Пейзажная живопись

 Русская пейзажная живопись

   Ещё на заре развития русской пейзажной живописи, когда она делала свои первые шаги, поэт М. Муравьёв с любовью и признательностью писал о ней:
               
С какою ревностью бежим мы зреть картины,
На коих плавный скат, простёртые долины
Иль изобильный ток глубокие реки
Живописала кисть художничьи руки.

  А современник замечательного расцвета русской и западноевропейской пейзажной живописи в конце 19 века учёный Д.И. Менделеев писал: «…быть может придёт время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта в живописи».

  Между этими высказываниями можно было бы привести немало восторженных отзывов о достижениях русского пейзажа, исходивших из самых различных уст. И они были вполне заслуженными. В развитии русской живописи, в её достижениях и завоеваниях пейзажу принадлежит большое место.

  Образы природы в русской живописи по своей поэтичности и художественной выразительности не уступают тем, которые были созданы в русской литературе. И те и другие входят в наш культурный обиход. Поэтому очень интересно показать на характерных образцах путь развития и завоеваний русской пейзажной живописи.

  В нём те же идеи и художественные течения, что и в русской живописи в целом. Пейзаж был органической частью её общего развития.

  Пейзажная живопись показывает нам красоту и выразительность природы и городского пейзажа. Она раскрывает нам характерность и общих видов и деталей, частностей: деревьев, гор, облаков и т.д., учит нас видеть и переживать их как нечто живое и несущее в себе своё большое содержание.

  Пейзажная живопись выражает переживание природы, которое свойственно и дорого всем людям, но которое не всегда нами достаточно осознаётся.

  Она показывает нам ту естественную среду природы или города, в которой мы живём, как нечто специально нами созерцаемое и оцениваемое, как некое полное жизни и одухотворённости зрелище, как зрительный образ.

  Пейзажные картины не только воздействуют на нас, вызывают в нас те или иные переживания, но и учат нас видеть по-настоящему природу, понимать её красоту. Они обогащают, таким образом, наше естественное чувство природы. Из малоосознанного оно становится более ясным и чутким, богатым и глубоким.

  Мы часто видим живую природу как бы через те образы, которые созданы пейзажистами и которые оказались нам близкими, раскрыли, так сказать, нам глаза на то, что, может быть, и переживалось, но не останавливало нашего внимания. Мы видим тогда уже не просто лес, каким нам показал его Шишкин,
http://proza.ru/2016/03/28/513
раскрывший его мощь, красоту и жизнь, мы говорим о «куинджиевских» закатах, о «левитановских» сумерках. А отсюда мы уже и сами начинаем по-своему художественно, т.е. образно и выразительно, видеть природу, раскрывать в ней новые стороны, богатое содержание и понятую красоту форм.

  Являясь художественным осознанием объективной красоты, характерности и выразительности природы или городского вида, пейзажная живопись вместе с тем наиболее непосредственно и прямо выражает наши переживания и чувства. Для нас стало свойственным говорить о нежной улыбке утра и о печали ненастных осенних вечеров, о спокойном зимнем сне и о летней радости природы.

  Мы как бы вкладываем свои переживания в то или иное её состояние. И если мы умеем сейчас видеть пейзажную красоту города весной, когда небо светло-зеленоватое и слабо светят электрические фонари, зимой, когда силуэты домов смягчаются воздушной дымкой или виднеются сквозь падающие хлопья снега, то,вместе с тем, усматриваем в изображении красоты выражение тех или иных своих чувств и идей.

  Таким образом пейзаж становится как бы предметным, вещным олицетворением наших переживаний. Они предстают перед нами в объективных картинах природы и сменяются в её жизни.

  Это свойство пейзажа особенно ясно выступает в лирической поэзии и в музыкальных картинах природы. Пейзаж является поэтому наиболее лирическим видом живописи. И свои познавательные задачи пейзажная живопись выполняет или, вернее, должна выполнять поэтическими средствами.

  Вид становится пейзажем, когда он приобретает художественную образность, т.е. эмоционально осознанное обобщение, когда в нём есть только показ той или иной местности, но и художественное раскрытие внутренней содержательности и внешней предметной красоты и выразительности вида.

  Пейзажная лиричность не исключает социальности. В грусти или радости может быть и личное и общественное содержание, любовь к родине, к народу, радость или боль за него, за свою страну.

  Мы увидим, что в пейзаже художники всё это выражали своими средствами в соответствии с тем, как это делалось в жанровой или исторической живописи.

  Пейзаж, благодаря своей эмоциональности, очень часто создаёт «настроение» в сюжетной картине. Но и обратно – сюжетная живопись, в которой художник использует пейзаж, чтобы эмоционально непосредственнее передать событие и выразить идею произведения, оказывает воздействие на развитие собственно пейзажа; направляя его, она обнаруживает для него новые идеи, раскрывает новые возможности.

  Постараемся же понять, как живой процесс социальной жизни, порождаемые им интересы и мировоззрение формировали то или иное отношение к природе, и как вместе с тем стремлением выразить, объективизировать те или иные чувства и настроения развивало и расширяло художественное понимание природы. Служа жизни своего времени, выражая её, пейзажная живопись двигалась вперёд в своём собственном развитии.
               

Пейзаж складывается как особый, самостоятельный род русской живописи в последней четверти 18 века. До этого существовали, с одной стороны, документирующие видовые изображения, а с другой – декоративно и условно трактованные изображения природы или фантастических нагромождений архитектуры.

  Документальные изображения городов и дворцов сложились в петровскую эпоху в гравюре в виде панорам и перспективных видов. Декоративный же пейзаж развивался в середине века в тех панно, которые составляли часть убранства дворцовых зал, в театральных декорациях и в близких к ним декоративных картинах на темы так называемого «архитектурного пейзажа».
 
  Но уже в это время, в середине века, мы видим в работах гравёра и рисовальщика М. Махаева, http://proza.ru/2018/06/03/219
«снимавшего» виды для атласа «План столичного города Санкт-Петербурга», стремление внести в сухое документирующее изображение некоторые эмоциональные моменты – свет и воздух, придававшие изображениям художественность. С его рисунков уже писали картины.

  Это, едва намечающееся у Махаева, внесение в видовое изображение эстетически-чувствительного восприятия, составлявшего ценную сторону декоративного пейзажа, развилось впоследствии в творчестве художников, которых можно считать основоположниками русской школы пейзажной живописи.

  Пейзажная живопись зарождалась как часть общего движения искусства к простоте и естественности, к большей внутренней содержательности. Этот процесс связан с идеями просветителей. Известно, какая роль в их учении отводилась «естественному человеку» и его гармонии с простой «натуральной» природой. Сложение пейзажа, как эстетически осознанного и художественно трактованного изображения реального вида, происходило различными путями.

  Первый из них проявился в творчестве Сем. Ф. Щедрина (1745 – 1804). Он был художником, на обязанности которого лежало писание видов придворных и вельможных усадеб с их парками. Изображая эти парки, Щедрин не только верно передавал их красоту, но и создавал в этих видах проникнутые поэзией и чувством природы образы. Понимание природы в его видах парков Павловска, Петергофа, Гатчины (1780 - 1790) было тем же, которое породило «пейзажные» парки, создатели которых стремились исходить от естественной природы. Это понимание родственно и тому чувству природы, уподоблению её явлений переживаниям «чувствительного сердца» и меланхолическим поэтическим размышлениям, которые мы находим у Карамзина, Муравьёва  и других писателей конца 18 - начала 19 века.

  Пейзажи Щедрина передают ту постоянную смену видов, которая лежала в основе пейзажных парков. Это отдельные виды соединены художником в единое целое при помощи больших декоративных раскидистых деревьев, причём главный вид – обычно дворца расположен в глубине.

  Это картины счастливой Аркадии, где кавалеры и дамы гуляют среди лугов и на берегах озёр и ручейков. «Естественность» природы парка подчёркивается изображением «мельниц» и «хижин», пасущегося скота. Особенно интересна картина «Пейзаж в окрестностях Петербурга» (середина 1780-х годов) своей попыткой изобразить русскую деревню, несмотря на всю условность её трактовки.

  Иной путь обозначился в творчестве М.М. Иванова (1748 - 1823). Оно сложилось преимущественно на изображении видов Кавказа, Крыма, Молдавии, Белоруссии и других мест, которые были в это время ареной военных действий, мест, которые присоединились к России, или тех, по которым путешествовала Екатерина II.

  Здесь собственно видовые задачи и познавательное начало играли большую роль, нежели в работах Щедрина. Пейзажи Иванова имеют меньше черт декоративности и больше моментов строгости и чёткости классицизма. Но и в них мы видим восприятие натуры «чувствительным» сердцем и образное художественное претворение натурного вида.

  В творчестве Ф.Я. Алексеева (1753 - 1824) зарождается городской пейзаж. В своей ранней картине «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Алексеев создал проникнутый тонкой поэтичностью образ прекрасной и немного холодной «Северной Пальмиры».
 
  То, что только намечалось у Махаева – передача света, играющего на невских струях, на зданиях, воздушность, смягчающая перспективное построение, - всё это получает решение в картине, с её прекрасной голубовато-серебристой гаммой.

  Посланный для писания видов сначала в Новороссию и Крым, а затем в 1800 году в Москву, Алексеев создаёт пейзажи, отличающиеся от работ Иванова. Особенно интересны виды Москвы, запечатлевшие её облик до пожара и разрушения Наполеоном. Они отражают увлечение того времени отечественной стариной и историей.

  Алексеев приобретает более мастерство в изображении архитектуры. В его творчестве нарастают черты классицизма, чёткость, ясность изображения; всё более усиливается значение оживляющих пейзаж фигурок. Они составляют сценки, носящие жанровый характер.
 
  Всё это особенно проявилось во второй серии видов Петербурга 1800-х годов. В них уже большое место занимает изображение частной жизни, будничного, а не парадного города. Восприятие поэзии жизни города, как и понимание его красоты и его своеобразия от «смешения воды со зданиями» сближает Алексеева с поэтом К. Батюшковым.

  Достижения этих первых русских пейзажистов своеобразно объединяются в работах их учеников-видописцев первых десятилетий 19 века. Эти художники рисовали виды Петербурга, издававшиеся преимущественно в литографиях. В них сказались большой интерес и любовь к городу, отразился «строгий, стройный вид» Петербурга пушкинской поры.

  Художники путешествуют по России с разного рода экспедициями и посольствами, принимают участие в далёких морских плаваниях. Наиболее крупным из них был А.Е. Мартынов (1768 - 1826), ездивший в 1805 – 1806 годах в свите посольства до китайской границы и оставивший интересные виды Сибири.

  Живопись русского классицизма получила своё характерное выражение в пейзажах Ф.М. Матвеева (1758 - 1826), который прожил всю жизнь в Италии и писал картины на мотивы итальянской природы.

  Если для Сем. Щедрина природа была олицетворением поэтических чувств, прообразом духовной красоты человеческой личности и мира её мечтаний, то для Матвеева она становится выражением идей возвышенности, благородства, величия.

  Он изображает горы и водопады, населяет пейзажи мифологическими существами. Идея гражданского долга, бессмертия подвигов влечёт его к изображению античных развалин («Колизей»). Руины, которые были для пейзажистов середины 18 века декорацией, теперь изображаются точно и серьёзно, как памятники величия и «вечные» образы.

  Классицизм сказывается в работах Матвеева и в господстве рисунка над живописью, в уравновешенности композиции, в противоречивом сочетании точности и верности деталей, частного с идеальностью образа и построения картины в целом. Недаром его видовые пейзажи носят несколько отвлечённый характер, а сочинённые, воображаемые пейзажи кажутся видами конкретных мест.

  Природе Италии посвятил своё творчество и Сильвестр Ф. Щедрин (1791 - 1830), племянник родоначальника русского пейзажа. Но в его творчестве итальянская природа получила иное истолкование, и её образы выразил совсем другой мир идей и чувств. Для Щедрина отправной точкой было то видописание, о котором говорилось выше. В таком же духе исполнены его ранние пейзажи Петербурга. Его интересует не выражение величественности, а конкретное изображение природы, её «портретирование».

  Так подойдя к «Новому Риму», Щедрин создаёт образ современного города. Это город, увиденный глазами современника, город, в котором памятники древности и искусства изображаются наряду с современными зданиями.

  В работе на натуре Щедрин постепенно приходит к пленэрной живописи, стремящейся передать естественное освещение и объединение в нём различных цветов предметов.
 
  Замечательных результатов он добивается в своих видах гаваней в Сорренто и на Капри (1825 - 1827). Он создаёт в них пленительные образы природы, овеянные светом и воздухом, пронизанные лучами солнца. Спокойно море, чуть набегают волны на берег, где работают или отдыхают рыбаки, тихо плывут вдали парусные лодки. Всё полно безмятежности и покоя. Это идеальный мир счастливой жизни. То гармоническое слияние человека с природой, которое выражалось у его дяди в условности приукрашенных парков, у Сильв. Щедрина рисуется как действительная реальность. Глядя на эти пейзажи, вспоминаешь строки Пушкина: «Я вижу берег отдалённый, земли полудённой волшебные края».

  В образах природы Италии Щедрин выразил мечты и поэтическое восприятие русских людей. Эта Италия, представлявшаяся страной свободного творчества художникам и поэтам, жившим в жестоких условиях российского самодержавия. Это – страна мечты, представляемая в реальных видах.

  Черты романтизма в реалистических картинах Щедрина роднят их с портретами О. Кипренского.
http://proza.ru/2012/07/01/1465
 Как Кипренский изображал людей реально и конкретно, но в «счастливые минуты», как благородный идеал человека, так Щедрин создал благородный, но уже не условный, а реальный поэтический образ природы.

  В нём есть и черты жанровости: человеческие фигурки и незамысловатые сценки не только оживляют пейзажи Щедрина, но и составляют их неотъемлемую органическую часть. Это особенно видно в его «Террасах» - своеобразных полупейзажных-полужанровых изображениях. В них Щедрин замечательно передал сладостную истому южного лета.

  Творчество Щедрина открывало новое, реалистическое восприятие и отображение природы в русской пейзажной живописи 19 века.

  А. Г. Венецианов (1780 - 1847) внёс в неё национальные русские сюжеты и мотивы. http://proza.ru/2016/03/28/937 Он не был собственно пейзажистом, и природа в его картинах являлась фоном для сцен крестьянской жизни. Но она поэтично выразительна в своей простоте и органично слита с образами крестьянок и крестьянских детей. Она проникнута той же тихой поэзией и благородными чувствами, что и изображение людей из народа. Здесь также реализм слит с тонкой, мечтательной романтикой, а из реальности берётся её лучшее и «счастливое».

  Его картина «На пашне. Весна». Это живописное повествование о скромной неброской красоте северной весны, гармоническом единении человека с природой, поэзия крестьянского труда.

  Эту свою поэтичность восприятия, трогательную любовь к жизни в её самых простых проявлениях, интерес к обыденному Венецианов передал своим ученикам, в творчестве которых наряду с портретом и интерьерной живописью пейзаж занимал немалое место.

  Среди них выделяется, рано умерший, Г.В. Сорока (1823 - 1864). Автор пейзажей, несколько наивных, но удивительно поэтичных и проникнутых особой тишиной и мечтательностью, при которой возможна передача мельчайших деталей без всякой сухости, измельчённости и протоколизма.

  Зоркость восприятия характеризует «Русскую зиму» Н.С. Крылова (1802 - 1831) – художник впервые уловил здесь выразительность эффекта тёмных фигур и деревьев на фоне белого снега.

  Вторая, более сильная и открыто проявлявшаяся волна романтизма сказалась в творчестве М.Н. Воробьёва и И. К. Айвазовского.
http://proza.ru/2014/07/20/1804
  М.Н. Воробьёв (1787 - 1855) в своих видах Петербурга развивает поэтическую трактовку городского пейзажа, начатую Алексеевым. Но тихая, спокойная поэзия и красота повседневного сменяются у Воробьёва подчёркнутой поэтичностью мотива лунных ночей, напряжённостью и сконденсированностью переживания, характерной для романтиков.

  Развивает Воробьёв и видописание, так же, как и М.Иванов, сочетая его с батальной тематикой. Современники особенно ценили в произведениях М. Воробьёва поэтическую передачу атмосферы, её эмоциональную выразительность. Мы видим это в «Иерусалиме ночью» (1820-е годы) с его таинственной тишиной; фиолетовой гаммой художник передаёт ночной воздух.
Воробьёв воспитал целую плеяду пейзажистов, работавших в разном роде.

  Братья Чернецовы были преимущественно видописцами и изображали виды Волги, Петербурга, Кавказа и Палестины. Их работы характеризуются соединением перспективизма с внешнеромантическими приёмами и эффектами. Всё это мы видим в картине Г.Г. Чернецова (1802 - 1865) «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Петербурге», характерной также и сюжетом военного парада.

  Учеником Воробьёва был и И.К. Айвазовский (1817 - 1900), вошедший в русскую живопись как поэт морской стихии.

  В своём долголетнем творчестве Айвазовский постепенно переходил от чисто романтической живописи с её мотивами лунных ночей («Мыс Фиолент»), бурь и кораблекрушений и яркой разноцветностью красок к более реалистическим, спокойным и значительным образам  моря («Чёрное море»). А большое полотно художника «Вид на о.Капри», в котором он передал необычайное, романтическое состояние природы в мгновения заката!

  Замечательный вклад в русскую пейзажную живопись А.А. Иванова (1806 - 1858). Он писал этюды с натуры для фонов своих картин. В особенности много пейзажей было сделано им для «Явления Христа народу».
http://proza.ru/2021/04/28/1441
  Та серьёзность, глубина, с которой Иванов относился ко всякой встававшей перед ним задаче, сказалось и здесь. Его поиски пейзажного фона для картины превратились в многолетнее, поражающее своими достижениями, художественное освоение и отображение природы.

  В процессе работы над пейзажными этюдами создавались, разумеется, и такие, как «Аппиева дорога», которые не были связаны с картиной. Пейзажи Иванова представляют собой замечательные образцы правдивого, глубоко продуманного и прочувствованного изображения природы.

  Работая прямо на натуре, Иванов достигает больших результатов в передаче света, воздуха, сохраняя при этом всю силу и яркость цвета, его эмоциональную выразительность и даже символику.

  С огромной убедительностью передаёт он пространство, подчёркивая его фигурами мальчиков или изображая дали сквозь деревья, рисуя море крыш города. Материально убедительны и вместе с тем одухотворены в его пейзажах и деревья, и море, и полоса тумана, и камни, видимые в воде.

  Верность передачи натуры Иванов сочетает с возвышенным воззрением на природу. Его не удовлетворяет писание ландшафтов только «портретным образом», и он вкладывает в них, как в свою историческую и мифологическую живопись, большое философское содержание.

  Его этюды в своей глубокой внутренней содержательности, композиционности и живописном совершенстве смотрятся, по сути дела, как картины.

  Ограничимся для краткости только упоминанием промежуточных явлений. Таковы пейзажи Н.Н. Ге (1831 - 1894), связанные с традициями и классицизма, и романтики. В них видно и стремление продолжить традиции пейзажных этюдов А.Иванова.

  Таково своеобразное выражение тех чувств и настроений, которые роднят творчество П. А. Федотова с повестями о «бедных людях» Гоголя и Достоевского в пейзаже «Зимний день», писанном то ли самим Федотовым, то ли художником его круга. Таков пейзаж «Дорога в окрестностях Петербурга» 50-х годов, работы Н.Д. Ульянова (1816 - 1856). Подобные пейзажи связывают традиции венециановцев с пейзажистами 60-х годов.

  Задачи обличения и поучения, ставшие главными в эпоху высокого демократического подъёма, естественно, осуществлялись главным образом в жанровой живописи, которая поэтому господствовала в живописи 60-х годов. Но «нравственно-общественное направление» искусства (А.Н. Островский) отражалось и на возникавшем в это же время новом пейзаже. В ранних работах М.К.Клодта, Л.Л. Каменева и других мы видим унылые и бедные картины русской природы, которые как бы указывали на нищету и тяжесть народной жизни.

  Так трактует природу и жанровую живопись В.Г. Перов в пейзажных фонах своих картин («Сельский крестный ход на пасхе», «Последний кабак у заставы» и др.) использует унылый пейзаж для усиления выразительности, эмоционального звучания изображения.

  Значительное развитие новая пейзажная живопись получает уже в 70-х годах, когда пейзаж органически входит в общую, ведущую, обобщавшую все виды живописи передвижников тему – тему народной жизни. Осознаётся не только эмоциональная выразительность пейзажа, но и возможность передачи, выражения в нём социальных идей и чувств. Живопись опиралась здесь и на то понимание и утверждение родной природы, её задушевности, мягкой лиричности и её связи с характером и жизнью народа, которое развивалось в литературе уже давно и особенно выявилось, начиная с 50-х годов у Аксакова, Герцена, Тургенева, Некрасова и других.

  Теперь природа, увиденная глазами живущего в ней народа, понятая в связи с этой его жизнью, в пейзажах художников-демократов выражала и любовь к своей стране, и скорбь за её угнетение, и противопоставление нищете народной жизни богатства и мощи природы. Просторы родной природы успокаивали истерзанную и тоскующую душу Некрасова, внушали ему уверенность:

Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная
За твой врачующий простор.


  Красоту и задушевность внешне скромных, обыденных мотивов родной природы увидел и замечательно показал А. К. Саврасов (1830 - 1897). Его картина «Грачи прилетели» открывала новую, связанную с вопросами русской жизни, лирику природы. Этот такой невзрачный и обыденный уголок природы с корявыми берёзами, с деревянными заборами и старинной церковкой раскрывался как близкая и дорогая сердцу картина родной страны, жизни её городков и сёл.
http://proza.ru/2013/10/10/1539
  Пейзаж выражал то же понимание красоты, как внутренней содержательности, душевного благородства, как и портретная живопись передвижников. Русская природа утверждалась в пейзаже так же, как русская жизнь в жанровых картинах. Обыденное здесь тоже противопоставлялось внешней красоте и парадности салонной и академической живописи.
 
  Этому утверждению русской природы служило творчество И. И. Шишкина (1832 - 1898) с его изображением могучих лесов («Корабельная роща»), лесных далей, полей зреющих хлебов (Рожь). «На природу смотрит человек глазами владельца, - утверждал Н. Чернышевский, - и на земле прекрасным кажется ему также то, с чем связано счастье, довольство человеческой жизни».

  Тщательно и с любовью изучавший природу Шишкин наряду с монументальными мотивами лесов, с просторами «Лесных далей» и полей умел изображать и такие малые формы, как цветущую траву («Уголок заросшего сада"), папоротники, которые он так любил, и т.п.

  В конце своего творчества Шишкин пришёл к более свободной пленэрной живописи с её передачей природы в живом движении, в изменчивости красок и форм в зависимости от освещения («Сосны, освещённые солнцем»). Его «Дубовая роща», в которой мы видим величие и красоту родной природы.

  Картина М.К. Клодта (1832 - 1902) «На пашне. Весна», мы можем со всей ясностью и наглядностью видеть то новое, что отличает и характеризует пейзаж передвижников. Между этими картинами то же различие, что и между изображениями деревни у Пушкина и Некрасова или между народными мотивами и мелодиями у Глинки и Мусоргского.

  Картины Л.Л. Каменева (1833 - 1886) характерны для пейзажа конца 60 – 70-х годов так же, как картины А.А. Киселёва (1838 - 1911) для передвижнического пейзажа 80-х годов («С горы»), как морские пейзажи Р.Г. Судковского (1850 - 1885).

  В.В. Верещагин (1842 – 1904), не входивший в Товарищество передвижников, но близкий им своим демократизмом, наряду с новым пониманием батальной живописи дал в своих этюдах из многочисленных путешествий образцы новой трактовки мотивов чужеземной природы и архитектуры («Тадж Махал в Агре»). Подобного рода «этнографический пейзаж был очень развит в это время и имел многочисленных последователей.

  Совсем иной в своём демократизме и идейности была пейзажная живопись Ф.А. Васильева (1850 - 1873). Исключительно одарённый, он своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след и глубину выражения чувств.

  Крамской противопоставлял поэтичность и «музыкальность» его трактовки природы изображению её «учёным образом» у Шишкина.

  Но отличен Васильев в своей лиричности и от Саврасова. Это поэтичность уже не только по содержанию, но и по форме, как и в стихах. Она сказывается и в его более чувственном отношению к цвету, в приподнятости, эмоциональной насыщенности его работ.

  Он любит мотивы надвигающегося дождя, когда под боковым светом на фоне тёмных туч ярко звучат освещённые предметы («Перед дождём»). В своей поэтичности он придаёт порою простому мотиву почти сказочное очарование («Заброшенная мельница»). В своих последних работах Васильев стремился к выражению тех больших человеческих чувств и этических проблем, которые делали его работы («В крымских горах» и другие) близкими и особенно дорогими Крамскому.

  Та приподнятость чувств, которая сказывается у Васильева, выступает ещё более открыто в пейзажах А.И. Куинджи (1842 – 1910) с их эффектами освещения, горением красок, обобщением форм.

  Сравнение его «Березовой рощи» с лесными пейзажами Шишкина наглядно раскрывает противоположность их понимания пейзажа. Оба они реалисты.

   Но Шишкин стремится передать природу так, чтобы она казалась натуральной.

  А для Куинджи существенно создать её синтезированный поэтический образ, приподнято и несколько декламационно преподнесённый зрителю.

  В отличие от строго натурного характера пейзажей Шишкина, картины Куинджи – сочинённые на основе реальных наблюдений изображения. Эти два направления получат продолжение в дальнейшем.

  В пейзаже раскрывались лучшие стороны сложного творчества В.Д. Поленова (1844 - 1927). И здесь он наиболее близок передвижникам.

  Характерна в этом отношении картина «Московский дворик». Уголок старой Москвы с патриархальным бытом старых особняков и двориков в тихих переулках изображён с мягким лиризмом и полон очарования безмятежного покоя. Сам Поленов справедливо называл такие свои картины «пейзажным бытовым жанром».

  Жанровые моменты органически входят в этот пейзаж и объединяются в единстве его художественного образа.

  В лирическом звучании этой картины, в пейзажности её трактовки города важное значение имеет свет солнечного дня, который играет и на заборах, и на сараях, и на куполах церквей вдали. Всё изображение проникнуто светом и напоено воздухом.

  Достижения Поленова в области пленэрной живописи сыграли значительную роль в развитии русского пейзажа. Близкие по мотиву картине Саврасова «Грачи прилетели» и подобно ей раскрывающие лирическую прелесть обжитой человеком природы, пейзажи Поленова всё же отличаются от неё общим настроением.

  Здесь вспоминаются пейзажи не писателей-народников, а Тургенева, в особенности его стихотворение в прозе «Деревня». Эта тургеневская поэзия природы ещё более заметно выступает в картине «Заросший пруд», пейзаже, полном задумчивости.

  Он превосходно написан. Эта особая картинная построенность также отличает его от пейзажа передвижников, стремившихся и в композиции сохранить непритязательную простоту вида.

  Картинность, как и моменты своеобразного «размышления о жизни», характерны для больших панорамических пейзажей Поленова («Ранний снег»).

  Значительным вкладом в пейзажную живопись явились этюды из поездок Поленова в Грецию, Египет и Палестину, связанные с работой над картинами на евангельские темы. Этюды эти значительнее картин. Мы находим в них прекрасное понимание разнообразной чужой природы, большие живописные достоинства и ту композиционность, которая придаёт им картинный характер.

  Поленов утвердил в русской пейзажной живописи самостоятельное значение законченного и отработанного этюда.

  Творчество Поленова, с одной стороны близкое передвижникам, другой соприкасалось с работами тех русских художников, которые долго жили и работали во Франции и не только писали пейзажи на сюжеты французской природы, но и испытывали воздействие её живописи, в частности барбизонцев.

  Таковы маленькие чудесные картинки И.П. Похитонова (1850 1923), в которых  почти миниатюрная тонкость отделки сочеталась со свободой изображения в целом («Ла-Панн. Пляж»).

  Таковы пейзажи А.П. Боголюбова (1824 - 1896), бывшего вместе с И.С. Тургеневым главою колонии русских художников в Париже.

  Его творчество сложнее: лирические пейзажи, полные света и воздуха, выражавшие интимные переживания («Лес в Вёле»), сочетались у него с такими панорамическими картинами русских городов и маринами, посвящёнными русскому флоту и его истории, в которых находили своеобразное продолжение традиции Воробьёва и вообще перспективизма.
 
  Картина «Устье Невы», построенная как панорамичеческое изображение, вместе с тем имеет и черты передвижнического понимания пейзажа.

  Крупнейшие мастера передвижнической сюжетной живописи И.Е. Репин и В.И. Суриков мастерски использовали пейзаж в массовых народных сценах, где дело происходило на воздухе.

  Такой скупой, но чрезвычайно выразительный пейзаж выжженной летним солнцем дороги в «Крестном ходе в Курской губернии» Репина, являюшийся не только фоном, но неотрывной частью изображения. Он играет существенную роль и в развитии сюжета, и в живописном решении картины.

  Ещё большую роль играет зимний пейзаж, изображение московской улицы 17 века в картине «Боярыня Морозова» Сурикова, не говоря уже о пейзаже во «Взятии зимнего городка» или «Покорении Сибири Ермаком».

  Понятно, что и обращаясь порою специально к пейзажу в этюдах, оба они создавали превосходные, исполненные живого ощущения природы и большой живописной красоты работы. Таковы, например, пейзажи «На мостике в парке» Репина или «Зубовский бульвар» Сурикова. Последний оставил нам также превосходные акварельные пейзажи Сибири и зарубежных стран (Италии, Испании и другие).

  Ещё большее значение приобретает пейзаж в работах В.М. Васнецова (1848 – 1926) и особенно М.В. Нестерова.

  В картине «Алёнушка» Васнецов достигает слияния переживаний человека и состояния природы. Грусть девушки, скорбящей о своём братце, подчёркивается печальной задумчивостью лесной глухомани, тоской начинающейся осени, а само это «выражение» пейзажа раскрывается благодаря фигуре Алёнушки. В пейзаже есть вместе с тем нечто таинственное и сказачное: олицетворение гиблого места, пейзаж русских сказок о колдуньях и бедных детях сиротах. Это передано и мотивом пейзажа, и освещением с сумеречными тенями в лесу.

  В картине «Богатыри» Васнецов придаёт пейзажу былинную широту и размах: это рубеж родной земли, охраняемой витязями. В этюде для картины подмосковная природа Абрамцева приобрела мощность, эпическое звучание.

  Так зарождается не только эпическая, но и историческая трактовка природы. Возникает новый исторический пейзаж, окрашенный национальным содержанием, завоёванным пейзажистами 70-х годов.

  Он выступает наиболее ярко в пейзажах А.М. Васнецова (1865 – 1933), таких, как, например, «Сибирь» с её почти балладным строем. А.М. Васнецов, усвоив от Куинджи эпичность и поэтическую возвышенность языка, использует их для того, чтобы создать проникнутые историческими ассоциациями и повествующие о Руси пейзажи. Так, даже простой вид «Озера» наполняется неким эпическим содержанием, кажется рассказом из народных сказок и былин. Постепенно А. М. Васнецов переходит уже к чисто историческому пейзажу города, воскрешая и реконструируя облик древней Москвы  («Москва конца 17 столетия. На рассвете у Воскресенских ворот»).

  От Куинджи исходил в своих историко-былинных пейзажах и Н.К. Рерих (1874 – 1947). В его работах сильнее, чем у Васнецова, черты декоративности и цветовой красочности.

  А. Васнецов и Рерих увлекались историей и археологией, и это сказывается в их работах, но всё же в них значительнее стремление передать «атмосферу эпохи», «чувство времени», нежели конкретно рассказать о прошлом.

  Поэтому-то пейзаж и играет у них такую роль, как эмоциональная среда, как выражение времени через её переживание, через «настроение».

  Это «настроение», окрашивая собою пейзаж русской природы, делает его в картинах М.В. Нестерова (1862 – 1942) равнозначным, а порою и более важным, нежели фигуры. Он умел соединить переживания героев с умиротворяющей красотой, одухотворённостью природы.
 
  Глубоким покоем и тишиной веет от картины «На горах», написанной по мотивам одноимённого романа П. Мельникова-Печерского.

  Певучая композиция настраивает на созерцательный лад, приглашает к раздумью. Надолго запоминается образ прекрасной женщины. В самом деле, та умиротворённость, отрешённость от будничной жизни, хрупкая нежность чувства и трепетность ожидания, несказанного, которые так мастерски и доходчиво выражены в картине «Видение отроку Варфоломею» гораздо более убедительны в прелестном, сложном, одновременно и реальном и подобном мечте, пейзаже, нежели в фигурах схимника и слишком экзальтированного ребёнка. Недаром в тихой мечтательности и романтической нежности этого пейзажа есть черты, напоминающие нам пейзаж «Спящего пастушка» Венецианова, как другой пейзаж Нестерова «Молчание» заставляет вспоминать работы Сороки. Характерно само привлечение слуховых ассоциаций в наименовании пейзажа для того, чтобы подчеркнуть его эмоциональность, его «настроение». Так поступил Левитан в названии картины «Вечерний звон».

  Наконец, у М.А. Врубеля (1856 - 1910) природа наполняется символическим содержанием. Со всей силой своих пламенных чувств, с трагической глубиной и нервностью переживаний, со своим живописным и декоративным даром, горящими, пламенеющими красками пишет Врубель ночной пейзаж. Зловещим огнём горят чертополохи, и послезакатный ветер треплет гривы коней. Они чутко и встревожено настораживаются, ожидая чего-то неведомого, словно просыпающихся ночью таинственных сил («К ночи»). И мы ощущаем это таинство ночи не потому, что на первом плане изображён вместо пастуха леший. Нет, здесь на нас воздействует то же чувство мирового, космического в природе, её глубокое одухотворение, которое выражено было когда-то задолго до того в стихотворениях Ф. Тютчева, а после Врубеля – А. Блоком.

  Нестеров и Врубель – очень различные художники. Но в искусстве того и другого ошибочное, заблуждения заключаются в идеях, а правда – в глубине их чувств. Их сюжеты условны и символичны, но выраженное в их произведениях чувство природы глубоко человечно и правдиво.

  В этих картинах, как и в работах А.М. Васнецова и Н.К. Рериха, пейзаж давал возможность отвлечённые идеи конкретизировать как переживания, философские мысли передавать как «настроения», оправданные в своей эмоциональной жизненности.

  Это стало возможным потому, что сам пейзаж достиг высокого развития лиризма, выражения переживаний и чувств людей в жизни природы. Эти задачи становятся основными у пейзажистов 80-90-х годов. Образуется так называемый «пейзаж настроения».

  И.С. Остроухов (1858 - 1929) в «Золотой осени» показывает нам очарование тихого осеннего дня в лесу, с золотом деревьев и медленно падающими листьями, и выражает соответствующие переживания.

  Они совсем иные в картине «Сиверко» с её суровым и бесприютным обликом природы, с её величавой печалью.

  Величие и одухотворённость природы стремился передать в пейзаже «Притихло» и Н.Н. Дубовской (1859 - 1918).  Изображение предгрозовой тишины, громады белых облаков, нависающих над тёмной водой, передаёт ощущение напряжённого и тревожного ожидания.

  Таким образом, «пейзаж настроения» выражал и камерные, интимные и большие, широкие чувства; он мог наполняться общественным содержанием.

  Органическое сочетание интимного, личного и общественного эпохального со всей силой выступает  в многогранном пейзажном творчестве И.И. Левитан (1860 – 1900). Самый крупный из мастеров «пейзажа настроения».

  Левитан одновременно завершает развитие реалистической русской пейзажной живописи в 19 веке и открывает новые перспективы. Левитан достигает небывалой непосредственности в изображении природы. Кажется, что солнечные блики двигаются на наших глазах по стволам деревьев «Берёзовой рощи», даже как будто ощущаешь запах нагретой солнцем травы.

  Левитан изображает в своих картинах не какое-либо мимолётное, случайное, а характерное состояние природы, часто длительное, меняющееся, передаёт смену человеческих чувств.

  «Настроение» в его пейзаже – не застылое, а как бы находящееся в движении, в чуть заметных переходах. Мы переживаем их, следя за движением облаков на небе, за сменой освещения на воде, на зданиях городка вдали в картине «После дождя». В переходах света выражено лирическое движение, жизнь человеческих чувств. Вместе с тем этот пейзаж не просто вид волжского городка, а своеобразное пейзажно-лирическое повествование о русской жизни. Он вызывает у нас воспоминание о повестях Чехова, таких, как, например, «Моя жизнь», Левитан сумел органично, чисто пейзажными средствами выразить во «Владимирке» большое социальное содержание, а в картине «Над вечным покоем» - сложные переживания и мысли людей переходной эпохи, создать «философский пейзаж» своего времени.

  В картине «Март» с поражающей свежестью и непосредственностью передано само состояние весенней природы с её радостно-тревожными шорохами и ритмами пробуждающейся жизни, с весёлой капелью и качанием ветвей деревьев на весеннем жидко-голубом небе. В изображении как будто мгновенно схваченной жизни природы пейзаж этот кажется этюдом, а по чистому и светлому колориту приближается к импрессионизму. На самом же деле это выработанный, продуманный и много раз проверенный образ природы – картина с большим эмоционально-идейным содержанием. Это, как у Саврасова, - не просто пейзаж, но пейзажная картина русской жизни. Но она создана уже на основе других чувств, иного художественного понимания природы и новых изобразительных средств.

  Стремясь ко всё более непосредственному отображению природы, её состояния, выражаемого в нём «настроения», Левитан постепенно упрощает сюжеты своих картин. В них теперь главное – не «мотив», а выразительность эмоционального состояния. Вместе с тем обобщаются и упрощаются формы в поисках лаконизма выражения при внутреннем богатстве содержания («Сумерки»).

  Творчество Левитана необычайно широко по диапазону выраженных в нём чувств: от светлой радости и нежной печали до глухой тоски, от минорности «Над вечным покоем» до мажорности «Золотой осени».

  Знаменательно, что, стремясь в конце жизни как бы подвести итог своих поисков образов русской природы, Левитан создал в картине «Озеро» радостный, широкий, праздничный пейзаж. Сам художник хотел назвать картину «Русь», видя в ней синтетический образ страны.
Основой непосредственности передачи природы было стремление к  «правде» видения.

  На протяжении всего своего творчества Левитан стремился к этой непосредственности, всё более упрощая мотивы и обобщённо трактуя природу.

  Это было новое понимание реализма, при котором художник уже не ограничивался похожестью изображаемого на натуру, а стремился передавать её так, как он её непосредственно видит и воспринимает.

  Реализм расширялся и уточнялся до передачи форм и цветов предметов в зависимости от данных условий. Поэтому такой кажущийся бессодержательным и сюжетно неинтересный мотив, как «Вид из окна Московского училища живописи» привлекает С.И. Светославского (1857 -  1931), и он пишет его, наполняя внутренним смыслом живописной правды. Это была по-новому увиденная действительность, пейзажное восприятие городских крыш и куполов церкви. Оно наполняло своеобразным «настроением» даже такие неказистые сюжеты, как «Постоялый двор в Москве».

  Эта «правда видения», непосредственность и материальность в передаче природы составляли основу пейзажных работ молодого В.А. Серова (1865 - 1911).

  Он изображает заросший пруд с таким же вниманием и стремлением  верно и жизненно передать деревья, воду, небо, их отражения в воде и ряску на воде, как в своих портретах – черты лица и душевное состояние человека.

  Сравнивая с «Заросшим прудом» более поздний пейзаж «Октябрь», мы видим ещё более решительное движение в ту же сторону, какое обнаружили в поздних пейзажах Левитана.

  Это стремление к обобщению форм, к замене разноцветности и динамики цветов относительной монохромностью и большими цветовыми пятнами с тонкой разработкой и переходами оттенков внутри них. Оно преследует цель повысить выразительность пейзажного образа, сгустить и заострить настроение, экспрессивно его выразить.

  Если пейзажи Левитана напоминали нам картины природы у Чехова, с их переходами неуловимых настроений, с их тихой задумчивостью, то здесь нам приходит на ум проза И. Бунина, с её чёткой очерченностью картин природы, их материальной и красочной определённостью.

  Последним большим течением живописи, существенно сказавшимся в пейзаже, был импрессионизм.

  Крупнейшими его художниками в России были К. А. Коровин и И.Э. Грабарь.

  К.А. Коровин (1861 – 1939) в своих  ранних работах, таких, как «Зимой», близок к Серову. В этом пейзаже сказывается и чувство природы, и высокое живописное мастерство Коровина, его тонкое чувство цвета. Оно сохраняется и в его позднейших импрессионистических работах, приобретающих большую цветность и широту, даже размашистость манеры.

  В них проявляются и сильные, и слабые стороны импрессионизма: острота зрения, умение схватывать как бы налету и запечатлевать явления во всей их живой трепетности и вместе с тем поверхность восприятия и отображения жизни и природы. В картине «Париж ночью» Коровин хорошо передал биение жизни, блеск и красоту большого города. Раскрытие и показ пейзажной красоты современного города был вообще одним из достижений импрессионизма, и Коровину принадлежит здесь заслуженная роль.

  И.Э. Грабарю (1871 – 1960) в пейзаже особенно удавалось передавать зиму, сверкание снега, розоватого на солнце и с голубыми тенями. В картине «Февральская лазурь» характерен выбор необычной точки зрения – сильно снизу; она дала возможность изобразить берёзы в ракурсе так, что их стволы и ветви видны на прозрачной голубизне февральского неба. Это усиливает их выразительность, и впечатление строится на сопоставлении белых стволов и розовеющих веток с голубым небом. Эти стволы, переплетающиеся ветки как бы купаются в воздухе, они полны динамики и передают настроение солнечного февральского дня, когда чувствуется приближение весны. Светлая радость и счастье от красоты природы выражены в этой картине.

  Показ природы в её живой трепетности характерен и для тех художников, которые как А.С. Степанов (1858 – 1923), сочетавший пейзаж с анималистической тематикой и сценами сельской жизни («Ранняя весна»), были близки Левитану и Серову и для тех, которые исходили из их традиций, как В.К. Бялыницкий-Бируля (1872 – 1957), с его излюбленными мотивами ранней весны («Весна идёт»), С. Ю. Жуковский (1873 – 1944), писавший преимущественно старинные усадьбы («Осенний вечер»), Л. В. Туржанский (1875 – 1945) – «Весной», П.И. Петровичев (1874 – 1947) – «Ледоход на Волге».

  Но если в творчестве этих художников, большинство из которых входило в группу «Союз русских художников» и своими произведениями характеризовало это направление, пейзаж носил характер по преимуществу законченного этюда с натуры, то иным было творчество А.А. Рылова (1870 – 1939).

  Ученик Куинджи и последователь его понимания пейзажной картины, как созданного «от себя» обобщённого, синтезированного образа природы, он унаследовал и развивал также эпически-романтическую трактовку природы и повышенное звучание красок. Всё это в его творчестве обогащается достижениями Левитана и Серова, а также использованием импрессионизма. Это сообщает такую выразительность, широкое и вольное дыхание его пейзажу «Зелёный шум». Картина полна свободного простора, шума деревьев; она звучит как песня, она будит своей эпичностью богатые ассоциации.

  Импрессионистическое восприятие природы, пейзажное отношение к теме лежало и в основе работ художников круга «Мира искусства». Но импрессионистическая динамика, воздушность и свет, выразительность необычной точки зрения – всё это у них подвергается стилизаторской переработке.

  Таковы версальские парки А.Н. Бенуа (1870 – 1960) с их узорчатой графичностью и плоскостным характером изображения.

  Такова картина «Петербург начала 18 века» Е.Е Лансере (1875 – 1946). С другой стороны, само воссоздание старины художниками «Мира искусства», их историзм зачастую носит характер исторического пейзажа. Архитектура, парки играют важную роль в картинах Бенуа, Сомова и других.

  Родственным «мирискусникам» было и творчество Б, М. Кустодиева (1878 – 1927). В его излюбленных зимах и видах провинциальных городков мы находим сходное взаимоотношение жанрового момента и пейзажа. Являясь как будто фоном сюжетных сцен, этот пейзаж по сути дела составляет основу и определяет весь характер изображения. Эти картины пейзажные по самому своему отношению к изображаемому.

  Сложнее было творчество К.Ф. Юона (1875 – 1958). Он писал красочные пейзажи со сценами деревенской жизни (Мартовское солнце»), в конечном счёте восходившие к традициям Левитана и Серова, а также виды Москвы и в особенности Троице-Сергиевского посада, в которых, как и у Кустодиева, тесно переплетались пейзаж и жанр в общем показе красочности быта.

  Первые десятилетия 20-го века, канун Октябрьской революции, характеризуются быстрой сменой самых различных художественных направлений и течений. Так, от неоимпрессионизма исходил в начале своего творчества Н.П. Крымов (1884 – 1958).

  В его пейзажах все как бы растворялось в свете и воздухе («Крыши под снегом»). Это служило выражению его лирического восприятия пейзажа.

  В дальнейшем реалистическая основа развивается в его творчестве В.Э. Борисова-Мусатова (1870 - 1905), художника большой одарённости и внутренней глубины творчества.

  Подобно мирискусникам, он поэтизировал и воскрешал старину, любил писать усадебные парки и женщин в кринолинах. Но в отличие от пустоты сомовских любовных жанров, картины Борисова-Мусатова были полны внутреннего поэтического содержания, тишины и сосредоточенности.

  А такие художники, как П.П. Кончаловский (1876 – 1956) или А. В. Куприн (1880 - 1960) стремятся в пейзаже к выражению материальности природы и к интенсивной её цветовой характеристике. Творчество художников не было свободно от воздействия формализма, и в той или иной мере носило его черты, преодолённые ими позднее в советские годы.

  Для многих (Крымов, Сарьян, Кончаловский, Куприн и др.) именно советские годы стали временем полного выявления и реалистического развития возможностей их дарований.
 
  Некоторым, как Рылову или Юону, даже выпала честь своими полотнами открывать историю новой, советской пейзажной живописи.


Рецензии
Не знаю ни одного человека, который не задержал бы свой взор на той или иной картине: разумея мысль и почерк художника. Назвал бы ваш труд уроком о живописи. Полезно для учителей по ИЗО, да и всем остальным стремящимся к знаниям.

Плюс!

Анатолий Святов   30.04.2025 12:01     Заявить о нарушении
Спасибо.

Тина Свифт   30.04.2025 12:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.