Эволюционная педагогическая логистика

Влад Лившиц
                На фото создатель эволюционной педагогики
                В. П. Вахтеров

Эволюционная педагогика – педагогика, в которой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития человека, занимается изучением видоспецифических особенностей его развития в процессе обучения как представителя вида Homo sapiens (человек разумный). Её основу составляет идея целостного развития личности, т.е. трактовка обучения и воспитания как поступательного движения.
Эволюционная педагогическая логистика управляет (синхронизирует) такими потоками, как знание, эволюционная педагогическая психология, эволюционное обучение, эволюционное здоровье, эволюция, информация, оборудование. Целью эволюционной педагогической логистики является нахождение оптимума путем компромисса. В связи с возрастанием роли  образовательной системы целесообразно выделить эволюционную  педагогическую логистику (ЭПЛ) в виде самостоятельного направления. Рассмотрим теперь содержание потоков ЭПЛ.

ПОТОК ЗНАНИЙ. Основным источником знаний является наука. Она вырабатывает новые теоретические представления и реализует их в виде технологий. Например, сейчас бурно развивается генетика и нанотехнология. Темп производства новых знаний пока мало исследованная область психологии познания. Для некоторого представления о порядке этой величины приведем экспертную оценку В. И. Найденова и Б. М. Долгоносова – 120 бит/(чел-год). По нашим экспериментальным данным скорость самообучения составляет 120 бит/(чел-час). В известном смысле скорость самообучения можно принять за аналог скорости производства знаний(возможно, и скорости эволюции!). Хотя между этими двумя цифрами большие расхождения, но некоторое представление о порядке величины производства знаний они дают. Темп старения знаний также мало изученный показатель. Хотя отмечается ускорение такого темпа в последние десятилетия. Это приводит к необходимости постоянного переучивания специалистов. Фактически гиперболический рост населения Земли поддерживался гиперболическим ростом знаний. К сожалению, эпоха гиперболического роста населения завершается уже в этом столетии. Максимально численность населения Земли может достигнуть величины не более 14 млрд. человек. После этого может произойти резкое сокращение населения вследствие истощения ресурсов. Такой сценарий делает судьбу человечества, как биологического вида, неопределенной. Сокращение численности приведет и к падению темпов производства знаний (талантливых людей станет меньше!). По принципам логистики новые знания необходимо давать специалисту как можно ближе перед их применением на практике. Исторически сложившаяся практика длительного школьного обучения с передачей большого объема знаний «на всякий случай» уже не отвечает реальности. Нуждается в совершенствовании и распределение потока знаний по годам обучения. Накопленные знания продукт скоропортящийся. Необходимо постоянно сканировать массив знаний и удалять устаревшие. Интересно отметить, что человеческий язык более устойчив. По экспертным оценкам период полураспада понятий языка составляет 500 лет!

ПОТОК ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. Педагогическая психология традиционно участвует в обучении и развитии человека. В последнее время усилилась тенденция по психологизации школ. В это понятие вкладывается новое содержание. На психологов в школе возлагается основная задача по развитию и воспитанию школьников (психологизированная гимназия), а на педагогов – обучение. Реально это означает передачу функции классного руководителя психологу-педагогу, в начальных классах преподавание должны вести также психологи-педагоги. Зона ответственности школьных психологов должна распространиться на дошкольные учреждения. При таком объеме работ целесообразно ввести должность заместителя директора гимназии по психологии. Нужно разработать и приступить к реализации программы "Психологизированная школа", подобной той, какую компания "Солвей Фарм" (Solvay Pharma) помогает реализовать в Ивановской области. Программа носит название "Здоровая школа".

Эволюционная психология накопила огромный потенциал, который остается не востребованным при обучении и фактически устаревает раньше, чем получает практическое применение. Например, успехи дородовой (пренатальной) психологии, в случае практического использования, позволили бы более эффективно формировать мозг у плода, осуществлять целенаправленное воздействие по принципу бережливой логистики «Точно в срок» (Just –in-Time). В первые два года после рождения, перинатальная психология также может помочь в развитии и сохранении талантливых детей. В более позднем возрасте ребенка традиционными методами воспитания и детской психологии компенсировать упущенные возможности вряд ли удастся, поскольку по закону биологической эволюции такое невозможно. Однако пре- и перинатальная психология не находит пока широкого использования.

ПОТОК ЭВОЛЮЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ. Поток обучения состоит из четырех пространств: высшего, школьного, дошкольного и пренатального (дородового). Основная проблема в этом потоке – создание единого образовательного пространства. Для высшего образования она решается в рамках Болонского процесса. Единое школьное пространство возникает через реализацию национальных проектов. Одна из предпосылок управления школьным потоком – введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах. ЕГЭ позволяет стандартизировать оценки уровня знаний у школьников, а также синхронизировать оценки в масштабе страны, ранжировать учебные заведения по качеству обучения в них. Большое значение имеет использование систем виртуального обучения (э-обучение). Нуждается в совершенствовании и система трансляции знаний (технологии обучения), а также обеспечение учебных заведений квалифицированными педагогами. В школах раннего обучения (методики М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан, Н. Зайцева, О. Жуковой и др.)обеспечивается наиболее эффективное развитие способностей ребенка к творчеству. При дородовом обучении (пренапедии)становится возможным наиболее раннее целенаправленное формирование (селекция) мозговых структур.

ПОТОК ЭВОЛЮЦИОННОГО  ЗДОРОВЬЯ. Эволюционная медицина одно из наиболее быстро развивающихся направлений в области, как психологии, так и медицины. Согласно материалам ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Только здоровый человек способен к адаптации, социализации и индивидуализации. Психология здоровья рассматривает широкий круг вопросов. Вот некоторые из них: способы реагирования на стрессы, связанные с болезнями (сердца, мозга, рак и другие); способности контролировать и ослаблять стресс; стили жизни, которые могут предотвратить болезнь или содействовать здоровью; психология питания; физическая активность; жизнь с хроническими заболеваниями; предотвращение алкоголизации, никотинной зависимости и употребления наркотиков; устойчивость к эмоциональному выгоранию; игромания и Интернет-зависимость. Предстоит внедрить в учебных заведениях медицину нового типа – натуральную (эволюционную) медицину, центр тяжести которой перенесен с болезни на здоровье.

В педагогической системе здоровье и формирование навыков к его сохранению и развитию имеет особое значение. Программа "Здоровая школа" поможет организации потока "Здоровье" в нужном направлении.

ПОТОК ЭВОЛЮЦИИ. Чтобы педагогическая система могла отвечать современности, необходимо постоянно адаптироваться к быстрым изменениям социальной и природной среды. Эволюционная теория выработала ряд законов, которые необходимо не нарушать. Для постоянного сканирования имеется ряд элементарных эвристик. В условиях нелинейной среды приходится менять представление о мире. Теперь нельзя исходить из функциональных представлений. В таких условиях нет больше одного оптимума. Скорость  адаптации также несколько снизилась, а процессы протекают не по линейным, а колебательным законам. Перманентное обучение в течение всей жизни также характерная черта общества. Если непрерывно меняется среда, то постоянно должна меняться сама личность, ее стереотипы. Идет процесс плюрализацию (то есть возникновение множественности, разнообразия форм проявления личности). Все больший размах принимает боулинг (подростковая агрессивность). В таких условиях нужно постоянно изучать как людей, так и окружение. Не подходит для современного мира и желание быстрых перемен. Время революций ушло в прошлое. В нелинейном мире перемены происходят медленно, но постоянно. Средства передачи информации не могут заменить личных впечатлений о проблеме, по которой ищется решение. Уходит в прошлое и узкая специализация, а также индивидуальная работа. Несколько профессий, работа командой, - вот требование эволюционного менеджмента.

ПОТОК ИНФОРМАЦИИ. Этот поток работает по принципам информационной логистики. Он соединяет все образовательное пространство в единую систему. Поток информации позволяет, например, реализовать идею психологического слежения от дородового периода до окончания учебного заведения. Кроме того, необходимо перейти от группового управления к личностно-ориентированному. С помощь информации внедряются такие проекты, как netШкола, SMS-Школа, netГород, netРегион и др.  Посредством информационных потоков синхронизируется образовательное пространство с потоком рабочих мест. Тогда педагогическая цепь замыкается и имеет такие звенья, как семья, дородовое обучение и развитие, семейное воспитание – обучение - работа, семья.

ПОТОК ОБОРУДОВАНИЯ. Этот поток является обычным потоком экономической логистики и обеспечивает образовательные учреждения оборудованием для проведения учебного процесса в них. 

МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ.Проблема реформирования образования далеко вышла за рамки одной страны. Уже в середине 1970-х годов Совет министров ЕС принял резолюцию о первой программе сотрудничества в сфере образования. 19 июня 1999 года начался Болонский процесс. В Болонья (Италия) министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Сейчас в Болонский процесс уже вовлечено 35 стран. Он преследует цель создать единую европейскую систему высшего образования, базирующуюся на двух уровнях знаний (бакалавр и магистр), разработать общие критерии оценки качества преподавания, ввести образовательные кредиты (по типу кредитных трансфертов), облегчить доступ к знаниям во всех странах Европы. Это должно улучшить конкурентоспособность европейских университетов и повысить уровень знаний студентов.

Параллельно Болонскому процессу с 1999 года в Европе идет процесс создания условий всем гражданам, чтобы можно было овладеть знаниями и навыками, которые потребуются им в XXI столетии. 15 июня 1999 года в Кёльне на саммите Большой восьмерки (G8) была принята Кёльнская Хартия («Цели и задачи обучения в течение всей жизни»). В Хартии подчеркивается, что знания во все возрастающей степени становятся основой экономики и общества. Необходимо обучать людей гибкости к изменениям и быть мобильными.

Почти ежегодно (2000, 2001, 2002, 2004, 2005) вопросы образования обсуждались на саммитах G8. Последнее обсуждение состоялось в 2006 году на саммите G8 в СПб. В принятой Хартии («Образование для инновационных обществ в XXI веке» отмечается неудовлетворительное состояние с образованием в мире. В Хартии предлагаются меры по универсализации систем образования, формированию глобального инновационного общества, повышению международной академической мобильности, развитию жизненных и трудовых навыков, созданию единой глобальной инфосети.

В целом следует отметить, что особых успехов в области реформирования образования пока не достигнуто. На наш взгляд, основной недостаток в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса, как мы отметили ранее, таким универсальным механизмом является логистика. К сожалению, в области педагогики совершенно не реально пытаться создавать подразделения логистики при учебных заведения, детских дошкольных учреждениях, больницах и пр. Для этого нет ни средств, ни кадров, ни инфосистем. Наиболее реально начинать внедрять логистику в эту область сразу с самого последнего уровня развития логистики – создания Регионального центра эволюционной педагогической логистики (РЦЭПЛ).

РЦЭПЛ будет связан локальной инфосетью, с выходом в Интернет, со всеми образовательными и дошкольными учреждениями. В его составе формируется группа психологов по дородовой, послеродовой, детской, школьной психологии. Кроме того, имеется педагог-технолог и инфологист. Региональные центры объединятся сетью с Главным центром эволюционной педагогической логистики (ГЦЭПЛ) страны, из которого каналы связи пойдут в Глобальную педагогическую сеть. Успеху будет способствовать то, что подобные региональные центры по транспортной логистике сейчас создаются во многих регионах России и в мире. На первом этапе РЦЭПЛ можно будет объединить с центрами по транспортной логистике.

На создание педагогической логистической сети в национальном и глобальном масштабах потребуются значительные средства. Они будут, по–видимому, формироваться из разных источников: ЮНЕСКО, ЕС, бюджетных, муниципальных средств, средств частного сектора и др. Успеху способствовало бы и рассмотрение проблем педагогической логистики на одном из саммитов G8.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ РЦЭПЛ. Основная задача РЦЭПЛ – создание единого педагогического пространства в регионе. РЦЭПЛ хорошо оснащенная организация, предназначенная для оказания педагогических логистических услуг всем участникам педагогического пространства региона.

Ядром эволюционного логистического центра является его информационно-логистический центр, оснащенный современными компьютерами с пакетом сложных программ. В составе центра работают опытные инженеры-логисты с педагогической подготовкой, педагоги-технологи, психологи и другие специалисты. Все управление осуществляется через локальную информационную сеть с общим сайтом и выходом в Интернете. РЦЭПЛ размещается в месте пересечения педагогических потоков региона. Он работает на коммерческой основе, путем заключения договоров с организациями, участниками педагогического процесса.

 Создание РЦЭПЛ впервые позволит управлять педагогическим  процессом, как единым целым. Однако нужно двигаться дальше. Как известно, в бизнесе весьма успешно используется лин-менеджмент (бережливое управление). На очереди внедрение эволюционного менеджмента не только в экономику, медицину, политику, но и педагогику (эволюционная педагогика). Эволюционная концепция в педагогической системе  позволит быстро адаптировать педагогическую систему к динамично изменяющемуся обществу в условиях глобализации. Тогда педагогическая система будет синхронно изменяться со всеми другими логистическими  подсистемами общества. В эпоху информационного общества такой сценарий вполне реален, но и альтернативы ему просто нет!

См. также:

* Интеллектуальный университет - инкубатор талантов http://proza.ru/2008/05/03/294
* Первый шаг. Психолог-классный руководитель http://proza.ru/2006/04/16-297
* Крах школьно-педагогической системы. Где выход? http://proza.ru/2006/04/10-224
* Педагогическая поэма. Крах педагогики. http://proza.ru/2006/04/04-235
* Нужен ли новый педагогический саженец? http://proza.ru/2006/03/22-177
* Бэбибум и школа http://proza.ru/2006/05/16-90
* Психологизированная академическая гимназия http://proza.ru/2006/03/27-270
* Пренапедия и дети Индиго  http://proza.ru/2008/03/13/482
* Полезно ли раннее развитие ребенка? http://proza.ru/2008/12/05/652
* Волны обучения - Learning waves http://proza.ru/2009/02/01/261
* Натуральная медицина - Natural medicine http://proza.ru/2009/10/09/1280
* Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии http://proza.ru/2008/01/25/316
* Интеллектуальное топливо - Fuel for intelligence http://proza.ru/2008/10/11/233
* Логистика и власть  http://proza.ru/2007/01/28-273
* Век бережливого производства http://proza.ru/2007/03/25-282
* Раннее развитие детей (информационный портал)  http://www.danilova.ru/index.htm
* Эволюционная педагогика В. П. Вахтерова http://vahterov.narod.ru/1.htm
* Развивающая педагогика В. П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения)  * Бим-Бад Б. М. Педагогика как прикладное естествознание