Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

"Мастер, что видит невидимое обычными людьми, видит истинную суть мистерии в противостоянии Христа и Дьявола, то есть Волланда."

Я не вижу противостояния. Скорее, Иешуа и Воланд делают одно дело, будучи полными противоположностями. Как сказал в одном из интервью О. Басилашвили, Воланд - начальник одного ведомства "Небесной канцелярии", а Иешуа - другого. При этом М.А. Булгаков показывает активность Воланда - надо понимать, что он регулярно выезжает в "служебные командировки" на грешную землю, а вот чем занимается Иешуа, кроме направления своего "сотрудника" с конкретной просьбой к Воланду, читатель не знает.

"В этом видится понимание Булгаковым самого себя – заслужил мир и покой, а на большее нет претензий, нет желания чего-то требовать и просить от высших сил – уважения ангелов, введения в райские кущи, особое место перед Богом."

А мне представляется, что "покой Мастера" и есть рай, который в глубине души хотел бы обрести для себя писатель. Картина покоя, как она написана в романе, напоминает мне рай... в исламской традиции. В самом деле, рай в исламе (аль-фирдаус; ан-наим) - это "сады" (джаннат), орошаемые источниками (или реками, или морями); в раю каждый праведник обретает персональный дворец (с массой яств и чернооких гурий - последние, разумеется, Мастеру не нужны в виду Маргариты). В "аль-фирдаусе" ни холодно, ни жарко, там нет палящего солнца, но всегда присутствует спасительная тень. Наконец, по мнению исламского мистика ибн-Араби, "наивысшая из степеней рая - удовлетворение и усПОКОЕние (большие буквы - мои - А.А.)". Возможно, М.А. Булгаков сознательно уподобил покой, обретенный Мастером, "обители вечного пребывания" (определение рая у арабов). Может быть, не случайно фамилия главного героя "Театрального романа", во многом биографического, является производной от арабского имени Максуд (в переводе - "желанный", "желаемый").

"Синдреон требует казни, Пилат не может не покарать позволившего себе кощунство относительно Божественной личности императора."

Личность принцепса в ту эпоху не рассматривалась римлянами как сакральная. Вот после смерти - тогда пожалуйста, сенат мог принять решение об обожествлении усопшего. Или не принять - как в случаях с Тиберием, Калигулой и Нероном. Булгаковский Пилат утверждает приговор синедриона потому, что боится загубить свою карьеру. Если он вопреки требованию синедриона спасет Иешуа и спрячет того где-нибудь в Кесарии, первосвященник пожалуется императору, и разгневанный император, используя закон об оскорблении величия (римского народа), отзовет Пилата в Рим и сгноит в тюрьме, либо лишит жизни. Правда, исторический Тиберий широко применял упомянутый закон против своих родственников и их сторонников, могущих претендовать на его "должность", но никак против проштрафившихся чиновников. Кстати, насколько я знаю, на исторического Пилата императору жаловались как иудеи, так и другие общины провинции Сирия, но он этого не слишком боялся.
Булгаковский Пилат страдает из-за своего малодушия (трусости) почти 2 тысячи лет, чтобы потом обрести свой "покой" - на лунной дороге в бесконечной беседе с Иешуа.

"высшие силы зла во главе с Волландом, решившим шутки ради сжечь элитный ресторан."

На мой взгляд, это не шутка, а борьба с социальной несправедливостью. "Простые советские граждане" не имеют доступа в закрытое для них заведение общепита. И это в стране, власти которой заявляют, что строят самое справедливое в мире общество. Все "бесчинства", творимые свитой Воланда, это отражение находящей себе таким образом выход ненависти писателя к окружавшим его в жизни "сволочам" (в быту и в творчестве).

"Совесть не мучила"

Мучила писателя совесть. Он отлично понимал, что виноват перед своей первой женой, трижды спасшей его от смерти (тиф, голод, морфий), но хладнокровно брошенной им ради другой. О своей вине перед "Тасей" он прямо говорил третьей своей супруге, которая после смерти писателя не стала скрывать от посторонних это его признание.

Алексей Аксельрод   30.01.2023 00:04     Заявить о нарушении
Рай в исламской традиции это нормальное совпадение. Идя покоя и отдыха от бытия естественна. В христианстве тоже есть понятия, включая вечный покой. Смерть как сон тоже ественное восприятие. Но я связываю проблему изображения Христа с реалиями того времени. Не совсем понимаю - мучила совесть, но всё равно бросил Тасю хладнокровно. К роману это не имеет отношения. Борьба с социальной несправедливостью это то, что требует расшифровки. Талантливый человек не требует уравниловки в стиле Шарикова - отнять и поделить. Он требует отнять у бездарей то, что они отняли у него. Он не требует, чтобы он имел столько, сколько у кухарки, чтобы его обидчики тоже имели столько, сколько у кухарки. Он требует унизить обидчиков, а не возвысить кухарку. Все бездари это чувствуют, отсюда посмертная борьба с Булгаковым. Некоторые гении после смерти более неудобны, чем во время жизни. Вы хотите через Тасю как бы договориться с ним посмертно, вы слабы, но он тоже слаб. Но месть состоялась и торг не уместен.

Алексей Богословский   30.01.2023 00:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Богословский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.01.2023