Александр Новичок - написанные рецензии

Рецензия на «Потери KG. 2 Хольцхаммер на Восточном фронте» (Олег Каминский)

Здравствуйте.
Интересно, а были потери самолетов в KG2 на Восточном фронте без потерь в экипаже?
И убитые пленные летчике были убиты на месте или не пережили советский плен в лагерях?

Александр Новичок   21.04.2024 14:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Конечно, потери самолетов были, но в данном случае я отразил только те случаи, в которых пострадали летчики.
Подробностей о смерти попавших в плен нет. Думаю, их убили на месте или сразу после допроса. Во всяком случае, не в лагерях.

Олег Каминский   21.04.2024 14:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Агония зверя. Часть шестая» (Андрей Грачев 2)

А в какой работе Каминского описан бой Колдунова 17.03?

Александр Новичок   22.03.2024 22:00     Заявить о нарушении
Бой не описан, бой описан в оперативных сводках 288 иад. А то, что сбил Колдунов, Каминский предполагает в статье "мадьярские пумы истекают кровью"

Андрей Грачев 2   23.03.2024 10:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Памяти лётчиков 8-й Воздушной армии. Часть 7» (Олег Каминский)

Все время в Сталинградской битве 8ВА билась на отечественных типах самолетов. Авиационный Ленд-лиз фактически в ощутимых количествах пошел только в 43-м году, а самое тяжелое время 41-42 годов наши летчики сражались за Родину в основном на технике произведенной в СССР.

Александр Новичок   14.03.2024 23:50     Заявить о нарушении
Данное утверждение не соответствует действительности. В 1941 г. союзниками было поставлено, поступивших в ВВС КА 730 истребителей. Если учитывать, что поставки осуществлялись с осени, когда в промышленности СССР начался спад производства, связанный как с потерей части территории и перебазированием предприятий в глубь страны, они составляли не менее уровня 1943 г. в 31 % от производства. В 1942 году было поставлено 1819 истребителей и 775 бомбардировщиков, соответственно 19 % и 22 %. Это притом, что основным путём поставки являлись Северные морские конвои, которые подвергались постоянным атакам противника. Например разгром конвоя PQ-17, потерявшего 2/3 судов, привел к потери 210 самолётов и других грузов. Истребительные части Люфтваффе имели на СГФ в 1941 г. 850 истребителей до 400 к концу года, произвели 1393. В 1942 г. от 400 до 650 истребителей, произвели 4614. Под Сталинградом их не было потому, что ими в основном в это время вооружали полки на Севере, исходя из места разгрузки.

Игорь Бородкин   15.03.2024 08:37   Заявить о нарушении
Уважаемые коллеги, благодарю за обмен мнениями!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   15.03.2024 18:47   Заявить о нарушении
На начало 43-го общее количество иностранных машин на фронте достигло 10 %, соответственно в 42 их было еще меньше, а в 41-м в действующих частях было не более 1%.
То что на северных участках фронта в 42-м было много Ленд-лизовских машин не отменяет того факта, что это были второстепенные и стабильные участки фронта. А в основных стратегических операциях 42-го года где решалась судьба СССР наши летчики воевали на отечественных машинах, не говоря уже про 41-й, там влияние импортной техники было остаточным явлением.

Александр Новичок   16.03.2024 01:29   Заявить о нарушении
Как бы то ни было, но помощь союзников была ощутимой. По данным Википедии, по ленд-лизу в СССР поступили больше 18 тысяч самолетов, из них 14.126 американских и 4.174 британских самолётов.

Олег Каминский   16.03.2024 09:25   Заявить о нарушении
Глупо отрицать роль Ленд-лиза, но основной поток пошел с 43-го, когда американцы развернули свою промышленность на полную мощность, а англичане все время поставляли технику или не первоклассную, или не подходившую им по ТТХ и тактике или когда были излишки.

Александр Новичок   16.03.2024 09:53   Заявить о нарушении
Это поверхностное суждение. Оценивать IIМВ нужно не с количественных, а сравнительных характеристик. Утверждать, что поставки в 1942 г. более 3000 самолётов были не существенными, а 6140 в 1943 г. являлись ощутимыми, полная глупость, они сопоставимы исходя из развития производства. Что касается ТТХ английской техники, она не была столь плохой. Лёгкий танк "Валентайм" превосходил советские аналоги. Характеристики "Спитфайр IX" были на уровне лучших аналогов истребителей СССР, а цельнометаллический планер давал превосходство над ними. Средний танки "Матильда" превосходил в бронировании Т-34 но уступал в калибре орудия и скорости. Тяжёлый танк "Черчилль" превосходил в бронировании КВ но уступал в скорости. Истребители "Харрикейн" несколько уступали советским новым моделям, но вполне способны были бороться с Bf-109E и ударными машинами. Это все товарные типы английской техники. Напомню, это были образцы, которые состояли на вооружении самой Великобритании в тот период.

Игорь Бородкин   16.03.2024 13:23   Заявить о нарушении
Ну если точнее то 2600 в 42-м и 6200 в 43-м, но есть один нюанс. Так как приемка машин советской стороной не означало моментальное попадание на фронт, в отличии от отечественных машин, иностранки обычно туда попадали от 3-х месяцев до полугода, это еще не учитывая малое количество запчастей ( куча небоеспособной техники, пока не начали канибализировать разбитые и поступать ЗИПы)с. Так в начале поставок только переобучение летного состава авиаполков занимало 2-3 месяца. Например из 500 поставленных в 1944 спитов только половина попала в полки, а из более 800 кингкобр в том же году ни одного боевого применения до победного мая 45. Так что делите поставленные машины на 2 и вторую половину относите на следующий год, соответственно получается увеличение поставок не в 2 раза, а в 3. Все равно в 42-м только одна из десяти боевых машин на фронт была из ленд-лиза.
Насчет харрикейнов, то уже в начале ВОВ 2/3 мессов были модификации Ф и дальше было только хуже (с июля 42-го уже пошли Густавы), особенно радуют 1200 ураганов поставленных в 43-44-х годах. благо их от греха подальше убрали в ПВО. Ну а что касается спитов: без сомнения 9-ка замечательная машина, вот только на фронт она не попала, а в ПВО и боевых эпизодов с ее участием можно пересчитать по пальцам одной руки, ну может двух.
Про танки не буду, хотя хотелось, но и так много написал...

Александр Новичок   17.03.2024 01:51   Заявить о нарушении
Различных нюансов, конечно, много. На мой взгляд, одной из главных причин отставания советских летчиков от вражеских было значительное количество самолетов разных типов (И-15, И-16, И-153, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Р-39 «Аэрокобра», Р-40 «Киттихаук» и «Томахаук», «Спитфайр» и других), которые им приходилось осваивать. Часто летчики элементарно путались и допускали ошибки в пилотировании. К тому же, это создавало определенные затруднения в использовании этих самолетов и, не лучшим образом сказывалось на слётанности и взаимодействии наших лётчиков, а также серьезно осложняло ремонт и снабжение материальной части боеприпасами, запасными частями и т. д. А вот противник использовал всего два типа фронтовых истребителей (Ме-109 и ФВ-190), которые были хорошо, до автоматизма, освоены всеми летчиками и не доставляли особых хлопот ремонтникам и снабженцам.

Олег Каминский   17.03.2024 11:00   Заявить о нарушении
С источниками нужно работать внимательней. Если быть точными в ВВС КА поступило в 1942 1815 истребителей, 775 бомбардировщиков и 14 разведчиков всего 2604 машины . Но как сказал Кривошеев " в указанное число не вошли потери при перевозках, не исправные изделия, а также техника и вооружения, отправленные в другие ведомства". За войну в другие ведомства было поставлено не менее 2550 самолётов или 13,9%. Разбивки по годам нет, но судя по типам поступившей техники на 1942 г. приходится не менее 20,8% или 530. Кроме того на 1942 пришлись основные потери при поставках (потеряно как минимум 51 судно в составе Северных конвоев). Точных данных в 1942 году по потерям у меня нет, но если взять за основу потери PQ-17 в 210 самолётов, то как минимум 490 было потеряно при потоплении судов и минимум 245 не приняты гос. приёмкой ввиду повреждений. Поэтому в СССР было отправлено не менее 3870 из которых принято не менее 3130 машин. Отправлено не менее 29% получено 23,5% от советского производства. Глубже изучи тему.
Для того, чтобы понять качества импортного истребителя его нужно сравнивать не с мессерами и фокерами, а советскими машинами аналогичного периода. Так характеристики Харрикейн II в 1942 были близки к ЛаГГ-3 и Як-1, показатели которых в литературе которых даны по экспериментальным образцам, превышающих серийные на 5-10%.
Что касается использования, на 10.07.1942: в истребительных частях ВВС КА состояло: Р-39 41(2,6%), Р-40 99(6,5%), Харрикейн 202(13,2%) или 22,4% от общего количества. На тот момент И-16 156(10,2%), И-15/153 87(5,7%) или 15,9%. В ПВО: Р-39 20(1,1%), Р-40 68(3,8%), Харрикейн 313(17,4%) или 22,3% от общего количества. На тот момент И-5/15 39(2,1%), И-16 348(19,4%), И-153 184(10,2%) или 31,8 %. Какие 10%? Процент близок к % поставок Запада и даже превышает его по отношению к поступлению, если учесть наличие устаревшей техники.


Игорь Бородкин   17.03.2024 13:52   Заявить о нарушении
PS ВМФ: Харрикейн 83(26,2%) или 26,2% от общего количества. На тот момент И-16 45(14,2%), И-15/153 43(13,6%) или 27,8%.

Игорь Бородкин   17.03.2024 14:07   Заявить о нарушении
Данная причина не являлась главным фактором высоких потерь советских истребительных частей (соотношение потерь пилотов 1941 1:12,5, 1942 1:9,8, 1943 1:9,7, 1944 1:8,3) . Всю войну промышленность СССР выпускала истребители уступающие по основным ТТХ и вспомогательным механизмам, начиная с деревянного или смешанного планера, перефорсированных двигателей, отсутствия радиостанций, автоматизации и тд. Некоторую часть из них удалось полностью или частично устранить к концу войны, но достич уровня союзников или Германии по большинству показателей к этому времени не удалось.
Как сказал Н. Якубович в работе «истребитель Ла-5» «Отечественная же промышленность по причине отсталости технологии и низкой культуры производства при всём желании не могла достигнуть немецкого и американского уровня. В итоге Советскому Союзу пришлось расплачиваться жизнями своих бойцов».
С дружеским приветом
Игорь

Игорь Бородкин   17.03.2024 19:52   Заявить о нарушении
Да 1942 - 2604, а 3130 это Ваши расчётные цифры и не факт, что точные. Интересно узнать разбивку по типам этих не менее 2550 самолётов в других ведомствах (какие ведомства - флот, что ли?) и источник.
По поводу характеристик Харрикейна, то в общем они были хуже Яков, ЛаГГов и тем более Ла-5. При этом учтите, что сравнивать ТТХ надо с учетом того, что и англичанин не показывал у нас на фронте своих справочных показателей: более низкая техническая культура обслуживания, неизвестная матчасть без руководства к эксплуатации, расходники не соответствующие - так что не только у наших надо циферки отнимать, у всех они были ниже.
Приводимые Вами цифры на 10.07.42 это пик (19 новых полков на ураганах поступило на фронт летом 42-го кажется) использования авиационного ленд-лиза в 42 м. Но потом был спад в связи с разрывом поставок на севере и еще не полностью развёрнутых иранским и транс-сибирским маршрутах. Вы бы лучше привели цифры на октябрь или ноябрь 42г. В основном ленд-лизовская техника была на северных более стабильных и менее напряженных участках фронта, а на направлении главного удара вермахта на юге советские авиаполки сгорали за считанные недели. Так что 10% от общего числа это в течении всего 1942 года, и я указывал про соотношение ВСЕХ боевых типов, а не только истребителей. Кстати боевые потери Харрикейнов составили 8% от всех потерь советских ВВС в 42-м, даже больше чем поступило в процентом соотношении.

Александр Новичок   18.03.2024 01:06   Заявить о нарушении
Что касается потерь, то к сожалению мы несли их больше чем противник. И технически и по образованию СССР уступал как Германии, так и союзникам, за что и расплачивался людскими жизнями. Но все таки стартовые условия Третьего рейха были значительно лучше, чем у Советского союза. Ну а то что промышленность не смогла за войну достичь уровня Германии и США, тут надо учитывать тяжелое начало ВОВ и что трудились там в тяжелейших условиях значительное количество женщин и подростков, просто удержать уже достигнутый уровень было сложной задачей.
П.С. А при расчетах соотношения потерь пилотов истребителей учитывались союзники люфтваффе?

Александр Новичок   18.03.2024 01:24   Заявить о нарушении
Данные расчётные и могут корректироваться в любую сторону. Источник « Советская авиация в ВОВ 41-45 в цифрах». Как минимум ВВС ВМФ, судя по отсутствию торпедоносца Хэмпден (23 шт.) и гидросамолёта PBN-1 Каталина (185 шт.). В товарных количествах: А-20 643, Харрикейн II 248, Р-40 291, Р-47 73, Р-39 626, Р-63 272.
Очковтирательство было характерной чертой в первую очередь СССР , а в авиации оно процветало ещё больше. В том же направлении движится историография РФ. И дураку понятно, чем легче вес самолёта, качественней отрегулирован мотор, выше октановое число топлива, а планер имеет меньшую сопротивляемость в полёте, тем выше скорость. Всё это присутствовало на экспериментальных образцах, но отсутсввовало на серийных. Поэтому отставание от заявленных ТТХ к реальным серийным образцам было значительным. По этому прводу советую ознакомиться с работой А. Смирнова «Боевая работа советской и немецкой авиации в ВОВ». Я согласен далеко не совсеми его выводами, но по сути работа является лучшей из тех с которыми я знакомился на данную тему.
По 1942 в работе есть данные только на 01.05 и 01.07.
Соотношение дано без учёта потерь пилотов союзников Германии. Но это практически не меняет соотношение в силу не доучёта советских потерь. По имеющимся у меня данным безвозвратные потери сотавили 34357 , вернулось 3406 или 30951 погибших пилотов. По встречающимся данным: по Кривошееву от 29000-29500; по Алексеенко 31594; последне данные интернета 34000; по белорусским авторам 35358 пилотов. По моему опыту работы с архивными докуметами АБД, я схожусь к цифре белорусских авторов что даёт недоучёт 12,5% потерь, компенсирующих отсутствие в расчётах погибших пилотов союзников.

Игорь Бородкин   18.03.2024 12:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Зимнее бессилие Сталинских соколов» (Олег Каминский)

"А если быть точным — ровно в 43 раза, поскольку, как выяснилось по результатам современных исследований, жертвой экипажей 16-й авиабригады стал один-единственный устаревший истребитель «Глостер-Гладиатор»"
В Вашей работе "Финский счет Сталинских соколов" указано 3 истребителя сбитых стрелками:
20.02.40
1. В воздушном бою в районе Ваала (Vaala) около 09.00 стрелком-радистом СБ-2 был поврежден и при посадке на аэродром разбился Gloster Gladiator S-55/E из F.19, шведский пилот-доброволец лейтенант Пер-Йохан Салвен (Per-Johan Salwеn) не пострадал.
2. В воздушном бою в районе Утти (Utti) в 10.50 стрелком СБ-2 был сбит Gloster Gladiator GL-280 из LLv.26, пилот старший лейтенант Пааво Берг (Paavo Berg) был ранен, но спасся на парашюте.
02.03.40
1. После полудня в воздушном бою в районе Юлёярви (Ylojarvella) стрелком бомбардировщика ДБ-3 был сбит Fokker D.XXI FR-84 из KoeL, пилот прапорщик Урхо Хеискала (Urho Heiskala) погиб.

Так что что-то не сходится.

И вообще оверклейм стрелков бомбардировщиков всех наций самый большой среди других причин побед по причинам как психологическим (я выжил - значит победил), так и тактическим (истребители часто прерывали атаки пикированием, т.е. сбит) + попадание оборонительных пулеметов часто не сбивал а повреждал противника (в том числе незначительно).

Посмотрите на заявки американских стрелков четырехмоторников над Германией: сотни заявок с таким же оверклеймом как привели Вы здесь.

С Вашими выводами и тезисами в данной публикацией во многом не согласен, но слишком много и так написал.

Ну а по поводу соотношения потерь: лучше сравните потери истребителей в боях друг с другом.

Александр Новичок   09.01.2024 19:08     Заявить о нарушении
Благодарю за интересную рецензию!
Да, Вы правы - оверклейм стрелков бомбардировщиков очень большой. Однако в данной статье упоминаются не американские стрелки, до которых нам дела нет, а советские стрелки, чьи заявленные успехи нас очень даже волнуют.
Уточнения по поводу успехов наших стрелков 20 февраля:
1. В воздушном бою в районе Ваала (Vaala) около 09.00 стрелком-радистом СБ-2 был поврежден и при посадке на аэродром разбился Gloster Gladiator S-55/E из F.19, шведский пилот-доброволец лейтенант Пер-Йохан Салвен (Per-Johan Salwеn) не пострадал. Судя по всему отличился стрелок-радист СБ-2 Симонов Т. В. из 16-го сбап, который входил в состав 10-й сбаб.
2. В воздушном бою в районе Утти (Utti) в 10.50 стрелком СБ-2 был сбит Gloster Gladiator GL-280 из LLv.26, пилот старший лейтенант Пааво Берг (Paavo Berg) был ранен, но спасся на парашюте. Очень похоже на то, что его, действительно, сбили стрелки 31-го или 54-го сбап из состава 16-й сбаб. Однако не исключено, что его сбил старший лейтенант Волчек из 12-й оиаэ ВВС КБФ, который тоже заявил победу в этом бою.
Уточнения по поводу успехов наших стрелков 2 марта:
1. После полудня в воздушном бою в районе Юлёярви (Ylojarvella) стрелком бомбардировщика ДБ-3 был сбит Fokker D.XXI FR-84 из KoeL, пилот прапорщик Урхо Хеискала (Urho Heiskala) погиб. Здесь идет речь не о стрелках самолетов СБ 16-й сбаб, а о стрелке самолета ДБ-3 из какой-то другой авиабригады.
Надеюсь, мой ответ Вас удовлетворил.
С уважением,


Олег Каминский   10.01.2024 09:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бомбам всё равно, кого убивать» (Олег Каминский)

Если допустить, что немцы достаточно точно отобразили свои потери и потери мирных жителей, то напрашивается несколько выводов:
1. АДД бомбила довольно точно по опознанным целям при малых потерях мирного населения и (или) немцы и боевые действия значительно уменьшили население города.
2. Только уничтожение крупного моста через Днепр это значительный успех не считая других (места расквартирования, железнодорожные и т.д.) обозначенных потерь.

Александр Новичок   19.12.2023 23:28     Заявить о нарушении
Александр, спасибо за рецензию!
Разумеется, при бомбардировке Могилева были достигнуты значительные успехи в разрушении назначенных целей. И немцы признают это. Однако вместе с тем население города понесло неоправданно высокие потери. Именно в этом смысл статьи.

Олег Каминский   20.12.2023 09:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Коммодор гибнет первым» (Олег Каминский)

Так все-таки, что ближе к истине: 793 или 270?

Александр Новичок   08.11.2023 22:25     Заявить о нарушении
Думаю, что последняя цифра ближе к истине. Спасибо за вопрос!

Олег Каминский   09.11.2023 08:37   Заявить о нарушении
И то - уже не "сбитых", а просто "побед" )))

Сергей Александрович Жуков 2   09.11.2023 21:39   Заявить о нарушении
Про советских летчиков обычно говорили, что, например, такой-то сбил столько-то вражеских самолетов, а про немцев - одержал столько-то воздушных побед.

Олег Каминский   10.11.2023 09:24   Заявить о нарушении
А чего ж тогда у вас написано про успехи эскадры - непременно "сбитых"? ))) Это уже получается вы их так возвеличили - намеренно ))) Упс - и сами же себя разоблачили - оказывается немцы про "победы" писали )))

Сергей Александрович Жуков 2   13.11.2023 23:17   Заявить о нарушении
Обычно применяют оба этих значения.

Олег Каминский   14.11.2023 08:51   Заявить о нарушении
Привет, Олег! Читаю ваши работы про лтчиков Люфтваффе и вижу, что вас эта тема интересует. Меня она тоже заинтересовала, но по иной причине - мой художник отрисовал мне полтысячи бортов немецких самолетов для книги-энциклопедии и я должен писать к ним подписи, тут и Рудель, и Галланд, и Хартманн... И начал изучать жизнь пилотов даже не со стороны их воздушных побед, а с совершенно разных сторон, например, летчики Люфтваффе инвалиды. Или приписки и реальная статистика. Рисунки на фюзеляжах. Или социальный состав Люфтваффе. Короче, увлекся. Если есть желание, можем что-то вместе сделать. Пишите

Александр Никишин   19.11.2023 17:30   Заявить о нарушении
Привет, Александр!
Буду рад сотрудничеству и рецензиям.

Олег Каминский   19.11.2023 20:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Таинственные звёзды» (Олег Каминский)

В воздухе довольно часто путали типы самолетов как противника, так и свои. И немцы, как и остальные не летали смешанными парами.
Так что это просто плохое опознавание, а звезды скорее всего блики на солнце или игра воображения.

Александр Новичок   28.10.2023 15:05     Заявить о нарушении
Думаю, что данное объяснение - недалеко от истины. Спасибо за отзыв!

Олег Каминский   28.10.2023 15:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Белицкий Андрей Васильевич» (Олег Каминский)

Здравствуйте.
У вас уже был цикл про советских добровольцев в Испании. Это новые участники или обновляете информацию по старым?

Александр Новичок   10.10.2023 20:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
Да, периодически добавляется новая информация или фотографии.

Олег Каминский   10.10.2023 20:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сравнение двух эскадр» (Андрей Грачев 2)

Интересное сравнение.
А Вы не считаете. что на результаты могли повлиять другие факторы? Например техника и противник.
Техника:
На восточном фронте в рассматриваемый период была вооружена ФВ-190 как раз 54-я эскадра. Все-таки он во вторую половину войны был несколько лучшим истребителем, чем мессер. Секундный залп 190-го позволял не очень точному стрелку (новичкам, но не только) компенсировать точность количеством выпускаемого металла. Плюс по технике взлета и посадки он тоже был получше, что положительно влияло на начинающих карьеру пилотов. 109-й хороший истребитель, но все же он больше по моему мнению подходил для экспертов, в отличии от более универсального 190-го - что-то вроде сравнение рапиры и меча.
Противник:
Для советского фронта основными участками считались южная а затем и центральная часть линии фронта. Соответственно там больше воевало более именитых советских ИАПов и новинки техники там появлялись быстрее, что уменьшало шансы новичков люфтваффе.
Не отрицаю Ваших выводов, но может и указанные факторы в какой-то мере повлияли на приводимые в статье цифры. Возможно в чем-то не прав или ошибаюсь...

Александр Новичок   06.08.2023 12:50     Заявить о нарушении
Конечно, это тоже играло роль. Но на наш взгляд не основную. Крен в сторону погони за личным счётом это и есть причина, как нам кажется, деградации JG52. В 43 году всё было с точностью до наоборот.

Андрей Грачев 2   07.08.2023 15:30   Заявить о нарушении
То, что на бф-109 было возможно сбивать Илы, доказал Визе, Тренкель, Плюккер, Бунцек, которые вполне успешно с ними сражались.

Андрей Грачев 2   07.08.2023 15:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бои 2й ВА в марте 1944 года» (Дмитрий Марченко 2)

И все-таки соотношение потерь удручает, при том что это весна 44-го.

Александр Новичок   03.08.2023 14:04     Заявить о нарушении
Увы таково реальное положение дел, при чем на некоторых участках фронта весной 1944 было, по моим прикидкам по хуже, а именно там где действовала JG54 против ВВС КБФ и 13,14 ВА...

Дмитрий Марченко 2   06.08.2023 17:51   Заявить о нарушении
Так было, но надеюсь весной 45-го соотношение было уже в нашу пользу...
И если можно вопрос: натыкался на информацию, что венгры анализируют победы и потери советских и венгерских ВВС в 44-45 годах, если это правда может у Вас есть ссылочка на источник?

Александр Новичок   09.08.2023 09:12   Заявить о нарушении
В октябре 1944 над восточной Пруссией баланс был в пользу ВВС например: http://proza.ru/2022/01/14/1898

Дмитрий Марченко 2   09.08.2023 22:37   Заявить о нарушении
Там вроде уже книги вышли по боям над Венгрией, на одном форуме много есть по этой теме:http://forum.12oclockhigh.net/forumdisplay.php?f=8&order=desc&page=8

Дмитрий Марченко 2   09.08.2023 22:39   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Интересный форум.

Александр Новичок   12.08.2023 10:06   Заявить о нарушении