Виталий Штыбин - полученные рецензии

Рецензия на «Заметки о Черкесии - Мифология адыгов и абхазов» (Виталий Штыбин)

Кой-чего наУДИЛ!Ну и спасибо за память о Бестужеве-Марлинском. В дополнение к его памяти вот это http://proza.ru/2018/01/19/1494

Юрий Николаевич Горбачев 2   25.06.2021 14:08     Заявить о нарушении
Неплохо бы знать вам историческую географию. Кабардинцы только в 1720 году перекочевали на современное место жительства. А название Ошхамахо имеет хождение только с конца XVIII века. О расселении кабардинцев КРО, том 1. Вновь созданные мифы с применением новейших топонимов говорит о вторичности мифа.

Хадис Тетуев   19.08.2022 15:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Далекая Тмутаракань» (Виталий Штыбин)

Спасибо большое за труд и с Вашего позволения дополню ...описывая поединок отметим, что у касогов тогда слово - «Редедя» - не являлось именем, а означало должность. Адыгское слово «уэр-и-дада» - «отец воинов», то есть «воевода». Имя же этого «редеди» - Идар. Из летописи - ...пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошёл на касогов. Услышав же это, князь касожский Идар вышел против него. И, когда оба полка друг против друга встали, Идар, обычаю тогдашних времен, захотел решить участь войны единоборством. Он предложил Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Прольём напрасно много крови. Давай сойдёмся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь всё что имею: богатства, землю, жену и детей. Если же я одолею, то возьму твоё всё». И принял Мстислав вызов его: «Да будет так». Тогда продолжал говорить Идар князю Тамаркая (Тмутаракани) Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». Сложили с себя наземь оружие и крепко схватились бороться. В долгом, тяжёлом поединке, стал изнемогать Мстислав, ибо велик и силён был высокий Идар. В критическую минуту боя призвал на помощь тогда Богородицу, крепкий и коренастый Мстислав: «О пречистая Богородица, Царица Небесная, помоги мне! Если же одолею Идара, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю, выхватил нож, и поразил им касогского предводителя в гортань. Богатырь Идар был фактически зарезан. Коварство и нарушение слова было присуще тогда русским князьям. Мстислав, пойдя в землю Идара, забрал всё и дань возложил на касогов. Вернувшись в Тмутаракань, заложил храм в честь Святой Богородицы (1022-1024 гг.) и воздвиг его, что стоит и до сего дня в Тмутаракани». Это была одна из первых каменных древнерусских церквей и её построение именно в камне воспринялось народом торжественно, как Божественный знак. То, что Мстиславская церковь была каменной, склонны считать многие исследователи (возможно, основания именно этой церкви были открыты экспедицией археологов во главе с академиком Б.А. Рыбаковым на таманском городище). Это косвенно подтверждают доводы Б.Е. Тумасова. В книге 1986 г. - «Земля незнаемая» он пишет, что в Тмутаракани, Мстиславом была построена «вторая по Руси» каменная церковь. Первой считался Киевский Софийский Собор. Церковь стояла до дней летописца Нестора, который писал в начале ХII в., что она «... стоит и поныне». Некоторые историки полагают – церковь Мстислава стояла и до дней летописца Лаврентия (ХIV в.).

Существование её до ХII в. вполне допустимо, так как Тмутаракань до конца данного столетия управлялась русскими князьями. Даже после их ухода, в Тмутаракани долгое время оставалась кафедра архиепископа, а затем и митрополита. Существуют разные мнения относительно места расположения Мстиславского храма Пресвятой Богородицы, но достоверных данных нет. Автор склонен полагать, основываясь на неофициальных сведениях археологов, что церковь была обнаружена в период раскопок Тмутаракани в самом конце XX в. - первом десятилетии XXI в. и её сразу же законсервировали до «лучших» времен. Вероятно, что княжество Тмутараканское в первой половине и середине XI в. действительно процветало. Из описаний действий Мстислава можно увидеть, как он вначале расширил пределы княжества, покорив касогов, и вероятно земли Прикубанья и Предкавказья. Под 1023–1024 гг. в летописи говорится о том, что, собрав войско из уже подвластных ему хазар и касогов Мстислав пошёл войной на своего старшего брата Ярослава Мудрого, и разбил его войско близ Чернигова. В 1026 г. братья съехались для перемирия, «разделиста по Днепр Русскую землю; Ярослав приясю сторону, а Мстислав ону», то есть, по свидетельству летописца, Тмутараканский князь присвоил себе Левобережье Днепровский Руси со столицей своих владений в Чернигове. Всего же Тмутаракань находилась под властью могучего князя Мстислава без малого 50 лет, и это был период подлинного расцвета, отдалённого от Руси, приморского княжества... Удачи, всяческих добрых пожеланий! С уважением!

Николай Мринский   12.09.2020 12:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Другая история Кубани. Греки» (Виталий Штыбин)

Виталий, Вы молодец! С удовольствием прочитал Вашу статью. Я сам всю жизнь изучаю историю древнегреческого мира. У меня есть роман о древних греках - "Возмездье стратега или в когтях у ведьмы" ( на прозе ру ). Я полагал, что Танаис основан был гораздо позже,чем Вы указали. Но должно быть, он основывался не один раз. Спасибо. включил Вас в список избранных авторов. Счастья Вам, здоровья и новых интересных содержательных статей.

Петр Гордеев 2

Петр Гордеев 2   21.09.2018 21:22     Заявить о нарушении
Чего ж так?))

Виталий Штыбин   18.07.2017 17:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Баскская проблема теории происхождения уникального» (Виталий Штыбин)

Интересная работа и претендующая на научность. А вот ссылок на источники, нет. Меня например заинтриговал вот какой абзац:

«Не так давно, испанская археологическая экспедиция под руководством известного археолога Элисео Хиля в ходе раскопок в Баскской области Витория сделала важнейшее открытие. В ходе раскопок на руинах древнего мавзолея, датированного 3-4 веком нашей эры, археологи обнаружили кости животных с надписями на баскском языке. По окончании экспертизы ученые определили, что надписи сделаны в середине 3-го тысячелетия д.н.э. Учитывая, что до этого все упоминания о баскском языке датировались не ранее чем серединой 16 века, это открытие перевернуло все представления о современном баскском языке.»

Я попытался сам что либо найти в инете, но из сайта в сайт идёт одно и тоже. Это весьма похоже на фейковый вброс. В отсутствии билингв, перевод неизвестной письменности неизвестного языка из 30 «слов» - сделать невозможно! Это сложнее чем Фестский диск. В Европе существуют десятки нерасшифрованых письменностей на основе алфавита. А тут бах! Черты и резы расшифровали и нашли 5 армянских слов! Не верю! С уважением Ф.П.

Филолог По Принуждению   26.03.2017 17:06     Заявить о нарушении
И я не верю. В советское время бытовала версия одного грузинского историка о кавказском происхождении басков, основанная на схожести десятка грузинских и баскских слов (я запомнил "бирибил-борбали" - кольцо и "лело" - игра в мяч), наличии двух Иберий (но иберы - не баски) и схожести слов "абхаз" и "а баск" (но абхазы - не грузины). Совсем недавно прочитал, что французские лингвисты неизвестно каким методом рассчитали время зарождения языка басков - получилось 8000 лет. На днях по каналу Культура поведали, что генетический анализ человеческих кости, найденный в домах неолитического города Чатал-Гуюк (Анатолия), показал, что жители этого города - не индоевропейцы, но родственны баскам!

Алексей Аксельрод   27.03.2017 12:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Другая история Кубани. Черкесы» (Виталий Штыбин)

\\Между прочим, они были христианами и намного раньше Руси. Да-да, в первых веках новой эры, сразу после Грузии и Армении, так называемая Зихия, адыгейская страна, стала христианской. В Византии был даже представитель отдельной Зихской Церкви, был у них и свой епископ\\.- Вы путаете, это кабардинцы в одно время были христианами, а не адыгейцы. Адыгейцы раньше назывались черкесами, если брать в общем, а так они делились на племена. С наскоку такую глубокую тему не осилить. история черкесов охватывает даже начало III тыс. до н.э. .Раньше они , под названием хеттов, обитали к югу от Центральной Малой Азии.
А насчет того, что адыги потеряли менталитет и стали "никакими", это только кажется...

Асна Сатанаева   20.03.2017 22:59     Заявить о нарушении
Спасибо Асна! Здесь нынче мало пишу, сейчас перешел в видеоформат в Youtube - Заметки о Черкесии - все мои выпуски))

Виталий Штыбин   13.07.2017 22:15   Заявить о нарушении
посмотрю и оценю))
Всего доброго. Удачи!

Асна Сатанаева   14.07.2017 08:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Другая история Кубани. Армяне» (Виталий Штыбин)

Интересные изыскания, Виталий! Продолжай, удачи тебе! Предлагаю выдержку из своего очерка о путешествии генерала Раевского со своими близкими и Пушкина... 11 августа 1820 г. вся процессия Раевских - Пушкина въезжала в главный войсковой град. Тогда его население (3 тыс. чел.) проживало в саманных одноэтажных и турлучных хатах, но дом атамана был весьма добротным. Слева от дороги путники увидели остаток прикубанского леса (ныне гор. парк имени М. Горького) с присутственными местами; провиантские магазины и войсковой архив. Правее, на фоне пыльной зелени садов южной окраины города, возвышался частокол местного острога, а прямо впереди виднелись земляные валы самой значительной в Черномории крепости с обширной ярмарочной площадью, примыкавшей к ее северной стороне. После бани и трапезы гости атамана Г.К. Матвеева еще долго сидели за самоваром в саду и слушали его рассказы о Запорожской Сечи, о Березани, Очакове и Измаиле, где он воевал в молодые годы под началом великого военного гения А.В. Суворова.

Еще ранее Григорий Матвеев был крепостным графини Разумовской, бежал от нее в Сечь, к запорожцам. Храбрость в боях, талант военачальника и отзывчивость создали ему популярность во всей Черномории. В период с 1807 по 1842 гг. Г.К. Матвеев, будучи подполковником, командовал 9-м пешим полком ЧКВ, где служили бедные казаки, не имевшие у себя «никаких достатков». Александр Пушкин и Раевские были очень удивлены тем обстоятельством, что, несмотря на статус Матвеева, его мать по-прежнему оставалась крепостной у жестокой графини Разумовской. Ни просьбы Григория Кондратьевича, ни крупный выкуп не помогли, и мать атамана умерла крепостной. Безусловно, разговор был и о казаках - черноморцах, и о куренных селениях, которые они основали, и о Екатеринодаре, где предстояло провести очередную душную ночь с надоедливыми комарами. На следующий день атаман Матвеев показывал город. Гости осмотрели собор Вознесения Господня и находящиеся в нем на хранении боевые знамена. Большой интерес вызвали колокола, висевшие на дубовой звоннице напротив главного входа в собор. Они были отлиты в г. Херсоне, в октябре 1793 г., из числа 16 трофейных медных турецких пушек и одной мортиры, захваченных казаками при взятии острова Березань в 1788 г. Главный колокол весил 440 пудов, другой - 120. Колокола вначале были переправлены морем, а затем транспортированы по р. Кубань, и подняты в подклетье Войскового храма в день святых великомученников Бориса и Глеба - 25 июля 1795 г. Раевские и Пушкин также осмотрели крепостные курени, бастионы и Ярмарочную площадь, на которой по рассказу Войскового Атамана Г.К. Матвеева, несколько раз в год проводились ярмарки с участием горцев. Оставшись под большим впечатлением от всего увиденного, Александр Сергеевич затем напишет краткое, но очень выразительное четверостишье:

Толпятся средь толпы еврей сребролюбивый,
Под  буркою  казак,  Кавказа  властелин,
Болтливый  грек  и  турок  молчаливый,
И  важный  перс,  и  хитрый  армянин.

Пушкин, будучи человеком наблюдательным, заметил, как на центральной улице Красной, в одном квартале от усадьбы генерала Бурсака, армянские купцы зазывали в свои лавки редких прохожих. Они истошно кричали, страшно вращая глазами, а то и просто хватали за полы одежды, затаскивая  упирающихся в двери своих лавок, наперебой расхваливая различные товары. Позже казаки рассказывали, что нахичеванские армяне перемещались следом за обозами казаков, идущих к Кубани, и благодаря спекулятивным оборотам имели всегда приличный доход. Казак же никогда, не то, что московский стрелец, не любил и не уважал торгового дела. Точно также относились к торгашам и закубанские черкесы. Ранним утром, на другой день, Раевские и Пушкин тронулись дальше, через главные сторожевые ворота Екатеринодара, в сторону большого Таманского почтового шляха. Нахичеванские армяне проживали в Ростове на Дону, а переселены были из Крыма Екатериной II.

Николай Мринский   20.12.2016 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку Николай! К сожалению, тут нынче мало пишу, пока перешел в видеоформат - забейте в поиске Youtube - Заметки о Черкесии - все мои выпуски))

Виталий Штыбин   13.07.2017 22:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Баскская проблема теории происхождения уникального» (Виталий Штыбин)

И, как интересно! Виталий, вы сами какой теории придерживаетесь? (Мне нравится чохом и иберийская и грузинская.)

Антон Сплх   09.04.2016 15:57     Заявить о нарушении
Исходя из самых последних данных взаимосвязь между басками иберии и грузинами крайне условная. Баски - осколок первых жителей Европы ближневосточной волны, которая была плотно связана с территорией Кавказа, но это все единичные группы людей и единая в те времена пра-культура. Просто очень хорошо они ее сохранили, как и грузины свою)

Виталий Штыбин   27.04.2016 21:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Другая история Кубани. Черкесы» (Виталий Штыбин)

Читается с интересом... Правда, с достоверностью большие проблемы..
Хотя бы в Интернет заглядывали, что ли... Калмыки и ногайцы - не только разные народы, а к тому же и нечто противоположное, то есть - извечные соперники и враги. Они резались столетиями, а калмыков спас как раз первый царь династии Романовых, позволив селиться на землях Астраханского ханства, Большой и Малой Ногайской Орды за что калмыцкий хан обязывался верноподданно служить.... и т.д...
А киргизы... Это один из самых древних народов и культур Средней Азии...

Алан Кубанский   23.12.2013 00:08     Заявить о нарушении
Что ж, приму к сведению, когда буду собирать материал по ногайцам, спасибо!

Виталий Штыбин   23.12.2013 01:31   Заявить о нарушении