Анатолий Марасов - полученные рецензии

Рецензия на «Этюды о природе. Осень» (Анатолий Марасов)

Спасибо Анатолий за утончённое понимание природы и умение передать её состояние! Вдохновляюсь вашими этюдами. Успехов! С уважением,

Евгений Корягин   02.07.2025 05:47     Заявить о нарушении
Тронут. Но честно отвечу, что просто живу в состояниях природы...И жалею, что у меня нет базового философского образования, и попытки мои читать и интерпретировать тексты настоящих философов (Этюды к описанию сознания)м.б. и привносят удовлетворение и уверенность в какой-то правоте, но всё же...
У нас нет другой Родины, кроме нашей прекрасной Земли, и странно,что вербальные попытки читать (считывать?)природную информацию без посредников (из вторых рук) так малочисленны... Ещё раз - благодарю Вас.

Анатолий Марасов   02.07.2025 13:12   Заявить о нарушении
Мне приносит радость, что такие люди, с таким сознанием всё больше и больше появляются на жизненном пути. В понимании, что наш дом — вся прекрасная наша планета. По поводу философии выскажу своё мнение. У каждого свой глубоко индивидуальный жизненный путь, своё постижение этой жизни. Своя мудрость, основанная на чувственном опыте. Философия может подтолкнуть к какому-то постижению, пониманию, но человек только через личный чувственный опыт обретает мудрость. Наверное, не стоит жалеть о каком-то неприобретённом образовании (у меня тоже раньше было по поводу художественного образования). Ценность человека в его отношении к миру, к природе, к людям. А это проявляется в реакциях на повседневные обстоятельства. С принятием, с любовью, с миром в душе мы должны встречать всё, что нам преподносит гармония, через это мы становимся сильнее, мудрее...

Евгений Корягин   02.07.2025 13:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Е. М. Иванов в книге Этюды о сознании» (Анатолий Марасов)

Я давно читаю Е.М.Иванова. У него интересный подход, но я не могу полностью принять его идеалистическую точку зрения. Его рассуждения вполне логичны, но выводы очень фантастичны. Да и у него поневоле встречаются некоторые противоречия. С его точки зрения "материальной объективной реальности вообще не существует", и то же время "вечное бессмертное сознание подталкивает эволюцию в направлении возникновения человека". Так что же в таком случае эволюционирует, если материальный мир не существует?

Владимир Алисов   06.06.2025 13:59     Заявить о нарушении
Мы живём в макромире, где, в масштабе которого, с нашей точки зрения, развёрнута такой феномен, как Жизнь (и где мы – люди – плоть от плоти от «неё»). Мы знаем, что существует мегамир – с непредставимым пространством и неизвестным для нас масштабом временем. И мы знаем, что существует мир квантовый (микромир), в котором «материя» вычисляется ТОЛЬКО математически ! Иными словами материальная реальность в микромасштабе – непредставимое понятие! И где время, м.б и будет ОТСУТСТВОВАТЬ !! То есть, я хочу сказать, что противопоставление материализм – идеализм устарело безвозвратно.
Далее. В моей работе я ссылаюсь на суждения эволюциониста и энциклопедиста Ю.В.Чайковского (и не только на него), который при анализе работ по эволюционным проблемам убедительно обрисовывает что «движет солнцем и светилами» (но, конечно, не естественный отбор Дарвина: его роль - адаптация к окружающей среде, не более).
Я читал не все работы Иванова в бумажном и электронном форматах, и свои комментарии, естественно, «привязывал» к его высказываниям, что зафиксированы в том или ином этюде. Считаю, что у меня – диалог с настоящим философом.
И последнее, «материальный мир» движет как раз фактор… неизвестный !!! Чайковский его определил как «АКТИВНОСТЬ» (за неимением иного термина).
Благодарю Вас за отклик.

Анатолий Марасов   06.06.2025 15:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Натура - культура» (Анатолий Марасов)

Доброго вечера, Анатолий!
Да, натура - это культура. Рождаемся мы несмышлёнышами. И взрослеем, то есть чему-либо учимся у родителей, у людей в школах и прочих заведениях, двадцать пять лет - четверть отпущенной природой жизни. Окажись среди волков - будем волком, Маугли. Так что какую культуру мы примем от родных и окружении, такой и будет наша натура. ВСё едино!
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   16.05.2025 19:35     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик!

Анатолий Марасов   16.05.2025 19:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «О детстве» (Анатолий Марасов)

Очень хорошо о детстве.
Да,дети - ангелы на нашей дикой планете.
Auf Russland,auf russisch!
Мир всему Миру!
Мир всем детям!
Да,будет мир на планете. "

Такая речевка была в декабре 2024 года ,город Гамбург,школа балета. 150 детей на русском и немецком языках.

Может их мольбу услышат?

Ая Чужая   08.04.2025 13:11     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик...

Анатолий Марасов   08.04.2025 14:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Человек Милетские постулаты» (Анатолий Марасов)

Доброго дня, Анатолий.
Ваше стремление понять человека и рассказать об этом очень похвально. У Вас несколько подходов и умозаключений, они очень интересны. Я читал и думал о том, что неплохо бы на Ваш текст наложить теорию Поршнева-Диденко! Мне она очень понравилась, так как многое объясняет. Познать до конца ЧЕЛОВЕКА невозможно, потому что он эволюционирует вместе со вселенной и в каждый космический и исторический период отличается от предыдущего. Хотя есть мнение, что он совсем не меняется со времен сотворения мира.
Всего Вам доброго!
Василий.

Василий Храмцов   12.03.2025 13:36     Заявить о нарушении
Я благодарю Вас за отклик. Б.Ф.Поршнев мне знаком:(«О начале человеческой истории», 1974), размышляя и опираясь на воззрения физиологов, через понятия "ультрапарадоксальный рефлекс", «тормозная доминанта» и далее, через подражательное поведение (интердикцию) и внушение (суггестию), в конечном счёте, выводит предка человека на появление у него второй сигнальной системы…Спустя несколько десятилетий известный нейрофизиолог Н.Бехтерева, однако, вынуждена была признать, что «перспективы нейроизучения точечных событий мозга без знания о том, что происходит в целом в мозге исчерпаны»(2007). О Диденко - посмотрю. Спасибо!

Анатолий Марасов   12.03.2025 13:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «О душе и духе из разных книг» (Анатолий Марасов)

Здравствуйте , Анатолий!
Пришла по рекомендации Эллы Лякишевой, с большим интересом и надеждой - вдруг получу ответы на свои вопросы
Думаю, что это случилось в рамках того знания, которое нам доступно

Про духовность нравится и ощущается: "Это то, что не подчиняется логике извне и не подчиняется логике «изнутри», ибо духовное надстраивается «на» нашем организме, и пронизывая его и оставляя незнакомым, даже чужим...
она есть высшая логика вообще человека, есть нечто сходное с поэзией...

Это, действительно, есть какая-то целостность, живая, присутствуемая в поведении человека и не исчерпываемая им..."

А вот тут: "мы даже не можем сказать о себе — счастливы ли мы или нет, имеет ли наша собственная жизнь смысл для нас самих или нет?",
- возражаю, можем и говорим. Возможно, не все.

Помните песню "Богатырская наша сила" Слова Н. Добронравова Музыка А. Пахмутовой?
Там в припеве есть слова:
"...Богатырская наша сила —
Сила духа да сила воли."

Дух и воля в одной связке. Я бы не поспорила
Вот иногда спрашивают:"Хватит ли силы духа сказать?..." Или сделать что-то.
Это о решительности. Откуда она берется? И всегда ли присуща человеку или когда с духом соберётся?

И тогда, что это такое собраться с духом? Умение, черта характера?
И какова вообще связка дух- воля-характер?

Дальше по тексту Вы снова возвращаетесь к духу и в каком-то смысле отвечаете на мои вопросы:"...это твоя нравственная и интеллектуальная высота…Что цементирует личность? Собирает  её? Не Дух ли? Не Дух ли основа  со-знания? всего внутреннего мира?Дух – это твоё Я, но победное
И потому «Он дышит, где хочет»"

О душе
Много поэзии, эмоций и чувства. Заметили?
Отчего так?
"Земная связь сознания (взаимосвязь) есть душа: как бездонна и трепетна эта связь! Связь, вобравшая все истоки и силы земные.
И жизнь сама – наша - и есть эта самая связь. Жизнь – душа."

Душа любит, страдает, радуется , болит... Все это чувственные и эмоциональные отклики - реакции на события жизни. Это душа реагирует

Но прежде идёт осознание и оценка, а только потом...
Иногда кажется, что реакция мгновенна. Кажется. Это сознание сработало быстро
А вот каковы и почему отклики по качеству, амплитуде и прочим параметрам разные у людей - не знаю

Возможно, потому что человек забывает об этом:"
…душа бессмертна в жизни вокруг! она вбирает, наверное, «потенциальное» бессмертие ещё до рождения своего (появления в свет) эту жизнь…

Спасибо, Анатолий, за Вашу работу!
Она помогла мне отрефлексировать и проговорить некоторые вещи

С уважением и признательностью,

Лана Вальтер   18.01.2025 11:28     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик!

Анатолий Марасов   18.01.2025 12:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «О душе и духе из разных книг» (Анатолий Марасов)

Но человечество «стоит» ещё на самой первой ступеньке познания самого себя, и не решены самые животрепещущие вопросы
Согласна с этим полностью, Анатолий! И со следующим постулатом тоже не буду спорить:

"прекрасные элементы духовности, несомненно, встречаются в самой обыденной и «обывательской» жизни. В самой простой и обычной жизни мы можем найти потрясающие примеры возвышенного отношения к чему или кому-либо".

"Но дух ты можешь…потерять (см немецкую пословицу: «Деньги потеряешь – ничего не потеряешь, друга потеряешь – многое потеряешь, дух потеряешь – всё потеряешь»)!

Думаю я так: /дух просто уйдёт, но останется ЖИВ. И человек будет жив, но в другом виде, слабым, беззащитным

Увы..."Тело смертно, душа потенциально бессмертна, дух – бессмертен всегда".
Всё так. Спасибо, Анатолий! Но вы иногда противоречите самому себе...
С уважением,

Элла Лякишева   17.01.2025 23:20     Заявить о нарушении
Рецензия на «О детстве» (Анатолий Марасов)

Здравствуйте, Анатолий!
Спасибо за цитату: "Л.Толстой в Анне Карениной:
От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость".

От новорожденного до пятилетнего - всё в руках родителей!
Страшно, если родители не знают эту истину или вообще не думают о ребёнке!!!

Спасибо за очень мудрые и горькие размышления!
С уважением,

Элла Лякишева   15.01.2025 00:14     Заявить о нарушении
Я благодарю Вас за слова, которые могли бы сказать многие и многие педагоги! И как коллега, проработавший в системе просвещения несколько десятилетий, в своё время о проблемах образования и воспитания написал книгу «Мир твой» (1993, 2014), которая «висит» на Прозе.ру. Для удобства чтения я разбил её на отдельные части, и в первой её части о детстве http://proza.ru/2021/11/06/1212 сказано более обстоятельно.
Ваш А.Н.

Анатолий Марасов   15.01.2025 08:44   Заявить о нарушении
Анатолий, Элла, разрешите высказать свое мнение.
Много лет назад моя многочисленная родня (собиравшаяся летом у дедушки-бабушки, в их просторном доме на берегу реки) разделилась на два лагеря "философов", одна сторона приоритет в становлении личности отдавала воспитанию, другая сторона утверждала "хоть как ты ребенка воспитывай, он по любому будет таким, каким уродился".
Благо, что совокупное число детей у всей родни исчислялось примерно пятью десятками - у обеих сторон было кем/чем подтверждать верность своей "теории".
Я была на стороне бабушки, возглавлявшей сторонников концепции "Каким уродился, таким проживет, таким и помрет". По ходу дела (по мере роста и взросления детей)примеров, подтверждающих верность "бабушкиной теории" было достаточно. Но один из них - просто иллюстрация этой теории.
У одной пары моих родственников родились два сына с разницей в один год (даже немного меньше). Одевали их и воспитывали как близнецов. Слово "воспитывали" здесь не формальное, мальчишек действительно воспитывали и мать и отец, прочитавшие насквозь все доступные в то время книги по воспитанию.
Бабушка сразу сказала, когда пацанам и пяти не было: старший хорошим человеком вырастет, а с младшим вы наплачетесь, его уже сейчас видно. Так все и произошло. А я же помню, какими они оба были в детстве - здоровыми, красивыми, спортивными, вежливыми, напичканными всевозможными знаниями. Но у младшего, увы, к 18 годам все это как ветром сдуло. Родители в самом деле наплакались от него .... Тогда как старший был им надежной опорой и стабильной поддержкой в старости.

Зоя Часовская   16.01.2025 12:01   Заявить о нарушении
Ваш пример идеально иллюстрирует высказывание Толстого. ...но я не скажу "увы"! ,..всё же есть надежда именно на "руки родителей"! В чём они? Может быть, их и не надо здесь раскрывать-высказывать.
Человек эдак прямёхенько не является продуктом организмов на Земле, целостность гораздо большего масштаба Его создавала: актуальная Его жизнь неразрывной цепочкой соединяется потенциальной, несопоставимой со временем актуальной жизни..

Анатолий Марасов   16.01.2025 12:16   Заявить о нарушении
"..всё же есть надежда именно на "руки родителей"! ". Конечно такая надежда есть, причем всегда, все родители (нормальные) надеются на то, что их ребенок вырастет хорошим человеком. Да вот только НАДЕЖДА, это такая странная особа ... слишком уж часто обманывает, не люблю ее за это.

Человек не является напрямую "... продуктом организмов на Земле, целостность гораздо большего масштаба...". Вот именно! Я бы выразилась еще жёстче: физический организм человека - продукт природы, но что он есть в единстве с его душой, то есть тайна от нас сокрытая (по неизвестной нам причине).

"Его создавала: ...". То, что его физиологию создавала природа, мы видим (во всяком случае, хотя бы, имеем возможность это увидеть). А кем/чем создавалась его духовная составляющая - вопрос, конечно, интересный .... И мы строим, строим предположения, одно кучерявее другого, и конца этому нет, потому, что в этом аспекте не видно нам ни зги - ну, сокрыта от нас ТАЙНА! И мы приходим к той же печке, от которой начали свой поиск: к ВЕРЕ.

Зоя Часовская   16.01.2025 13:18   Заявить о нарушении
Вопрос о вере, о душе, о духе - центральные для человека (Человека!) Посмотрите мою работу "Человек и Бог" здесь, на Прозе.ру, но я Вас сразу предупреждаю: я излагаю этот "предмет" вопросительно, т.к., по классику, "как бы мы не стремились познать Истину, она будет ещё дальше", тем более в таких кардинальных характеристиках. Удачи Вам!

Анатолий Марасов   16.01.2025 13:44   Заявить о нарушении
Друзья!
Великая триада формирует новую личность:
1.НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ,
2.ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ,
3. ОКРУЖАЮЩЕЕ - ДРУЗЬЯ, СРЕДА, ОБЩЕСТВО (в том числе и ВЕРА, и ЛЮБОВЬ)

Бывает так, что 1 и 2 пункты одинаковые, но затем вмешивается №3, и дороги расходятся

Элла Лякишева   16.01.2025 13:56   Заявить о нарушении
Элла, все верно, влияют все три названные фактора. Но! Но определяющим, даже ПРЕДопределяющим (детерминирующим) является фактор, который можно обозначить как "врожденные свойства личности", в самом распространенном варианте это НАСЛЕДСТВЕННОСТь, но может быть такое врожденное, какого "в роду не было, не понятно откуда оно взялось". Я считаю этот фактор детерминантой потому, что он проявит себя в любом случае: М. Горький, выросший в условиях "социального дна", все равно стал великим писателем; Есенин, в роду которого "отродясь не было поэтов" - великим поэтом; множество примеров, когда усыновленные дети алкоголиков, прекрасно воспитанные приемными родителями, став взрослыми, воспроизводят один в один поведение своих биологических родителей, хотя совершенно не помнят их или даже ни разу не видели, например, отца; и наоборот, случаи, когда дети, воспитываемые алкоголиками, прекрасно учатся, достигают достойного положения в обществе ....

Зоя Часовская   16.01.2025 20:35   Заявить о нарушении
Булгаков отразил этот факт в гениальном "Собачьем сердце".
Увы.

Элла Лякишева   16.01.2025 21:15   Заявить о нарушении
Но разве в одной семье не схожая наследственность? Родители те же.
А характеры у детей разные, даже во младенчестве. Почему?

Элла Лякишева   16.01.2025 21:18   Заявить о нарушении
Так вот и вопрос: почему?????
Видимо, потому, что одному достались гены от прадедушки по маминой линии, а другому - от прапрабабушки по папиной линии, о которых родители этих детей ничего не знают и ломают себе голову: ну, почему дети такие разные?

Зоя Часовская   16.01.2025 21:31   Заявить о нарушении
Дорогие мои собеседники! Поскольку Вы находитесь у меня на странице, я отважусь (или наберусь "наглости") предложить Вам ещё одну работу на Прозе.ру: http://proza.ru/2021/08/03/1045 (О душе и духе из разных книг), так как понятия души и духа дискуссируются в литературе давным-давно, и именно Они и проявляются у нас в нашей жизни... И ещё раз вернёмся к афористическим словам Льва Толстого, приводимым вначале: "От меня до пятилетнего ребёнка - один шаг,...." . Наш диалог может быть только вопросительным, а результат - вероятностным. И мы можем только верить в лучшее, как и вообще без веры у человека в жизни ничего не происходит. Вера - это знание на будущее, и быть без веры мы просто не можем.

Анатолий Марасов   16.01.2025 21:52   Заявить о нарушении
Анатолий, определения души и духа разными авторами, приведенные Вами в публикации http://proza.ru/2021/08/03/1045, а так же другие (многочисленные) определения этих субстанций настолько разнятся, что лично я не могу свести их, хоть в какую то систему, чтобы на основе ее сформулировать свое виденье этого вопроса. Могу высказать свое понимание лишь по отдельным частностям, например, я совершенно не согласна с утверждением, что душа - это сознание. Думаю, все понимают, что рассуждения на эту тему лишь предположения, которые не могут быть научно обоснованы или научно опровергнуты (как бы наукообразно они не выглядели), по той простой причине, что предмет исследования НЕМАТЕРИАЛЕН, никакой науки за пределами материального мира не существует и существовать не может. Отсюда и возникла ВЕРА.

"Афористические словам Льва Толстого ... "От меня до пятилетнего ребёнка - один шаг,...." - это уже другая тема, хотя и связанная с "душевной", но все-таки другая. Здесь уже имеются некоторые материалистические основания, и можно рассуждать боле-менее "научно", хотя бы в плане эволюции нашего материального (физического) тела, формирования инстинктов, исследования функций и возможностей мозга и т.п.

С уважением,

Зоя Часовская   17.01.2025 10:56   Заявить о нарушении
Поговорите со специалистами квантовой механики на тему о том, что "никакой науки за пределами материального мира не существует и существовать не может". Я не специалист.

Анатолий Марасов   17.01.2025 13:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Четыре времени Лидочки» (Анатолий Марасов)

Прекрасная повесть!
Спасибо,что делитесь сокровенным! Царствие небесное вашей незабвенной Лидочке

Ольга Мясникова   07.01.2025 01:44     Заявить о нарушении
Я благодарен Вам....

Анатолий Марасов   07.01.2025 07:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Природа» (Анатолий Марасов)

Красивая философия!

Мост Будущее   06.01.2025 16:08     Заявить о нарушении