41-45. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

Зера Черкесова 2
едицина

66-70. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме.
 
Зера Черкесова 2

http://proza.ru/2023/02/03/1531



Все ссылки "Писем о месмеризме" Гарриет Мартино:9 ссылок , за ним мой русский перевод(неотшлифованный, рабочий перевод с английского оригинала. В процессе работы, но дающий предствление о содержании текста. Усовершенствованный перевод будет выложен с новыми ссылками, которое будут добавлены сюда. Английский текст оригинала в полном объеме см по ссылкам на Проза:здесь в ЖЖ не вмещается такой объем текста по главам в одну запись. Поэтому здесь за русским текстом только начало английского текста, дальше см на Проза ру, если есть желание самим перевести.

Возможно, и на ЖЖ я выложу английский оригинал с новым переводом позднее, пока же черновая рабочая версия. 

---------------------------------

1.
http://proza.ru/2023/01/27/118
Гарриет де Мартино. Письма о месмеризме. С предисловием о моем переводе.


2.
http://proza.ru/2023/01/27/206
Гарриет де Мартино. Письма. ч. 2 Мой рабочий перевод


3.
http://proza.ru/2023/01/27/250
Гарриет Мартино. Письма. ч. 3 Рабочий перевод



4.
http://proza.ru/2023/02/03/1517
16-20 Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

5.
http://proza.ru/2023/02/03/1520
36-40. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

6.
http://proza.ru/2023/02/03/1523
41-45. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

7.
http://proza.ru/2023/02/03/1525
46-50. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

8.
http://proza.ru/2023/02/03/1529
61-65. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

9.
http://proza.ru/2023/02/03/1531
66-70. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПИСЬМА О МЕСМЕРИЗМЕ. ГАРРИЕТ ДЕ МАРТИНО.
см выше ссылку начало.

ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПИСЬМА О МЕСМЕРИЗМЕ. ГАРРИЕТ ДЕ МАРТИНО.
см выше ссылку начало.




41-45. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме с моим русским переводом.
28 янв, 2023 в 15:02

легкость и наслаждение, - честные люди вдруг становятся мошенниками вопреки разуму, совести и интересам; невежественные люди обладают сверхъестественным скрытым знанием; - десятки и сотни детей, взятых с улицы, простых и невежественных мужчин и женщин в тихие дома, будучи всеми, неизменно и без согласия, оказывались способными к такой совершенной игре, такому владению телом и выражением лица и верности природе, которые никогда не были равны на сцене. Они видят больных и страждущих, восставших из пучины болезней, и наслаждающихся здоровьем и бодростью; а когда невозможно отрицать болезнь или выздоровление (которое, однако, пытаются сделать до последнего момента), они дают агентству старое имя, - называют его Волей илиВоображение, и предположим, что они отрицают месмеризм . Итак, когда они видят, как хромые ходят, а глухие слышат, они говорят о «предрасполагающих причинах», «усилиях природы» и считают, что дело исчерпано. Экстравагантные теоретики действительно во многих отношениях связаны с месмеризмом ; это общая ошибка для всех; но , несомненно, самыми дикими теоретиками являются те, кто допускает множество моральных невозможностей, чтобы ускользнуть от факта перед своими глазами. Бесконечной изобретательностью отрицания наслаждались все, кто, как и я, был воспитан месмеризмом . Мы все слышим, с той или иной стороны,что год назад мы выздоровели и не будем напрягаться; что давно испытанные лекарства начали действовать через недели или месяцы после того, как их перестали принимать; что наши болезни ушли сами собой; что мы ошибаемся, считая себя теперь здоровыми; что не месмеризм , а воля в месмеристе и воображение в нас самих дали нам здоровье. Достаточно легко, если бы это стоило того, ответить на них, чтобы привести доказательства того, что мы были больны в такое время, и показать, что мы здоровы сейчас; спросить, вероятно ли, что в двадцати или пятидесяти случаях безнадежной болезни, должно быть «усилие Природы», помимо месмеризма , в тот самый момент, когда

имеет

Испытывают месмеризм и спрашивают, что означает «усилие Природы» , чтобы указать, что если Воля и Воображение действительно могут заставить глухонемых слышать и говорить, рассеять водянку, изгнать лихорадку, астму и паралич, поглотить опухоли и Чтобы разрывы нервов, костей и мускулов не ощущались, нам не нужно спорить о словах: пусть эти благословенные результаты будут называться какими угодно терминами: только в таком случае нужно найти какое-нибудь новое имя для старого понимаемого. Функции Воображения и Воли.

Таким образом, отрицание, достигающее только средств, а не фактов, кажется, пора тем, кто действительно претендует на желание знать, подумать, что они должны делать дальше. Готовы ли они по методу Ньютона терпеливо сидеть перед великой темой, наблюдая и ожидая, когда возникнет и проявится знание? Практикуются ли они в золотом правиле исследования: не желать, чтобы истина былата сторона или другая? Так ли серьезен их нрав, как того требует столь торжественное событие, — вопрос о том, обладают ли люди по отношению друг к другу целебной, животворящей силой, изумительной силой воли, силой возбуждающих способностей? предвидения и проницательности, а некоторые другие слишком ужасны, чтобы их можно было легко назвать? Ой! если принять во внимание размах этого исследования, серьезность вопроса, истинный он или ложный, смех невежд, легкомыслие небрежных, презрение предубежденных, жесткость и упрямство интеллектуально гордых, звучат в уши похожи на лепет и фальшивое веселье сумасшедшего дома! В то время как мы оглядываемся на Лапласа, получая все относящиеся к делу свидетельства всех времен и заявляя Ченевиксу, что «применительно к месмеризмуего собственные принципы и формулы, касающиеся человеческих свидетельств, он не мог не согласиться с тем, что так сильно поддерживалось», мы можем только противопоставить его духу и методу современных врачей, которые берутся предписывать условия явлений этой таинственной силы. в первый раз их

Он говорит:

ожидание этого ; и если их драгоценные условия отклонены или невыполнены , осуждайте все как обман или вздор. Там, где Ньютон смиренно наблюдал за проявлениями Природы, а Лаплас философски взвешивал свидетельства людей, наши современные исследователи указывают Природе, что она должна сделать, чтобы получить их избирательное право; и, поскольку Природа не намерена отвечать, они придерживаются своего отрицательного невежества, а не положительного свидетельства истории и живого множества. Кювье говорит о месмеризме ; и у кого есть больше титула, чтобы слушать?

Однако воздействие, полученное на лиц, уже бессознательных до начала операции, воздействие, оказываемое на других лиц после того, как сама операция заставила их потерять сознание, и воздействие, оказываемое животными, едва ли позволяют нам усомниться в том, что близость двух одушевленных тел в в определенных положениях и с определенными движениями не имеет реального эффекта, независимо от участия воображения одного из двух. Также представляется совершенно ясным, что эти эффекты обусловлены некоторой связью, которая имеет место между их нервными системами. (Сравнительная анатомия, том. II. п. 117. «О нервной системе, рассматриваемой в действии».) В отличие от того, что Кювье исследует, делает выводы и признает, наши лондонские философы просят знака: ликуют, если ни один не удостоился; и если кто-то будет дан, не в состоянии увидеть его сквозь одеяло своего скептицизма. Одну вещь такие исследователи прояснили людям, более мудрым, чем они сами. Детей и других поверхностных мыслителей озадачивают несколько отрывков из Евангелий о вере; отрывки, которые кажутся им, если они осмелятся так сказать, противоречащими всякому чувству и разуму; те отрывки, которые говорят, что не было дано никакого знамения, было совершено мало великих дел из - за неверия людей. Неискушенным кажется, что это именно та причина, по которой следует давать больше знамений и чудес. Но другой отрывок передает

66

[ошибки распознавания]
;

[ошибки распознавания]
Они могут быть полезны только обучаемым; и они могут полностью помочь только тем, кто верил раньше.

Истинный дух , в котором исследователи должны подходить к экспериментам месмеризма , подсказан словами Лапласа по отношению к нашему предмету в его «Опыте вероятностей »: «Мы так далеки от знания всех агентов природы и их различных способов действия, что было бы нефилософски отрицать явления только потому, что они необъяснимы при нынешнем состоянии наших знаний.

Поскольку на первый взгляд в этом предмете нет ничего явно абсурдного , а только что-то странное, немыслимое и подавляющее умы, не привыкшие к великим идеям природы и философии, претензии месмеризма на спокойное и философское исследование имеют смысл . Никакое философствование не может добиться этого; и если бы я, как моралист, говорил об ответственности ученых общества перед массами , если бы я раскрывал сцены, происходящие в каждом городе Англии из-за бессмысленного, забавного, любопытного или озорного использования это ужасное агентство невежд, мы должны услышатьне более легкомыслия в высших эшелонах власти о месмеризме , - не более

споры о старых или новых именах, которыми должно быть названо влияние, в то время как само влияние так широко используется с таким ужасающим безрассудством.

Пусть ученыедействительно спросить, и объединиться, чтобы сделать это. Эксперимент здесь, конечно, единственное средство познания. Вместо того, чтобы возражать против той, той и другой теории (все, вероятно, достаточно нежелательны), пусть отложат все мысли о теории до тех пор, пока под личным наблюдением не будет получен хотя бы какой-то запас разнообразных фактов. Немногие люди имеют свободное время и команду месмеристов и пациентов, необходимые для надежной серии экспериментов. Хотя у некоторых есть основания полагать, что каждый человек обладает способностью возбуждать и восприимчивостью к месмерическому влиянию, и, таким образом, ход экспериментов может показаться достаточно легким, это не так, как и это легко для всех нас. выяснить состав атмосферы, потому что воздух вокруг нас. Многочисленные и продолжительные условия необходимы для полного и честного эксперимента.случайных подвигов достаточно , чтобы доказать, что «в месмеризме что-то есть ». Под руководством тех, кто лучше всех понимает условия — отважных первопроходцев в этом великом переоткрытии — пусть процесс начнется; и пусть это продолжается до тех пор , пока не будет выяснено, может или не может быть получена здравая теория. Спрашивать о такой теории, во-первых, было бы абсурдом, которому едва ли можно было бы поверить, если бы не ее компрометация .

«Сначала скажите мне, что такое месмеризм , а затем то, на что он претендует, и тогда я займусь им», — было сказано мне и сказано многим другим, которые, объявляя месмеризм истинным, не имеют никакой теории относительно его сущности . природы, - никаких предположений о масштабах ее действий. Одни спрашивают об этом по невежеству, другие - как уклонение. Мудрые исследователи вообще не будут спрашивать об этом, пока не будет проделана обширная подготовительная работа, пренебрегать которой и нефилософски, и аморально.

Среди нас есть больницы, где

Может

выяснить, может ли быть вызвана нечувствительность к сильной боли.

[ошибки распознавания]
моннесс

ease and enjoyment, -of honest people becoming sudden knaves, against reason, conscience, and interest ;of ignorant people being possessed of preternatural hidden knowledge ;-of scores and hundreds of children taken from the street, of simple and ignorant men and women in quiet homes, being all, invariably and without concert, found capable of such consummate acting, such command of frame and countenance, and fidelity to nature as were never equalled on the stage. They see the sick and suffering risen from the depths of disease, and enjoying health and vigour; and when it is not possible to deny the disease or the recovery (which, however, is attempted to the last moment) they give an old name to the agency,-call it Will or Imagination, and suppose they have denied Mesmerism. And so, when they see the lame walk, and the deaf hear, they talk of "predisposing causes," "efforts of Nature," and consider the matter disposed of. Extravagant theorists there are indeed connected, in more ways than one, with Mesmerism; it is a fault common on every hand; but assuredly the wildest theorists of all are they who assume many moral impossibilities in order to evade a fact before their eyes. Of the infinite ingenuity of denial all have enjoyed displays who, like me, have been raised up by Mesmerism. We all hear, from one side or another, that we were getting well a year ago, and would not exert ourselves;--that longtried medicines began to act weeks or months after they were discontinued; that our diseases went away of themselves ; that we are mistaken in believing ourselves well now; that it is not Mesmerism, but Will in the Mesmerist, and Imagination in ourselves, that has given us health. It is easy enough, if it were worth while, to answer these to bring evidence that we were ill at such a date, and show that we are well now;-to ask whether it is probable that in twenty or fifty cases of deep and hopeless disease, there should be “ an effort of Nature," apart from Mesmerism, at the very moment that

a

Mesmerism is tried, and to ask what “ an effort of Nature" means; to point out that if Will and Imagination can really make the deaf and dumb hear and speak, disperse dropsies, banish fever, asthma, and paralysis, absorb tumours, and cause the severance of nerve, bone, and muscle to be unfelt, we need not quarrel about words :- let these blessed results be referred to any terms you please: only, in that case, some new name must be found for the old understood functions of the Imagination and the Will.

Denial thus reaching only the means, and not the facts, it seems time for those who really pretend to a desire to know to consider what they must do next. Are they prepared with Newton's method, to sit down patiently before the great subject, watching and waiting for knowledge to arise and come forth? Are they practised in the golden rule of inquiry, not to wish truth to be on the one side or the other ? Is their temper as serious as is required by an occasion so solemn,-by an inquiry whether human beings have, in regard to each other, a health-giving, a lifereviving power, a stupendous power of volition,-a power of exciting faculties of prescience and insight, and some others too awful to be lightly named ? O! when one considers the scope of this inquiry, the solemnity of the question, whether true or false,—the laugh of the ignorant, the levity of the careless, the scorn of the prejudiced, the hardness and perversity of the intellectually proud, sound in one's ears like the babble and false mirth of a mad-house! While we look back to Laplace, receiving all pertaining testimony from all time, and declaring to Chenevix, that, “applying to Mesmerism his own principles and formulas respecting human evidence, he could not withhold his assent to what was so strongly supported,” we can but contrast with his the spirit and method of modern doctors, who undertake to prescribe the conditions of the phenomena of this mysterious power on the first occasic of their

He says:

attendance on it; and if their precious conditions are declined, or unfulfilled, denounce the whole as imposture or nonsense. Where Newton would have humbly watched the manifestations of Nature, and Laplace philosophically weighed the testimony of men, our modern inquirers instruct Nature what she shall do to obtain their suffrage; and, Nature not deigning to respond, they abide by their own negative ignorance, rather than the positive testimony of history and a living multitude. Cuvier speaks on Mesmerism ; and who has more title to be listened to ?

Cependant les effets obtenus sur des personnes d;j; sans connaissance avant que l'op;ration commen;;t, ceux qui ont lieu sur les autres personnes apr;s que l'op;ration m;me leur a fait perdre connaissance, et ceux que pr;sentent les animaux, ne permettent gu;res de douter que la proximit; de deux corps anim;s dans certaines positions et avec certains mouvements n'ait un effet r;el, ind;pendant de toute participation de l'imagination d'une des deux. Il para;t assez clairement aussi que ces effets sont dus ; une communication quelconque qui s';tablit entre leurs syst;mes nerveux. (Anatomie Compar;e, tom. ii. p. 117. “Du syst;me nerveux consid;r; en action.”) Contrast with Cuvier examining, inferring, and avowing, our London philosophers asking for a sign : exulting if none be vouchsafed; and if one be given, unable to see it through the blanket of their scepticism. One thing such inquirers have made plain to persons a degree wiser than themselves. Children and other superficial thinkers are puzzled at a few passages in the gospels about belief; passages which seem to them, if they dared say so, contrary to all sense and reason; those passages which tell that no sign was given, few mighty works were done, because of the unbelief of the people. To the inexperienced, this appears precisely the reason why more signs and wonders should be given. But another passage conveys

66

[ocr errors]
;

[ocr errors]
the reason : Having eyes they see not, having ears they hear not, neither do they understand," &c. It is a deep philosophical truth, implied in these words, and established afresh during every process of great natural discovery, that simple faith is as necessary to the perception and reception of truth as sound reason; that intellectual pride and prejudice are as fatal to the acquisition of true knowledge as blind credulity. The very senses become false informers, the very faculties traitors, when the intellect has lost its rectitude of humility, patience, and loyalty to truth. The signs and wonders of science, like those of the great Teacher, are absolutely lost upon the insolent and sceptical, the Pharisees and Sadducees of every place and age, and should never be yielded to their requisition. They can avail at all only to the teachable ; and they can avail fully only to those who believed before.

The true spirit in which inquirers should approach the experiments of Mesmerism is suggested by Laplace's words, in relation to our subject, in his Essay on Probabilities : “ Nous sommes si loin de conna;tre tous les agens de la nature, et leurs divers modes d'action, qu'il serait peu philosophique de nier les ph;nom;nes, uniquement parcequ'ils sont inexplicables dans l';tat actuel de nos connaissances.”

There being nothing palpably absurd on the face of the subject,-only strange, unthought-of, and overwhelming to minds unaccustomed to the great ideas of Nature and Philosophy, the claims of Mesmerism to a calm and philosophical investigation are iinperative. No philosopher can gainsay this; and if I were to speak as a moralist on the responsibility of the savans of society to the multitude-if I were to unveil the scenes which are going forward in every town in England, from the wanton, sportive, curious, or mischievous use of this awful agency by the ignorant, we should hear no more levity in high places about Mesmerism,- no more

wrangling about the old or new names by which the influence is to be called, while the influence itself is so popularly used with such fearful recklessness.

Let the savans really inquire, and combine to do so. Experiment is here, of course, the only means of knowledge. Instead of objecting to this, that, and the other theory, (all, probably, being objectionable enough,) let all thought of theory be put away till at least some store of varied facts is obtained under personal observation. Few individuals have the leisure, and the command of Mesmerists and patients, necessary for a sound set of experiments. Though some see reason to believe that every human being has the power of exciting, and the susceptibility of receiving, Mesmeric influence, and thus a course of experiments might seem easy enough, it is not so, any more than it is easy for us all to ascertain the composition of the atmosphere, because the air is all about us. Many and protracted conditions are necessary to a full and fair experiment, though brief and casual feats suffice to prove that “ there is something in Mesmerism.” Under the guidance of those who best understand the conditions,—the brave pioneers in this vast re-discovery,-let the process be begun; and let it be carried on till it is ascertained whether a sound theory can or cannot be obtained. To ask for such a theory in the first place, is an absurdity which could hardly be credited but for its com

" Tell me what Mesmerism is first, and next what it pretends to, and then I will attend to it,” has been said to me; and is said to many others who, declaring Mesmerism to be true, have no theory as to its nature,-no conjecture as to the scope of its operations. Some ask this in ignorance; others as an evasion. Wise inquirers will not ask it at all till a vast preparatory work is achieved, which it is both unphilosophical and immoral to neglect.

There are hospitals among us, where it

may

be ascertained whether insensibility to extreme pain can be produced.

[ocr errors]
monness.
Метки:
гарриет ди мартино, письма о месмеризме



https://zera-cherkesov.livejournal.com/438326.html