «умозрительная» вера которого так и не стала «сердечной», сколько ни просил об этом в молитвах, доверяя сказанному: –
« Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Лк 11: 9-10).
И ещё: «Кто может спастись?» Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф 19 :25-26)
Новый Завет отличается от Ветхого ещё и тем, что в нём, действительно, всё написано со слов очевидцев. «Свидетелей». Ну, или почти всё. Есть такое, чего они ни видеть, слышать не могли. (Но это – другая тема).

И я доверял Евангельским словам. И продолжал просить. Как настырная вдова у злого судьи. (Лк.18: 2-3) Тем более, что Бог ведь – не злой? Если «Бог есть Любовь», то Любовь несовместима со злом?

Однако, как весьма убедительно следует из Вашей статьи, (и из моей подборки цитат о «предопределении»), – я ошибался. И что вышеприведенные слова Евангелия – ко мне не относятся. И что моя участь была предрешена ещё до моего рождения, и я «рыпаюсь» напрасно! Мне всё равно не войти в 144 000 «избранных». Эта цифра, вообще – ужасно мала. (Кстати, Свидетели Иеговы утверждают, что они-то войдут все всенепременно).

И что Церковные призывы к метанойе – тоже не для меня. Тем более, что мне всегда была неясна «технология» перемены: – например, можно убедить себя и заставить «перестать ненавидеть», но как можно «по убеждению» заставить себя «начать любить»? «Стяжать» Любовь, «стяжать» Благодать?
И что рождённый дальтоником – таковым и останется.
Остаётся только молиться, взывать, как Вартимей, – «О прозрении», «О даровании Любви», «О даровании молитвы». В молитвослове такие молитвы имеются.
Но… – см. написанное выше. И Вашу статью. Всё – тщетно.

В «Письмах Баламута» есть такой эпизод: В адское ведомство поступил клиент, который говорит, что всю жизнь делал то, чего не хотел, и не делал того, что хотел. Т.е. иными словами, жил по правилам церковной педагогики. У Льюиса не сказано, за что его туда определили, – за то, что «делал и не делал», или за то, что, по-видимому, – с сожалением, – говорит об этом.

Ну, так, тогда, какой же следует логический вывод?
Поелику мне, по-видимому, ещё до моего рождения всё равно было «отказано в доступе», надо хотя бы в остаток моей жизни, ( мне 84), предаться гедонизму, остаток моих физических сил направить на ещё доступные удовольствия, от которых я ранее отказывался «по религиозным соображениям», (какая жалость, – ведь возможностей было гораздо больше), время и остаток душевных сил не тратить на заведомо бесплодные молитвы и другие «религиозные отправления» (тоже – то ещё «словцо»!) Всё равно, – если благодати не "стяжать", и если «Там» пропадать, так хоть «Здесь» напоследок потешусь!

Это – Ваш диагноз и Ваш рецепт для меня по моему анамнезу? Или я опять чего-нибудь не понял?

И всё-таки, (эмоция против логики), – не складывается пазл о том, что "Бог есть Любовь" с тем, что эта Любовь заранее обрекла кого-то, ещё нерождённого, со стерильным ещё сознанием, всю последующую жизнь "подобно псу возвращаться на свою блевотину", и приговор окончательный, отмене не подлежит. Или эта любовь - с "ограничениями" и "купюрами"? Не оскорбительна ли такая "версия" для безграничного Бога?
Да и зачем Богу такая душа, "мёртвая" изначально?

С уважением,
и сокрушением, направленным к унынию, –
Марк.

*) И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт 1: 25)
Чем отличаются «звери» от скотов? Если пища для тех и других – трава?
Волки и овцы – элементы единой системы биоценоза, сконструированной и изготовленной самим Богом. Системы Божественно совершенной и гармоничной, с огромным количеством прямых и обратных связей для саморегулирования и сохранения стабильности. (До тех пор, пока человек не вмешивается в этот идеально отлаженный механизм, не привозит в Австралию коров и кроликов, и не истребляет «вредных» волков и воробьёв).
Кстати, в результате вольного и невольного антропогенного воздействия на биосферу, ей грозит шестое вымирание, после которого опять сохранятся немногие виды, как было и при пяти предыдущих, когда сохранились, например, хищные акулы, которые намного «старше» человечества. Те воздействия были «космогенными». В котором из них участвовал Ной, – оставим «за кадром».
Вот, – ещё один «волк». Жук-бомбардир, в теле которого в двух изолированных ёмкостях находятся жидкости; при «выстреливании» они смешиваются и получается «коктейль Молотова», правда, беспламенный, но для защиты от врага достаточно эффективный. Температура больше 100 градусов С, «дальнобойность» – до 10 см.
Какая, пардон, эволюция? Все предыдущие неудачные модели с таким приспособлением при натурных испытаниях должны были сразу взорваться, и не могли давать потомства для «генетического варьирования».

И зачем жуку такое оружие «по роду его»? В этой главе книги «Бытие» нет никаких ограничений «по части травоядности». (если идти ad verbo).
Ещё замечу, что это вообще – не «краеугольный камень, на котором, как Вы написали, строится моё миропостроение»,– хотя, конечно, часть его, как и другие камни.

С другой стороны, – построили люди мост, и всего за 12(!!) лет у породы ласточек, поселившихся там, крылья стали короче обычного, ¬– так им удобнее маневрировать в ограниченном пространстве. «Естественный отбор», эволюция. Притом – стремительная, позволяющая в пределах одной человечьей жизни воочию наблюдать процесс.
Чудны дела Твои, Господи!

Марк Олдворчун   16.01.2023 00:00     Заявить о нарушении
Не люблю «большие» письма, на них сложно отвечать связно.
Поэтому, уж простите, если где то тема на тему заедет.

// Поскольку в поисках «недостающего звена» я читал всё подряд, то знакомился с такими авторами, как Нил Уолшш, Эрман Барт, Джон Робинсон, Роберт Коллинз…//

Человек, который ищет ответы на извечные, духовные вопросы, в той или иной мере становится богословом.
И тут есть два «прикладных» пути.
1. Нравственное богсловие.
2. Догматическое богословие.

В чем их принципиальное отличие:
Нравственное богословие «подстраивает» Слово Божие (Писание) под мировоззрение богослова.
А догматическое богословие, наоборот, строит мировоззрение «под» Слово Божие.

Приведу пример.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис.14:12)
С точки зрения догматического богословия, эти слова относятся к Царю Вавилонскому (так по тексту).
А нравственное богословие, рассматривает этот эпизод, как свидетельство «падения» Дьявола, со всем вытекающим учением.

Вот что пишет по этому поводу свт Иоанн Златоуст:
«Справедливо сказано: как упал ты с неба, денница, сын зари? Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно»

Соглашусь со Святителем о полезности подобных «допущений» для проповеди в слух неискушенного народа.
Но…

Что получилось в итоге?
А то, что нравственное допущение, в какой то момент, было возведено «богословами» в ранг догматической истины.
И вот теперь, на этом «допущении» (выдумке) строится мировоззрение современного христианина. И таких примеров – множество.

Какие ответы Вы можете получить на вечные вопросы от такого «богословия»?
Правильно. Никаких.

И как следствие, уныние, неуверенность, расстройства, отпадение…

Господь дал человеку сокровище – Слово Божие, а его подменили «стекляшками» (бижутерией). И Синодальный «перевод» здесь сыграл ключевую роль.

// И поисков я не прекращал. В том числе, – недоумевая, чем Богу не понравилось подношение Каина. В Писании об этом только сообщается, но не поясняется. Объяснение – в Вашей публикации. Очень страшное, просто ужасное.//

Но позвольте, в этой статье не дается ответа на вопрос, «почему Бог не принял приношение Каина».
Полагаю, что Вы сделали вывод, который звучит примерно так: «У Каина отрицательный духовный вектор, он не может наследовать Небесное Царство, поэтому Бог и отверг его жертву»

Но, это неверный вывод.

Вы почитайте, что написано.
Господь же прямо указал Каину на причину, по которой была отвергнута его жертва:
«Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси?» (Быт.4:7)

Жертва может быть принесена Богу полностью, и это всесожжение.
А можно принести, только ее часть, а это уже «из другой оперы».

Вот у иудеев была «десятина», которую так любят культивировать и в современном христианстве. Но это и есть Каинов путь.
Христос призывал тех, кто следует за ним, раздать «ВСЕ». И вдовицу, которая две лепты пожертвовала, поставил в пример апостолам, сказав, что она «положила все пропитание свое, какое имела» (Лук.21:4) Да и отрицательный пример с «частичной» жертвой Анании и Сапфиры о том же говорит (Деян. 5 гл.)

Христос не заповедовал делить христианскую «жертву». У христианина нет «своей» жизни, ну по крайне мене, ее не должно быть.
Помните, что апостол пишет: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть – приобретение» (Фил.1:21)

Это пример догматических рассуждений, на истинный текст Писания.
Что об этом говорит нравственное богословие, мне мало интересно.

Поэтому, уж простите, я так навязчиво, и поправляю тех, кто цитирует Писание не в «догматическом», а в «нравственном» ключе.

// Поелику мне, по-видимому, ещё до моего рождения всё равно было «отказано в доступе», надо хотя бы в остаток моей жизни, ( мне 84), предаться гедонизму… Всё равно, – если «Там» пропадать, так хоть «Здесь» напоследок потешусь! //

Вот и разбойник, что первым вошел в Рай, тоже вряд ли поверил бы, что достоин спасения.
Ни один из нас не ведает, куда направлен его духовный «вектор».
И эта сокровенность, вполне логична. Если праведник узнает что он «точно» спасется, то он несомненно погибнет. А Бог этого не хочет.

Теперь относительно слов «напоследок потешусь».
Однажды, когда я был еще обычным прихожанином, довелось услышать в храме любопытную проповедь.
Священник говорил о том, какое внутренне устроение должен иметь христианин. (проповедь на слова «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам» (Иоан.14:2)) Передам как помню.
«Даже если бы Христос, пришел и сказал: «дети, простите, но в Раю больше нет места, поэтому не могу вас взять с собой», христианин не перестанет жить по христиански, просто потому, что по другому жить ему противно»
Думаю, что в этом есть смысл.
___________

// «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их» (Быт 1: 25) Чем отличаются «звери» от скотов?//

Еврейское слово בְּהֵמָה֙ [be-hay-maw' ] означает:
животное, скот, скотина, зверь.
Поставьте вместо «звери» «скоты» и проблемы не будет.

Важно то, что все они, эти, «животные-звери-скоты» питались травой.
«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу» (Быт.1:29)

Надо понять, когда в мире появился «волк».

Попытка ответить на этот вопрос предпринималась в работе «Шестоднев сквозь призму двух знаний» http://proza.ru/2021/03/22/664
Если интересно, ознакомьтесь.
Кстати, там так же имеется постстатейная конструктивная дискуссия, в которой можно найти некоторые ответы на «популярные» недоумения относительно «физики» нашего мира.

Сергей Пометнев   16.01.2023 10:31   Заявить о нарушении
Ещё одна реплика. Я уже писал. что, не помышляя требовать у Бога отчёта и объяснений о логичности его изволений, я всё-таки вправе требовать у Церкви логичности её объяснений по поводу оных изволений, если уж она за это дело берётся.

По поводу безвинно убиенных младенцев в церковном фольклоре есть такая «история». Иисус с учениками попросил ночлега у некоего «фермера». Тот принял гостей с уважением и заботой, хотя и не знал, кто они. Наутро, уходя, Иисус забрал душу хозяйского сына. Ученики спросили, – «за что?», – ведь хозяин ни в чём не провинился. Иисус-промыслитель ответил, что этот сын, выросши, стал бы величайшим злодеем.

Не помню уж, из какого СМИ я услышал эту притчу, но сразу возник вопрос: если Бог знал о том, кем будет этот сын, – зачем тогда Он попустил рождение души такого пса», чтобы потом её истреблять? Бессмысленно! Можем ли мы, смеем ли мы предполагать, что Бог способен на бессмысленные деяния? Ведь Бог знает всё, «…все волосы на каждой голове уже сочтены»?

Вполне себе «детская логика». Но логика другой не бывает, она или есть, или её нет.
Но у телевизора не спросишь. Может быть, Вы ответите?

С уважением -

Марк Олдворчун   16.01.2023 10:55   Заявить о нарушении
//я всё-таки вправе требовать у Церкви логичности её объяснений по поводу оных изволений, если уж она за это дело берётся//

Мнение Церкви может быть выражено только на Вселенском Соборе.
Таковым «мнением» можно считать «Символ веры» и «десяток» других догматов.
Все остальное, это частное мнение тех, или иных христиан, кем бы они ни были, и сколько бы их не было. Это может быть мнение прихожанина, или мнение Патриарха, или даже группы богословов или святых Отцов, но это не мнение Церкви.
Поэтому, в данном случае, Ваши «претензии» не обоснованы.

Если Вам интересно мое «частное» мнение по конкретному случаю, то это «яркий» пример крайностей нравственного богословия.
А как я уже писал выше, нравственное богословие не дает ответов на духовные вопросы, оно призвано для «работы» с «социальной» личностью.
И возможно, для некой части верующих, на определенном этапе их жизни, такое «богословие» даже полезно.

Сергей Пометнев   16.01.2023 13:07   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Повторю своё признание в том, что мои рычажно-шестеренчатые мозги не способны к освоению некоторых «тонкостей», – «невиновности библейских виновных», итп. Судя по рецензиям, у Вас достаточно более интересных и компетентных респондентов. Я уже изрядно занял своей личностью Ваше время и внимание, так что, если Вы решите прекратить со мной «возиться», я не буду сетовать. Тем более, что, как Вы написали, Вам пора заняться «основными делами». Однако, пока – продолжаю. Потому что у меня в этой теме много «личного».

О волке. По ссылке прочитаю обязательно, И полемику тоже всегда читаю, если серьёзная тема. И всё же. Если «зверь» здесь, при переводе с еврейского, – «скот», то получиться – «И создал Бог скотов земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их». Как говорят гитаристы, – фраза «не строит».

Но, в общем, эта тема– «в секторе ума», но для меня важнее – « сектор души».
Неблагое дело – «выдирать строки из контекста», но, если так «препарировать» Вашу статью, –
<<….В этот момент, душа и делает свой единственный в жизни свободный выбор между благим и лукавым. Вследствие этого сакрального выбора, дух человека получает свое бытие и направленность.
….однажды получивший свое направление духовный вектор не меняется в человеке в течение всей его жизни.
…..Невозможно переделать сущность пса или свиньи.>>,
– то получается по детской логике, что Бог ещё до рождения разделил людей на праведников и псов. Или они разделились сами, но эта альтернатива ничего пот сути не меняет. Псам – псово! Изначально. Выходит так, что у правого разбойника ещё до рождения имелся потенциал праведника, реализованного в последние минуты его жизни, а у левого изначально был потенциал пса, и он обречённо умер псом.
Но это же «безнравственно» со стороны Бога! Я имею в виду, что не соответствует образу Бога в христианском богословии. Нравственном, или догматическом?
И безысходно для человеков, делает обречёнными на неудачу все их потуги и порывы. По крайней мере, – для некоторых. Для «дальтоников», вроде меня. «Виноватых без вины», помимо исповеданных личных грехов, помимо «первородного греха», единого для всех.

Если сказано, – «У моего Отца обителей много», ( воспроизвожу по памяти суть, не претендуя на точность), – не значит ли это, что и для «дальтоников» тоже есть место? Они ведь не выбирали этот недуг, и он им «не нравится». И это не тот недуг, вроде поноса или сифилиса, который чел заимел по собственному неблаговидному поведению. .Как тут с «направлением вектора»? (Это я вновь – от общего к частному, «к себе, любимому».)

Далее. Мне не удалось по Вашим тезисам в последнем ответе понять разделение богословия на догматическое и нравственное.
Но следует ли из написанного и процитированного, что, согласно догматическому богословию, всем без исключения желающим идти по вектору в направлении к Богу, а не против него, надлежит следовать примерам вдовы, отдавшей последние две лепты – в части «материального обеспечения», Марии Египетской – в части аскезы, свв. Борису и Глебу – в части «необходимой самообороны»? Притом – до конца, «до упора», без всяких компромиссов и «полумер»? А кто не так, то идёшь «против». :
<< У христианина нет «своей» жизни, ну по крайне мене, ее не должно быть.
Помните, что апостол пишет: «Ибо для меня жизнь Христос, и смерть – приобретение» (Фил.1:21)>>

А если всё же допустим компромисс, если ты не «предизбран» апостолом Павлом, ¬– то как найти его удобоприменяемые «параметры», «граничные условия»?

Такой вопрос возникал у меня и раньше, на основании ригоризма этих и ещё других цитат, при попытках «сложить пазл».

И ведь сказано ещё: - «Кто не против нас, тот за нас» (Мк. 9: 40). Это ведь н не только к проповеди относится! Или это мой «дальтоник»» ищет себе лукавые оправдания и утешения в самом Евангелии?

С уважением –

Марк Олдворчун   16.01.2023 22:30   Заявить о нарушении
А утверждение, что "Бог есть Любовь", - это какое богословие?
Пытаюсь "на старости лет" вникнуть в новые, неожиданные для меня позиции, в частности, в отношении к Церковной педагогике, к её "глашатаям". Это не просто - "Не складываются элементы в картину пазла", это - другой пазл.
С уважением -

Марк Олдворчун   16.01.2023 23:49   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Сергей!
Неудобно быть на двух страницах одновременно. Что-то пропускаю. «Этап», похоже, в обсуждениях пройден, Но, тем не менее.
<</Важно, что хитромудрый обманул несмышлёных. И в чём принципиальная "ложность"?//
В "обманул".
Вы можете сказать в чем?>>
Отвечаю. Не "в чём", а "чем". Обещанием неких благ, причём таких, привлекательность которых детям была, в общем, непонятна, но они поверили «на слово»,… обвинением отца-Бога в обмане,...
Ну, представьте себе трёхлетнюю деваху на детской площадке, к которой подходит взрослая тётка и говорит, что папа злой, потому что не разрешает есть конфеты, и ещё она говорит, что конфеты очень вкусные, предлагает конфетку отведать...
- - - - - - - - - -
<<А чем, в таком случае, отличается младенец от животного?
И почему, в таком случае, можно убить животное, но нельзя убить младенца? Аборт, вещь весьма дискутивная в этом мире.>>
Отвечаю. Потому хотя бы, что младенец относиться человеческой породе, так же, как , например, волк - к волчьей. Волчьи щенки для волчьей стаи - ценность, даже новорожденные. Их защищают от, например, рысей и росомах.
Кстати, иногда волчица при бескормице жертвует одним щенком, если выводок слишком велик. Но то - волки. А «неудачный» щенок в результате своей непригодности вскоре станет чьей-то добычей. Но то - «дикая природа».
Взгляд под другим углом. В младенце есть потенциал человеческой личности. Какой личности, какого сорта и качества, включая и уровень духовности, - этот вопрос к началу», о предопределении.
- - - - - - - - - - -
<<// А личность осознаёт, прежде всего, – себя, а потом – и всю прочую «Объективную реальность, данную нам в ощущениях»//
Хорошо.
А Вас не смущает, что одна и та же молочная смесь может одному младенцу нравится и он ее с удовольствием «уплетает», а другому нет, и он начинает капризничать?
А, как Вы думаете, в том, что мне нравится зеленый цвет, а моей жене, красный, разум имеет какое то значение?>>
Отвечаю. Не смущает. А почему должна смущать различная реакция разных личностей на одну и ту же реальность? Иногда разум может это обосновать, иногда - нет. Вот, психологи и психиатры различают и классифицируют «личностей» по типу их «врождённых», и, кстати, приобретённых реакций и предпочтений. И - что?
Взгляд на реальность, как «продукт» реакции на неё сознания - не обсуждается.
-- - - - ---
Пример с морковкой не вполне корректен. На хорошо культивированной грядке и качественных семенах и прополка не требуется. Помнится, в притче ещё упомянут враг, который ночью плевелы подсевает. Но это - уже к другому сюжету.
Больше подошла бы притча о семенах, попавших в разные «земли». Но семена не выбирают, в какую землю попадут. И земля тоже не выбирает, дорОгой ей быть, или пашней, и какой соответственно, будет на ней урожай. Кстати, бывает так, что пашню превращают в дорогу. Или - в танкодром. Бывает и наоборот, но реже. Однако в обоих случаях от пожеланий самой земли это не зависит. Но, если бы земля могла говорить…
Из всего разного хотелось бы не пропустить тему «дальтоника».
С уважением -
Марк.

Марк Олдворчун   17.01.2023 22:33   Заявить о нарушении
//«И почему, в таком случае, можно убить животное, но нельзя убить младенца? Аборт, вещь весьма дискутивная в этом мире»
- Отвечаю. Потому хотя бы, что младенец относиться человеческой породе, так же, как , например, волк - к волчьей.//

Вы забываете, что Господь самолично потопил в Потопе и сжег в Содоме миллионы младенцев.
Нет, человек не имеет права убить младенца по другой причине.

// Взгляд под другим углом. В младенце есть потенциал человеческой личности. Какой личности, какого сорта и качества, включая и уровень духовности, - этот вопрос к началу», о предопределении.//

Личность.
Это самый сложный богословский вопрос, и наверное пришло время поговорить об этом.

Парадокс в том, что этим вопросом богословие практически не занималось, и если мы имеем какие либо рассуждения на эту тему, то это более рассуждения из сферы философии, а она ущербна сама по себе, так как хоть и является «мудростью», но эта мудрость только житейская, человеческая.
Тем не менее, столетия активных поисков в этом направлении, не могли не дать хоть каких-то результатов.

Вот что, например, пишет «Википедия»:
«Ли́чность — субъект социокультурной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Понятие «личность» неразрывно связано с социальной природой человека»

Я уже Вам писал, о том, что в моей теории, в человеке проявляют себя две личности: душевная (социальная) и духовная (религиозная).

«Социальная» личность интересна лишь в контексте временной жизни, так как с момента смерти человека, такая личность перестает существовать.
А вот «духовная» личность призвана к жизни вечной, поэтому и интерес к ней должен быть особый, как со стороны Бога, так и со стороны самого человека.

Для определения «духовной» Личности, предлагаю не «заморачиваться», а просто адаптировать под нее определение личности «социальной».
Получится, примерно так:

«Духовная Ли́чность (Человек, в Писании) — субъект духовной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте духовных отношений, общения и предметной деятельности. Понятие « духовная личность» неразрывно связано с духовной природой человека»
Мне кажется, вполне приемлемо.

Осталось сделать выжимку из этого пространного определения, и наконец сказать, что Личность – это «отношения».

Звучит немного странно, но даже некоторые философы, подводят свои рассуждения именно к этому «определению».
Давайте допустим, что этот так и есть.

В таком случае, мы можем понять, почему Бог, это Троица.
Без «отношений» Отца и Сына, не могло бы быть божественной Личности. Встает вопрос о Святом Духе, который в этом случае, может быть «продуктом» (да простит меня, Господь, за столь вольные определения) божественных отношений, и «носителем» «Личности».

Не обращайте внимание на все эти условности выражений и определений. Проникнуть в сущность Бога нам, по крайней мере, в этой жизни, не дано. Поэтому, просто продолжим размышлять и теперь обратимся к человеку.

Для того, что бы человек мог именоваться Личностью, ему нужны отношения с Богом. И не просто отношения, а отношения «родственные» - сыновьи (как в Троице)
Для этого Господь подает человеку душу, как потенциальную Личность (т.е с нулевым знаком), которая при соединении с плотью (которая несет в себе знание благого и лукавого) должна будет сделать свой единственный свободный выбор между добром и злом. Если душа вступила в «отношения» с Духом Святым (потянулась к Истине, как младенец к матери), то она стала Личностью.

А если нет, то человек останется только личностью «социальной».
А что это значит?
Он будет лишь «животным», которое умеет разговаривать.

Кстати, именно этими «качествами», обладал Змий, который соблазнил Еву. (Не правда ли, любопытная аллегория?)
Именно поэтому, в Потопе не погиб ни один Человек. С духовной точки зрения, там погибли, умеющие говорить «животные» существа.

Это только рассуждения, с которыми Вы вправе не согласиться.
Да и я не возвожу их в ранг «Истины».
Если Вы сможете представить свою целостную картину бытия, которая будет основана на Слове Бога, научных данных и логике, я буду только рад, и с удовольствием откажусь от своих заблуждений, если увижу истину в иных конструктивных, целостных рассуждениях.

С уважением.

Сергей Пометнев   18.01.2023 12:24   Заявить о нарушении
//Я уже изрядно занял своей личностью Ваше время и внимание, так что, если Вы решите прекратить со мной «возиться», я не буду сетовать//

То, что в карусели «основных дел», мне удается продолжать с Вами беседу, уже говорит (по логике) о том, что беседа мне интересна.
И будет, даже, несколько «обидно», если Вы, вдруг исчерпав «запас» вопросов, потеряете интерес к затронутым темам.

Да, темы у нас уже очень сильно перемешались, поэтому не обращайте внимание на то где публикуется ответ, и сами публикуйте там где Вам удобно, в любом случае исходные тезисы мы выделяем, и я думаю, что нам обоим понятно о чем идет речь.

Ну, а пока, на что могу ответить, на то отвечу.

// И всё же. Если «зверь» здесь, при переводе с еврейского, – «скот», то получиться…//

Нет, не получится.
Вы берете синодальный текст, и пытаетесь на его основе делать выводы.
Но, для того, что бы делать выводы, надо обратиться к первоисточникам, как минимум.
А их у нас, два. Это греческий и еврейский текст Писания.
На каком из них основывать свою «теорию»?
А давайте посмотрим, что делал Христос.

Было подсчитано, что когда Спаситель цитировал Писание, то обращался к обоим источникам. В 90% случаев, Христос приводил цитаты из греческого источника, и в 10%, из еврейских текстов.
Чаще, эти два источника просто дополняют друг друга, но иногда в них есть противоречия. Поэтому, для того, что бы понять где истина, надо учитывать не только контекст той или иной фразы, но и контекст всего Писания.

Выше мы говорили о первом слове «звери», а теперь посмотрим на второе «скоты».

Еврейское חַיַּ֨ת [khah'ee ], что в греческом звучит как «скоты», означает:
1. живой, живущий;
2. жизнь;
3. живое существо, животное.

Бог создал «жизнь», или «живых существ» по роду их.
Весь контекст предыдущего стиха, говорит о повелении Бога земле, произвести животных. А то, что в синодальном переводе, обозначено «скот», в греческом тексте имеет значение «душа живая».
Никаких указаний на то, что кроме травоядных, были созданы хищники, здесь нет. Зато есть прямое указание (в последующих стихах, в обоих источниках), что все созданные «звери» питались травой.

Да и логика говорит о том же. Если хищники были до грехопадения Адама, то вся библейская история «грехопадения», как и апостольское утверждение, о том, что: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть…» (Рим.5:12) можно считать выдумкой.

// Псам – псово! Изначально.
Но это же «безнравственно» со стороны Бога! ... И безысходно для человеков, делает обречёнными на неудачу все их потуги и порывы//

А что говорит Писание о «псах»?
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:14,15)
А теперь посмотрим на сам «город» и его устройство:
«Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» (Откр.21:25)
Вывод - ворота открыты всегда.

Да, «псам» будет «тоскливо» в темноте за оградой, но войти в город они не захотят сами, так как им «противен» свет.
У тех, у кого духовный вектор направлен от Бога, нет и не может быть «потугов и порывов» оказаться там, где Бог «обитает». Ну, или они бы рады были там оказаться, но без Бога.
А это значит, что как раз «принуждение» «пса» жить в Раю, было бы со стороны Бога – безнравственно.

Нам не дано знать, кто из нас кто, и это великое благо.
Но, с уверенностью можно сказать, что если «дальтоник» душой своей желает быть с Богом, то Господь его не отринет и тем или иным путем приведет на встречу с Собой.

// Я имею в виду, что не соответствует образу Бога в христианском богословии…//
В том то и беда «богословия», особенно современного, что каждый строит свой образ Бога, в который ему хочется верить. Это мало чем отличается от идолопоклонства, когда человек сам себе творит «бога», то есть, идола.

Бог такой, каким он себя открывает человеку в Писании, а не такой, каким нам его хотелось бы видеть.
И для того, что бы понять суть Божьих «дел», надо проникнуть в замысел Бога о мире и человеке.
А без этого, и в хирурге со скальпелем, можно «увидеть» садиста с ножом.

//Мне не удалось по Вашим тезисам в последнем ответе понять разделение богословия на догматическое и нравственное…//
Попробую пояснить на том же примере «десятины» и «двух лепт».

Если человек живет с «мировоззрением» о том, что он «должен» Богу «десятую» (пятую, вторую….) часть «себя», то положив «на алтарь» эту «часть», далее этот человек живет с мыслью, что он сделал то, что от него требует Бог. Такой верующий, подспудно, считает себя праведником, который исполнил свой долг (как фарисей).
А если человек, живет с «мировоззрением», что я должен отдать Богу «все», то положив «на алтарь», ту же «десятую» (пятую, вторую…) часть «себя», он понимает, что не сделал того, что должен, и это понимание, дает ему возможность, осознать свое недостоинство (как мытарь).

Крайность примера, той же Марии Египетской, полезна (есть к чему стремиться), но это не единственный путь к исполнению заповеди «раздай все».
У меня, к примеру, есть машина, а это значит, что «по правде», я должен ее «отдать». Но я так и делаю. Стараюсь всякому просящему у меня «подвести», - подвожу, перевожу, отвожу… итд. Так же мы можем поступать со всем нашим «имуществом», временем и самой жизнью.

Помните, что говорит Евангелие о благочестивых женах, которые следовали за Христом: «… Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лук.8:3)

Мы должны «работать» Богу, как сын Отцу.
Не за страх, как рабы.
Не за мзду, как наемники
А по любви, как дети и наследники Божии.
Вот и все различие.

// Пытаюсь "на старости лет" вникнуть в новые, неожиданные для меня позиции, в частности, в отношении к Церковной педагогике, к её "глашатаям".//

Думаю, что тут полезно придерживаться следующего принципа: «Никого не слушать (т.е. слушать, но с пристрастием), и никому не верить (т.е. верить, но сомневаясь и проверяя), кроме Бога»
Ведь и Господь об этом говорит:
«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос…
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф.23:8-10)

Только Вы сами можете построить свой «дом», свое мировоззрение.
Не стоит строить из готовых «блоков» сторонних "строителей", они могут только на вид казаться «железобетонными», а по факту могут оказаться «прессованными опилками».
Каждый «кирпичик», который мы закладываем в фундамент нашего здание, должен быть «закален» Писанием и логикой. Все надо пропустить через свои руки (ум), все пощупать самому, испытать, проверить и перепроверить, прежде чем возводить новый этаж.

Ставки слишком высоки, для того, что бы безоглядно доверять свою жизнь и душу в чужие руки.

Сергей Пометнев   18.01.2023 12:50   Заявить о нарушении
Марк, как просто вам жить. Рассуждать о Боге, которого вы не видели.
А между тем в прошлом году в России, которую вы считаете православной страной. родилось только 1,3 млн детей, но 1,9 млн человек умерло.
Вместо того, чтобы рассуждать о Боге и о Рае, сделали бы что-нибудь для своей страны.
Или вы думаете, что нашими проблемами займётся Бог?
Проснитесь!
Или приятнее фантазировать про Бога, про Дьявола и ничего не делать?

Владимир Иноземцев   22.09.2023 21:09   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Пометнев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марк Олдворчун
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.01.2023