Рецензия на «Анализ молитвы Отче наш» (Владислав Пантелеев)

Спасибо, понравилось!
Я читал Библию (но не молитвы), и никогда не задумывался о смыслах молитв.
А они оказывается тоже нелепые...

Виктор Гаврилов Степ   22.06.2023 07:32     Заявить о нарушении
Виктор, здравствуйте!
Благодарю вас за первый на прозе.ру осмысленный комментарий. Вот именно для таких людей как вы и хочется стараться, писать еще и еще, в рамках своих компетенций, разумеется.
Люди по большей части живут в придуманной реальности, которая снижает эффективность жизни, зато позволяет мозгу не думать, жить стереотипно. В этом смысле религия почти как пьянство.

Владислав Пантелеев   22.06.2023 11:29   Заявить о нарушении
Кстати, молитва в Библии всего одна. Все эти безобразные ритуалы вроде мысленного питья крови христа и закусыванием его мясом, весь этот слезливый молитвослов, - все это результат творчества попов. Вопрос, для чего они так старались?

Владислав Пантелеев   22.06.2023 11:31   Заявить о нарушении
Владислав, а ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ, описанная в Евангелиях?
Что там сказал Христос про Его тело и кровь?

Аня Гриневская   22.06.2023 20:25   Заявить о нарушении
Аня, приведу несколько отрывков из своего Четвероевангелия атеиста, которые анализируют эту сцену из Библии:

Владислав Пантелеев   22.06.2023 23:04   Заявить о нарушении
Спор учеников о старшинстве (Лк.22:15-30)
«15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания».
Любопытно, что реакция на этот тезис у учеников не последовала. Ну, страдание, так страдание. Возможно, они были слишком голодны, чтобы думать о страданиях Иисуса. Здесь непонятно еще и великое желание спасителя есть пасху перед страданием, и еще именно с этими чужими ему людьми, которые его так и не поняли, знамя борьбы с дьяволом не подхватили, да и вообще никакого следа в истории не оставили. Забегая вперед, прошедшее совместное поедание пасхи никак не изменило канву евангельских повествований. Может быть читатель понял причину страстного стремления Иисуса к совместной трапезе?
Лк.22:16-30

Владислав Пантелеев   22.06.2023 23:04   Заявить о нарушении
«16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
.......
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых».
Отметим то, о чем забыл Спаситель:
 Не было ко времени повествования никаких 12 колен израилевых,
 Иуда осознав, какую роль ему уготовил Папа Иисуса, удавился, и поэтому даже если бы и существовало 12 колен, одно из них некому было бы судить. Подумаешь, всё равно никто не любит когда его судят.
На месте Святой Троицы я бы крепко задумался над тем, как так вел свой земной путь Иисус, что уже под самый финал оказалось, что ученики его совершенно не понимают. Какой смысл в следующем фокусе под названием «воскресение», если для него не подготовлено основание? Если до сих пор троице была не понятна вся критичность ситуации, почему и тут не встрепенулись и не переиграли свои планы? Мы часто в Библии встречаем моменты, когда бог что-то там Замыслил, но потом «опечалился» и отменил Свой Божественный Замысел. Почему и тут не было такого?
Говорю же, даже в четвертьфиналах Евролиги по баскетболу, если создается предпосылки для поражения команды, тренер сразу берет таймаут, в течение которого проводит со всей командой анализ игры и срочно меняет план на её остаток. Здесь же мы видим, что ученики вместо того, чтобы божественно обсуждать божественные проблемы, задавать уточняющие вопросы, просить у Иисуса умных божественных наставлений, выясняют кто из них главный – получается, они в принципе не доросли даже до понимания иисусова учения, не то, что до права считаться его учениками.

Владислав Пантелеев   22.06.2023 23:06   Заявить о нарушении
И если ближайшие ученики не доросли, то кто мог дорасти? Чего ждать от остальных? Как после этого считать Миссию не проваленной?
Поэтому все, кто считает, что Иисус пришёл с искупительной миссией, должны признать, что если он и пришёл с ней, то он её с треском и позором провалил. И спасает его только то обстоятельство, что он персонаж мифологии, например, как Крокодил Гена или Кот Леопольд. Только последние, в отличие от Иисуса, не ругались, не хулиганили, не крали осла и не несли разделение людям.

Владислав Пантелеев   22.06.2023 23:06   Заявить о нарушении
Умовение ног (Ин.13:1-20)
«1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их».
Это как? До этого он возлюблял их не до конца?
«2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,».
Это не правда. Еще год назад, в апреле 29 года в Капернауме Иисус точно знал, что Иуде назначена роль предателя: «70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин.6:70). Поэтому не «диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его», а Господь Бог за много лет до этого включил это предательство в Свой Божественный Замысел. Если начать размышлять, придем к выводу: по цепочке окажется, что было Божественно Замыслено все: и непонимание учеников, и козни первосвященников, и неприятие иудеев, а в пределе – и всё остальное, включая т. н. первородный грех. Именно Бог замыслил искушение Евы «наимудрейшим из всех животных» змеем, замыслил также Он и финал этого искушения. Автор в очередной раз указывает на то, что Иисус с отцом определенно не те, за кого себя выдают. Если кто Дьявол, так это Господь Бог, захвативший власть на Земле и смущающий и вводящий в заблуждение людей. Что же касается Дьявола, то он, по идее, должен быть Реальным любящим Отцом всего человечества – это как один из вариантов. Впрочем, наверно понятно, что автор не верит ни в дьяволов, ни в чертей, ни в ангелов с бесами, ни теперь уже в Отца с Сыном и Голубем, ну и в Богородицу в придачу.
«3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался».
Иисус во время вечери находился в верхней одежде? Может, нам всем следовать примеру Иисуса?
«5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан».
Почему ученики его в это время сидели, как будто ничего не происходило, как так и надо, и это обычная процедура – омовение их ног Иисусом?
«6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».
Не удивительно, что даже ученики не понимали его, мягко говоря, своеобразную логику речи. Если услышать подобный диалог на кухне коммуналки, тогда все, вроде, ясно. Но тут беседуют два мужика, ученик, который не понимает учителя и учитель, который вот-вот будет позорно и мучительно казнён, и которому срочно нужно оставить в голове у учеников определенное наследие. Для подобной сцены вот такие слова учителя совершенно неадекватны из-за своей двусмысленности.
Ведь сотни миллионов разнообразных христианских сектантов, включая православных, так и «понимают» учение Христа, описанное в Новом Завете: ставят ритуальную часть «во главу угла». Нет, даже так: сначала придумывают ритуальную часть, а потом используют её как инструмент для воздействия на верующих. Ну а где ритуал, там физическая суета, мешающая т. н. духовным устремлениям. Ибо какие могут быть духовные стремления или даже хотя бы размышления, если тебе во время службы нужно несколько раз сменить одежды, не забыть канон, попасть в ноты пропевая «Святое Евангельское чтение» в определенном порядке и еще позаботиться о кадиле? И с другой стороны, какие могут быть духовные поиски если ты стоишь в душной очереди окаймлённых кадильным дымом и ждешь свою порцию иисусовой крови с необходимостью закусить её его мясом в виде просвирки? Ты же вместо духовного искателя превращаешься в шута, участвующего в цирковом представлении!
«11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты».
Получается, Иисус знал кто его предаст, но вместо того, чтобы просто подойти и с любовью поговорить, выяснить, почему Иуда собирается его продать за символическую цену, на которую и раба не купишь, вместо этого Иисус страдающе и одновременно гордо несет свой выдуманный папой крест, заодно лишая Иуду шанса не согрешить и срочно исправиться!

Владислав Пантелеев   22.06.2023 23:08   Заявить о нарушении
Иисус говорил притчами, давайте и мы, дорогой читатель, проведем параллель. Если вы наперед знаете, что ваш друг решил вас предать за цену, за которую даже породистую собаку не купишь, что вы лично сделаете – пойдете и с любовью (ладно – с любопытством) поговорите с другом, что называется, по душам, или будете скорбно вздыхать и многозначительно, но не понятно никому намекать на ошибку, которую тот собирается сделать, подводя ситуацию к предательству, а потом и к самоубийству друга, а себя к позорной и мучительной смерти? Выходит так, что богу с Иисусом не нужно было никакое спасение, им нужен был цирковой номер, возможно, с целью показать кому-то, что не они преступники мирового уровня, а мир совершил против них Преступление, которое дает теперь святой троице индульгенцию на всё подряд. У автора к этому моменту есть две рабочие версии:
1. Когда-то настоящим Богом был Дьявол, а святая троица это преступная группа с необычными способностями, которая сумела перехитрить Дьявола, выиграла Его, так сказать, в информационной войне, сумела подсунуть человечеству глупости под названием «Святое Писание», в которых и очернила Сатану, при чем, даже не смогла придумать ему реальные прегрешения, зато проговорилась о своих;
2. Более серьезная версия, – в случае с Библией мы имеем дело с национальной дурно написанной мифологией.
«12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?».
Автор всё никак не поймет, зачем обедать и возлежать в верхней одежде и говорить накануне точки невозврата загадками? Очень непонятный отрывок. Ну и кстати, каков результат омовения ног ученикам – ученики стали чище физически, но еще более сбиты с толку ментально? Может, в школьном классе или в лекторской аудитории университета применить это бесценное иисусово наследие? А что, представьте, профессор по Святому примеру Иисуса моет ученикам ноги, а потом одевается, ложится и продолжает говорить загадками. Да ладно, представьте, представьте. Мы же должны иногда получать положительные эмоции в процессе Святого Евангельского чтения.
«13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу».
Во-первых, как следует чисто логически связь между умыванием ног учителем и умыванием ног друг другу? Во-вторых, зачем умывать ноги друг другу? По мнению Иисуса, люди какие-то недоразвитые существа, застрявшие в своем развитии в детском возрасте, не способные за собой ухаживать, и только такие «наследуют царствие небесное»? Что еще кроме мытья ног нужно делать друг другу? Может, брить подмышки или вытирать рот после еды? Даже если всё это символически, неужели уровень учеников таков, что лучший способ объяснения это наглядный пример, и слов они не понимают? Ну так они в итоге всё равно ничего из иисусиных наставлений не поняли. В-третьих, чисто этически, повторимся, зачем старшему учителю умывать ноги младшим ученикам?
Толстой подсказывает, что «Иисус говорит, что хочет умыть ноги своему предателю и потому ему надо умыть их всех. Он знает, что ученики его чисты, но не все» [3, стр. 544].
Если ученики и чисты, то только интеллектуально, разум у них действительно не замутнен сложными сентенциями.
Пока не никто не ответил на мои вопросы, поэтому воспользуюсь случаем, повторю, для чего фактически подталкивать пока еще потенциального предателя к двойному убийству, если можно подойти и с любовью поговорить? Это же и с миром так: по Библии, Отец создает человека слабым, так, что первый попавшийся «наимудрейший» змей смог на тот момент слабую, не ведающую ни добра, ни зла Еву обвести вокруг пальца. Где в этот момент был Господь? Правильно, наблюдал со стороны как неопытная Ева пасует перед посланным к ней Господом же искусителем. Потом, как только всё свершилось, Господь вначале делает вид, что не знает где спрятавшийся от него Адам и что только что произошло, а потом «узнав», делает эту «информацию» поводом для проклятия всего и вся. Как видим, это такой божественный стиль – запланировать и подвести ситуацию к катастрофе, и потом на этой катастрофе собирать дивиденды. Запомним это наблюдение.
«15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего».
Может, в стихе 16 должно стоять «не меньше»? Почему опять про раба, про рабство? Почему не заменить здесь раба и господина учеником и учителем? Давайте это сделаем самостоятельно: «16 Истинно, истинно говорю вам: ученик не больше учителя своего», – разве при этом потерялся смысл, разве зато не добавилось корректности изложения и возможности здравого рассуждения? Зачем Иисуса периодически уводит в парадигму рабства? Поневоле начинаешь перебирать варианты и делать разные предположения, от рабского происхождения спасителя и его мании величия, до наличия у него психических проблем и склонности к сексуальным извращениям на тему отношений раб-господин.
«, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
Святых отцов даже не трогаем, они в своем бредовом противоречивом репертуаре. Бредовом уже потому, что противоречивом. Автор не ругается и долго пробовал подобрать синонимы, но только всё так и есть – в толкованиях святых отцов церкви бред и противоречия. Попробуем помощи Толстого:
«Иисус сделал добро всем ученикам и в том числе тому, кого он знает за предателя, и говорит ученикам: это я сделал, чтобы показать вам, как надо бороться со злом. Надо делать добро врагу. Делайте то же… и вы – блаженны» [3, стр. 545].
Прошло 2000 лет, но, как уже отмечалось, наши предки, солдаты ВОВ, так и не усвоили это простое правило. Надо было как французы, встречать фашистов цветами и вином? Зачем спаситель дал нерабочий прием, он ведь даже сам никакое зло не поборол?
«18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою (Пс. 40, 10)».
Зачем Иисус хочет чтобы это сбылось?! Всего один короткий полный любви разговор с раскаявшимся впоследствии Иудой, и вся мировая история была бы куда более доброй.
«19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я».
«Дабы», «когда», «ежели», «прежде», – никто ни во что не поверил, Иисус. Ни у кого нет веры даже размером с горчичное зерно, ибо никто не может по своей вере двигать горы и исцелять, даже т. н. апостолы.
«20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня».
На самом деле, Иисус, если он существовал, всех послал, всех кинул, всех оставил наедине с двойственностью описания своего учения. Даже не с двойственностью – с тысячностью, простите за неологизм. На Библии основаны тысячи враждующих друг с другом непримиримых христианских сект. Поэтому я и говорю – Иисус послал всех. Хорошо, что он мифологичен, иначе если бог так поступал, то что ждать от людей? Постараемся запомнить этот вывод.

Владислав Пантелеев   22.06.2023 23:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владислав Пантелеев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виктор Гаврилов Степ
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.06.2023