Обучение до- и после рождения. Путь к амбидекстрии

На фото проф. Лев Александрович Рудкевич (1946-2011)
Светлой его памяти   посящаю эту статью.

"Дети, приходящие ныне в мир,
не помещаются в коробочки, куда их
пытаются втиснуть взрослые...
Если бы ребеночек сидел внутри коробки,
ты бы ничему у него не научился"
Джеймс Твайман

"Учеба эффективна только в период роста мозга.
А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет,
но сильней всего он растет в первые три года"
Глен Доман

"Ребенок учится сложному искусству речи без
помощи великих учителей"
Японская мудрость


"Открытие зеркальных нейронов в лобных долях обезьян,
и их потенциальное значение для человеческой
эволюции мозга , - это самое важное событие
десятилетия. Я предсказываю, что зеркальные
нейроны сделают для психологии то, что ДНК сделал
для биологии: они обеспечат единые рамки и объяснит
множество умственных способностей, что до сих пор
оставалось загадкой и недоступной для экспериментов"
                В. С. Рамачандран

"Дети, с которыми родители общались во время
 беременности, очень хорошо развиваются после
 рождения. У них выше умственное развитие, чем
 у других детей, они лучше говорят, более
восприимчивы, менее раздражительны, у них
 меньше проблем с весом и пищеварением"
                Доктор Янус [16]

"Основатель перинатальной психологии Станислав Гроф,
 утверждает, что главная функция в родах принадлежит
 не мышечному органу — матке, а такому психическому
 процессу, так называемому “контролируемому
 инстинкту” [19]

"Самым большим сюрпризом является то, что
 жизнь в утробе матери чрезвычайно активна
 и интерактивна и матка, по сути,  класс" [21]
 


Сегодня уже недостаточно говорить о традиционном дошкольном образовании. Во многих странах (особенно в США и Европе) доступно обучение и воспитание до рождения ребенка (научный термин «Пренапедия»). Во Франции с 1982 года действует Национальная Ассоциация дородового обучения. Американский физиолог профессор Брент Лоуган создал систему BabyPlus (Prenatal Eductional System), которая состоит из 16 звуковых обучающих уроков для не родившихся еще детишек. Эту ритмическую обучающую систему легко можно приобрести через книжный Интернет-магазин, для самостоятельного использования в домашних условиях. Аналогичная система («Сонатал-педагогика») разработана и внедрена профессором М. Л. Лазаревым в России. Как показывает практика, здоровье и умственное развитие детей, которые прошли дородовое обучение выше, чем при обычном воспитании. Теперь пренапедия стала доступной для многих семей. После рождения обучение младенца не заканчивается. Оно продолжается (это уже будет ПЕРИНАПЕДИЯ - обучение в младенческом возрасте, т.е. до годовалого возраста ребенка). Обычно его проводят в детских садиках с использованием музыкальной методики, развития познавательной деятельности, двигательной активности и др. В обучении участвуют и родители. Дети, которые прошли пре- и перинатальное обучение, лучше подготовлены к детскому садику, они могут контактировать с педагогами, другими детьми, своими родителями. Родители также научаются общаться как со своим ребенком, так и с педагогами. Практика показывает, что такие дети лучше подготовлены и к обучению в школе.

Двойняшки общаются друг с другом с 11-й недели беременности. Уже с 14 недели плод способен на социальные тактильные контакты. Социальность человека проявляется уже во втором триместре беременности.
(Аника Н. Социальность пренатального периода.//Х и Ж. 2011. № 10)


Датский ученый-физиотерапевт Франц Вельдман (Frans Veldman) (6 сентября 1920, Флиссинген – 25 января 2010, Омс) разработал методику пренатального общения с плодом через прикосновение - гаптономия (мед. греч. hapsis - прикосновение; hapto - касаюсь + nomos- закон; букв. "закон прикосновений"). Методика впервые внедрена в 1978 году во Франции. Целью гаптономии является близкое знакомство и  контакты родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений.  Гаптономия является одним из направлений пренапедии. В Омсе (Франция) работает Международный центр по исследованиям, разработкам и обучению гаптономии (CIRDH), созданный Францем Вельдманом.
«Воспитание плода музыкой дает прекрасные результаты. Дети, получившие дородовое музыкальное образование, меньше страдают наследственной патологией, имеют лучшие показатели физического и нервно-психического развития. Важно подчеркнуть, что метод немедекаментозен, доступен любой, даже бедной семье, окрашен положительными эмоциями»
Председатель  исполкома Союза педиатров России, Академик РАМН, профессор  Александр Александрович БАРАНОВ


Многие родители сами пытаются заниматься ранним развитием своего малыша без всякой науки, пытаясь превратить его в будущего гения. Увы! Не все так просто. Можно так "постараться", что одно полушарие мозга у ребенка окажется более развитым, чем другое. Однако, к примеру, "если правое, «творческое» полушарие осталось неразвитым, малыш просто будет умело и ловко манипулировать буквами, числами, нотами, фактами, но никогда не сможет стать ни выдающимся математиком, ни музыкантом, ни ученым: ведь для этого требуется как раз та загадочная, непостижимая интуиция, то иррациональное, что сокрыто в правом полушарии нашего мозга". Это мнение одного специалиста по раннему развитию. Нужно учитывать и еще одно обстоятельство, о котором пойдет речь дальше.

В прошлом столетии большинство людей были правшами, только малая часть - левшами. Следует напомнить, что "левшам" было не очень сладко в правостороннем мире. Все предметы были предназначены для правшей. К концу столетия ситуация постепенно изменилась. К левшам перестали относиться с неприязнью, особенно в школе. Однако современный мир требует других людей. В эпоху информатики нужно быстро воспринимать перемены, уметь логически мыслить, и одновременно быть способным к воображению, владеть несколькими языками, разбираться в музыке и искусстве, быть толерантными к разным культурам. Такие противоречивые черты необходимо для стратегического мышления. Становиться простым профи, исполнителем - дело гиблое. Тут и вспомнили, что кроме правшей и левшей, есть еще одна группа людей - двурукие (амбидекстры).

Слово это пришло из средних веков. Амбидекстрами называли тех воинов, которые могли сражаться, имея холодное оружие в каждой руке. Шансы на победу у них значительно возрастало. В современном мире такой надобности для воинов больше нет. Люди-амбидекстры, как показали исследования психологов и неврологов, не только могут ловко работать обеими руками, но и способны совмещать два важных, хотя и противоположных качества личности, - обладать "железной" логикой и сильной интуицией. А это как раз то, что и нужно.

Амбидекстри;я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью[1]. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения. Примерно у одного процента детей амбидекстрия бывает врождённой; такие дети вдвое более склонны к языковым затруднениям и СДВГ, их оценки в среднем хуже, чем у правшей и левшей[2][3]. Обратное явление, когда человеку сложно использовать обе руки, называют амбисинистрией. ВИКИ

Дети рождаются амбидекстрами, но к четырем годам они, в основном, превращаются в правшей, что отражает строение их мозга - у него ведущим становится левое полушарие. Это хорошие исполнители, но без творческого начала. Есть ли выход? Есть! Если ребенок в утробе матери пройдет курс музыкального или ритмического обучения, а после рождения - школу младенцев (бэби-школу), то можно надеяться, что сохранит двурукость (либо приблизится к ней).

К удивительным выводам пришли неврологи, нейрофизиологи и психологи. Исследования показали, что развитие мозга продолжается и в среднем возрасте (40-60 лет). Если до 50 лет между двумя полушариями головного мозга существует жесткое "разделение труда" и каждое из них выполняет строго определенные функции, то после 50 лет человек может использовать обе части мозга одновременно. Это позволяет ему решать значительно более успешно многие задачи, чем в молодом возрасте. Получается, что с возрастом как бы восстанавливается амбидекстрия мозга. (В популярной форме об этом можно прочитать на англ. языке в бестселлере Барбары Стоуч "Тайная жизнь взрослого мозга" - Barbara Strauch. The Secret Life of the Grown-up Brain: The Surprising Talents of the Middle-Aged Brain. 2010, перевод на русском: Барбара Страук. Тайны мозга взрослого человека. Удивительные таланты и способности человека, который достиг середины жизни. - М.: Карьера Пресс, 2011 ISBN  978-5-904946-03-6)

 Удивительное открытие сделала группа нейробиологов в США(выходцы из Италии под руководством Джакомо Риззолатти ) в 1992 году, а основополагающая статья была опубликована в 1996. На опытах с макаками они показали, что те способны имитировать поведение человека. Мало того, в двух областях мозга обнаружены ЗЕРКАЛЬНЫЕ НЕЙРОНЫ, которые обеспечивают такое поведение. Впоследствие такие нейроны были обнаружены и у человека. Пока в полном объеме еще нет достоверных данных о их роли в поведении человека, но, судя по всему, они отвественны за овладением ребенком языком, сопереживанием, способностью к пониманию другого человека (эмпатия). Нарушения же в зонах мозга с зеркальными нейронами приводит к такому нарушению психики, как аутизм и др.  Открытие фенмена зеркальных нейронов для психологии и неврологии имеет такое же значение, как открытие ДНК в биологии. Поэтому можно вполне согласиться с прогнозам индийского ученого проф. В. С. Рамачандрана, слова которого приведены в эпиграфе.
 
 
 Антропологи обнаружили, что эволюция мозга человека продолжается. Известный психолог, биолог и антрополог Л. А. Рудкевич отмечает увеличение количества людей с доминирующим правым полушарием и амбидекстров. Если среди взрослых доля левшей составляет 6%, а амбидекстров — около 10%, то в детской популяции доля левшей возросла до 11%, а амбидекстров — до 25%. (По последним  данным В. Пугача доля детей  с амбидекстрией составляет уже 37,95%).  Учеными обнаружена также у детей амбицеребральность т.е. способность правого и левого мозга человека попеременно или параллельно и одновременно осуществлять переработку информации.
 "Последние 3-5 лет мы наблюдаем качественно новый феномен латеральности, названный «амбицеребральность». По нашему мнению, это более точное фиксирование новой тенденции, отличающейся от «двурукости» — амбидекстрии.
На наших глазах произошёл качественный скачок в особенностях нейрофизиологии латеральности, особенно у детей, рождённых после 2000 года"
                Владимир Пугач


  Фактически рождаются дети новой кагорты. Их называют ювенильными. Они эволюционно более продвинутые. Показано, что ювенильные дети имеют специфические признаки физического строения человека и его психологические характеристики. Они отличаются более высокими интеллектуальными показателями, однако более ранимы и требуют специальных психолого-педагогических программ их обучения и щадящих условий жизни и развития. Пренатальное обучение позволяет ускорить созревание мозга ювенильного ребенка.
 «Значение средовых условий для развития будущего ума количественно оценил Б. Блум . По его данным оптимизация условий интеллектуального развития в возрасте 0-4 лет повышает будущий IQ на 10 единиц, оптимизация в возрасте 4-8 лет — на 6 единиц, в 8-12 лет — на 4 единицы. Соответственно, пренебрежение умственным развитием ребенка, особенно в возрасте 0-4 лет, резко ухудшает будущий ум»  В. Е. Пешкова («Феномен гения»)

Каждый ребенок наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях может реализоваться и тогда он достигнет небывалых высот в своем развитии. Новые методы и призваны помочь в достижении такого совершенства.

Примечание:

10% населения земли являются левшами, у сорокалетних женщин шанс на 128% больше родить  ребенка-левшу. Австрийские ученые выяснили, что левши думают быстрее, могут очень быстро обрабатывать большие объемы информации, быстро анализируют ситуацию и адекватно на нее реагируют, из них получаются хорошие водители, пилоты.

                * * *
А вот список знаменитых амбидекстров (http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=2113688):

*Тилль Линдеманн — голос немецкой металл-группы Rammstein. До Rammstien играл на бас-гитаре для левшей.
*Леонардо да Винчи
*Ронни О’Салливан
*Мартина Навратилова
*Джими Хендрикс — мог играть на гитаре и как правша (зажимая струны на грифе левой рукой), и как левша. При этом левой рукой он мог играть, и просто перевернув налево «правостороннюю» гитару (басовыми струнами вниз), и натянув струны в обратном порядке, чтобы в левостороннем варианте басовая струна была вверху (зеркально правостороннему)
*Тим Аллен
*Святослав Вакарчук
*Владимир Сутеев
*академик Андрей Сахаров
*Джеймс Гарфилд
*Хайден Кристенсен — пишет правой рукой, а в хоккей играет — держа клюшку в левой руке.
*Никола Тесла («Сейчас я одинаково владею обеими руками, а тогда я был левша и в моей правой руке было относительно мало силы». «Мои изобретения». Н. Тесла).
*Роберт Бейден-Пауэлл.
*Сигэру Миямото
*Гарри Трумэн
*Джеймс Вудс
*Пол Маккартни
*Ринго Старр - на некоторых видео стучит по хай-хэту левой рукой(в то время как правши обычно правой), а по рабочему правой.
*Боб Коузи
*Тофер Грейс
*Мария Шарапова
*Ноэль Галлахер
*Дик Ван Дайк
*Джеймс Рут — музыкант, гитарист американских групп Slipknot и Stone Sour.
*Том Круз
*Киану Ривз - может писать как правой ,так и левой рукой
*Курт Кобейн - играл на гитаре левой рукой,а писал правой.
*Хамасаки, Аюми
*Майкл Анджело Батио — уникальный гитарист, играющий тэппингом на гитаре с двумя грифами, направленными друг от друга. На одном грифе Майкл играет левой рукой, на другом — правой.
*Владимир Даль — русский ученый и писатель, хирург[источник не указан 83 дня]
*Том Арайа — играет на гитаре как правша, а пишет левой рукой.
*Томо Милишевич - играет на гитаре и скрипке правой, дерется правой, а пишет левой.
*Давид Вилья — футбольный нападающий Барселоны и сборной Испании[источник не указан 
*Харлампий Васильевич Ермаков - герой гражданской войны, прообраз Григория Мелехова в «Тихом Доне», одновременно владел в бою обеими руками сразу(двумя шашками).
*Kim (Xiah) Junsu-участник известной корейской группы JYJ(ранее DBSK). Чжунсу может одинаково использовать и правую и левую руки.
*Тацуя Фудзивара
 
См. также:

1. Открытие века Джакомо Риззолатти (http://proza.ru/2011/11/27/1245)

2. Финская система образования (http://proza.ru/2012/01/03/1230)

3. Полезно ли раннее развитие ребенка? (http://proza.ru/2008/12/05/652)

4. Интеллектуальный университет - инкубатор талантов (http://proza.ru/2008/05/03/294)

5. Тайна экономического чуда (http://proza.ru/2006/03/20-263)

6. Интеллектуальное топливо (http://proza.ru/2008/10/11/233)

7. Жизнь до рождения (http://proza.ru/2007/06/01-88)

8. Пренапедия и дети Индиго (http://proza.ru/2008/03/13/482)

9.  Светлана ОСЕЕВА. Здравствуйте, я ваша клякса!//СПб Ведомости Выпуск  № 204  от  29.10.2009
10. В России родился говорящий младенец (http://smi.marketgid.com/news/6190#1)

11. Рудкевич Л.А. ЭПОХАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ (http://www.psy-gazeta.ru/prof_society/articles/1972/)

12  О книге Лазарева М. Л. "Мамалыш. Рождение до рождения» (http://edelstar.ru/news/hit/?id=95007)
 
13. Пешкова В.Е. Феномен гения.- М.: Феникс, 2006  ISBN 5-222-09638-6
14. Скоробогатова Л. Общение до рождения (http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4462)

15. Пугач В. Функциональная асимметрия мозга у детей: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции эволюции? (http://www.indigo-papa.ru/node/211)

16. Стивен Джуан. Странности нашего тела – 2   (гл. Можем ли мы разговаривать с еще не родившимися детьми?) (http://lib.rus.ec/b/278153/read)

17.Песочная терапия. Юнгианский подход.

Специфика использования юнгианской:
o гармонизация отношений между матерью и еще не рожденным ребенком;
o вовлечение отца и других членов семьи в процесс взаимодействия с ребенком;
o подготовка матери и ребенка к родам.

18.Психотерапевтическая песочница Юнга

19. Влияние ситуации родов на личность ребенка
(http://nss.in.ua/index.php?part=2402)

В середине ХХ века в психологии появились новые – пренатальная и перинатальная – области, представляющие новый взгляд на ребенка, начиная с эмбриональной стадии его развития. Перинатальный – понятие, состоящее из двух слов: пери (peri) – вокруг, около и натос (natalis) – относящийся к рождению. Таким образом перинатальная психология – это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося.
 
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. Считается, что ведущую роль относительно физических и физиологических процессов человека, особенно в родах, играет психика.
 
Основатель теоретической базы этой отрасли психологии, американец чешского происхождения Станислав Гроф, утверждает, что главная функция в родах принадлежит не мышечному органу — матке, а такому психическому процессу, так называемому “контролируемому инстинкту” или осознанному поведению, которое не мешает реализовываться инстинктивному поведению и управляет им в случае необходимости. Рожает не орган — матка, а женщина — личность, и каждая женщина рожает по-своему, в зависимости от своих психоэмоциональных и физиологических способностей (Гроф, 1993).

20. Пренапедия
(http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/464905)
Пренапе;дия (греч. peri — вокруг, около и лат. natalis — относящийся к рождению, греч. paideia —обучение) (англ. prenatal learning, prenatal parenting) — метод обучения и развития ребенка в утробематери до его рождения (внутриутробная педагогика). Целью пренапедии является более полноеиспользование генетического и интеллектуального потенциала младенца, создавая активную обучающуюсреду в дородовой период. Пренапедия способствует установлению контактов ребенок-мать-отец иобеспечивает начальное развитие младенца. Пренапедия базируется на педагогике обучения,пренатальной психологии, нейропсихологии (Neuroscience, Neurogenesis)
и перинаталогии (наука, котораяобъединяет акушерство, гинекологию и неонатологию). Закономерности развития мозга в ранний периоджизни ребенка уже хорошо изучены мировой наукой.

21.Education before birth
Дети учатся на родном языке до рождения. Это стало возможным благодаря развитию слуха уже в 16 недель гестационного возраста. Голос матери достигает матки с очень небольшим искажением, как звуковые волны проходят непосредственно через ее тело.
французские младенцы предпочитают смотреть на людей, говорящих по-французски, а российские дети предпочитают смотреть, как люди, говорящие по-русски.
Еще до пост-носовой воздействия к грудному молоку, дети уже знают и предпочитают молоком собственной матери. Резкие изменения в свой рацион во время перинатального периода может запутать детей и расстройство грудное вскармливание.
Исследования тысячи детей, чьи матери пережили различные степени депрессии во время беременности и сами отображается депрессию при рождении и в пропорции к баллах депрессии своих матерей.
Важное сообщение из этих разнообразных результатов является то, что память и обучение, кажется, естественной частью человеческого бытия, в том числе за первые девять месяцев в утробе матери и годы младенчества, определяемая как время до речи. Возможно, самым большим сюрпризом является то, что жизнь в утробе матери чрезвычайно активна и интерактивна и матка, по сути,  класс.

22. Не мешайте ребенку рисовать! 10 причин, почему не стоит учить ребенка рисовать до 8 лет

В становлении человека важной частью процессов развития личности есть понимание образов, символов и форм которые создаются нашей психикой для гармонизации, но как только ребенка начинают учить рисовать, тут же происходит самая большая ошибка. Мы закрываем у ребенка путь к самопознанию и самопониманию. Ведь через свой рисунок намного легче понять и познать себя, что априори становится невозможным, когда с самого детства нас учат присматриваться к другим.

 



-----
Об авторе: Кто ты Влад Лившиц? (http://proza.ru/2010/11/14/1373)

 


Рецензии
Я и раньше слышал подобные мысли, но считал их непрофессиональными. Теперь Ваша статья заставила меня пересмотреть взгляды на амбидекстрию. Возьму на вооружение

Не согласен по поводу бэби-классов до года. В таком возрасте только родители смогут наиболее эффективно найти индивидуальный подход, "почувствовать" ребенка. Конечно, только в тех случаях, если родители ставят перед собой цель - сделать человека, по всем параметрам лучшего, чем они сами, и при этом имеют достаточно ума, чтобы воспитать гармоничную личность, а не гения-неврастеника.

Насколько мир стал бы лучше, если бы отцам по их желанию оплачивался декретный отпуск до года (если обеспечить контроль за тем, чтобы они в это время не пьянствовали, а занимались ребенком). У матерей просто уходит время на покормить/переодеть/поспать, да и интеллект у них в основном (да простят меня последовательницы гендерного равенства) пониже будет. А если каждая семья вырастит детей, которые их превосходят - человечеству обеспечен эволюционный скачок.

Лично я намерен (если, конечно, хватит денег), не работать, пока моей дочке не исполнится год, а посвятить время ее развитию. Ей пока 2,5 месяца, так что удается это или нет - говорить пока рано. Тем не менее - она уже берет в руки и трясет погремушками, перебирает счеты, полностью вертикально держит голову, лежа на животе держит 5 минут голову под 90 %, пытается произнести "мама" и вытирает себе рот салфеткой. Это пока не показатель, какие-то выводы можно будет сделать через год, но мне кажется, я на верном пути.

Ну и сомнения у меня вызывает развитие мозга в 40-60 лет. В данном случае, к сожалению, экспериментальной выборки у меня нет, поэтому сужу по себе. По моим наблюдениям, у меня мозг начал деградировать в 17 лет после поступления в институт (конечно, сыграло роль то, что я перестал развивать математические способности и пошел учиться не на инженера, а на экономиста). В 19 лет я протестировал свой АйКью, он был равен 146. Протестировал сейчас, в 33 - и от него осталось всего 135. Опыт безусловно добавился, но ведь интеллект - это не объем хранимой информации, а успешность ее обработки. Конечно, по себе судить нельзя, но даже графики Айзенка показывают пик интеллекта в 26 лет, а затем неуклонное снижение.

Игорь Сирык   27.12.2012 01:50     Заявить о нарушении
Рекомендую прочитать мою статью: http://proza.ru/2010/10/27/842.
Есть одна интересная книга японского автора "После трех уже поздно". Это о необходимости раннего развития ребенка. В моде и дородовое обучение (пренапедия). Однако во всем нужна мера.

Влад Лившиц   27.12.2012 12:03   Заявить о нарушении
Вчера и сегодня я как раз и намерен посвятить чтению Ваших статей. Про японца (Масару Ибука) я Вам писал в комментарии к другой Вашей статье - согласен, гениальная книга. А вот по поводу дородового развития - жаль, я не встретил Ваших статей раньше - единственное, до чего мы с женой додумались - это разговаривать с ребенком во время беременности

Игорь Сирык   27.12.2012 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.