Рецензии на произведение «Мастер и Маргарита»

Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

"Мастер, что видит невидимое обычными людьми, видит истинную суть мистерии в противостоянии Христа и Дьявола, то есть Волланда."

Я не вижу противостояния. Скорее, Иешуа и Воланд делают одно дело, будучи полными противоположностями. Как сказал в одном из интервью О. Басилашвили, Воланд - начальник одного ведомства "Небесной канцелярии", а Иешуа - другого. При этом М.А. Булгаков показывает активность Воланда - надо понимать, что он регулярно выезжает в "служебные командировки" на грешную землю, а вот чем занимается Иешуа, кроме направления своего "сотрудника" с конкретной просьбой к Воланду, читатель не знает.

"В этом видится понимание Булгаковым самого себя – заслужил мир и покой, а на большее нет претензий, нет желания чего-то требовать и просить от высших сил – уважения ангелов, введения в райские кущи, особое место перед Богом."

А мне представляется, что "покой Мастера" и есть рай, который в глубине души хотел бы обрести для себя писатель. Картина покоя, как она написана в романе, напоминает мне рай... в исламской традиции. В самом деле, рай в исламе (аль-фирдаус; ан-наим) - это "сады" (джаннат), орошаемые источниками (или реками, или морями); в раю каждый праведник обретает персональный дворец (с массой яств и чернооких гурий - последние, разумеется, Мастеру не нужны в виду Маргариты). В "аль-фирдаусе" ни холодно, ни жарко, там нет палящего солнца, но всегда присутствует спасительная тень. Наконец, по мнению исламского мистика ибн-Араби, "наивысшая из степеней рая - удовлетворение и усПОКОЕние (большие буквы - мои - А.А.)". Возможно, М.А. Булгаков сознательно уподобил покой, обретенный Мастером, "обители вечного пребывания" (определение рая у арабов). Может быть, не случайно фамилия главного героя "Театрального романа", во многом биографического, является производной от арабского имени Максуд (в переводе - "желанный", "желаемый").

"Синдреон требует казни, Пилат не может не покарать позволившего себе кощунство относительно Божественной личности императора."

Личность принцепса в ту эпоху не рассматривалась римлянами как сакральная. Вот после смерти - тогда пожалуйста, сенат мог принять решение об обожествлении усопшего. Или не принять - как в случаях с Тиберием, Калигулой и Нероном. Булгаковский Пилат утверждает приговор синедриона потому, что боится загубить свою карьеру. Если он вопреки требованию синедриона спасет Иешуа и спрячет того где-нибудь в Кесарии, первосвященник пожалуется императору, и разгневанный император, используя закон об оскорблении величия (римского народа), отзовет Пилата в Рим и сгноит в тюрьме, либо лишит жизни. Правда, исторический Тиберий широко применял упомянутый закон против своих родственников и их сторонников, могущих претендовать на его "должность", но никак против проштрафившихся чиновников. Кстати, насколько я знаю, на исторического Пилата императору жаловались как иудеи, так и другие общины провинции Сирия, но он этого не слишком боялся.
Булгаковский Пилат страдает из-за своего малодушия (трусости) почти 2 тысячи лет, чтобы потом обрести свой "покой" - на лунной дороге в бесконечной беседе с Иешуа.

"высшие силы зла во главе с Волландом, решившим шутки ради сжечь элитный ресторан."

На мой взгляд, это не шутка, а борьба с социальной несправедливостью. "Простые советские граждане" не имеют доступа в закрытое для них заведение общепита. И это в стране, власти которой заявляют, что строят самое справедливое в мире общество. Все "бесчинства", творимые свитой Воланда, это отражение находящей себе таким образом выход ненависти писателя к окружавшим его в жизни "сволочам" (в быту и в творчестве).

"Совесть не мучила"

Мучила писателя совесть. Он отлично понимал, что виноват перед своей первой женой, трижды спасшей его от смерти (тиф, голод, морфий), но хладнокровно брошенной им ради другой. О своей вине перед "Тасей" он прямо говорил третьей своей супруге, которая после смерти писателя не стала скрывать от посторонних это его признание.

Алексей Аксельрод   30.01.2023 00:04     Заявить о нарушении
Рай в исламской традиции это нормальное совпадение. Идя покоя и отдыха от бытия естественна. В христианстве тоже есть понятия, включая вечный покой. Смерть как сон тоже ественное восприятие. Но я связываю проблему изображения Христа с реалиями того времени. Не совсем понимаю - мучила совесть, но всё равно бросил Тасю хладнокровно. К роману это не имеет отношения. Борьба с социальной несправедливостью это то, что требует расшифровки. Талантливый человек не требует уравниловки в стиле Шарикова - отнять и поделить. Он требует отнять у бездарей то, что они отняли у него. Он не требует, чтобы он имел столько, сколько у кухарки, чтобы его обидчики тоже имели столько, сколько у кухарки. Он требует унизить обидчиков, а не возвысить кухарку. Все бездари это чувствуют, отсюда посмертная борьба с Булгаковым. Некоторые гении после смерти более неудобны, чем во время жизни. Вы хотите через Тасю как бы договориться с ним посмертно, вы слабы, но он тоже слаб. Но месть состоялась и торг не уместен.

Алексей Богословский   30.01.2023 00:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

Спасибо за рецензию. Ниже пара навеянных мыслей.

Развивая мысль о том, что черти в Москве просто развлекаются, то-есть заскочили случайно: "жажду утолить, пивка попить". Просматривается аналогия с "Пикником на обочине" Стругацких. Как бы приквел. Подвести бы итоги: какую "зону" оставили после себя черти?

Один ваш рецензент написал, что во второй раз книга ему "не зашла". Мне тоже. Скорее всего, из-за языка, который так понравился в первый раз. Сейчас он показался устаревшим, много случайных слов, куда-то исчезла гармония текста: слово- предложение-абзац и т.д. М.б. нужно перечитать ещё.

Черти у Булгакова, конечно, свободнее и "честнее", чем люди. Но главная чертовщина - не в героях, не в сюжете и даже не в тексте, а в авторе. Это он главный черт, его взгляд делает произведение уникальным (напрашивается известная фраза про "Фауста" Гёте).

Алексей Чурбанов   22.02.2022 21:18     Заявить о нарушении
Если можно назвать автора чертом, а не мучеником своего таланта и желания не только писать нужное и оплачиваемое советской властью, то тут проблема времени, когда разрушается религия в сознании человека, но не до конца. Нынешние христиане это новодел, то, что они верят не до конца, не делает их подобными тем, которые раньше верили не до конца. Использую модное слово энергетика, она всё равно у них другая. Кстати, тоже самое можно сказать о современных коммунистах. Нет в них эйфории и прежней веры. Что касается гармонии слова, то тут уже вопрос вашей веры. Вы верите в сложность и архаичность языка Шекспира в момент создания его произведений, я верю в прямо противоположное - простоту языка для того времени, способность простыми словами сказать многое.

Алексей Богословский   23.02.2022 07:49   Заявить о нарушении
Советская власть, разрешено-не разрешено - это мелочи и частности для большого автора, тем более такого, как Булгаков. Его роман - высказывание, которого нельзя было не сделать. Не сделать - не жить. Это высказывание актуально и сейчас, оно ещё и не расшифровано. Но большинству и не нужно расшифровывать, ему достаточно процитировать: "смотреть надо, куда ногу ставишь" или "сижу примус починяю" и проч. В вашей рецензии я и искал подход к расшифровке. И предположил, что рукой автора мог водить не Бог (или не только он), а Чёрт. И в книге отражена борьба между Чёртом и Богом внутри автора. Про текст: это вопрос не веры, а восприятия. Думаю, с возрастом оно тяготеет к простоте и плотности текста.

Алексей Чурбанов   23.02.2022 13:05   Заявить о нарушении
Я могу принять ваше выражение "борьба между Богом и чертом" только при условии, что Бог и черт это величины переменные во времени и в культурах при всем типологическом сходстве во многих случаях. Я уж не говорю про другое - у всех верующих свои боги и черти в головах. Позвольте мне напомнить известный анекдот - раввина и попа спрашивают, что они выбрали бы - деньги, славу, мудрость? Оба отвечают, что мудрость. На впорос "почему" дают ответы. Раввин - если у меня будет мудрость, я буду иметь также деньги и славу. Поп - если у меня будет мудрость, мне не будут нужны деньги и слава. Внутри одной религии тоже бывают анналогичные ситуации, при этом вера одного делает известным и обогащает, другого делает бедным и забытым. Теперь о вашей позиции, что Булгаков - черт. Интересно, что громадная популярность Булгакова вызвана тем, что он был люб бедным и давимым, а имеющие власть и деньги или претендующие на особое право на власть,деньги и славу всячески блокировали публикацию романа и по сей день на Булгакова наезжают. Это две стороны одной религии. Тут каждый выбирает по себе - или популярность, или одобрение богатых и насильственная популяризация.

Алексей Богословский   23.02.2022 18:32   Заявить о нарушении
Бога и чёрта следует относить к Абсолюту (они не сравнимы, но и неразделимы). Как Абсолют они не могут не быть едиными для всех, как бы ни разнились культуры и религиозные практики. Булгаков "чёрт" - это, конечно, метафора, но за ней для меня кое-что стоит, а именно: за рамками человеческого измерения (то, о чём вы говорите: отношение к людям, гуманизм, замечательные характеры в "героических" и трагических произведениях Булгакова - всё так), но за этими рамками писатель будто прикасается к обратной стороне Абсолюта(от "Собачьего сердца" до "Мастера и Маргариты"), ему открываются бездны "истины", в которых черти правильнее и привлекательнее людей, где чертям отводится роль, если не строителей, то модераторов человеческого бытия. Для самого Булгакова ИМХО это стало откровением, которое он пережил и открыл нам. Дальше - "падение" почти отвесное: "Шатуны" Мамлеева и многое из современного постмодерна. Это не критика - произведения блестящие - а восхищение бездонностью художественного познания и освоения.

Алексей Чурбанов   23.02.2022 19:35   Заявить о нарушении
Читал я Шатуны Мамлеева и плевался. Насчет Абсолюта скажу немножечко другое - Бог как Абсолют и Дьявол как Абсолют нечто вторичное относительно понятия Дао. Вспомним - одно рождает два и так далее. Что касается обвинения Булгакова в том, что у него зло привлекательнее добра, то это старое обвинение Булгакова - подайте нам особо привлекательного и дееспособного Христа. Но тут я вполне четко написал - именно с данной проблемой столкнулся Булгаков - вокруг было торжество зла, которое пораждало в нем сомнение в силе Христа. Кстати, как достаточно атеистичный человек я не вижу в Христе силы, это просто порождение иудаизма. Пример нашего времени, пока христиане робеют и получают по морде, простые буддисты Мьянмы накостыляли "непобедимым" мусульманам рохинья, китайцы вернули на землю уйгурских экстремистов, как я предсказывал много лет назад. Буддисты Цейлона, заставившие мусульман себя уважать, четко написали местным христианам - вы мнили себя выше нас, а после террактов просите о помощи. Раньше вы хорохорились, мол, вы выше нас, за вами помощь западной цивилизации. Короче, за бахвальство помощи недостойны, сопротивляйтесь сами.

Всё это опирается на простую литературную правду - никто пока не сумел создать роман,делающий Христа таким, как требуют от писателей. Когда пытаются, получаются литературно крайне слабые произведения. Мы их забыли за бездарностью.

Алексей Богословский   23.02.2022 20:29   Заявить о нарушении
Так сомнение в силе Христа - это и есть чертовщина. Черт начинает именно с этого. И, право же, я не обвиняю ни в чём Булгакова. Но его влияние и значение связываю с магическим. Булгаков медиум. И черт там играет не последнюю роль. Опять же никакой негативной коннотации.

Алексей Чурбанов   23.02.2022 21:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

Благодарю, стоило узнать и ваше виденье.

В прочем, рассматривание романа, вне всего существующего, то есть, как отдельно взятый атом вне системы, не сулит понимание ничего общего и как следствие ничего частного.

Вспомним роман как Воланд смотрел в общем на землю(всё существующее).

Как показывает Булгаков звёздное небо (как полы развивающегося звёздного неба).

Когда понятно, почему всё есть, то понятно, что у Га-Ноцри не было и не могло быть последователей, лишь NPC, то есть раб.

Мы живём во время когда немного открыли технологии и для того чтобы дать картинку покоя, не нужно это буквально производить, достаточно и песчинке дать бесконечно крутящуюся программу без разного противоречия ( в виде дури или злоумышленников).

Вот вы пишите, что чтобы выложить эту статью, обдумывали длительное время, не всем так нужно.

Для большинства - это "на кончике пира", главное чтобы время для этого пришло, а не что-то иное.

Лариса Путинцева   14.11.2021 17:49     Заявить о нарушении
У вас ошибка - на кончике пера. Отбрасываю общие слова, написанные вами для самоутверждения надо мной. Согласен с главным - у Га-Ноцри не могло быть последователей, только рабы и лидеры рабов. Но я подчеркивал переходное состояние веры Булгакова. Вера потерпела крах, христианское мировоззрение стало трансформироваться под давлением эпохи. Поэтому Га-Ноцри жалок. Транзитный переход мировоззрения Булгакова требует не ждать от него соответствия нашему современному мировоззрению.

Алексей Богословский   14.11.2021 18:06   Заявить о нарушении
Христианское мировоззрение тупиковый элемент. Булгаков и наше время никак не связаны, как только через Замысел Первотварца. Без Замысла - всё хаос, в хаосе нет ни каких автономных идей, следовательно и ничего нет. Реальных вещей, как и звёзд (космоса) не существует. Да, что там звёзды, если есть только программы, и они для тех кому определены. Нас тоже нет, не вас не меня, никого, но есть алгоритмы - вот они есть длительные, а есть временные, то есть пока есть общая программа Замысла, а она написана за счёт и с применением времени. Всех благ.

Лариса Путинцева   14.11.2021 21:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

Крутотень. Да, вполне основательно.
Я стала верующей после прочтения. Да. Попытка автора представить Пилата, настолько реалистична, и эти мухи на лице Иисуса. Это все поразило меня. Так это все могло быть реальностью, а не сказочками. Так я подумала тогда. Так хотелось снова окунуться в эту атмосферу, что прочла роман много, много раз.
Ваша, извините, приземленная практичность, меня просто восхищает. Мне, чтобы отыскать сколько нибудь выгодное для себя решение, нужно представить себя Споком. Потратить бездну сил и времени. Вы же дышите практической мудростью. Ваша логика настолько мне непонятна, что я просто обретаю отсутствующий кусочек мозга, читая Вас.

Светлана Шевчук   30.05.2021 18:06     Заявить о нарушении
Просто таю от комплимента. Спасибо, Светлана. Честно говоря, довольно долго думал над темой за год до написания. Потом вернулся, думал ещё. Решил, что витать в облаках и заставлять читателя видеть туман, как в облаке во время полета в самолете, не стоит.

Алексей Богословский   31.05.2021 16:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

Да, по-настоящему осмысление. написанное произведение, всегда зовет читателя вглубь. Жаль, что не все постигают глубину мыслей автора (не про Вас сказано) Вспомнилось почему-то (с улыбкой) - по ТВ слова Медведева. На вопрос: читал ли он "Мастер и Маргарита", он ответил, мол, красиво написано. Да по ТВ многое - и формула Эйнштейна написанная им на доске мелом, показывая граммотность и многое-многое... В романе Булгакова можно найти многих персонажей здравствующих в современном мире. Ваши же рассуждения близки к моим размышлениям: понять глубину мыслей Булгакова. Хочу заметить, что энергетика его романа - ни одного отрицания - читается со знаком плюс (положительный эффект). Даже встреча со злом по тексту - вызывает улыбку. Ваш труд написан Вами: читается устремленность к пониманию. На мой взляд, многое верно.

Плюс!

С ув.

Анатолий Святов   08.11.2020 09:54     Заявить о нарушении
Спасибо, энергетика романа Булгакова уникальна. Отсюда нападки на роман или попытки использовать стандартные приемы анализа. Ищут подоплеку и забывают, что время это тоже подоплека. Я сознательно отошел от целого ряда приемов анализа, как уводящх от сути произведения соблазнов.

С уважением,

Алексей Богословский   09.11.2020 23:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

А всего-то, Булгаков написал собственную редакуию Нового Завета, его в издательстве (как водится) послали. Он с обиды это и написал.

Владимир Погожильский   01.10.2020 13:30     Заявить о нарушении
Понимаю, что завидно. Роман не дописан до последней правки, а читают. В главном вы правы - пусть Булгаков не дописал и не понес рукопись в издательство, его вдову с романом потом многие посылали. Правда, ныне стыдятся вспомнить, почему и кто послал.

Алексей Богословский   01.10.2020 13:43   Заявить о нарушении
Чего ж завидного - любой можен сочинить новую редакцию Библии и его тоже пошлют.

Владимир Погожильский   01.10.2020 14:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мастер и Маргарита» (Алексей Богословский)

Первый раз я прочитал роман с интересом, а второй читать не смог. Нет новизны - нет и интереса. Своеобразное произведение, написанное мастером слова и знатаком человеческих душ с интересным сюжетом, но мрачными, истеричными и неинтересными для меня главными героями. Пусть меня сочтут поверхностным в моих оценках, но компания Воланда вызывает больший интерес, чем метания "мастера" или выходки Маргариты. С моей точки зрения, в романе нет ничего супер-мупер глубокого, что уже ковыряют из него два поколения его фанатов, как изюм из булки. Это сродни "таинственной" улыбке Джоконды или чёрному квадрату Малевича. Жаль, что Булгакова пропиарили только после смерти, автору было бы приятно. Но это почти всегда так и случается. Кстати, о том, что Воланд пытался понять москвичей. Какой-то хилый получается дьявол, чтобы для этого ездить с экскурсиями. И где он был до этого? Путешествовал по Галактике? Если он тысячи лет борется с богом за человеческие души, они для него прозрачнее стекла и нет никакой необходимости в "личных исследованиях", если это не просто развлечение от скуки.

Геннадий Ищенко   30.07.2020 05:52     Заявить о нарушении
Я именно подчеркивал, что зло развлекается, а не занимается неким воздаянием по справедливости. Вопрос в том, что анализировать фактуру как набор фактов в справочнике или в мистической книге Средневековья не совсем правильно. Важнее эмоциональная составляющая романа, именно она притягивает разными частями разных людей. Кому-то важнее юмор и злость в описании действий Воланда, кому-то затюканность Мастера, приведшего его к сумасшествию, кому-то Понтий Пилат и Га Ноцри. Но не будем заодно смешивать роман, улыбку Джоконды и Черный квадрат, который является просто повторением известной картины Драка негров ночью в темном подвале. Феномен улыбки Джоконды в известном женском приеме - смотрит и пытается внести в свой взгляд элемент превосходства. Кому-то нравится такая игра, кто-то понимает, что женщина - пустышка, кто-то прогибается и получает удовольствие от такой женской игры, но, роман, конечно, по содержанию и эмоциям на порядок разнообразние и глубже.

Алексей Богословский   30.07.2020 19:19   Заявить о нарушении
Я с этим не спорю. У Булгакова нет плохих романов, он сам мастер. И вкусы у всех разные. Просто описал своё впечатление и высказался в том плане, что это просто интересная фантазия автора, а не сборник каких-то глубоких откровений, в котором ковыряются его почитатели. В любом виде искусства есть творцы, есть рыбы-прилипалы и потребители. Иную книгу пропиарят так, что её даже неудобно критиковать, да и опасно. Мигом набегут почитатели и виртуально заплюют. Человек - стадное существо и многие легко поддаются рекламе, иначе в неё не вкладывали бы таких сумасшедших денег. Пиар художественных произведений - это та же реклама, даже если не видно явной выгоды. Мне, например, не кажется мировым шедевром "Война и мир". но попробуй такое скажи! Когда-то она сильно выделилась из того, что В ТО время писали, а остальное сделала реклама. Книгу "канонизировали" и её изучают многие поколения наших школьников, а за границей до сих пор много тех, кто пытается по творению Толстого понять нынешних русских. Похожая история и с романом Булгакова.

Геннадий Ищенко   30.07.2020 19:35   Заявить о нарушении
Как раз на Булгакова много наезжают. В советское время популярность романа тоже вызвала удивление и протест. Даже церковь подключили к наездам на Булгакова. С Толстым понятно - включение в программу школы это главный пиар. Но как не включить? В советское время лучше Толстого не писали. Про наше уж не говорю.

Алексей Богословский   30.07.2020 21:05   Заявить о нарушении