Рецензии на произведение «Мастер и Маргарита»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
"Мастер, что видит невидимое обычными людьми, видит истинную суть мистерии в противостоянии Христа и Дьявола, то есть Волланда."
Я не вижу противостояния. Скорее, Иешуа и Воланд делают одно дело, будучи полными противоположностями. Как сказал в одном из интервью О. Басилашвили, Воланд - начальник одного ведомства "Небесной канцелярии", а Иешуа - другого. При этом М.А. Булгаков показывает активность Воланда - надо понимать, что он регулярно выезжает в "служебные командировки" на грешную землю, а вот чем занимается Иешуа, кроме направления своего "сотрудника" с конкретной просьбой к Воланду, читатель не знает.
"В этом видится понимание Булгаковым самого себя – заслужил мир и покой, а на большее нет претензий, нет желания чего-то требовать и просить от высших сил – уважения ангелов, введения в райские кущи, особое место перед Богом."
А мне представляется, что "покой Мастера" и есть рай, который в глубине души хотел бы обрести для себя писатель. Картина покоя, как она написана в романе, напоминает мне рай... в исламской традиции. В самом деле, рай в исламе (аль-фирдаус; ан-наим) - это "сады" (джаннат), орошаемые источниками (или реками, или морями); в раю каждый праведник обретает персональный дворец (с массой яств и чернооких гурий - последние, разумеется, Мастеру не нужны в виду Маргариты). В "аль-фирдаусе" ни холодно, ни жарко, там нет палящего солнца, но всегда присутствует спасительная тень. Наконец, по мнению исламского мистика ибн-Араби, "наивысшая из степеней рая - удовлетворение и усПОКОЕние (большие буквы - мои - А.А.)". Возможно, М.А. Булгаков сознательно уподобил покой, обретенный Мастером, "обители вечного пребывания" (определение рая у арабов). Может быть, не случайно фамилия главного героя "Театрального романа", во многом биографического, является производной от арабского имени Максуд (в переводе - "желанный", "желаемый").
"Синдреон требует казни, Пилат не может не покарать позволившего себе кощунство относительно Божественной личности императора."
Личность принцепса в ту эпоху не рассматривалась римлянами как сакральная. Вот после смерти - тогда пожалуйста, сенат мог принять решение об обожествлении усопшего. Или не принять - как в случаях с Тиберием, Калигулой и Нероном. Булгаковский Пилат утверждает приговор синедриона потому, что боится загубить свою карьеру. Если он вопреки требованию синедриона спасет Иешуа и спрячет того где-нибудь в Кесарии, первосвященник пожалуется императору, и разгневанный император, используя закон об оскорблении величия (римского народа), отзовет Пилата в Рим и сгноит в тюрьме, либо лишит жизни. Правда, исторический Тиберий широко применял упомянутый закон против своих родственников и их сторонников, могущих претендовать на его "должность", но никак против проштрафившихся чиновников. Кстати, насколько я знаю, на исторического Пилата императору жаловались как иудеи, так и другие общины провинции Сирия, но он этого не слишком боялся.
Булгаковский Пилат страдает из-за своего малодушия (трусости) почти 2 тысячи лет, чтобы потом обрести свой "покой" - на лунной дороге в бесконечной беседе с Иешуа.
"высшие силы зла во главе с Волландом, решившим шутки ради сжечь элитный ресторан."
На мой взгляд, это не шутка, а борьба с социальной несправедливостью. "Простые советские граждане" не имеют доступа в закрытое для них заведение общепита. И это в стране, власти которой заявляют, что строят самое справедливое в мире общество. Все "бесчинства", творимые свитой Воланда, это отражение находящей себе таким образом выход ненависти писателя к окружавшим его в жизни "сволочам" (в быту и в творчестве).
"Совесть не мучила"
Мучила писателя совесть. Он отлично понимал, что виноват перед своей первой женой, трижды спасшей его от смерти (тиф, голод, морфий), но хладнокровно брошенной им ради другой. О своей вине перед "Тасей" он прямо говорил третьей своей супруге, которая после смерти писателя не стала скрывать от посторонних это его признание.
Алексей Аксельрод 30.01.2023 00:04 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 30.01.2023 00:42 Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Ниже пара навеянных мыслей.
Развивая мысль о том, что черти в Москве просто развлекаются, то-есть заскочили случайно: "жажду утолить, пивка попить". Просматривается аналогия с "Пикником на обочине" Стругацких. Как бы приквел. Подвести бы итоги: какую "зону" оставили после себя черти?
Один ваш рецензент написал, что во второй раз книга ему "не зашла". Мне тоже. Скорее всего, из-за языка, который так понравился в первый раз. Сейчас он показался устаревшим, много случайных слов, куда-то исчезла гармония текста: слово- предложение-абзац и т.д. М.б. нужно перечитать ещё.
Черти у Булгакова, конечно, свободнее и "честнее", чем люди. Но главная чертовщина - не в героях, не в сюжете и даже не в тексте, а в авторе. Это он главный черт, его взгляд делает произведение уникальным (напрашивается известная фраза про "Фауста" Гёте).
Алексей Чурбанов 22.02.2022 21:18 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 23.02.2022 07:49 Заявить о нарушении
Алексей Чурбанов 23.02.2022 13:05 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 23.02.2022 18:32 Заявить о нарушении
Алексей Чурбанов 23.02.2022 19:35 Заявить о нарушении
Всё это опирается на простую литературную правду - никто пока не сумел создать роман,делающий Христа таким, как требуют от писателей. Когда пытаются, получаются литературно крайне слабые произведения. Мы их забыли за бездарностью.
Алексей Богословский 23.02.2022 20:29 Заявить о нарушении
Алексей Чурбанов 23.02.2022 21:01 Заявить о нарушении
Благодарю, стоило узнать и ваше виденье.
В прочем, рассматривание романа, вне всего существующего, то есть, как отдельно взятый атом вне системы, не сулит понимание ничего общего и как следствие ничего частного.
Вспомним роман как Воланд смотрел в общем на землю(всё существующее).
Как показывает Булгаков звёздное небо (как полы развивающегося звёздного неба).
Когда понятно, почему всё есть, то понятно, что у Га-Ноцри не было и не могло быть последователей, лишь NPC, то есть раб.
Мы живём во время когда немного открыли технологии и для того чтобы дать картинку покоя, не нужно это буквально производить, достаточно и песчинке дать бесконечно крутящуюся программу без разного противоречия ( в виде дури или злоумышленников).
Вот вы пишите, что чтобы выложить эту статью, обдумывали длительное время, не всем так нужно.
Для большинства - это "на кончике пира", главное чтобы время для этого пришло, а не что-то иное.
Лариса Путинцева 14.11.2021 17:49 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 14.11.2021 18:06 Заявить о нарушении
Лариса Путинцева 14.11.2021 21:24 Заявить о нарушении
Крутотень. Да, вполне основательно.
Я стала верующей после прочтения. Да. Попытка автора представить Пилата, настолько реалистична, и эти мухи на лице Иисуса. Это все поразило меня. Так это все могло быть реальностью, а не сказочками. Так я подумала тогда. Так хотелось снова окунуться в эту атмосферу, что прочла роман много, много раз.
Ваша, извините, приземленная практичность, меня просто восхищает. Мне, чтобы отыскать сколько нибудь выгодное для себя решение, нужно представить себя Споком. Потратить бездну сил и времени. Вы же дышите практической мудростью. Ваша логика настолько мне непонятна, что я просто обретаю отсутствующий кусочек мозга, читая Вас.
Светлана Шевчук 30.05.2021 18:06 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 31.05.2021 16:11 Заявить о нарушении
Да, по-настоящему осмысление. написанное произведение, всегда зовет читателя вглубь. Жаль, что не все постигают глубину мыслей автора (не про Вас сказано) Вспомнилось почему-то (с улыбкой) - по ТВ слова Медведева. На вопрос: читал ли он "Мастер и Маргарита", он ответил, мол, красиво написано. Да по ТВ многое - и формула Эйнштейна написанная им на доске мелом, показывая граммотность и многое-многое... В романе Булгакова можно найти многих персонажей здравствующих в современном мире. Ваши же рассуждения близки к моим размышлениям: понять глубину мыслей Булгакова. Хочу заметить, что энергетика его романа - ни одного отрицания - читается со знаком плюс (положительный эффект). Даже встреча со злом по тексту - вызывает улыбку. Ваш труд написан Вами: читается устремленность к пониманию. На мой взляд, многое верно.
Плюс!
С ув.
Анатолий Святов 08.11.2020 09:54 Заявить о нарушении
С уважением,
Алексей Богословский 09.11.2020 23:56 Заявить о нарушении
Чудесная статья...
Олег Михайлишин 01.10.2020 13:53 Заявить о нарушении
А всего-то, Булгаков написал собственную редакуию Нового Завета, его в издательстве (как водится) послали. Он с обиды это и написал.
Владимир Погожильский 01.10.2020 13:30 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 01.10.2020 13:43 Заявить о нарушении
Владимир Погожильский 01.10.2020 14:01 Заявить о нарушении
Первый раз я прочитал роман с интересом, а второй читать не смог. Нет новизны - нет и интереса. Своеобразное произведение, написанное мастером слова и знатаком человеческих душ с интересным сюжетом, но мрачными, истеричными и неинтересными для меня главными героями. Пусть меня сочтут поверхностным в моих оценках, но компания Воланда вызывает больший интерес, чем метания "мастера" или выходки Маргариты. С моей точки зрения, в романе нет ничего супер-мупер глубокого, что уже ковыряют из него два поколения его фанатов, как изюм из булки. Это сродни "таинственной" улыбке Джоконды или чёрному квадрату Малевича. Жаль, что Булгакова пропиарили только после смерти, автору было бы приятно. Но это почти всегда так и случается. Кстати, о том, что Воланд пытался понять москвичей. Какой-то хилый получается дьявол, чтобы для этого ездить с экскурсиями. И где он был до этого? Путешествовал по Галактике? Если он тысячи лет борется с богом за человеческие души, они для него прозрачнее стекла и нет никакой необходимости в "личных исследованиях", если это не просто развлечение от скуки.
Геннадий Ищенко 30.07.2020 05:52 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 30.07.2020 19:19 Заявить о нарушении
Геннадий Ищенко 30.07.2020 19:35 Заявить о нарушении
Алексей Богословский 30.07.2020 21:05 Заявить о нарушении