Роман Алтухов - написанные рецензии

Рецензия на «Доброе утро!» (Юрий Прокопчук)

Если уж такой биоробот "намного лучше" людей с работой и положением, то дай Бог твоим выщенкам, Прокопчук, оказаться на её месте. AMEN

Роман Алтухов   14.04.2024 19:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо коллеге в XXII век» (Жузумкан)

Лучше бы прозой в будущее письма писать. А то вдруг там все просвещённые эстеты? Спросят: бабуся, а отчего так бездарно нарифмовано?

И даже в прозаическом варианте -- я бы исправил 1945-й на 1941-й. Когда закрыли собой. В 1945-м уже в Германии - не закрывали, а ПОКРЫВАЛИ. Герои твои... Красивых немок!

«Мать, дающУЮ жизнь...» Мелкие "косяки" в тексте. Если бы было это школьным сочинением в Совке-СССР - получила б ты "тройку". И то - бонусом, за патриотизм.

Лучше прозой старайся. Не умертвляй слово бездарной, наивной нарифмовкой. И - лучше к живым современникам. Не в вымышленное «будущее».

Творческих успехов!

Роман Алтухов   05.04.2024 04:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «сказка о ценности, которую не купишь» (Жузумкан)

Войну, образно, часто уподоюбляют пожару. Первые войны человечества, в эпоху неолита, произошли из зависти к НАКОПИВШИМ ИЗЛИШКИ и желания ограбить чужой труд. Желаю этим енотам - или, в реальности, не иметь никогда излишков, или оказаться (вместе с соседями) разумнее представителей твоего вида.

Чем ьы ты им помогла, начни эти звери убивать твоих енотов? Например, из-за того, что не всем подошли бы припасы, собранные енотами на СВОЙ вкус? Или, просто - от нежелания брать унижающие подачки?

Вот моя - не сказка, а быть - с ответом: http://proza.ru/2022/05/31/403

Роман Алтухов   04.04.2024 14:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Толстовский Тютчев» (Борис Тебиев)

Мой очерк о том же "поэте":
http://proza.ru/2015/06/04/1667

1) О КОМ РЕЧЬ.

Фёдор Емельяновиич Поступаев (1872-1931) -
рабочий, поэт-самоучка, участник литературных рабочих кружков. Публиковался с 1902 года. С 1905 года – сотрудник основанного Л.Н. Толстым и И.И. Горбуновым-Посадовым издательства «Посредник»: заведовал сбором материала и подготовкой изданий в Москве. В «Посреднике» же публикуются стихотворные сборники Ф.Е. Поступаева («Песни рабочей жизни» (1904) «У земли и у котла» (1906)), рассказы «Деревенские письма», «Утро» (оба 1911) и др.

2) КОММЕНТАРИЙ.

Секретарь и добрый друг Л.Н. Толстого, Николай Николаевич Гусев, как-то, вдохновенно продекламировав Л.Н-чу стихи Поступаева, назвал Фёдора Емельяновича «толстовским Тютчевым» (Маковицкий Д.П. У Толстого. Яснополянские записки. - Кн. 1. С. 296).

На наш взгляд – немного опрометчиво назвал: сам Поступаев, как явствует из нижеприведённого его очерка о посещении Л.Н. Толстого, во-первых, точно не «толстовец», и, при всей простонародной наивности, он смело, аргументированно спорит с толстовскими теориями ненасильственных социальных преобразований; во-вторых же – свой творческий, поэтический эталон находит в поэзии отнюдь не Тютчева, а нелюбимого Л.Н. Толстым «духовного дегенерата» В.Я. Брюсова.

Тютчев в лучших своих стихотворениях – глубоко философичен, прислушивается к себе и отыскивает в природе и мире неочевидное, трогающее только сердце поэта. Дошедшие же до нас стихи Ф.Е. Поступаева облечены пусть и в изнурённую трудами, но всё-таки плоть, сильнейше экстровертированы на "мировое зло", несправедливости, горести трудящихся. Аристократичного Тютчева передёрнуло бы и вывернуло не только от поступаевских описаний цеховой работы, кабачного загула или ночной охоты в бараке с сальной свечкой за блохами и клопами, но и от простонародного языка поэта-пролетария. Тютчев ищет Бога, Поступаев -- классовых "врагов" и вшей в постельных "ласкутьях"...

Если уж искать некоторых предтеч поступаевской лирики в русской лирике первой половины-середины XIX столетия, то следует, скорее, назвать имена И.С. Никитина, Н.А. Некрасова, отчасти -- Я. Полонского… Причём – в большей степени сходство с первым: знаменитый некрасовский «гнев» в адрес «мироедов», «дармоедов», «губителей народа», "эксплуататоров" у Поступаева отсутствует напрочь, чем и приглянулись его стихи Л.Н. Толстому, ибо, на его взгляд, называя виновных, отнюдь к ним «не разжигают злобу, устанавливают правильное отношение» (Там же).

Примечательна и история взаимоотношений Поступаева и Толстого при личной встрече в ноябре 1905 года. По признанию Льва Николаевича, тот поначалу напомнил ему любимого им «крестьянского» живописца Орлова и «совсем загипнотизировал», так что он «его только после раскусил» (Там же. С. 477).

«Раскусив» же Поступаева, уже в период его редакторства в «Посреднике», Толстой увидел в его лице одного из «распропагандированных» радикалами революционных активистов, хотя и болеющих душой за российское крестьянство, но не принимающих близких Л.Н. Толстому взглядов на мирное решение земельной собственности по системе американского экономиста Генри Джорджа. По мнению Ф.Е. Поступаева, обаявшего и переманившего в 1905 г. на свою сторону даже Н.Н. Гусева, «система Генри Джорджа недостаточно радикальна – во-первых, потому что не касается фабричного производства, капитала; во-вторых, не уравнивает положения землевладельцев. Надо сделать общей не только землю, но и остальное производство; пусть общины обрабатывают землю сообща и продукты делят поровну» (Там же. С. 469).

Резонные возражения Льва Николаевича о том, что «это вопрос сложный», что люди не настолько святые, чтобы «всем землю обрабатывать», что «сделать труд обязательным, священным нельзя», что и Христос с апостолами, к примеру, не пахали землю для общины, -- наталкивались на барьер непонимания, неприязни (Там же). Поступаев снова и снова, ссылаясь на речи наиболее радикально настроенных делегатов I съезда Всероссийского крестьянского союза, настаивал на немедленном осуществлении «идеала» отнятия у эксплуататоров и уравнительного разделения земли на «мирских началах» (Там же. С. 470).

Примечательно здесь же диагностированное Л.Н. Толстым загрязнение не только сознания Поступаева-активиста идеями революционного насилия, экспроприации и уравниловки, но и устной речи Поступаева - оратора, писателя и поэта и других делегатов помянутого «крестьянского» съезда – иностранными словами. На это Л.Н. заметил: «И думать, и говорить надо своим умом и своими словами, и говорить русскими выражениями. Надо, чтобы понятия были свои, русские. Тогда и слова найдутся русские» (Там же).

3) ПРИЛОЖЕНИЯ.

3.1. ДОКУМЕНТ 1.

Ф.Е. Поступаев
У Льва Николаевича Толстого (очерк, публ. 1907г.)

«… В передней дома Толстых нас встретил низенький, худенький, тихо говорящий человек, доктор Д. П. Маковицкий. М. А. Шмидт отправилась по лестнице на второй этаж, а мы остались внизу.

По портретам Репина и фотографиям Толстой в моем воображении рисовался огромным, коренастым; лицо сурово-грозное, обрамленное густой растительностью,— вдруг, я вижу, по ступенькам лестницы спускается сутуловатая фигура небольшого роста худенького старичка; бородка жиденькая, волосы на голове редкие; глаза серые, маленькие, но живые и острые.

— Кто здесь Поступаев, что недоволен моим предисловием к Джорджу? — радушно улыбаясь, спросил Лев Николаевич мягко-ласковым, по-женски звучащим голосом и, взяв меня за руку, ввел за собою в комнату Д. П. Маковицкого.
— Мне Марья Александровна передала, что вас обидело моё предисловие к статье Джорджа о едином налоге; скажите, что в нём обидного? — спросил меня Лев Николаевич таким тоном, словно он радуется моему недоумению.

Я высказал, что трудно согласить все его взгляды отрицания земельной собственности,— хотя бы по произведениям «Неужели это так надо?», «Великий грех»,— с желанием помочь идее обложения единым налогом опять-таки в пользу тех же собственников; кажется, что Толстой отрицает Толстого.
Лев Николаевич объяснил, что ни ров, ни пропасть без моста не перейти, а единый налог в предложении Джорджа ему рисуется не чем иным, как мостом постепенного перехода через пропасть собственности к уравнительному трудовому землепользованию.

В каких-нибудь полчаса беседы Лев Николаевич своей простотой и сердечностью отогнал всё моё смущение; чувствовалось свободно и легко, словно ты не у всемирно-знаменитого Толстого, а у самого задушевного приятеля-друга, для которого внутри тебя нет ничего затаённого. На моё недоумение о проповеди непротивления Лев Николаевич радостно рассмеялся:

— Эдакий вы чудак! Да ведь в этом непротивлении — самое яростное противление. Человек, которому объявили приговор к смертной казни, отказывается от пищи: разве тем самым он не проявляет самого сильнейшего противления?..
Наверху в большой гостиной, увешанной портретами предков Льва Николаевича, за столом сидели три женщины: М. А. Шмидт, С. А. Толстая и Т. Л. Сухотина—дочь Толстого. Около Льва Николаевича сидел хорошо одетый, средних лет, господин, оказавшийся по представлении князем Оболенским. Он рассказывал Льву Николаевичу о крестьянских бунтах и разгромах имений в их местности. Помню характерный момент. Князь говорил о жестокости и варварстве крестьян, делающих надрезы кожи на породистых лошадях, которых выгоняли из шкуры каленым железом. Лев Николаевич слушал с нескрываемым недоверием и не раз прерывал князя вопросами;
— Да ведь все это говорят, а сами-то вы не видели? И, вероятно, чтобы переменить неприятный разговор,Лев Николаевич обратился ко мне:

— Кого из современных поэтов вы больше читаете и уважаете?
— Брюсова,— ответил я.
— Декадент, упадочник, духовный дегенерат… Что вы нашли у него?

Я предложил прослушать, что я помнил из Брюсова. Лев Николаевич согласился, и я прочел. «Я жить устал среди людей и в днях…»

Стихи о женщинах я умышленно выпустил, а о думах и книгах постарался оттенить и подчеркнуть в них все красивейшие образы: о стоцветных стёклах окон — книг, через которые видны мир, просторы и сиянья; о голубях, несущих весть в плывущий ковчег, и т. п. Я читал и наблюдал, как задумчиво-серьёзное внимание великого старика начинает цвести юношеской улыбкой радости чуткого художника. Глаза Льва Николаевича лучились и искрились духовным удовольствием, чувствовалось без его признания, что стихотворение ему нравится. И когда я кончил, он попросил еще прочесть, если есть что в памяти из того же Брюсова.
Я читаю «Каменщика».

Лицо Льва Николаевича начинает меркнуть, и, когда я кончил, он сказал:
— Первое, глубокое по мысли и настроению, можно уверенно считать поэтическим, а второе — надуманное, и думаю, что прозой гораздо лучше можно выразить ту мысль каменщика, которая выражена стихами.

Говорили о современных беллетристах, среди которых Лев Николаевич отметил большое подражание психопаткам мод — женщинам, ищущим в материях не прочности, а яркости и цветочности рисунка, по большей части линючего и негодного.
Прощаясь, Лев Николаевич посоветовал мне всматриваться поглубже не в Брюсовых, а в живой быт трудовой среды».

Роман Алтухов   27.03.2024 12:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Двор» (Александр Котюсов)

Кончились у Шурки публикации... Надо понимать, опиум для народа "перетянул" для Шурика писательство. С 2019 года -- вдохновение писательское мовершенно уже от шурика ушло, а остались -- бары, рестораны... Пир на весь мир. Теперь, вероятно, на пенсии ещё поразвлекается пенитрейзией... да и в ящикъ. Но лучшие годы творчества и теперь уже для Шурки позади... и не только творчества.

Бориса Немцова (например) будут помнить поколения и века, Шурик. А тебя и все твои "толстые" публикации, протиснутые в печать по знакомствам и блату -- забудут ещё при твоём «дожитии». Amen.

P. S. Oтчего, кстати, тебе не полюбилась наука? Денюшек и славы захотелось? Знай же, курво, что с настоящим творчеством, писательством, как служением Слову, Истине, Богу -- это тоже несовместимо!

Роман Алтухов   04.03.2024 11:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Чертков черт или ангел» (Михаил Кедровский)

Чепушишки ты, Кедровский Миша, подпустил, разумеется. Как вольному интернет-публицисту и положено... Хороший показатель: притягиваешь к себе равных. Тут рецензии тебе уже написал один шиз: "Христос - сын Владимира..." и что-то ещё такое же. Ссылочек недостаёт. Откуда нахватался, например, глупостей и гадостей о жизни духоборов в Канаде? О вере их: "интерпретировать аллегории Библии так, как Господь Бог на душу положит". А тебя, сущностный безбожник, в Совке-СССР какой догматике обучили? Чтобы так отзываться о вере духовных христиан...

Вообще понятие "аллегория" по отношению к учению Христа - это уже ТВОЁ, не Толстого. Со времени "В чём моя вера?" Толстой-христианин подчёркивал, что учение как раз нужно понимать без перетолкований - как апостолы, даже "как дети". В Нагорной -- "малые правила" разумной повседневности, а не "аллегории".

Или вот, о Толстом 1883 года: "видел себя в качестве авторитетного наставника и вождя прогрессивной России будущего, ненавистника царизма и церкви". Анахронизм, Миша. Ни в какие "ненавистники" Лев себя не вписывал никогда, а о пользовании своим авторитетом задумался ближе к концу десятилетия. Тогда он, скорее -- радостно (и преждевременно) стремился поделиться с соотечественниками своими духовными открытиями.

Пакости из твоей, Миша, порченной с детства московской головки так и прут, даже в ущерб исторической точности: "Толстой и Чертков сошлись [...] на частичном вегетарианстве, которое разрешает вкушать молоко, яйца, черную и красную икру". Ну, вот зачем это, иорник ты ЗАДорник? Как и вся, тобою выдуманная, "беседа двух полупомешанных".

"В Цюрихе, Женеве, Париже и Лондоне" - это ты круто размахнул издательскую работу Черткова. Конечно же, не один он, и не он первый... За границей он стал работать как раз ПОСЛЕ ссылки - из твоего текста читатели не поймут этого, потому что и в твоей головке пакостной не хватило полезной "матчасти", чтобы соблюсти точность и избежать в изложении анахронизмов.

Кстати. "Под негласным наблюдением" Толстой прочно оказался уже в 1880-х, тогда как метафора "зеркала революции" у Ленина относится к событиям 1905 - 1907 гг., и характеризует влияние РЕЛИГИОЗНОЕ, ХРИСТИАНСКОЕ проповеди яснополянца -- как раз, по мысли Ленина, ПОМЕШАВШЕЙ "пожару" революции. Надеюсь, твои читатели, такие же старые, как ты, напомнят тебе школьную программу. Плохо читал классика, Миша, наверное тот ещё остолоп в школке был!

Духоборов эвакуировал из России ещё и сын Толстого Сергей, и актёр Леопольд Сулержицкий. Что ж ты их не демонизируешь, как Бонча и Черткова? Не прёт лыко в строку, верно? Слишком не подходят личности для этого.

И не отказ от пьянства был главным влиянием... Толстой понимал моральную свою ответственность за судьбы духоборов: именно под ЕГО (и сектанта Хилкова) влиянием они, прежде соглашавшиеся служить, стали отказываться ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ. Без этих отказов и сожжения оружия, вероятно, не было тех страшных репрессий, которые стали для духоборов "последней каплей".

"Концы с концами" свёл ты паршиво: "Графа Толстого отлучили от церкви не столько за поддержку духоборов, сколько за критику царской власти и преклонение перед Западом". Тут уже, получается, обратный процесс: духоборы влияли на формировавшееся к 1880-м "учение Толстого", в котором критика порядков в обществе и церковной "веры" выразилась уже ТОГДА. Что, опять же, анахронизм. Если читал и анализировал тогда отче Лев Евангелия, реконструировал смыслы ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО учения Христа -- для чего приплетать Г. С. Сковороду, о котором у Толстого тех лет не сложилось ещё никакого "образа"? Обоснований для этой спекуляции не вижу. Вот бы тут цитаток, ссылок на источники... Хренушки! Скормил Миша - хавайте!

А плохое знание о Толстом, незнакомство с ним и с его единоверцами во Христе, на которое ты указываешь -- вряд ли могло подвигнуть Булгакова на создание образов Толстого, Черткова или кого-то из единомышленников их в романе. Опять же -- "слышал звон", а развит темку уже не могёшь... Ну, да и ладно!

Наконец, главное: для чего такая демонизация Черткова? "Мало кому известно, что он является одним из прототипов всем известного булгаковского Воланда". А как твои фантазии, с липовыми (без означения источников, "из балды") "обоснованиями", могут знать "многие", зачем они им? Тут ты в тренде, Миша, не поспорю - но это дилетантский и спекулятивный тренд. По этой персоналии, исключительно важной для толстоведов, недостаёт хороших именно научных, дисциплинированных и точных публикаций. А ты, тупо-натупо, подпустил ещё одну страшилку - для тех, кто ещё глупее тебя. Толстому в 1880-х был нужен именно единомышленник и друг, какого он не нашёл в семье, а вовсе не "организатор и распространитель".

Явно не по источникам и не по научным изданиям работал. А зачем? В интернетике пипл и так схавает. Наследственная московская самоуверенность. Верно, Миша? Вчера кинцо новое посмотрел, по Булгакову, завтра пойдёшь на выставку о Черткове... сегодня - очерк "с коленки", собственного изготовления... кайф просто. А кайф, миша - на то и кайф, чтоб ломать его. До встречи!

Роман Алтухов   28.02.2024 15:59     Заявить о нарушении
Ничего обидного и проницательного в Ваших замечаниях не нахожу. Но "тыкание" зачем? Мы с Вами водку не пили. Я впервые о Вас слышу, и поучать меня в вопросах веры какому-то неизвестному мне человеку считаю занятием глуповатым.

Михаил Кедровский   28.02.2024 16:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны книжных переплетов» (Борис Тебиев)

Надарил книжку тем, кто и так её может себе купить. Эти коррумпированные дряни, которых ты хвалишь в Предисловии переиздания, оставили без работы МЕНЯ - соответственно, без возможности общения и с тобой, в числе многих других коллег и единомышленников. Без публикаций... Но чем же, ОБЪЕКТИВНО, я их хуже - что "недостоин" подарка и внимания (по твоему, бориска, жестокому, смертному для отношений, решению)? Я-то куплю, хотя и не справедливо это... но радости от покупки не будет: один взгляд на книгу будет напоминать ваше ОБЩЕТУЛЬСКОЕ поганое отношение. Если не родился в Туле, не жил всю жизнь, а сознательно, после учёбы, приехал С ВАМИ жить и работать -- надо разве в ответ наказывать за это, лишать всей этой жизни? Работы, друзей?.. Я, в отличие от тебя, мимо научной работы никогда не смотрел: агитацией и пропагандой, как ты в Совке-СССР, не занимался, чтобы сделать гнусненькую карьеру и расписаться в лояльности преступному красному режиму. За что же, с первого с вами дня, ТАКОЕ наказание? А, бесстыжий дед?

Роман Алтухов   26.02.2024 15:09     Заявить о нарушении
Рецензия на «Война и мир и бровастый мальчик» (Алёна Марципан)

Всякое описание в романе отче Льва -- на своём месте и со своим смыслом. Дело не в гонорарах, Алена -- эту байку сочинили как раз разобиженные на толщину книги и её автора ленивые школяры и школярки... Надо просто уметь читать лучшие книги человечества так же, как они писались.

И да. Насчёт «не щадил жену». «Война и мир» была одним из тех сочинений, над черновиками которых Соня работала с искренним удовольствием, а не только трепетом. Не только в годы писания его, но и когда готовила переиздания. Долгие часы чтения толстовских текстов помогли Софье Толстой выработать собственные хорошие язык и стиль. Чего следует пожелать для Вас, Алена -- раз уж Вы, судя по страничке Вашей, полагаете себя принадлежащей к писательским кругам. Успехов!

Роман Алтухов   26.02.2024 07:41     Заявить о нарушении
Благодарю за толковый комментарий. Успехов и Вам!

Алёна Марципан   26.02.2024 08:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Умер» (Константин Кебич)

Все "леваки" и их левацкие кумиры - сдыхают к чертям. Туда же отправятся творцы эрзац-искусства, как твои песенки и стишки. Так же, как и все сознательные дети и работники Бога - преставляются к Нему, соединяются по смерти с Отцом. Всё довольно жёстко, мессир кутовой - потому что вас самих на Земле стало слишком много. А терпенья у Творца, считать ваши прыжки на те же грабли - всё меньше...

Роман Алтухов   22.01.2024 06:09     Заявить о нарушении