Джейка - написанные рецензии

Рецензия на «Всемирная сказка о страннике и о любви» (Анна Гайкалова)

Вы, Анна, наверное, тоже умеете "видеть с закрытыми глазами все, о чем думаете"...
Как интересно - у Вас в избранных авторах Юлия Вольт, удивительный человек и - поэт.

Джейка   22.09.2008 22:21     Заявить о нарушении
Спасибо!
Это такая холодинамическая сказка, ее мало, кто читает, говорят, слишком длинная.
...Да, я действительно думаю образами...:) Даже глаза закрывать не надо:)

А к Вам я пришла как раз со сранички Юлии Вольт. Прочитала Ваши рецензиии очень заинтересовалась. Приду еще:)))
До встречи:)

Анна Гайкалова   27.09.2008 11:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Джокер из армянского квартала» (Юлия Вольт)

Вот мы забыли, как правильно читать.
Посему держи - ЗАБЫТЫЙ ТРУД ЧТЕНИЯ


"Всякий из нас - это любой другой и каждый из живущих" - так кристаллизовала Маргарет Юрсенар любимую мысль Борхеса. Эту мысль заново и независимо рождают в сознании читателя девять новелл "Пасьянса".

В девятой новелле сама Лидина сознается, что под маской Сонечки явлена она, Оксана Лидина в раннем детстве. А несчастная и счастливая в своем безумии Юдифь Матвеевна? Разве кто-нибудь из персонажей застрахован от такой старости? Разве кто-нибудь из читателей застрахован? Взросление и старение странной Сонечки могло сложиться по любой из начертанных в "Пасьянсе" схем. Вроде бы все о будущем Сонечки нам известно: она оказалась в лабиринте и вернулась в детство, но мы-то, читатели, понимаем, что это возвращение - только один из возможных вариантов развития. И опять все они - Сонечка, Лидина, Юдифь Матвеевна - это я, читатель. Омерзительный "Джонатан Свифт" - я. Суетливый и трусящий жить Иноземцев, переживающий кризис пустоты своего возраста в церкви через "суму" нищеты своего духа и через тюрьму, навязанную им себе самому из-за той же трусости жить, - тоже я.

Автора, который вовсе не скрывается, не видно. Читатель свободен от автора. Но не свободен от всех своих "я", которые одно за другим наступают на читателя, хладнокровно и неумолимо обступают его, поворачивают к себе самому под разными углами - и читатель оказывается развоплощен, разделен и собран во всех персонажах. И не понимает, что происходит.

Тяжелая сосредоточенная проза, не предназначенная для развлечения или умиротворения, читаемая временами мучительно, не отпускает от себя, заставляет прочитать себя до конца. Длинное, невероятно подробное описание процесса удаления Иноземцевым надписи с асфальта - что в нем не дает пропустить пару абзацев? А то, что это я, читатель, стираю эту надпись, мучаясь от страха перед соседкой, от стыда перед жильцами, от себя самого. Сухой бугорок земли, расковырянный детскими пальчиками Сонечки - а там грибок! - что нам в нем? А то, что я знаю, как я, читатель, когда-то нашел этот гриб! И мне приятно читать про себя. Мне приятно читать про себя даже неприятные вещи. Например, про больное сладострастное самолюбие одинокого эгоиста Вершинина. Почему же приятно? А потому что в них правда, в которой читатель волен признаться самому себе, а волен и не признаваться.

Мужчины, женщины... Мифотерапевты, мифопотребители... Разделяются ли они внутри меня, читателя?

Девять новелл, из которых вдруг складывается повесть... Повесть о взрослении. Обиды, радости, искренние душевные порывы, пакостные желания - вроде бы они определяются конкретным возрастом, но по сути своей не меняются с детства до глубокой старости, оставаясь в нас, определяя черты нашего характера.

Пасьянс разложен - туз, король, дама, валет, десятка, девятка, восьмерка, семерка, шестерка... Девять новелл - девять основных карт. И каждая новелла двоится своими героями и героинями - для большого пасьянса нужны две колоды.

Чувство вины странной Сонечки - может, это источник сострадательного порыва Лины Иноземцевой к Юдифь Матвеевне? Зашуганность Иноземцева - может, это тропинка к моральному садизму Вершинина? Лабиринт, отпустивший Лялю, не выпустивший Сонечку и не возникший в жизни Инны Петуховой, - может, это перекресток с тремя дорогами?

Девять новелл - девять основных карт. Те самые девять карт, которые, умноженные на четыре масти, традиционно участвуют в гаданиях на счастливую судьбу и в раскладе пасьянсов. Джокер - это "птица" иного полета, из другой оперы. Джокер, оборотень, властитель карточной игры! Что же делает он в "Пасьянсе"? А он... улыбается. Нашей беспомощности? Неведению? Неумению сопоставлять факты собственной жизни и нашему удивлению, когда мы вдруг в девяти новеллах о Сонечке, Юдифи и прочих видим себя, читателя, видим свои детство, взросление, старение?

...Ах, как могло бы быть... Если бы... Но нет! Не видим мы улыбки джокера и не ждем ее в своей жизни! Живем, не чувствуя себя. Но безмозглая эта жизнь становится совершенно невозможной после того, как явил нам автор улыбку джокера. После того, как явил нам автор эту необыкновенную улыбку, начинаем изучать мы себя самих, делая маленький шажок к тому, что как обязанность человеческую определил Борхес: "Каждый писатель и каждый человек должны видеть во всем случившемся с ними, даже в крахе, позоре и беде, своего рода орудие или предмет искусства и обращать происшедшее на пользу. Все это дается нам ради одного: мы обязаны его преобразить, создать из наших ничтожных обстоятельств что-то вечное или приближающее к вечности".

И тогда джокер улыбнется нам - в нашей жизни.

Джейка   14.09.2007 21:36     Заявить о нарушении
Ух ты! Вот это рецензия! Спасибо за то, что потрудилась прочесть и прорецензировать:) Я в восторге! Лови сердечки:) Твоя с любовью,

Юлия Вольт   14.09.2007 22:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «8. Архив» (Юлия Вольт)

Все, все висит на ниточках... Судьба с большой буквы складывается из мелочей - или не складывается, потому что пренебрегли когда-то какой-либо мелочью, не туда повернули, не то сказали, не открыли, не закрыли... И никогда мы не узнаем, свою судьбу мы проживаем, или вовсе даже другую, искореженную. И даже не узнаем, а не есть ли эта самая искореженная судьба именно та, настоящая наша Судьба. И получается какая-то тоска и детерминизм непреодолимый, потому что выбрать-то можно, а вот выбор выбора всегда наугад, и итог совершенно непредсказуем...
Слушать - остается только не упускать, слушать эти случайные, ничего не значащие и значащие все, незначительные совпадения, и жить внимательно - но какая же это утопия, жить внимательно!
Юльк, негрустным языком написана очень грустная вещь.

Джейка   08.05.2007 21:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Юлечка:) Буду негрустным языком продолжение писать:)

Юлия Вольт   09.05.2007 07:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Даниилу леонидовичу андрееву 02. 11. 1906 - 30. 03» (Даниил Леонидович Андреев)

Даниил, спасибо за Даниила! То, что он закончил Розу Мира - это знак ее действительности.

Джейка   03.10.2006 23:29     Заявить о нарушении
как приятно видеть знакомый НИК :)

Даниил Серебряный   05.10.2006 11:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «А... давай уйдем в воспоминания» (Огюст Сабо)

Ничего не поможет, только чуть зарастет,
словно ватой заложит рану время, и все...

Джейка   09.07.2006 21:24     Заявить о нарушении
НЕТ! сВЕТЛЯЧОК, Я НЕ УМЕЮ ЗАБЫВАТЬ ВЕРНЫХ преданных друзей...
И... в сегда ищу танцующцю меж звезд "принцессу" Радужных балов!!!

а.. Ларика дейчтвительно нет - он умер!!! И нет вестей и звонков от Вита...

Огюст Сабо   15.12.2008 21:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «С к и т!» (Огюст Сабо)

Ты - ЦЕЛЬНЫЙ.
:)

Джейка   08.07.2006 14:30     Заявить о нарушении
Спасибо. (улыбаюсь) хотя я часто рассыпаюсь, а потом после "строительства" не все на место возвращается

Огюст Сабо   14.07.2006 07:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ненавижу!!!» (Огюст Сабо)

оооойййй....
это ты с размаху на больную мозоль моих мыслей про это - не, не про себя саму, я, знаешь, счастлива тем, что ничто подобное вот уже сколько лет ни разу не вызвало у меня этого ужаса раздражения в человеке, "который так долго и ТЕРПЕЛИВО!!! идет со мной по дороге жизни", но!!! Это было у меня с другими людьми, и это я сейчас наблюдаю в отношениях другой пары, в которой один (раздражающий) - мой собственный ребенок... В принципе, уже и нет никаких "отношений"...
Их нет, а я все думаю про это - вообще.
А тут твои мысли на мои мысли.
Солью :)

Джейка   02.07.2006 22:29     Заявить о нарушении
да такая ситуация верно была у каждого человека, просто я нестандарт и она у меня более болезненно...
а у тебя и в доме твоем пусть все наладится... все ХОРОШО будет!!!

Огюст Сабо   02.07.2006 22:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трансвестит!!!» (Огюст Сабо)

Кадетушка :))) Гала-Кадетушка, солнышка!
Привет! :)))

Джейка   02.07.2006 22:14     Заявить о нарушении
...и как ты только меня тут нашел, и зашел? Как я тебе рада! :)

Джейка   02.07.2006 22:22   Заявить о нарушении
да по "солнышку" рыженькому... по свету теплому... по "памяти" давней... по лунной ниточке...
Я в Москву еду на той неделе... - к своим "девочкам" на встречу.
а где ты?
всегда твой Кадэ.

Огюст Сабо   02.07.2006 22:31   Заявить о нарушении
Я вернулась уже из Питера, в Москве я :)
А мы с тобой все никак хоть уж не бальзамчику, хотя бы кофе полчасика не попьем на пару :)

Джейка   02.07.2006 22:53   Заявить о нарушении
дату приезда скину на мыло... идет... и бальзам привезу...

Огюст Сабо   02.07.2006 22:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глава 4. Первые годы жизни» (Korol)

Анют, прочитала с пролога и вот до Киева в огнях - знаешь, наверное, это не литература в высоком значении, но мне кажется, такие вещи - воспоминания-рассуждения - просто необходимо писать. Потому что это только мы знаем и помним, а потом оно все исчезнет, если не говорить про это. Совсем. Как память о резиновых пупсиках - у меня был такой :). Как то, какой формы были пакеты с молоком. И про все эти вродебымелочи - в одно слово! - которые вдруг создают там, далеко в детстве, наше будущее - нынешнее настоящее, непременно надо писать. Кирпичики наши...

А по тексту - а совсем не скучно читать, живо и зрительно ты рассказываешь.

Джейка   02.07.2006 21:13     Заявить о нарушении
Точное определение: «кирпичики наши»! Спасибо, Джейка! Я эти свои кирпичики перенесла на национальный сервер современной прозы из тетради, которая вместе со студенческими конспектами случайно сохранилась в квартире родителей. Эх, жаль, что самые первые дневники, написанные в двенадцатилетнем возрасте, бесследно пропали, как и «роман в стихах» с ненормативной лексикой, как и школьная недописанная повесть, начинающаяся со слов «Они стояли рядом, пока ещё не замечая друг друга...» :)

Korol   03.07.2006 07:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Писатель» (Владимир Грибакин)

Кормил он плохо своего Пегаса :)
Вот и продукт из коняшки пер некачественный :)

Джейка   02.07.2006 11:26     Заявить о нарушении
Вероятно :)

Владимир Грибакин   02.07.2006 17:34   Заявить о нарушении