Петр Ткачев - написанные рецензии

Рецензия на «Собачья жизнь» (Олег Лукьянченко)

Рассказ трогательный, очень человечный /во всех смыслах/, но хочется о "Провинциздате". "Ковчеговский" вариант как-то подзабылся, и вот наконец... Это живая, дышащая ПРОЗА, далекая от гладеньких компьютерных ТЕКСТОВ, проворно завоевывающих "букеровские" и разные прочие обременения. Эта проза писана сердцем и рукой. Да, былое было страшненьким, но спустя 30 лет думы о нем подернуты почти светлой ностальгической дымкой. Ковыляю по ул. Самокрутова и не дает покоя дурацкий вопрос:а если все-таки ГПК написал Роман сам?!. Рожденное, чтобы сделать сказку пылью, наше поколение с честью выполнило свою миссию. Самым стойким и талантливым из нас /отношу Автора к их числу/удалось эту пыль запечатлеть и обессмертить. "Чтобы знали...", как молвил, умирая, Булгаков. Впрочем, ИСТОРИЯ ОДНОГО СЮЖЕТА на этом не заканчивается, посему ждем второй книги цикла. Возможно, одна из героинь сей поучительной истории повяжет свою головушку темным платочком и отправится на послушание в храм, отмаливать грехи свои тяжкие... Хотя, на все воля Божьяи Автора. Легкого пера им обоим!

Петр Ткачев   13.12.2021 16:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «Интеллект по правилам не играет» (Валерия Шубина)

Мне посчастливилось быть знакомым с Леонидом Ивановичем. Несколько, пусть и мимолетных, встреч... Сразу хотелось быть его учеником, по крайней мере, чувствовать себя таковым. Или просто верным оруженосцем.И идти, идти за ним... Это был человек чести, долга и совести, поэтому его нельзя назвать политиком. Он не боролся, по его собственному признанию, - боролись с ним. Как и любой здравомыслящий, он не был уверен в абсолютной правоте своих единомышленников, но он был уверен в неправоте тех, кто преследует сомневающихся. На фоне весьма пестрого ряда советских диссидентов он выделялся своей особо трагичной судьбой. И своей как бы "непубличностью", нежеланием бить в колокола. И, конечно, своим талантом. Публикуемый Автором фрагмент, по - видимому, часть большой работы о творчестве и жизненном пути Бородина. Написано ярко, точно и достойно памяти об этом большом человеке. Андроповы - вечны, сейчас их расплодилось опасное множество, Астафьевы - куда более редкие экземпляры /но лишь потому, что Виктора Петровича не с кем сравнить из нынешних по масштабу дарования... его нравственная, поведенческая позиция, увы, почти норма средь нынешних работников пера/. Ну а Бородин - он в одиночестве, где-то там, у исчезающего горизонта как неизбывное напоминание всем нам, грешным, о великой ответственности быть Человеком. Быть им, даже зная, что судьба Несогласного - при ЛЮБОМ политическом режиме - обречена на пародию триумфа, и то лишь посмертного. Автору данного текста - безусловный респект и самые лучшие пожелания в дальнейшем труде над этой темой!

Петр Ткачев   03.08.2021 12:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «Избежавший креста» (Валерия Шубина)

Новодевичий пантеон - далеко не безусловное тавро бессмертия. Есть герои забытые, есть полузабытые. Одному из таких воздается должное в этом динамично исполненном тексте, где непримиримость к некоторым персонажам /или все - таки персонажу? / сочетается с преклонением перед тем, кто избежал креста. Но, увы, не избежал крестной ноши... Моя читательская благодарность за еще одно извлеченное из темноты забвения имя! Ну а разные гильденстерны-розенкранцы вкупе с никому не известными макбетами /кто они? откуда? и почему фамилиями своими так сильно напоминают современных российских либералов? /пусть продолжают свои сомнительные делишки, нам это без разницы, мы твердо стоим на том, на чем стоять надо, и шекспиров всяких не читали, но осудить готовы всегда!

Петр Ткачев   23.07.2021 11:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Русские и немного шведов» (Валерия Шубина)

У иного автора поездка по чеховским местам могла бы стать поводом для очерка-путешествия, у нашего - стала материалом для художественного рассказа, исполненного, как всегда, с мастерством, не нуждающимся в особых доказательствах и анализе. Предпасхальное время действия в "Шведах" невольно наталкивает на мысль об уже вполне реальном воскресении России, о преодолении нынешнего МЕЛКОВРЕМЕНЬЯ /невзирая на великие стройи Крымских мостов и Геленджикских дворцов/, об изгнания жестко-торгашеского духа, царящего у нас сегодня. Сей мотив, переходящий постепенно в тоску по людям честии долга, по бескорыстным подвижникам звучит в диалогах двух подруг - Автора и Евстолии-Лялечки. Дождемся ли новых братьев Яковенко? "Если бы знать, если бы знать..." - отвечает Чехов устами одной из своих героинь. А пока проблеск надежды яален в тексте в образ врачихи, гида поневоле, в нелепых башмаках с обрывком квитанции на каблуке. Этот обрывок и есть главный символ, главная метафора всего рассказа. Будем верить в светлое будущее. Или не верить Что примерно одно и то же. Ибо вера и неверие, увы, слишком часто уступают место дру другу в наших душах...

Петр Ткачев   13.05.2021 11:22     Заявить о нарушении
Рецензия на «Двор рыжих лилий» (Валерия Шубина)

Один из лучших рассказов, что довелось читать у Автора. Пример ЧИСТОЙ прозы высокой пробы, без малейшего налета журнализма, публицистичности и прочей чепухи, порой окольными тропами пробирающейся в современный высокий арт-хауз. Раскказ ОЧЕНЬ РУССКИЙ, ибо легкое полубезумие персонажей в сочетании с постоянным присутствием в тексте великих теней из Прошлого возможно, пожалуй, только у нас... А провидческие слова героини о страшной болезни, причиной коей станут деньги, в эпоху ковида воспринимается даже с облегчением:нашли наконец причину... Читая "Рыжие лилии", я давал себе слово, что завтра прочту его снова, но наутро понял:не выдержу, бьет по нервам. Господам с анамнезом "70 плюс" дважды читать подобное не рекомендуется. И дело даже не в смерти Мокея Авдеича, а в том внутреннем ощущении ПРЕДСМЕРТИЯ, коим, на мой взгляд, проникнут весь текст. И даже великолепные описания всевозможных цветов, каковые в рассказе полноправные герои, наряду с людьми и животными. С рецензией Алекса Белецкого трудно не соглситься, и все уточню одну деталь. Да, ЖИТЬ в таком дворике, может, и не в кайф, но как же в кайф УХОДИТЬ в нем от этой постылой жизни с ее нелепо-милым и родным до одури сочетанием многолетней каторги и какой-нибудь высокоумной строки из Гете на языке подлинника!!.. Так что, будем считать, бедному Мокею просто не повезло...

Петр Ткачев   19.10.2020 18:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь откладывается» (Валерия Шубина)

В рассказе хорош текущий потолок. Применительно к России это не метафора, а сама жизнь. Из той же серии кровавая военно-спортивная игра Октябрь-93,и водопроводчик-кровельщик с его вентилем и номером телефончика в качестве подарка, и цифра "170",каковую стоило бы увеличить раз в семь и тогда бы она окончательно удалилась от правды /количество предполагаемых любовников/, зато вплотную приблизилась бы к Истине/убитые в Белом доме/. Это все Россия, королевство кривых зеркал, где "Яло", а не "Оля" есть норма. Впрочем, есть в тексте и приметы, так сказать, общемировых проблем. Например, "ослепительная" женская грудь из письма какого-то сумасшедшего, а также г. Беккет с его вечным г. Годо. Для короткого рассказа не так уж мало. Имеется и почти толстовский дуб, с коего все-таки "рухнула проза". Слава богу рухнула, встала, поохала, потерла ушибленную коленку и потопала себе дальше. Многих еще Вам успехов на этом нелегком пути, уважаемый Автор!

Петр Ткачев   04.10.2020 09:39     Заявить о нарушении
Спасибо за пожелание. Пётр, дуб не только толстовский, но и солженицынский.

Валерия Шубина   04.10.2020 13:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ручей уходящего лета» (Валерия Шубина)

Да простит мне Автор, в этом рассказе, пожалуй, стоило бы цитировать не Гоголя, а Бунина. Текст читается ЛЕГКО, как бы на одном ДЫХАНИИ, но не только эти вербальные меты заставляют вспомнить о первом русском нобелиате. Стартовавший как вполне бытовая и столь знакомая в наши дни история бедной Лялечки, рассказ постепенно оборачивается сюжетом о несостоявшемся пробуждении того, что можно было бы назвать созвучием, резонансом двух сердец. Героиня /Автор? / прерывает это на корню:есть в жизни вещи поважнее... Например, творчество, чьим овеществленным символом и становится заветный Ручей. Именно в финале повествования и слышатся эти щемящие душу "темно-аллейные" бунинские нотки. Меткость реплик, не требующих после себя ремарок, точность слова,, выдержанность стиля... Можно было бы сказать еще немало о том, как сделан сей текст, но... вместо этого я шагаю по разбитой тротуарной плитке небольшого российского городка и пытаюсь /увы, безуспешно/ наладить мысленный диалог с легендарным Подводником, вероятно, главным героем этого рассказа, - рассказа, который мог бы занять достойное место в любой современной антологии малой прозы.

Петр Ткачев   28.08.2020 13:58     Заявить о нарушении
Метко. Что ж, спасибо. В целом Вы правильно поняли. Было бы интересно, если бы Вы разобрали рассказ по частям. Он, хоть и слитен, но в каждом куске есть своя тема. С моей стороны это наглость, конечно, но мне это интересней, чем быть в какой-то там антологии.

Валерия Шубина   28.08.2020 14:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Орфёнов, мэтр-эталон» (Валерия Шубина)

В каждом небольшом тексте надо искать ключевую фразу. В этом рассказе претендентов на звание таковой было, как всегда, несколько, но я сразу предпочел самый лобовой и броский вариант:"Пройдя школуОрфенова, можно было смело глядеть в глаза дьяволу". Дальше - полет авторской фантазии и торопливо-семенящие шажки читательской публики:ох, поспеть бы за мыслью, за путеводной нитью сюжета... Существовал ли реально такой вот Орфенов? Не знаю, да это и не важно. В советскую эпоху к таким приклеивали ярлык" шестидесятников", но потом, чувствуя какой-то разлад, несовпадение, стали вспоминать о лишних людях из русской классики 19 века. На самом деле орфеновы были отнюдь не лишним, а, напротив, ценным, необходимым элементом в формировании художественной элиты тех лет. Будучи в тисках порой уродливых бытовых обстоятельств, они своим поведением провозглашали внутреннюю духовную свободу и независимость. Поклоняясь Его Величеству Профессионализму, сами оставались талантливыми любителями-теоретиками. Они жили, учили, нередко как бы исподволь, а главное, создавали вокруг себя энергетическое поле, подготавливающее к уже реальным подвигам-деяниям идущих вслед за ними... И наконец, пару слов несогласия с предыдущим рецензентом этого текста Галой. Нет-нет, последняя сцена с "потрошителем" весьма к месту. Хотя бы потому, что не имеет фабульной развязки, а, уходя в песок, оканчивается бегством двух героев к электричке, и в этой ее БЕЗ - конечности особый знак орфеновской драмы или, наоборот, комедии, его душевных страданий, а, может, и негромкой, тщательно скрываемой от окружающих удовлетворенности собой, желанного покоя... Мы не можем всего знать, можем только догадываться. С благодарностью нашему Автору за еще одну и крайне любопытную картинку из этого вечного и беспрерывно-бестрепетного лицедейства, в просторечии именуемого Жизнью.

Петр Ткачев   21.08.2020 16:44     Заявить о нарушении
Такой человек был. Этот рассказ он читал. Рассказ ему нравился. Орфенов присутствует ещё в трех моих вещах: "Время года -сад", "Дежурный офицер узника номер 7", "Маленький лавровый венок Венедикту Ерофееву".

Валерия Шубина   22.08.2020 08:19   Заявить о нарушении
К тому же он был тонким ценителем шахмат. Восхищался красотой игры А. Карпова, ценил магию Таля, входил в круг приближенных Бориса Спасского.А свои законы профессионализма выводил из фанатизма Роберта Фишера.

Валерия Шубина   26.08.2020 13:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ветер оплачет всех» (Валерия Шубина)

Текст, содержащий много новой/во всяком случае, для меня/информации. Имя Овалова всегда вызывало воспоминание о детстве, о славном майоре Пронине и вообще о времени давно прошедшем и в нас переболевшем. Ан нет! Есть над чем задуматься, чему позавидовать - стойкости и мужеству интеллигента истинного, с кого брать пример... На таких подвижниках, или просто ЧЕСТНЫХ людях и держалась советская литература все свои бесславные73 года. Спасибо Автора, что в этом, отнюсь не длинном, спаске высветилось ещё одно имя - Льва Овалова. Будем знать и помнить!

Петр Ткачев   05.08.2020 15:11     Заявить о нарушении
Не все 73 бесславные.

Валерия Шубина   09.08.2020 09:47   Заявить о нарушении
Да, не все бесславные. Были великолепные имена,, истинные художники слова, человек пишущий, как и читающий, кстати, пользовался уважением в обществе. Но, но, но... чего-то, видимо, не хватало, если в трагическом 91 м кучка пьяных подонков одним росчерком своих нетвердых перьев раздербанило Великую Державу, и никто, слышите, НИКТО из писателей не подал голоса или хотя бы писка в защиту упраздненной седьмой части суши. Ее просто не стало, ее залило помоями и долларами

Петр Ткачев   09.08.2020 21:33   Заявить о нарушении
К этому времени "величие" исчерпало себя. И сильно скомпрометировало. Украинская поговорка: "Краще гирше, бо инше" очень точно объясняет настроение того времени.

Валерия Шубина   09.08.2020 23:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Время года - сад» (Валерия Шубина)

Это честная и вкусная проза. Знакомясь с ней я невольно вспомнил название одного из рассказов Хемингуэя - "Там, где светло и чисто". Оно могло бы стать эпиграфом к "Времени года -..." Хотя, пожалуй, ещё лучше для этого подошли бы слова основоположника Сада, мамы нашего Автора Лидии Владимировны:"Деревья - самая совершенная форма жизни". Именно так! Природа не нуждается в улучшении, исправлении, тем более прощении, чего не скажешь обо всем человечески-мыслящем... Жанр данного повествования - негромкий, даже чуть сентиментальный, на мой взгляд, гимн жизни, саду, небу, домику-избушке в этом саду, дождю /особенно если в дождь удаётся разжечь костёр одной спичкой/, короче, всему тому, что окружает нас в незамечаемом/нами, но не Автором/, непрочном с е г о д н я и что продлится в после-нашей в е ч н о с т и. Ну, а люди? Они в рассказе есть. Вылепленные умелым авторским пером с разной степенью проникновения и яркости, они появляются и исчезают, но даже самый запоминающийся из персонажей, полудемоническая Изида /Мессалина подмосковного розлива? /оппонирует Автору скорее по необходимости, по неким правилам литературной формы, как бы заранее признавая свое поражение в весьма продолжительных диалогах на почти философские темы. В общем, читайте этот "Сад...", он стоит того. Читайте и сожалей е о том, что "Время года..." в названии нельзя, увы, заменить на "Время жизни..."!

Петр Ткачев   05.08.2020 12:54     Заявить о нарушении
Петр, взгляд зверя значит больше груды прочитанных книг.

Валерия Шубина   05.08.2020 14:15   Заявить о нарушении