Опус 7 Бабушка Шура, театр и династия актеров

Георгий Коротков 777
     Театральная династия блистательных русских актеров Трищенковых-Коротковых начинается с бабушки Шуры — в девичестве Александры Давыдовны Трищенковой. Правда, на ней эта блистательная династия русских актеров Трищенковых-Коротковых после её оглушительного нет, не успеха, а - провала, как раз и закончилась, так и нее начавшись. Но об этом грустно-торжественном дне - немного позже.

     Сейчас же, мы поведаем об отпрысках этой так и не начавшейся славной театральной династии Трищенковых-Коротковых.

     Начнем по младшеству.

     Александра Короткова - моя младшая дочь Сашенька, названная так в честь нашей бабушки Шуры. Уже в три года она ярко демонстрировала все задатки драматической актрисы. Когда бабушка Шура не давала сладкоежке конфет, по зову сердца и живота - в самом искреннем, но страстном порыве - кроха театрально опускалась на колени, принимала позу Козетты из 3-го акта «Униженных и оскорбленных» и, прижимая левую руку к сердцу, а вторую, с указующим перстом, -  с мольбой поднимала над собой: «Оню, бабуська, оню».

     Сердце бабушки Шуры разрывалось, потом - таяло от всепобеждающей силы драматического искусства и ребенок - довольный и счастливый - уходил на диван есть свою честно заслуженную сладкую добычу.

     Антон Кузьмин - мой племянник. В четыре годика, сидя на полу, никого трогая, никому не мешая, он играл с машинкой в углу комнаты, где свисала длинная ветвь какого-то особо колючего кактуса, стоявшего на полке выше. Антоша случайно его зацепил, опрокинув себе на детскую головку всё сразу - и колючую ветку, и сам горшок с кактусом и кучу земли.

     Все 7 членов семьи из нашей трехкомнатной квартиры на первом этаже, услышав душераздирающий крик, в котором мальчику гениально удалось передать настоящую боль, неподдельную обиду на кактус и справедливые претензии ко всем взрослым, допустившим такое безобразие, могли сказать Станиславскому, как на духу: «Верим». Впрочем, как и все остальные жильцы нашей многоэтажки, доведенные в тот день до бытового катарсиса всепроникающей силой искусства, многократно усиленного слабой звукоизоляцией современного домостроительства.

     Но это был только первый акт мелодрамы с участием Антоши Кузьмина.

     - Ах, Антон! Что ж ты технику безопасности нарушаешь - каску-то свою строительную не надел? Ведь есть же у тебя каска-то строительная! Самая настоящая. Во-он, на подоконнике лежит.. Вопрошала режиссер этой экстромптной постановки, а по совместительству - мама юного актера.

     Антоша тут же натягивал оранжевую строительную каску, вновь садился играть с машинкой в угол - точнёхонко головой под водруженный на своё место зловредный кактус.

     С этого момента мелодрама начинала медленно перетекать в жанр комедийного триллера. Катая машинку, Антоша легонько, будто поддразнивая, задевал свисающую ветку кактуса все сильней и сильней. При этом он неотрывно смотрел на своего обидчика с таким красноречивым выражением страстно-мстительного ожидания, будто это он, Антоша, должен был грохнуться сверху на злосчастный кактус через несколько мгновений..

     Идем дальше. Георгий Коротков - ваш покорный слуга.

     - Как? И он тоже имел отношения к Мельпомене?

     Удивится внимательный и любознательный читатель, уже успевший ознакомиться с содержанием данного сборника.

     - Он же дворовый хоккеист, музыкант, суворовец, востоковед, журналист, госслужащий, переводчик, расхититель корейских гробниц! Каким боком он имел отношение к театру?

     Увы. Имел и самое прямое. Причем, как и у несостоявшейся основательницы театральной династии наших блистательных русских актеров Трищенковых-Коротковых, карьера его должна была начаться столь же искрометно и даже масштабно. Его, т.е. меня, как и бабушку Шуру, честно отобрали на кастинге, причем, на самом настоящем.

     Я был с мамой на детском представлении в театре, а в антракте и после спектакля мы с друзьями устроили в фойе настоящие половецкие пляски - прыгали, вертелись, толкались, играли, гонялись друг за другом. Это увидела помощник режиссера по набору детей для фильма «Свистать всех наверх!» и пригласила меня на отбор.

     Отбор я прошёл. Но, когда  почтальон бросил в почтовый ящик приглашение на сами съёмки, я был в пионерском лагере на Чёрном море. Прагматизм победил тщеславие: мама не стала срывать меня с уже проплаченной путёвки на море.. Это приглашение в мир большого кино еще долго хранилось среди семейных документов.

     Лена Кузьмина, моя родная сестра. Вот тут всё ну о-о-очень парадоксально. Это единственный человек из всей династии наших несостоявшихся блистательных русских актеров Трищенковых-Коротковых, которая с юности хотела стать актрисой, играла в любительских спектаклях, не попала, куда хотела, но волею судеб, благодаря своем упорству и разнообразным талантам, вопреки всему, взяла быка за рога, т.е. Мельпомену под ручку и чинно и благородно шествует с ней рука об руку в бесконечных творческих лабиринтах московской театральной жизни, работая пресс-секретарем театра им. Вахтангова.

     Наконец, предпоследний член так и не состоявшейся, но порядком уже поднадоевшей нашим терпеливым читателям династии блистательных русских актеров Трищенковых-Коротковых - Короткова Марта Петровна. Моя мама.

     Тут буду краток. Мама играла в любительских постановках. Но мы, её дети, видели это только по нескольким черно-белым фотографиям, где на сцене изображена молодая, красивая девушка в белом бальном платье, с веером в руках и с очаровательной улыбкой.

     Мы приближаемся к гранд-финалу - дошла очередь и до бабушки Шуры - основателя всей этой бесконечно-театральной династии, которая описана выше.

     В 30-е годы прошлого века нашу бабушку Шуру, неграмотную крестьянку из Смоленской губернии, в числе 6 женщин-выдвиженцев отправили на учебу в Москву.
     После её возвращения в родное село Желанья, она становится председателем колхоза и одновременно отвечает за культурную жизнь района, регламентируемую депешами, приказами и постановлениями вышестоящего начальства новой власти.

     И вот однажды - она получает приказ о повышении культурного уровня крестьян постановкой спектакля. Из города прибыл режиссер. Он отобрал исполнителей, доморощенных актеров, куда попала и наша бабушка Шура, и начались репетиции. Одновременно на центральной площади местные плотники начали строить вместительную сцену из подручных материалов.

     Были пошиты костюмы, разучены роли, построена большая, хорошо видная со всех сторон сцена.

     Спектакль был назначен на майские праздники.

     1-го мая, на площади, вокруг сцены - народу собралось видимо-невидимо. Приехали крестьяне не только изо всех дальних деревень, но даже из соседних районов. Весть о «тияндре» с артистами успела облетела все деревни и села.

     Группа загримированных, переодетых в костюмы и нарумяненных до пунцового блеска артистов ступила на площадь. Толпа, замолкая, начала с благоговением расступаться перед одетыми в диковинные красочные костюмы односельчанами. Режиссер, бабушка Шура и другие актеры стали подниматься на сцену и занимать свои позиции. Бабушка - главная героиня, встала в центр, вокруг неё выстроились все остальные.

     Стояла майская жара. Пахло свежеструганными досками. Отчего-то вдруг раскаркались вороны на близстоящих деревьях.

Режиссер, под негодующее карканье чем-то озабоченного воронья, объявил название спектакля и спустился вниз.

     Долгожданное лицедейство началось.

     Бабушка Шура (в то время - молодая, красивая 20-летняя девушка) подняла руку, набрала полную грудь воздуха, топнула ногой и гневно бросила в толпу: «Доколе ж мы..»

     В тот же миг раздался страшный треск. Пол под актерами провалился - декорации, бабушка-девушка Шура и все артисты с грохотом, визгами и криками полетели вниз.

     Это был провал. Полный провал. Оглушительный и беспощадный.

     С тех пор бабушка Шура зареклась играть на сцене, но потомкам своим лицедействовать не запрещала..


     Приглашаю на литературные опусы и десертики о Корее, Монголии и России.

     Лучшее - из избранного.

                Сердечно приветствую каждого читателя.

     Здесь, в рассказах и миниатюрах, вы познакомитесь с самыми яркими, веселыми, а порой и драматичными - невыдуманными событиями из жизни реальных людей, с путевыми заметками автора о Северной и Южной Корее, Монголии и России, с забавными и комичными, мистическими и страшными перипетиями, оставившими неизгладимый след в моем сердце.

     Кроме художественных миниатюр и путевых записок предлагаю нескучные статьи о самых актуальных и животрепещущих темах и событиях современной жизни, а также - интересные, информативные и полезные статьи о свойствах и применении женьшеня.

     "Опусы: 60 миниатюр длиною в жизнь" - это еще и самые сильные личные переживания и эмоции, ярчайшие воспоминания и события, происходившие с автором с самого раннего детства и на протяжении всей жизни.

     Видимо, они были так глубоки, значимы и важны, занимали так много места в душе и сердце, что какие-то из них выплеснулись наружу и по кончику пера излились в прозу, в эти миниатюры.

Опусы: 60 миниатюр длиною в жизнь http://proza.ru/2022/06/04/1556

Исповедь шпиона, которого не было.. чч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 http://proza.ru/2023/01/01/1076

Военный Айболит или прикольная хохма-быль о Советской Армии http://proza.ru/2022/10/01/1593

Подвиги северокорейских Джеймсов Бондов в России http://proza.ru/2022/12/03/1337

Советский синдром вьетнамского спецназа http://proza.ru/2022/06/25/911

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ. ПИТЕЙНО-ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ http://proza.ru/2021/05/05/1552

Космос Камилы Валиевой http://proza.ru/2022/02/19/885

ПОДАРОК http://proza.ru/2021/07/13/1396

Как правильно принимать женьшень и кому он полезен
http://proza.ru/2021/08/03/403

Пост-ковидный синдром, лонг-ковидные состояния и их последствия. Симптомы, причины, протоколы лечения http://proza.ru/2021/12/25/1283

Опус 15 В батумской темнице http://proza.ru/2021/05/09/1301

Детям России - крик души,урчание живота и будущее http://proza.ru/2021/09/04/722

МОСКОВСКИЕ ГАНГСТЕРЫ http://proza.ru/2021/06/26/986

Опус 44 Бусы, туземец и белый человек http://proza.ru/2021/05/06/1257

ЖЕНЬШЕНЬ ОТ ТОВАРИЩА СТАЛИНА http://proza.ru/2021/09/12/1253

ОГНЕННЫЙ КРУГ - МИСТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ В ПХЕНЬЯНСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
http://proza.ru/2021/05/09/93

ЖЕНЬШЕНЬ И ИММУНИТЕТ В БОРБЕ С КОРОНАВИРУСОМ http://proza.ru/2021/06/24/36

ДЕТСТВО. О БОЖЕСТВЕННОМ И САКРАЛЬНОМ http://proza.ru/2021/05/07/1790

ПЬЯНОЕ ВРЕМЯ http://proza.ru/2021/05/24/26

ЖЕНЬШЕНЬ. И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ЖИЗНЬ http://proza.ru/2021/06/26/404

МЕТАМОРФОЗЫ И САНСАРЫ НАШИХ ЖИЗНЕЙ. Змея и Лягушка, китайские нищие и Велорикша, Японка и цыгане http://proza.ru/2021/06/08/887

СТАРИК И РЕКА ВРЕМЕНИ. МАКСИМКА http://proza.ru/2021/08/24/1249

РУССКИЙ МАТ КАК МЕРИЛО ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ http://proza.ru/2021/08/26/1044

ГРУ, ШАШЛЫК И СОБАКИ В КОРЕЕ http://proza.ru/2021/07/13/996

ПРАВДА И ТОЛЬКО ПРАВДА. НАСТАВЛЕНИЯ ОФИЦЕРА КГБ http://proza.ru/2021/07/14/1291

Пол-языка до страшной смерти.. http://proza.ru/2021/11/14/163

Две жизни от мамы.. http://proza.ru/2021/10/29/941

Черемша-трава, Король-заморыш, космос и Гагарин http://proza.ru/2024/04/12/922

Дела шитейские. В какой стране шьют вечную одежду       http://proza.ru/2024/05/05/371

О женьшене с любовью. Сборник статей и материалов http://proza.ru/2024/06/14/1156

Вы очень удивитесь или что человеку нужнее всего?   http://proza.ru/2024/06/23/1005