46-50. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

Зера Черкесова 2
едицина

66-70. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме.
 
Зера Черкесова 2

http://proza.ru/2023/02/03/1531



Все ссылки "Писем о месмеризме" Гарриет Мартино:9 ссылок , за ним мой русский перевод(неотшлифованный, рабочий перевод с английского оригинала. В процессе работы, но дающий предствление о содержании текста. Усовершенствованный перевод будет выложен с новыми ссылками, которое будут добавлены сюда. Английский текст оригинала в полном объеме см по ссылкам на Проза:здесь в ЖЖ не вмещается такой объем текста по главам в одну запись. Поэтому здесь за русским текстом только начало английского текста, дальше см на Проза ру, если есть желание самим перевести.

Возможно, и на ЖЖ я выложу английский оригинал с новым переводом позднее, пока же черновая рабочая версия. 

---------------------------------

1.
http://proza.ru/2023/01/27/118
Гарриет де Мартино. Письма о месмеризме. С предисловием о моем переводе.


2.
http://proza.ru/2023/01/27/206
Гарриет де Мартино. Письма. ч. 2 Мой рабочий перевод


3.
http://proza.ru/2023/01/27/250
Гарриет Мартино. Письма. ч. 3 Рабочий перевод



4.
http://proza.ru/2023/02/03/1517
16-20 Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

5.
http://proza.ru/2023/02/03/1520
36-40. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

6.
http://proza.ru/2023/02/03/1523
41-45. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

7.
http://proza.ru/2023/02/03/1525
46-50. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

8.
http://proza.ru/2023/02/03/1529
61-65. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

9.
http://proza.ru/2023/02/03/1531
66-70. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме

ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПИСЬМА О МЕСМЕРИЗМЕ. ГАРРИЕТ ДЕ МАРТИНО.
см выше ссылку начало.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПИСЬМА О МЕСМЕРИЗМЕ. ГАРРИЕТ ДЕ МАРТИНО.
см выше ссылку начало.


Письма. 46-50
 
 46-50. Гарриет ди Мартино. Письма о месмеризме с моим русским переводом.
28 янв, 2023 в 15:04

В каждом районе есть больные , чья способность к выздоровлению с помощью месмеризма может быть проверена. И в ходе таких благотворных экспериментов , несомненно, произойдут скрытые явления месмеризма , если они существуют так часто , как это предполагается. Пусть тщательно полученный опыт будет мудро собран и философски передан. Если окажется, что это не соответствует действительности, месмеризм может быть «взорван», чего никогда не произойдет из-за простого невежественного презрения и легкомыслия. Если это правда, мир станет намного лучше.

Если мы учтем, что ни один врач в Европе старше сорока лет, когда жил Гарвей, не верил в циркуляцию крови, мы не будем ждать каких-либо философских исследований месмеризма от признанных представителей профессии, чьей обязанностью является заниматься этим; но, к счастью, молодые никогда не терпят неудачу. Всегда есть новое поколение, поднимающееся, чтобы освободить мир от предрассудков прошлого (порождая при этом новые); и всегда есть несколько бескорыстных, бесстрашных, созерцательных умов, взращивающих спокойную мудрость и воспитывающих устоявшиеся убеждения Старое время как материал для энтузиазма нового, на которого можно положитьсяза сохранение истины до тех пор, пока они с радостью не обнаружат , что она стала слишком дорогой для их сохранения. Истина , о которой идет речь, безопасна, будет ли она называться месмеризмом или другим, более подходящим названием.

а

47

26 ноября .

ПИСЬМО IV.

ДУХ УБЕЖДЕНИЯ.

[ошибки распознавания]
Мне может показаться самонадеянным говорить что-либо о характере и поведении верующих в месмеризм .должно быть, - так много из них, которые мужественно и доброжелательно переносили противодействие и оскорбления, в то время как я тихо лежал рядом, вне поля зрения и не имел права присоединиться к ним, хотя и постоянно сочувствовал им. Но само мое положение, возможно, позволит мне увидеть некоторые соображения, давно оставленные более продвинутыми месмеристами, и указать их для пользы новичков, чей опыт еще не привел их к моей точке зрения. Кроме того, теперь у меня есть очень яркий собственный опыт. В то время как сочувствие к моему освобождению от боли и вернувшемуся наслаждению жизнью переполняет меня, у меня все еще есть причины чувствовать, как многие чувствовали до меня, что никто не может поддерживать месмерическое лечение с полной безнаказанностью. Когда я думаю об оскорблениях, нанесенныхмногие страдальцы невинных и правдивых существ, которые после долгой болезни и лишения конечности вдобавок несут жестокое обвинение в том, что они лжецы и мошенники, потому что они не могут сказать, что испытали боль от ампутации, я чувствую себя как если я и такие, как я, должны быть вечно немыми в отношении такого неверия и ложных представлений, с которыми, к нашей небольшой доле, мы сталкиваемся. Но, не говоря ни слова по этому поводу, такой опыт может позволить увидеть и предположить вещи в поведении учеников месмеризма , которые действуют неблагоприятно на их дело. Никогда еще не было великого дела, котороене пострадал от тех или иных своих друзей; и пока люди несовершенны и слабы, так будет всегда. И опять же, никогда не было верных сторонников великого

человек

истину, которые не были рады услышать, каковы трудности и возражения тех, кто не был готов слушать представления самых поверхностных новичков, которым нечего было сказать, кроме того, что для них ощущение препятствий, препятствующих входу субъекта.

Я считаю, что нет никаких сомнений в том , что самый большой вред, нанесенный месмеризму , наносится его странствующими защитниками. Кажется , это признают все, кроме самих странников; и никто так глубоко не оплакивает эту практику, как высший орден месмеристов. Среди странствующих, несомненно, есть честные люди, столь же полностью убежденные в истине того, чему они учат и демонстрируя, как врач, который отказывается от платы в месмерических случаях, а также братья и сестры милосердия, жертвующие всем, чтобы делать добро своими знаниями и силой. в месмеризме. Но ни один из широких взглядов, знаний, вполне соответствующих силе, которой он обладает, не отважился бы на опасную опрометчивость публичной демонстрации торжественных чудес, столь новых и впечатляющих, игры на мозге и нервах человеческих существ, демонстрации за деньги на сцене состояния ума и души считались слишком священными вв старые времена, чтобы быть вызвано в другом месте, чем в храмах, руками жрецов богов. Эта святость еще присуща этим таинственным проявлениям, как указывающие на тайны человеческой природы, о которых мы имеем лишь отрывочные проблески. Правда, вина за их осквернение лежит на ученых мужах, которые должны были проявить мудрость в отношении столь серьезного дела и взять расследование в свои руки. Именно они несут ответственность за то, что передали тему фанатикам и пошлякам. Это они бросили эту жемчужину знания и силы в руки невежд; и никто не может удивиться тому, что его обменивают на деньги и известность. Зрелище отвратительное и ужасное, отвратительное, как устраивать возбуждающее публичное представление.

[ошибки распознавания][ошибки распознавания]
о том, что нельзя наблюдать в самом тихом уединении без чувства благоговения и сильнейшей склонности к сдержанности; — и ужасно, как сделать обыденным и нечистым то, что, по крайней мере в настоящее время, освящено тайной, полной непригодностью для всеобщего употребления. Настоятельно рекомендуется, чтобы публичные демонстрации месмерических явлений привлекали большое внимание к предмету и вызывали окончательное убеждение многих, которые в противном случае могли бы ничего не знать о предмете. Это может быть правдой; но сколько вреда можно противопоставить этому! Вызывается гораздо больше удивления, сомнения и отвращения, чем убеждения ; и от убеждения, возникшего таким образом, можно было бы, в целом, очень хорошо отказаться. И остается за социальным бедствиембеспорядочное использование скрытых сил месмеризма . Когда широкая публика видит, что на сцене к этому относятся как к любопытному спектаклю , что удивительного в том, что невежды идут вразнос иустроить там любопытное шоу! В то время как мудрецы, в чьих руках должна быть эта власть, как духовенство, которому Провидение поручает научные тайны, пренебрежительно отвергают свое высокое назначение, кто те, кто хватаются за него, из забавы или со злым умыслом, — и всегда по неведению? Школьники, подмастерья, легкомысленные женщины, не желающие причинять вреда, и подлые мужчины, причиняющие вред. Где бы ни побывали странствующие месмеристы, всегда найдутся такие, которые ввергают друг друга в транс, проводят забавные эксперименты, предсказывают судьбу или опрометчиво лечат болезни. Было бы кое-что выиграно, если бы честных среди этих лекторов можно было научить и убедить, что им лучше молчать и оставить дело в покое, чем распространять месмеризм таким методом .. Если у них нет средств защищать месмеризм , не беря за это денег, им лучше зарабатывать себе на хлеб другим способом и довольствоваться свидетельством и использованием своих сил (в пределах своих знаний, и не более того) безвозмездно. дома . Долг тех, кто понимает серьезность месмеризма , ясно

а

Е

сбрасывать со счетов и протестовать против всех таких демонстраций, сбрасывать со счетов всех, кто их создает, и всех, кто их посещает, как ложные по отношению к искомой истине из-за некомпетентности или чего-то похуже.

Самые лучшие представители месмерического братства могут попасть в одну вечно открытую ловушку. Каждый, кто интересуется великим открытием, испытывает сильное искушение слишком рано теоретизировать; а те, кто выступает против месмеризма или не понимает его, постоянно пытаются заставить нас преждевременно теоретизировать.. С первого дня, когда мой эксперимент был обнародован, и до настоящего времени попытки возобновлялись, пока обращение ко мне с заявлением о теории не стало настолько смехотворно распространенным, что мне не грозит опасность попасть в ловушку. Я был вынужден не только отказаться выдвинуть даже гипотезу, но и так тщательно охранять свой язык, чтобы ни при каких обстоятельствах мне нельзя было приписать какую-либо гипотезу. Я хотел бы, чтобы все, кто, как и я, лично знают лишь несколько фактов (пусть и ясных), относились к этому так осторожно, как этого требуют обстоятельства. Их представления о передаче жидкости, электричества или чего-то еще; об условном возбуждении в человеческих существах силы контроля или стимулирования их собственных жизненных функций; о месмерической силе, заключенной в Воле месмериста или в Воображение или Воля пациента; какой-либо симпатической функции, выражать, но неясно и относить к какой-то неисследованной области мозга, — каждое из этих и многих других понятий может соответствовать явлениям, которые попали в поле зрения толкователей; но ни один из них не будет соответствовать всем установленным фактам. Явления настолько различны, что мне кажется совершенно невероятным, что мы можем приблизиться к истинной теории; не говоря уже о том, что очень очевидно, а именно о том, что предлагаемые предположения - это всего лишь слова. Было бы достаточно времени, чтобы показать это, если бы гипотезы подходили; но это не так. Что происходит с передачей жидкости, когда месмерист действует без согласования, но ни один из них не будет соответствовать всем установленным фактам. Явления настолько различны, что мне кажется совершенно невероятным, что мы можем приблизиться к истинной теории; не говоря уже о том, что очень очевидно, а именно о том, что предлагаемые предположения - это всего лишь слова. Было бы достаточно времени, чтобы показать это, если бы гипотезы подходили; но это не так. Что происходит с передачей жидкости, когда месмерист действует без согласования, но ни один из них не будет соответствовать всем установленным фактам. Явления настолько различны, что мне кажется совершенно невероятным, что мы можем приблизиться к истинной теории; не говоря уже о том, что очень очевидно, а именно о том, что предлагаемые предположения - это всего лишь слова. Было бы достаточно времени, чтобы показать это, если бы гипотезы подходили; но это не так. Что происходит с передачей жидкости, когда месмерист действует без согласования,на пациента за сотню миль? Что становится с силой Имы пациента

3
------------------
There are sufferers in every one's neighbourhood, whose capability of recovery by Mesmerism may be tested. And in the course of such benevolent experiments the ulterior phenomena of Mesmerism will doubtless occur, if they exist as commonly as is pretended. Let experience, carefully obtained, be wisely collected and philosophically communicated. If found uutrue, Mesmerism may then be “exploded,”—which it can never be by mere ignorant scorn and levity. If true, the world will be so much the better.

When we consider that no physician in Europe above forty years of age when Harvey lived believed in the circulation of the blood, we shall not look for any philosophical inquiry into Mesmerism from established members of the profession, whose business it is to attend to it; but happily, the young never fail. There is always a new generation rising up to emancipate the world from the prejudices of the last, (while originating new ones ;) and there are always a few disinterested, intrepid, contemplative spirits, cultivating the calm wisdom and bringing up the established convictions of the olden time, as material for the enthusiasm of the new, who may be relied on for maintaining the truth till they joyfully find that it has become too expansive for their keeping. The truth in question is safe, whether it be called Mesmerism, or by another and a better name.

a

47

November 26.

LETTER IV.

SPIRIT OF CONVICTION.

[ocr errors]
It may seem presumptuous in me to say anything about what the temper and conduct of believers in Mesmerism should be,-so many of them as were bravely and benevolently enduring opposition and injury, while I was quietly lying by, out of sight, and unqualified to join them, though steadily sympathizing with them. But my very position may perhaps enable me to see some considerations long left behind by the more advanced Mesmerists, and to indicate them for the benefit of novices, whose experience has not yet led them up to my point of view. Besides, I have now a very vivid experience of my own. While sympathy in my release from pain and my recovered enjoyment of life flows in abundantly, I still have cause to feel, as numbers have felt before me, that no one can sustain a Mesmeric cure with entire impunity. When I think of the insults inflicted on many sufferers, of the innocent and truthful beings who, after long disease and the deprivation of a limb, have in addition to bear the cruel imputation of being liars and cheats because they could not say they had suffered the pains of amputation, I feel as if I, and such as I, must be for ever dumb about such disbelief and misrepresentation as, for our small share, we meet with. But, without saying a word on that head, such experience may enable one to perceive and allege the things in the conduct of the disciples of Mesmerism, which act unfavourably on their cause. There never was a great cause yet which did not suffer by some or other of its friends; and while men are imperfect and frail, thus it will ever be. And again, there never were faithful asserters of a great

man

truth who were not glad to hear what are the difficulties and objections of those without—who were not willing to listen to the representations of the most superficial of novices, who, with nothing to say but what to them is trite, may yet revive a sense of the obstacles which beset the entrance of the subject.

I believe there is no doubt that the greatest of all injuries done to Mesmerism is by its itinerant advocates. This appears to be admitted by everybody but the itinerants themselves; and none lament the practice so deeply as the higher order of Mesmerists. Among the itinerants there are doubtless some honest men, as entirely convinced of the truth of what they teach and exhibit as the physician who refuses fees in Mesmeric cases, and the brethren and sisters of charity who sacrifice everything to do good by their knowledge and power in Mesmerism. But no of enlarged views, of knowledge at all adequate to the power he wields, would venture upon the perilous rashness of making a public exhibition of the solemn wonders yet so new and impressive, of playing upon the brain and nerves of human beings, exhibiting for money on a stage states of mind and soul held too sacred in olden times to be elicited elsewhere than in temples, by the hands of the priests of the gods. This sacredness still pertains to these mysterious manifestations, as indicating secrets of human nature of which we have only fitful glimpses. It is true, the blame of their desecration rests with the learned men who ought to have shown themselves wise in relation to a matter so serious, and to have taken the investigation into their own hands. It is they who are answerable for having turned over the subject to the fanatical and the vulgar. It is they who have cast this jewel of knowledge and power into the lap of the ignorant; and no one can wonder that it is bartered for money and notoriety. The spectacle is a disgusting and a terrible one,-disgusting as making a stimulating public show

[ocr errors][ocr errors]
of what cannot be witnessed in the quietest privacy without emotions of awe, and the strongest disposition to reserve ;—and, terrible as making common and unclean that which at least at present, is sanctified by mystery, by complete unfitness for general use. It is urged that public exhibitions of mesmeric phenomena attract much attention to the subject, and cause many to become ultimately convinced, who might otherwise have had no knowledge of the matter. This may be true; but what an amount of mischief is there to set off against this! There is much more wonder, doubt, and disgust caused than conviction; and the sort of conviction so originated could, on the whole, be very well dispensed with. And there remains behind the social calamity of a promiscuous use of the ulterior powers of Mesmerism. When a general audience sees the thing treated as a curious show on a stage, what wonder that the ignorant go hoine and make a curious show of it there! While the wise, in whose hands this power should be, as the priesthood to whom scientific mysteries are consigned by Providence, scornfully decline their high function, who are they that snatch at it, in sport or mischief,—and always in ignorance? School children, apprentices, thoughtless women who mean no harm, and base men who do mean harm. Wherever itinerant Mesmerists have been are there such as these, throwing each other into trances, trying funny experiments, getting fortunes told, or rashly treating diseases. It would be something gained is the honest among these lecturers could be taught and convinced that they had better be quiet, and let the matter alone, rather than propagate Mesmerism by such a method. If they have not the means of advocating Mesmerism without taking money for it, they had better earn their bread in another way, and be satisfied with giving their testimony and using their powers, (as far as their knowledge goes, and no further) gratuitously at home. The duty of those who understand the seriousness of Mesmerism is, clearly

a

E

to discountenance and protest against all such exhibitions, to discountenance all who originate, and all who attend them, as false to the truth sought, through incompetence or worse.

The very best of the mesmeric brotherhood are liable to fall into one ever-open snare. Everybody interested in a great discovery is under a strong temptation to theorise too soon; and those who oppose or do not understand Mesmerism are for ever trying to get us to theorise prematurely. From the first day that my experiment was divulged to the present, the attempt has been renewed, till the application to me to announce a theory has become so ludicrously common, that I am in no danger of falling into the trap. I have had, not only to refuse to propose even a hypothesis, but to guard my language so carefully as that by no pretence of an inference could any be ascribed to me. I could wish that all who, like myself, know personally but a few facts, (however clear,) were as careful about this as the occasion requires. Their notions of a transmission of a fluid, electric or other ;-of a conditional excitement in human beings of a power of control or stimulus of their own vital functions ;—of the mesmeric power residing in the Will of the Mesmerist, or in the Imagination or Will of the patient; of some sympathetic function, express but obscure, and assigned to some unexplored region of the brain,—these notions, and many more, may each suit the phenomena which have come under the notice of the expounders; but no one of them will hold good with all the facts that are established. The phenomena are so various, that it seems to me most improbable that we can yet be near the true theory ; to say nothing of what is very obvious--that the suppositions offered are little but words. It would be time enough to show this, if the hypotheses would fit; but they do not. What becomes of the transmission of fluid when the Mesmerist acts, without concert, on a patient a hundred miles off? What becomes of the patient's power of Ima

3
Метки:
гарриет ди мартино, письма о месмеризме