Рецензия на «Закон тождества в диалектической логике» (Александр Клейн)

А вот это прямо очень интересно. Есть такой не логический, а этический парадокс - заключающийся в том, что НЕВИННАЯ жертва чужого зла, ИЗ-ЗА влияния этого зла, может стать сама злой, совершающей зло. Как говорил Карл Юнг, "никогда не поймет удовольствия в том, чтобы мучить других тот, кого самого не мучали когда-то". И то, что выглядит на формальном уровне этики парадоксом - с одной стороны "он не виноват, его таким сделали!", а с другой "но защищаться-то надо!" - парадокс, который кто-то вроде гипотетического Достоевского попытается разрешить в сторону "но он не виноват!", а кто-то вроде гипотетического Сталина в сторону "защищаться-то надо!" - выходит и вовсе не-парадоксом, А (невиноватый человек, которого мучают) превратился в не-А (теперь уже сам мучитель, и в этом не то, чтобы невиноватый), ну бывает, может, еще превратится потом в не-не-А (раскаявшегося разбойника). Конечно, тут становится важен вопрос инерции - на него еще смотрят как на невиноватую жертву, а он уже сам несет в мир боль, и надо разворачивться. На него еще смотрят как на несущего в мир боль, а он уже раскаявшийся разбойник, и опять надо разворачиваться.

Апфельбаум Файя   27.06.2023 15:29     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Клейн
Перейти к списку рецензий, написанных автором Апфельбаум Файя
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.06.2023