Рецензия на «Настоящее имя украинцев» (Игорь Смородин)

"Таким образом современные украинцы впервые пришли на территорию Украины в 1282 году, основав первый чисто украинский город Черкассы"

С этим можно поспорить. В статьях, размещенных в рунете, можно найти ссылку на Московский летописный свод, в котором под 1152 годом, утверждается: "Все черные клобукы, ещё зовутся черкасы". При этом в рунете можно встретить объяснение, откуда возник экзоэтноним "черкасы" - от "черни асы". Асы и касоги (косоги) - северокавказские народы (современные осетины и адыгейцы), обитавшие, соответственно, к востоку и югу от Кубани. При Мстиславе Храбром, если верить летописям, несколько тысяч пленных касогов и черкасов из "Пъятигирья" были расселены в междуречье Роси и Стугны. Область черных клобуков обладала некоторой автономией и находилась в вассальном подчинении у князей Киевской и Северской (как следует из Слова о полку Игореве) земель. В состав черных клобуков входил также тюркский элемент (торки) После 13-го века русские источники начинают называть "черкасами" и кабардинцев. В 14-м веке имела место массовая миграция "черкасов из Пятигорья" в Среднее Поднепровье, которое стало именоваться "землей запорожских черкасов". Таким образом, днепровские черкасы - этнос смешанного происхождения, в рамках которого северные иранцы (осетины-аланы), северные кавказцы (адыгейцы, кабардинцы) и тюрки были ассимилированы потомками двух восточно-славянских племен (полян и северян). Насколько мне известно, генетические исследования показывают, что преобладающая (мажорная) гаплогруппа протестированных украинцев - та же, что и у соседних белорусов и русских.

"Главным отличительным признаком черкасов, отличавших их от других народов, являлся длинный чуб-оселедец на бритой голове."
Хронисты византийского императора Иоанна Цимисхия точно так же описывают внешность киевского князя Святослава, называя клок волос на бритой голове знаком благородного происхождения. Мне довелось неоднократно встречать в научно-популярных статьях утверждения, что подобные прически носили и скандинавские конунги. Так что оселедец и бритая голова могут свидетельствовать о скандинавско-варяжском следе в среде запорожских казаков (черкасов).

"Иностранцы писали о них: «Носят длиннейшие усы..."
Так и польская шляхта обожала отращивать длиннейшие усы - достаточно посмотреть на польские портреты и гравюры 17-18 веков. При этом в Польше с давних времен бытовало представление о том, что шляхтичи - потомки сарматов (т.е. северных иранцев), а "ролники" (крестьяне) и прочие неблагородные сословия в польском королевстве - потомки славян.

Относительно происхождения конечного форманта -енко в украинских фамилиях также существуют различные мнения. Согласно одному из них, формант этот соответствует русскому -енок/онок (современный суффикс -еньк/оньк), придающему существительному оттенок уменьшительности - порось-поросенок, Тарас - Тарасенок, т.е. маленький Тарас, или сын Тараса. При обращении к Тарасенку использовалась форма звательного падежа с окончанием -о; (типа "ПетрО" или "братие и дружинО...", как в Слове о полку Игореве), и получалось "Тарасенко". Интересно, что на Украине распространены фамилии Москаленко, Литвиненко, Ляшенко (от лях - поляк), но нет фамилии Украиненко.

"Всё разное у русских и украинцев. У украинцев майдан, у русских вече. У украинцев борщ, у русских щи. У украинцев вышиванки, у русских косоворотки. У русских былины и сказки,у украинцев думы. У русских избы, у украинцев хаты."

Не всё. "Майдан" - слово, заимствованное из тюркских языков, которые, в свою очередь, заимствовали его из арабского (или из фарси). Однако это слово бытовало и в русском языке, о чем свидетельствует словарь Даля, в котором отмечается, что в 17-м веке в разных регионах европейской части России майданом называли любую площадь, всякое возвышение, лесной завод, дегтярную, хижину в лесу, место для городских сборов, базар и часть базара, на которой играли в карты и кости, избу, в которой жители деревни собирались для обсуждения важных вопросов, а у архангельских поморов - ящик для хранения рыбы. На юге России "майданами" назывались скифские курганные захоронения.
Тот же Даль указывает, что в России бытовал термин "щи борщевы"; у поляков также был свой "барщ". Это говорит об использования западными и восточными славянами в пищу блюда, приготовлявшегося на основе зонтичного растения - борщевика (не путать с нынешним борщевиком).
Вышиванка - слово вполне русское, поскольку в русском языке есть глагол "вышивать". И у белорусов есть "вышаванка" - что же, и у них всё не как у русских? У восточных славян рубахи покрывались у ворота вышивкой. Разница в орнаментах - чисто региональная. Косоворотки у русских возникли потому, что нательных крест во время сельхозработ вываливался из ворота рубахи. Просто в 19-м веке в России косоворотки вошли в моду, их стали носить даже дворяне. А на Украине, чтобы подчеркнуть свое отличие от "москалей", в 20-м веке и особенно после обретения "незалежности" в моду (политическую) вошли вышиванки, что выглядело бы смешным, если бы не было грустным, свидетельствующим до какой дури доходит оголтелый национализм.
Хата, как считают лингвисты, слово иранского происхождения наряду с "собакой, топором, хорошим" (общеславянские "пес, секира, добрый"). Если в не слишком богатой лесом Киевской и Северской землях поляне и северяне строили полуземлянки из глины, то в Северо-Западной Руси, где лесу хватало - из дерева.
"Сказка" по-украински "казка" или "байка".
Слово "дума" - общеславянского происхождения с первоначальным смыслом "воспоминание, совет, мысль". После того, как территория юго-западной Руси попала в зону влияния Польши, значение слова "дума" у будущих украинцев полонизировалось. Вот пример из 16-го века: "Над тобон дума бендзе шьпевана..." - над тобой думу буду петь. "Дума здесь - "песня, музыка"; "на сурмах жалошьне думы выгравайон" - на трубах печальные мелодии играют... На Украине "думы" превратились в род баллад, распеваемых кобзарями.

Алексей Аксельрод   07.10.2023 17:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Спасибо за обширный и содержательный комментарий к моей статье. Теперь по существу.

1. Здесь мне добавить нечего. Блестящее дополнение к моему материалу. Я сам об этом много думал, но прямых доказательств связи домонгольских чёрных клобуков с постмонгольскими черкасами всё же нет. Ведь в Киевской Руси никаких казаков не было. "Все черные клобукы, ещё зовутся черкасы", - так говорил ещё Карамзин. Если это действительно так, то это ещё раз подчёркивает этническое различие русских и украинцев. Настоящая массовая миграция черкасов из Пятигорья началась в монгольский и постмонгольский период. Татары, которые сами не держали свои оккупационные силы на территории Руси, использовали черкасов для того, чтобы держать осёдлое русское население в покорности и выбивать дань. То, что русские были тогда рабами, а черкасы(нынешние украинцы) жестокими надсмотрщиками есть в генетической памяти украинцев и является основой чувства национального превосходства(безусловно ложного)украинцев над русскими и, вообще, украинского нацизма. В Куликовской битве 1380 года черкасы выступили на стороне Мамая, о чём говорят русские летописи. Символично, что 4 мая 2014 года украинские нацисты сожгли заживо именно представителей организации "Куликово поле". Такой вот у нас получился "братский" народ...

2.Внешность киевского князя Святослава мне до сих пор доставляет головную боль. Объяснения здесь могут быть разные, пока оставлю это. Какое может быть родство между пятигорскими черкасами и скандинаво-варяжскими конунгами, честное слово, не представляю.

3. Длиннейшие усы вкупе с чубом-оселедцем - это характернейшая черта именно хохла. Его, так сказать, визитная карточка. Их и до сих пор называют "чубатые".

4. Насчёт -енко могу согласиться, но всё равно буду придерживаться интерпретации Лопатинского просто потому, что она самая убедительная. Но посмотрите на другие украинские фамилии(-як, -ик, -ук и т.д. и т.п.) - что в них общего с русскими? Русские фамилии на -ов, -ев, -ин произошли от древневаряжских, которые, разумеется, не были скандинавами, а были западными славянами, что было доказано уже миллион раз. Вот фрагмент текста Договора между Русью и Византией 944 года:
" Русь: От князя Игоря, его сына Святослава, княгини Ольги, от княжеских родичей и бояр были отправлены послы, называемые в летописи поимённо: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянник Игорев; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба; Прастен Тудоров; Либиар Фастов; Грим Сфирьков; Прастен Акун, племянник Игорев; Кары Тудков; Каршев Тудоров; Егри Евлисков; Воист Войков; Истр Аминодов; Прастен Бернов; Ятвяг Гунарев; Шибрид Алдан; Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка...; Алвад Гудов; Фудри Туадов; Мутур Утин; купцы Адунь, Адулб, Иггивлад, Улеб, Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Туробид, Фуростен, Бруны, Роальд, Гунастр, Фрастен, Игелд, Турберн, Моне, Руальд, Свень, Стир, Алдан, Тилен, Апубексарь, Вузлев, Синко, Борич." И что общего между рускими и украинскими фамилиями? НИЧЕГО

5. Слово "майдан" украинцы употребляют до сих пор, русские не употребляют. У нас, русских, есть свой красивый аналог этого слова - "вече". Его, наоборот, не употребляют хохлы. Какое, к чертям собачьим, у них родство с Киевской Русью? Если когда-то русские и употребляли слово "майдан", то это было заимствование, точно такое же как современные англицизмы.

6. У хохлов борщ, у русских щи, у венгров гуляш, у среднеазиатов шурпа и тд и тп. Заимствования только разноображивают наш стол.

7. Насчёт вышиванки согласен. На национальную принадлежность укажет орнамент.

8.Почему украинский язык столь близок к русскому - загадка. Ведь у черкасов был свой язык. Какой - неизвестно, ибо письменности у них не было. Но 4000 слов с тюркскими корнями - это факт. Самый древний персонаж украинских дум - казак Мамай.
"После того, как Мамай бежал с Куликова поля, он был вторично и уже окончательно разбит – во второй битве на Калке – ханом Тохтамышем и кем-то убит, когда попытался укрыться в Крыму. Но у него остались потомки.

По семейному преданию князей Глинских, внук Мамая Мансур Киятович пошёл в Литву искать убежища у князя Витовта. Крестившись, он принял имя Александр (Олекса) и получил во владение большую территорию, включавшую нынешние Полтавщину, Сумщину, Белгородчину и часть соседних регионов.

Мансур-Олекса Киятович Мамай привёл с собой немало своих татар, но он также активно привлекал на свою землю и славянских переселенцев, обеспечивая им льготы и защиту от кочевников. Олекса Мамай заложил или возобновил несколько городов в своей земле. По одному из них – Глинску – его потомки получили имя князей Глинских. Но они очень долго носили и родовую фамилию Мамай.
И вот это время – 15 век – стало временем оседания большого числа славянских поселенцев в княжестве Мамаевичей-Глинских. Тогда они ещё не платили податей, земли для поселения было много, каждый был сам себе хозяином, каждый был вооружён и обязан Мамаям, прежде всего, военной службой – самым благородным занятием. Это время и осталось в памяти украинского народа как золотой век всеобщего благополучия, связанный с именем Мамая. Постепенно славянские поселенцы, татары и другие здешние народы смешались, создав основу украинского казачества."
В украинских думах, в отличие от русских сказок, нет ни одного персонажа из Киевской Руси, что неопровержимо доказывает, что нынешнее украинское племя не имеет ничего общего с нашей древней прародиной Киевской Русью. Украинский ломоть пора отрезать. Собственно с той стороны он давно отрезан. Дело - за нами.

Игорь Смородин   08.10.2023 15:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Смородин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.10.2023