Павел Селезнев - написанные рецензии

Рецензия на «Люблю декабрь. Да только грустно...» (Юлия Новикова -Смирнова)

Хорошо написано, просто
"...можно пробовать тысячи слов,
но, если ты слеп не стоит идти, - ты разобьешь лоб"

с наступающими праздниками

С ув. Павел

Павел Селезнев   31.12.2019 12:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Броня и снаряд - Примечания» (Игорь Абросимов)

Толково написано, однако...
Вы, уважаемый, когда-либо имели возможность влесть во внутрь Т-34?
Мне посчастливилось.
Я был в шоке. В легкой летней одежде я (рост 177 см) еле туда просунулся. Кстати, среди призывников 1944 года Я бы выделялся (средний рост 169 (!) см). Почему я говорю о Т-34/85 (танк победы и т.д. и т.п.), потому, что я видел то, о чем говорю.
Самое "сногшибательное" для меня стало, то что - этот, гребаный лючек, люк-выход мехвода на косой броне "лица" танка, толстый, (я не знаю его толщину), задерживается внутри тоненькими уголками, где-то 15*15*2. Т.е. немецким противотанкистам достаточно "влипить" в него любой снаряд. Внос люка = смерть мехвода и стоп танку... (а с близкого расстояния с цейссковской оптикой - это не проблема)

Я лично умудрился прослужить на "прощай родине" (МТ-12Р) в 21 веке. Танки, какие бы они не считались бы "бессмертными", напр., Т-72Б3, горят...

С ув. Павел.

Павел Селезнев   30.12.2019 23:48     Заявить о нарушении
Уважаемый Павел,
благодарю за интерес, проявленный к моему тексту.

Согласен, с эргономикой у Т-34 не все было в порядке. Немцы, к примеру, удивлялись, как это советские танкисты (наводчик-командир и заряжающий) в зимней одежде ухитрялись размещались в башне. Но "танк победы" - Т-34/85 в этом отношении - шаг вперед. И башня предусматривала размещение трех членов экипажа, и габариты рабочего места наводчика и заряжающего стали равными PzIV и «Пантере». Компоновочная схема Т-34-85 предусмотрела отсутствие в боевом отделении вращающегося пола башни, что кардинально изменило условия работы заряжающего. И дышать стало легче в Т-34-85 после установки в кормовой части башни двух вентиляторов.

Недостатков у "тредцатичетверок" было немало (целый список, не особенно напрягаясь, можно составить), в т.ч. и у "танка победы". Этого при серьезном разговоре никто не отрицает. Промышленность производила машины, соответствовавшие конструкторской и производственной культуре того времени, а главное, возможностям тех непростых лет. И подвига этого, совершенного в самых тяжких условиях, забывать нельзя. Точно так же, как всегда помнит страна героев-танкистов, дошедших и не дошедших до Берлина и Праги.

С наилучшими пожеланиями в Новом году - Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   31.12.2019 15:46   Заявить о нарушении
Абсолютно согласен с Вашим тезисом о подвиге...
О подвиге командиров, заряжающих, мехводов...
Им пришлось служить на этом...
Если при приемке машины считалось допустимым трещины в бронелистах до 4 (...мать, четырех) миллиметров - в БРОНЕЛИСТАХ КОРПУСА основного танка армии, на который возложена миссия прорыва укрепрайонов, я сдаюсь, - танк отличный, не то что пендосвские "шерманы", кои и по дну мелкого водоема могли пройти...

Отличный текст, я как бывший противотанкист оценил
Только РАЗ мне пришлось стоять против танков, до этого участвовал в уничтожении более простых "коробочек", и, действительно, с точки зрения моего орудия, БМП = братская могила пехоты...

С ув. Павел

Павел Селезнев   31.12.2019 16:57   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел,
мне ни в роли противотанкиста, ни в какой другой не пришлось стоять против танков и вообще наблюдать действия бронетехники в боевых условиях. Однеко, я знакомился с большим количеством документов, беседовал с реально воевавшими танкистами, которые в те времена были сравнительно молоды и с головой у них было все в порядке. И ни разу не читал и не слышал, что трещины в бронелистах корпуса до 4 мм при приемке новых машин (Т-34, КВ, ИС-2 и т. д.) считалось нормой и такие машины подавались в войска в 1941 — 1945 гг. Это для меня новость. Вероятно, не только для меня... Ну а насчет БМП, которых в Красной Армии времен войны не было - другой разговор. При правильной тактике применения, если они не использовались для прорыва укрепрайонов, они отнюдь не становились "братской машиной пехоты".

Успехов и здоровья!

Игорь Абросимов   31.12.2019 20:39   Заявить о нарушении
P.S. Исправлено - "братской машиной пехоты" на - "братской могилой пехоты".

Игорь Абросимов   01.01.2020 22:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ильин Алексей Васильевич» (Олег Каминский)

Детально и качественно, Олег Александрович
А "пять копеек" все-таки вставлю:
- в Испании совершил 65 б/в, налет общий - 70ч., боевой-60ч., летал в 6а/21, претендовал на 2 самолета в группе.
- Погиб 25.10.1954. в катастрофе самолета МиГ-17 в нескольких километрах от аэродрома Мамоново (Калининградская область). Похоронен в Москве.
С ув. Павел

Павел Селезнев   14.12.2019 10:16     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Павел!
С уважением,

Олег Каминский   14.12.2019 12:12   Заявить о нарушении
Это всегда с удовольствием
Я Вам сейчас в личку отпишусь (думаю, будет интересно)
С ув. павел

Павел Селезнев   14.12.2019 13:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «9 Гвардейский истребительный в боях зимой 1943 год» (Дмитрий Марченко 2)

У Вас там упомянут "Биттенков", вероятно имеется в виду ст. сержант Битченков Дмитрий Иванович, 05.08.1922., ст. летчик 296 ИАП, ПБВ 22.02.43.

Немного по немцам:
самолет Ханса Эллендта был Bf.109G-2 W.Nr.1362* (в люфтваффе тоже попадались нерадивые писари)
унтер-офицер Альфред Крюгер (23 победы) из 4./JG52 ПБВ 23.02.43 после того, как его Bf.109G-2 W.Nr.10402 совершил вынужденную посадку в Багаевском, в 20 км к западу от Ростова, из-за зенитной артиллерии.
Интересно пишите
С ув. Павел

Павел Селезнев   13.12.2019 08:10     Заявить о нарушении
Приветствую! Спасибо за интерес и дополнения, у меня по всем источникам, на мой взгляд авторитетным, Крюгер был потерян 3 февраля. Откуда у Вас сведения о том что он потерян 23 февраля?

Дмитрий Марченко 2   13.12.2019 19:11   Заявить о нарушении
Дмитрий, проверил по Крюгеру:
Дико извиняюсь. Ошибочка вышла "2.(месяц)3.(число)" при переписывании из европейской системы обозначения дат у меня автоматически превратились в 23 февраля...
У Вас верная датировка.
Позволю себе несколько пожеланий по поводу оформления
По моему субъективному мнению, текст легче воспринимается, если он разделен на мелкие абзацы.
Когда Вы даете имена военнослужащих, то смотрится это более "читабельно", если они даны по одной схеме, напр., "звание" (допустимо сокращение) - "фамилия" (для иностранцев продублировано латиницей) - "инициалы" (лучше полностью, если имя известно). С самолетами, географией и т.д. та же история.
Все это дает возможность четко понимать о ком конкретно рассказывается и проверить любой спорный момент. Что автоматически делает текст интереснее для читателя.
Хотя, возможно, это только мои домыслы...
С уважением Павел

Павел Селезнев   13.12.2019 19:58   Заявить о нарушении
Следующую свою победу П. Базанов одержал 22 февраля 1943 г. в период битвы за Ростов-на-Дону. Парой вылетели на разведку войск противника. При возвращении увидели, что вблизи линии фронта, на довольно большом удалении от Ла-пятых, пара Bf 109 атакует одиночный "Бостон". Летчики не успели прийти на помощь - немцы добились своего раньше. Сбив советский бомбардировщик, немцы пошли на бреющем на свою территорию.

Петр Базанов, находясь выше ведомого Bf 109 на 800- 1000 метров, перевел свой Ла-5 в пикирование на встречных курсах и, с короткой дистанции открыв огонь по "Мессеру", сбил его. Летчик выбросился на парашюте.

"Очередью ему прострелило ногу и, руку. Его отправили в госпиталь в Новочеркасске. Это был ас из группы "Удет", имел 72 сбитых самолета, хорошо знал русский язык, поскольку в 30-е годы, обучался летному делу в СССР, в Липецкой школе."
Вскоре Петру Базанову сообщили, что сбитый оберлейтенант хотел бы увидеть своего победителя. Петр пошел в госпиталь. Разговор был коротким.
Немец рассказал, что в том вылете он был ведомым у командующего эскадрой(!). "Моя задача - прикрывать ведущего. Я увлекся контролем за его полетом и прозевал вас. Вам повезло, что я вас не видел. Финал мог бы быть обратным. У меня большой, опыт и налет на самолетах. Я летаю 12 лет, воевал в Испании, во Франции и в других странах." "Не надо зевать", - ответил Петр. На этом и расстались.
Отсюда : http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/bazanov.html

Дмитрий Сибиряков   18.12.2019 22:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «3 Гибель асов Люфтваффе на Восточном фронте 1941» (Олег Каминский)

Hauptmann Anton Keil совершил 132 б/в, погиб на самолете Ju.87R-2 W.Nr.6157 "6G+AD", вместе с ним погиб воздушный стрелок-радист Fw Wilhelm Knof.

Hauptmann Ernst-Siegfried Steen совершил более 300 б/в, погиб на самолете Ju.87R-2 W.Nr.5836 "T6+CD" (самолет для вылета взят у Х.-У. Руделя), вместе с пилотом погиб воздушный стрелок-радист машины Руделя Uzzf Alfred Scharnovski.

Oberleutnant (посмертно Hauptmann) Joachim Rieger, командир 5./StG.1, совершил 257 боевых вылетов (138 на ВФ), погиб в самолете Ju.87R-4 W.Nr.6208 "6G+NR", ни имя стрелка-радиста, ни подробности мне не известны

С ув. Павел

Павел Селезнев   03.12.2019 22:02     Заявить о нарушении
Павел, спасибо за отклик! Разумеется, мне известна вся информация о вышеупомянутых летчиках. Однако в данной работе я специально не указываю количество вылетов, номера самолетов и т.д.
С уважением,

Олег Каминский   03.12.2019 22:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нет, не уйдешь, проклятая Рама!» (Олег Каминский)

Олег Александрович, весьма познавательно, но как соотносятся сов. данные с немецким потерями "рам"? Я имею в виду сколько таких случаев зафиксировано в люфтваффе...
С ув. Павел

Павел Селезнев   24.10.2019 17:30     Заявить о нарушении
Павел, если говорить о известных мне случаях таранов "Рам", то в большинстве случаев они, как это видно из моей статьи, подтверждаются немецкими документами. А общей статистики потерь нет, во всяком случае, мне такие данные не встречались...
С уважением,

Олег Каминский   24.10.2019 19:37   Заявить о нарушении
Простите, не совсем корректно сформулировал.
Если брать данные архивов люфтов, то какое к-ство таранов (суммарно) они признают. Не исключаю, что на ВФ случаи таранов (столкновений) сов истребителей с ФВ-189 были еще - не отраженные из-за отсутствия свидетелей/гибели пилота (хотя бы из-за разницы в ТТХ и схемах маневрирования в воздухе).
Тема таранов, вообще, щепитильна...
На "ютубе" есть такой канал, как "скай артист", так вот, там в роликах очень старательно отбеливается ВВС РККА... Право на таран - прерогатива исключительно сов. авиаторов, а люфты до ВФ, по его данным, практически воевали без потерь.
И в праведном гневе, этот автор утверждает, мол, немцы никогда и ни кого не таранили... (т.е., на ЗФ не было эскадрилий "штурмблоков", для которых таран "крепости" считался последним аргументом, не было пилота (имя по памяти не скажу) погибшего при своем 4 таране тяж. бомбардировщика союзников).
Здесь надо оговориться: для немцев таран - крайняя мера, от безисходности. Есть версия, что В.Оесау, раненый, на подбитом 190-м простился с подчиненными и воткнулся в Б-24...
Хорошо, что хоть "огненные" тараны этот автор не трогает.
Не знаю, чем подтверждаются такие случаи времен финской войны, да и Гастелло, но первый случай на ЗФ - 12.05.40., с-т/пилот Смит, 214 э-я РАФ, сообщил по радио, что самолет подбит, стрелок убит, бомбы не выходят. После этого воткнул свой горящий "Беттл" в понтонную переправу через Маас, по которой шли немецкие танки (один из 4 мостов уничтожен)
С ув., павел

Павел Селезнев   24.10.2019 22:16   Заявить о нарушении
Павел, в Люфтваффе статистикой таранов никто не занимался, там просто отмечали, что такой-то самолет был протаранен самолетом противника или столкнулся с ним. Такую статистику ведут лишь энтузиасты истории авиации. У меня тоже есть большая картотека "таранщиков" (в том числе иностранных) и есть планы по их публикации, но времени на всё катастрофически не хватает. Кстати, Оесау погиб не при таране - на Ме-109Г-6 зав. номер 20601 "Зеленый 13" он был сбит в бою с пятью "Лайтнингами"...
С уважением,

Олег Каминский   25.10.2019 11:13   Заявить о нарушении
Спасибо за уточнения
А насчет Оесау, я тоже в его биогр. справке написал, - сбит Р-38, но такую версию встречал, вероятно, просто красивая легенда...
С ув.

Павел Селезнев   25.10.2019 11:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Колесников Александр Карпович» (Олег Каминский)

Родился 12 (25)декабря 1910 в селе Малый Бещалак Бийского уезда Томской губ. (ныне Чарышского р-на Алтайского края)
В 1934 окончил Московскую артиллерийскую школу. В 1935 - Ейскую военную школу морских летчиков и летнабов.
Служил летнабом-инструктором в 23 тбаэ (бригада, округ - ???)
В Исп. с 12.37. по 07.38. - штурман СБ
В 1938 присв. зв. капитана
С 12.38. - штурман отряда и эскадрильи полка боевого применения НИИ ВВС.
Уч. в войне с Финляндией - штурман эскадрильи 85 АПОН (февр.-март 1940)
С 01.1941. - штурман-испытатель 4 отдела НИИ ВВС
С 06.08.1941. - штурман 38 ОРАЭ
Еще один вариант даты смерти - 13.10.1941
Ну, где-то так
С ув., Павел

Павел Селезнев   21.10.2019 23:43     Заявить о нарушении
Спасибо за уточнения, Павел!
К сожалению, остаются непонятки с местом рождения и датой гибели...
С уважением,

Олег Каминский   22.10.2019 08:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сухорученко Федор Андреевич» (Олег Каминский)

...С 1939 командовал 4 эскадрильей 20 ИАП (Смоленск), которая прибыла в Кемь 24.12.39. На ее базе (15 И-16) была сформирована "новая" 4 аэ 80 САП.
18.01.40. в авриях разбилось 2 (1) И-16
19.01.40. звено майора Сухорученко вылетело на разведку, но из-за неверной информации обстреляло из пулеметов свои части, один красноармеец погиб. На обратном пути командир потерял ориентировку и в результате все звено совершило вынужденную посадку в 40 км юго-восточнее Реболы.
Майор Сухорученко потерял ориентировку еще один раз 22 января 1940, а днем позже заблудился его заместитель.
За такие "достижения" был снят с должности, а его место занял майор Девотченко из штаба ВВС 9 Армии.
С 24.04.42 ком 831 ИАП, В. Славончик пишет:
Формирование – с 24 апреля 1942 года по 15 мая 1942 года.
ПВО Архангельска – с 15 мая 1942 года по 5 июля 1942 года.
Воронежско-Ворошиловградская операция – с 6 июля 1942 года по 24 (31 - П.С.) июля 1942 года (про Сталинград нет упоминаний - П.С.).
Расформирование – с 8 августа 1942 года по 12 августа 1942 года.
А вот насчет гибели вообще не ясно...
С ув. Павел

Павел Селезнев   11.10.2019 13:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, за интересные дополнения!
Начинаю снова работать над биографией Сухорученко...
С уважением,

Олег Каминский   11.10.2019 15:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воздушные победы красвоенлётов» (Олег Каминский)

Здравствуйте, Олег Александрович
отсутствовал недели две...
2 БКЗ РСФСР имели:
Алексеев Пётр Гаврилович, 02.06.1892., пилот, 26.02.1920 и 17.05.1922.
Бондарюк Георгий Макарович, 1902, летнаб, 11.12.1925. и 30.12.1930. (оба не за ГВ)
Васильченко Николай Николаевич, 12.1896., пилот, 10.02.1921. и 25.09.1928. (кстати + ОКЗВ за переправку личного состава и техники в Испанию...)
Воедило Иван Филиппович, 1895, пилот, 1921 и 1921
Военский Виктор Александрович, 1899., авиатехник, 1924 и 1930 (оба не за ГВ)
Волковойнов Михаил Александрович, 06.08.1894, пилот, 1922 и 1925
Каминский Вильгельм Фридрихович, 09.02.1891., пилот, 1920 и 1925
Корф Семён Яковлевич, 1891, пилот, 1920 и 1921

3 БКЗ РСФСР имели:
Арватов Юрий (Георгий) Игнатьевич,1896, пилот, 1921, 1924, 1924.
Позже добавлю список и правки
С ув. Павел

Павел Селезнев   05.10.2019 09:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Павел!
Спасибо за дополнительную информацию. Однако, я думаю, что в статье уместно упоминание только о тех авиаторах, которые были награждены именно за участие в гражданской войне...
С уважением,

Олег Каминский   05.10.2019 19:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Возражения есть? Возражений нет» (Михаил Близнецов)

Здесь бесспорно, "лес рубят - щепки летят"...
Простите, господин хороший, постесняюсь спросить: вы социалист или кадет...
- я монархист (с) М. Булгаков
Вопрос от меня лично: стоили ли миллионы погубленных и исковерконных судеб создания советской империи
стоило вводить коллективизацию и индустриализацию
стоили все эти торгсины с голодоморами того
ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ (ВОССОЗДАТЬ) И РАСШИРИТЬ ИМПЕРИЮ (дело не в названии)?

Павел Селезнев   30.06.2019 00:07     Заявить о нарушении
Если бы не сохранили (воссоздали) и не расширили империю, то мы бы с Вами сейчас не"чирикали" про перегибы коллективизации, индустриализации и массовое доносительство на соседей и сослуживцев.
Хотя можно совместить декоммунизацию с деиндустриализацией, проклинать москалей и ждать в очереди европейское счастье.

Михаил Близнецов   30.06.2019 10:58   Заявить о нарушении
Кто-то рад, что может здесь "чирикать", а кто-то считает, что было бы лучше, если бы не родился...

Но коль родился, то имеет право и высказаться!

Аникеев Александр Борисович   05.01.2020 19:59   Заявить о нарушении