Наталья Никитина-Карташова - полученные рецензии

Рецензия на «Христианская жизнь Москвы 80-х годов» (Наталья Никитина-Карташова)

Прочитал три Ваших работы, включая Сокольники и про то, как Вы бодались с КГБ. Я немного старше Вас, но мои "поиски Бога" проходили во многом похоже и даже где-то пересекались с той разницей, что связанные с этим приключения были гораздо красочней и многообразней. Не обижайтесь, но кружок о. Ал-дра Меня сразу же произвел на меня отталкивающее впечатление царившим там духом сектантства и какой-то пошлой экзальтированности, не говоря уже о том, что сам Мень по своим воззрениям стоял одной ногой в иудействе. Никакой духовности я там не увидел. Обыкновенная модная московско-интеллигентская туса. И сейчас, читая Ваши воспоминания, передо мной вновь ярко предстала атмосфера того давно забытого дурдома. Позвольте спросить Вас, дорогая Наталья: много ли Вы намолили за эти годы? Все эти ужимки и прыжки с так называем "воцерковлением" совершались не иначе как на посмешище сатане. Кстати, перестроечное "небывалое религиозное возрождение" конца 80-х годов было идеологическим детищем и проектом Ю.Андропова. Оно оказалось воистину собачьим цирком, о чем свидетельствует свершающееся на наших глазах безропотное принятие "православной" Россией печати антихриста. Христос русскому народу не нужен, он даже не понимает, Кто это такой. Народу нужно батюшковерие, свечечки и побрякушки, которые продаются в церковных лавках, а там хоть трава не расти.

Сергей Омельченко   15.04.2020 03:56     Заявить о нарушении
Как я понимаю, Вы спрашиваете меня о моем отношению к отцу Александру. У меня не было такого переживания, как у Вас. После смерти о.Александра я стала ходить в разные церкви и исповедоваться разным священником. Но то, что происходило на исповеди у о.Александра, я больше не встречала. Хотя я уже 40 лет хожу в церковь и сейчас стараюсь быть на службе каждое воскресенье, соответственно исповедаюсь примерно раз в месяц. Мне его все равно очень не хватает, особенно в некоторые моменты моей жизни. Чем более я о нем вспоминаю, тем больше я прихожу к мнению, что он святой.

Наталья Никитина-Карташова   01.05.2020 13:48   Заявить о нарушении
Ни в коем случае не хотел покушаться на образ о. Александра, запечатленный в вашей памяти, тем более, что всякий человек имеет абсолютное право иметь собственное мнение относительно любой персоналии и явления. Я просто поделился с Вами собственным впечатлением об этом кружке, а заодно выразил свое отношение к так называемому "воцерковлению" народа, оказавшегося карнавально-поверхностным и совершенно безплодным, что во всей красе показывают нынешние события. Выскажу парадоксальную мысль: даже его атеизм советского периода был ближе к Богу, чем сегодняшнее "христианство". С пожеланиями здоровья и помощи Божией

Сергей Омельченко   01.05.2020 16:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вячеслав Рикман. Дневники с фронта 1 мировой войны» (Наталья Никитина-Карташова)

Удивительно!
Во-первых, да, и не сразу догадаешься, что это дневники с фронта.
Во-вторых, очень пространные философские рассуждения были свойственны этому молодому человеку.
Но, если подумать, то на фронте близость смерти, наверное, и располагает к таким рассуждениям, к попыткам понимания мира, к определению, что есть величие. И характерно именно для юного возраста.
Спасибо. Очень интересно было почитать.

Наталья Ромодина   05.07.2018 14:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Мне радостно, что не только у меня эти дневники вызывают интерес, но и у других. Удивительно, что хотя прошло 100 лет, но они в целом понятны нам.

Наталья Никитина-Карташова   05.07.2018 20:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Малая родина - Сокольники 60-х» (Наталья Никитина-Карташова)

Какое замечательное это было время. И, наверное, не потому, что мы были молодыми, а потому что мы были счастливыми. Без гаджетов, компьютерных игр и двд плееров. Находили занятия сами, играли активно!
Мои первые воспоминания о Сокольниках связаны с конноспортивным обществом "Урожай". В 62-м мне было 9 лет, а моя старшая сестра увлеклась верховой ездой. В "Урожае" был прокат лошадей. Мы жили на Хорошевке - другой конец Москвы. По воскресеньям вставали в 6 утра, ехали на метро, шли пешком через парк, чтобы успеть купить билеты. В 10:00 смена выезжала на верховую прогулку в парк! Это было незабываемо! После этого и я загорелся конным спортом, только занимался в обществе "Труд", оно ближе к дому. Но воспоминания о Сокольниках связаны у меня м этим))).
Спасибо, что напомнили о том незабываемом времени!
Удачи!

Алёша Горелый   14.06.2017 10:26     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий. Всегда интересно читать воспоминания тех, кто помнит это время и место. У меня брат тоже ходил в «Урожай». И сама я там несколько раз каталась. Чем становлюсь старше, тем более яркие воспоминания.

Наталья Никитина-Карташова   14.06.2017 20:08   Заявить о нарушении
хоть мое детство было в тех же местах несколько позже, я прямо погрузилась в Ваш мир старых Сокольников. Уверена, кстати, что по воскрееньям мы с Вами встречались в Урожае. Я занималась там конкуром, Но всегда покупала билеты по воскресеньям, чтоб покататься и на прокатных лошадях в еще старом манеже....
Впервые меня пятилетней посадил на своего коня еще старый директор Урожая, который дружил с моим папой с детства и заразил меня олюбовью к лошадям и к парку Сокольники, Где мне разрешали ездить свободно и в одиночестве. Пару раз мы делили тропинки с лосямиЮ которые приходили кушать свежий хлебушек к Филиппову... Как это было давно!
Огромная благодарность за классно и красочно написанные воспоминания!

Леди Инблэк   12.11.2017 01:41   Заявить о нарушении
ПРавда жаль, что исчез зеленый кинотеатр в Сокольниках? А еще жалею об исчезновении огромной клетки с птичками и белками у Дома детского творчества в хвойном лесу... Скучаю по кафе Березка, по старому кафе Сирень и настоящему а не сегодняшнему ресторану "Фиалка", и по танцевальной эстраде, где было столько счастья, адреналина, знакомств и слез...
И каток был другой. Все было гораздо демократичнее и свободнее. Капитализм все же поедил в отдельно взятых Сокольнках)))
Спасибо за воспоминания!

Леди Инблэк   12.11.2017 01:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Малая родина - Сокольники 60-х» (Наталья Никитина-Карташова)

Воспоминания о детстве, о своём уголке Москвы очень важны - они отражают неповторимый личностный взгляд на прошедшие годы, на историческую среду, в которой формировалось многое из того, что стало частью культурной традиции. Она передаётся из тех времён нам, сохраняя свою мировоззренческую значимость.Без этого тем, кто нас сменяет, не понять, вслед чему они идут. Сокольники - район, во многом ключевой в том отношении, сохраняющий - прежде всего через свой парк - многие особенности московской исторической среды.
Спасибо, Наталья Алексеевна.

Аркадий Кузнецов 2   06.06.2017 22:02     Заявить о нарушении
Да, я согласна. Вспоминать места детства важно не только для себя, но и для других.

Наталья Никитина-Карташова   08.06.2017 20:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вячеслав Рикман. Дневники с фронта 1 мировой войны» (Наталья Никитина-Карташова)

Догадывался ли Вячеслав Викторович, что через сто лет написанное опубликует его внучка? Вряд ли.
Повезло иметь такую внучку, сильно повезло!

Илья Миклашевский   25.09.2014 23:16     Заявить о нарушении
Я долго не знала, что у нас есть эти дневники. Наверно два года назад я их нашла и не сразу поняла, что это дневники с фронта.

Наталья Никитина-Карташова   26.09.2014 22:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вячеслав Рикман. Дневники с фронта 1 мировой войны» (Наталья Никитина-Карташова)

Какие глубокие мысли. И это у молодого человека начала 20-го века? Всё же люди той поры были умнее и благороднее нас. Удивительно.
Интересно, а как сложилась у него жизнь в дальнейшем?
Спасибо!
С уважением,

Игорь Даниленко   18.09.2014 22:26     Заявить о нарушении
Спасибо за комментарий. Я рада, что было интересно читать.

Вот его биография, составленная по документам из домашнего архива:
Родился 28 февраля (старый стиль) 1896 г. в г.Брянске, Орловской губ. Отец Рикман В.В. проработал 55 лет в телефонном ведомстве получил от местного профсоюза почетное звание героя труда за безупречную полувековую работу. Отец умер пенсионером в 1931г. Мать, Рикман Е.И., вела домашнее хозяйство и ухаживала за шестью детьми. С 1938г. она получила персональную пенсию за заслуги сына Рикмана Виктора, который был заместителем акад.Ивана Петровича Павлова в Колтушах под Ленинградом и скончался в 1937г. Вячеслав будучи 16 лет выстрелил в церкви, после чего был доставлен в полицию и передан родителям на воспитание. В связи со случившимся у Вячеслава были проблемы с гимназией, но было написано ходатайство государю и его оставили учиться. Вячеслав очень дружил с братом Володей. Они даже захотели и обучались в одном классе гимназии. Став взрослым, Владимир женился на Марии Артамонове, дочери царского генерала Леонида Артамонова, путешественника и Елизавете Гартман, фрейлине.
Вячеслав служил в армии в Кавказском фронте в Персии вплоть до демобилизации, которая застала его в отпуске у родных в Брянске.
Из автобиографии: С осени 1981г. Рикман В.В. учился в Московском Университете, а затем в Харьковском Университете и Институте Народного хозяйства. С 1924г. С июля 1925г. работал в ВСНХ. Нарком и наркомчермета, по экономике черной металлургии. С 1941г. работал в Институте Металлургии Академии Наук СССР. В годы войны работал в комиссии АН по мобилизации ресурсов восточных районов на нужды обороны. За эту работу был награжден званием Лауреата Сталинской премии 1-й степени в 1942г. В 1943 г. защитил диссертацию для получения ученой степени кандидата экономических наук и в том же году вел работу в Институте Металлургии АН по восстановлению металлургических заводов в освобожденных районах. В 1948г. читал лекции в Московском Институте Стали. С 1944 года опубликовал несколько десятков статей в газете «Moscow News». Был период, когда работал в Институт истории естествознания и техники, но проработал он там не долго и вернулся в Институт металлургии.
С уважением, Наталья.

Наталья Никитина-Карташова   18.09.2014 23:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ответ на тройку, или мои беседы в КГБ в 1983-1984» (Наталья Никитина-Карташова)

Это очень важно: то, о чем Вы пишете. Спасибо!

Иван Лупандин   24.03.2013 10:35     Заявить о нарушении
Инициатором этой публикации была моя дочь. Она тоже считает, что это важно и сейчас. А я до сих пор напрягаюсь, вспоминая об этом. Хотя прошло уже почти тридцать лет.

Наталья Никитина-Карташова   25.03.2013 19:21   Заявить о нарушении
Ничего удивительного. Ведь все эти люди на своих местах.

Иван Лупандин   26.03.2013 08:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Христианская жизнь Москвы 80-х годов» (Наталья Никитина-Карташова)

Вы описали совершенно не известный мне мир. Не хочу вдаваться в рассуждения о религии и атеизме, я-то воспитан исключительно в духе последнего, и, однако, как ни странно, наши родители были людьми слепой, фанатичной веры, хотя сами об этом вряд ли догадывались, а скажи им - вступили бы в яростный спор. Они-то считали марксизм-ленинизм наукой, и свой атеизм - тоже именно научным! В Ваших записках есть меткое замечание (не помню - чьё: атеизм-де это наука о том, чего нет! Ну да, раз Бога нет, то, значит, и у атеистической науки нет предмета!

В отрочестве я стал центральной фигурой в истории, которая описана в главе "Есть ли Бог?" моей мемуарной (2-й по счёту) книги "Мужская школа": там рассказано, как я выступил на отчётно-выборном школьном комсомольском собрании с разоблачением секретаря комсомольской организации (моего одноклассника) в том, что он ходит в церковь и целует руку священнику. Это была чистая правда, но мне не поверили. Тот, кто попытается увидеть в этом поступке искательство перед властями, карьеристский поступок или попытку доноса - глубоко ошибётся. Наоборот, мой тогдашний "начальник" - директор школы был шокирован моей вылазкой: ведь потом оказалось, что я говорил правду, а он недоглядел: держал на посту комсомольского секретаря религиозного юношу!
Я искренне считал, что этот мой одноклассник ведёт себя криводушно: по уставу комсомола, пребывание в этой организации несовместимо с религиозностью! "Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок", - думал я, и разве был неправ?

Другое дело, что спорить, есть ли Бог или Его нет - бесполезно. Доказательства того и другого одинаково убедительны и одинаково отсутствуют. Лично меня держит в плену неверия одно соображение: если бы Он действительно был, то зачем он допускает такие ужасы, как Холокост или Гулаг?! Допустить такое -это...БЕЗБОЖНО!

Однако вера - глубоко человечное свойство. Людей неверящих - нет. Каждому дано по его вере! И мои рассуждения ничуть не предполагают спор и не направлены на ослабление в Вас веры в Создателя. Сохрани меня Господь от этого! :)) С искренним интересом читал Ваши записки. Желаю Вам счастья. =
Из окна моей квартиры открывается вид на знаменитую гору Фавор, или гору Преображения Господня. Хотел бы послать Вам снимок, но в рамках данного сайта сделать это не умею. Мой Е-mail: felixr@yandex.ru Пришлите свой эл. адрес - немедленно вышлю эту фотографию. Если, конечно, хотите.

Феликс Рахлин   03.02.2013 20:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа. Я тоже знала Сандро (так я его называю)и позже принимала участие в его судьбе. Вот он - настоящее Солнце!

Анна-Нина Коваленко   12.06.2016 18:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Христианская жизнь Москвы 80-х годов» (Наталья Никитина-Карташова)

Спасибо,Наташа за ценные воспоминания. Хотелось бы добавить и свои мысли о том периоде нашей жизни. Леон Семенович Черняк говорил,что в СССР "обратное законодательство,как это было в Содоме". При этом он ссылался на Талмуд. Я прочитал об этом в книге "Агада.Сказания и притчи из Талмуда и Мидрашей" в разделе II "Грехи Содома". Кроме продажи иностранной валюты при выезде за границу в примере Л.С.Ч. я отметил бы,что в СССР оптовые цены для граждан были выше розничных ( ...только по 1 кг в руки...дай на лапу продавцу).Цены на товары в спец.распределителях для номенклатуры (товары выше качеством,шире ассортиментом,без очередей)- стоили меньше. Стоимость телефонных переговоров с Заграницей зависила от политического строя,например с Финляндией 3 руб.минута, с Кубой-2 руб. В производственной сфере:чем больше и лучше работаешь,тем меньше зарабатываешь в час (снижали расценки).И вообще,работник мог повысить свой заработок только разрушая своё дело: таксист-туда не еду,еду в парк;продавец-спрятав товар,производственник-фальсифицируя продукцию(маргарин вместо масла,туалетную бумагу в колбасу и проч.). На мой взляд,это положение вообще деформировало психику людей.Мне два раза за трудовую деятельность приходилось сталкиваться с такой ситуацией: повышали зарплату на 15-20 руб.,а в платёжной ведомости я видел сумму меньшую,чем до повышения.На вопрос в бухгалтерии-почему так - мне отвечали-тебе ж повысили! Бугалтера спешили вычесть более высокий подоходный налог,а прибавить зарплату...забывали.
Церковь была настолько пропитана "чекизмом",что во взаимоотношениях верующего и священника возникали (как говорил Сандро Рига) казусы. На исповеди малознакомого прихожанина священник думал,что тот агент КГБ,а прихожанин тоже самое о священнике.


Николай Муратов   30.12.2012 18:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ответ на тройку, или мои беседы в КГБ в 1983-1984» (Наталья Никитина-Карташова)

Наташа, всё знакомо, близко. Спасибо за свидетельство. И те времена, что сейчас, - не лучшие, а страшнее. И что нам всем ещё предстоит пережить, можно себе представить. Будем надеяться и уповать! Дай Бог выдержать!

Артём Киракосов   14.12.2012 07:23     Заявить о нарушении
Да, времена чем-то похожи. Тогда была пустыня и редкие ростки духовности, так как все запрещалось. Теперь вера в Бога не преследуется. Но пустыня, слегка изменив свой облик, остается.

Наталья Никитина-Карташова   14.12.2012 22:34   Заявить о нарушении
Очень хорошо написала,Наталья. Читая,я заново пережил эти события,как сам готовился к обыску и "быть свидетелем".Вспомнил и беседу с тобой. Процессуальный и уголовный закон той поры не обязывал гражданина беседовать с оперативными работниками ( П-"Протокол"-по Альбрехту),а те чекисты, Ю.Ф. и его начальник были операми из КГБ. Следствие по делу Сандро вела мос.гор. прокуратура(подследственность ст.190-1 УК). Поэтому уклоняться от беседы с операми можно было под любым предлогом,даже и под тем,что советовал Коля М. Отказ же от беседы со следователем был чреват исправительными работами на срок до 6 месяцев. Коля М. (Николай Муратов).

Николай Муратов   15.12.2012 01:17   Заявить о нарушении