Глава 1 Как я открыл женьшень

Отрывок из книги "ЖЕНЬШЕНЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"               

                «Чудо господне!»
                - врачи ВОЗ о женьшене.
                (Всемирная организация здравоохранения).

    Попасть в Южную Корею было моей давней мечтой. Еще с тех времен, когда с этой страной не было даже дипломатических отношений.*
   
   Хорошо помню выражение лица одного из наших Учителей корейского языка, когда на первом уроке, он рассказывал нам о Корее.
 
   - У всех Вас, говорил он, есть возможность побывать в Северной Корее. Там сегодня работают сотни наших советских специалистов, а труд переводчика, дипломата, любого специалиста по Корее очень востребован.
Но не забывайте, что есть ещё – Виктор Михайлович многозначительно помолчал, смотря на нас, и добавил:
   - Южная Корея.
 
   Это был далёкий 1982 год. Я только стал первокурсником историко-филологического факультета ИСАА - Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова в Москве.

   * Дипломатические отношения России с Республикой Корея были установлены только в 1990 году, после Сеульской Олимпиады.          
   
   Из всей нашей корейской группы (8 человек) на 10-ти месячную языковую стажировку после 3-го курса в Северную Корею (Пхеньян, университет им. Ким Ир Сена) поехали только двое. Саша Валиев и я. У всех остальных случились «уважительные» или «очень уважительные» причины, чтобы туда не попасть.   
 
   У кого-то было слишком много прогулов, «хвостов» и т.д. У кого-то - тройка по истории КПСС. У кого-то  - родственники за границей: особый отдел работал в каждом институте и при заполнении выездных анкет жестко контролировал все пункты биографии.
 
   Попасть за границу, в любую страну – туристом или специалистом на работу - вообще было заветной, но несбыточной мечтой миллионов советских людей. 
   
  Маленький пример. Я оформлялся на языковую стажировку после третьего курса ИСАА в статусе комсорга и профорга курса, был круглым отличником, не прогулял ни одного занятия в университете. А до этого 2 года отслужил в элитном подразделении Советской Армии – в Отдельном Военном оркестре Почетного караула, встречавшим президентов и глав правительств разных стран.
   
   То есть, к этому времени у меня в биографии и карьере был полный набор статусных пунктов высшей пробы, чтобы попасть на зарубежную стажировку.
   
   И тем, не менее даже у меня всё висело на волоске и только волею случая (спасибо тебе, Господи.. или женьшень?) я отучился в Северной Корее и смог стать профессиональным переводчиком, корееведом и журналистом-международником.
   
   Итак, три «уважительные» или очень «уважительные» причины, по которым я мог не сделать главного открытия  своей жизни – найти женьшень сначала для себя, своих близких и друзей, а потом – и для миллионов россиян.

   1. После окончания  подготовительного отделения в ИСАА* мы с однокашником поехали отдохнуть в Грузию. Проживали там неподалеку от Батуми в небольшом курортном городке - Махинджаури.
   
   Как-то решили съездить посмотреть Батуми. Позагорали, покупались на пляже, сходили в кино, погуляли по городу с девушками, потом проводил их домой – они  снимали комнаты в городе. А когда пришли к остановке, оказалось, что последний автобус на Махинджаури - уже ушёл. Мы решили заночевать в парке на лавочках (благо летом в Грузии тепло), а утром - уехать к себе.   
 
   Только мы нашли подходящий парк и устроились на лавочках, как в парк въехал милицейский воронок. Всех, кто был в парке без паспортов  - забрали в отделение милиции. Этот городок имел статус спецзоны – в 25 км была Турция и без паспорта там находиться было нельзя – о чем мы узнали уже слишком поздно.
 
    *(В СССР для тех, кто отслужил в Армии, имелись бесплатные 9-месячные курсы, чтобы ребята могли подготовиться к поступлению в выбранный институт. Занятия были дневными, прямо в том институте, куда поступаешь. Нам даже выдавали студенческие билеты с указанием «слушатель дневного отделения такого-то института». Весной, после выпускных экзаменов, всех, кто сдавал экзамены без двоек, зачисляли на первый курс. Всех, кто не сдал - у кого были пары за любой экзамен – отчисляли.      
 
    Сутки мы просидели в спецприёмнике с  вором и бандитом - русским и грузином. Кстати, очень душевными людьми, которые напутствовали нас словами: «Ребята, наши жизни исковерканы, не исправишь. А вы  - учитесь и за нас. Счастливо»!

(Чит. опус № 15 "В батумской темнице" http://proza.ru/2021/05/09/1301 )
 
   Затем Сашку Иванова - моего товарища по несчастию – отпустили за нашими паспортами.

   Когда он их привез, нас заставили поставить подпись в документе, который назывался…(!!!) «Подписка о прекращении бродяжничества».

   Дежурный в отделении на прощание нас просто убил.

   - Копии этих документов вместе с протоколами задержания будут отправлены Вам в Институт в Москву. Это точно был бы конец карьере. А из нашего головного в МГУ идеологического института вообще могли исключить.
   
   Совершенно случайно - на махинджаурской дискотеке - я познакомился с местным грузином, брат которого работал в КГБ города Батуми. Он съездил в то злополучное отделение милиции и решил вопрос. Спасибо ему огромное - никаких документов к нам в институт не отправили.
   
  2. В советские времена для оформления зарубежной студенческой  стажировки по языку нужно было пройти десятки различных собеседований, согласований и утверждений. В первую очередь - в  комитетах комсомола, профкома, студкома, парткома, причем всех уровней:  от курсового и институтского до московского горкома КПСС.
   
  На заседание выездной комиссии парткома нашего института меня вызвали прямо с занятий и, что называется – без галстука – в прямом смысле этого слова. Заранее не предупредили - пришлось идти в чем обычно ходил на лекции. Одет был в «бананы» - модные тогда джинсы.
   
  Один из членов комиссии, после всех моих ответов на обязательные политические вопросы, спрашивает вдруг:

   -  Ну и что это за лямочка у тебя на джинсах справа?

   А мне только недавно рассказали про декоративный элемент бананов – боковую лямочку под правым карманом. Она символически напоминает приспособление, которое позволяло американским ковбоям носить на своих джинсах - оружие.
Я по простоте душевной и брякнул:

   - Это для кольта.

   Тут партиец обезумел. Что?! Для кольта?! 
   
   Короче, меня завернули, несмотря на все мои блестящие характеристики, отличные оценки, общественные нагрузки и статусы.
 
   Если бы не Лев Абрамович, учитель–японист, который в парткоме  занимался оформлением загранкомандировок и как-то уладил вопрос, – не бывать бы мне в стране Чучхе на стажировке.

   3. Ну и последнее. К лету 1985 года для стажировки было уже всё оформлено. Я шёл в институт через пешеходный переход напротив одного из выездов из Кремля – Боровицкой башни. Шёл, как положено, на зелёный свет. Когда я был почти на середине дороги, вдруг загорелся красный свет, из Кремля вылетел правительственный членовоз и на огромной скорости понесся на меня. Я еле успел перебежать дорогу и попал – прямо к постовому, который меня принял по полной программе – отобрал студенческий, записал все данные и сказал:

   – Не успеешь оплатить штраф сегодня до 16-00 – документы пойдут в Институт. Я успел смотаться в подмосковный город, где жил, найти 3 рубля на штраф, заплатить и приехать к нему в будку до окончания его дежурства.
   
  На стажировку в Северную Корею я все же попал, а затем довелось много раз бывать в Пхеньяне и журналистом и переводчиком, работать там в Посольстве и Торгпредстве.

 (Северная Корея. Питейно-путевые заметки http://proza.ru/2021/05/05/1552 
  Корейский цикл. Приговоренный           http://proza.ru/2021/05/05/1584
  Огненный круг. Мистический случай в больнице Пхеньяна   
                http://proza.ru/2021/05/09/93
  и др. миниатюры, см. проза.ру Георгий Коротков 777 )
 
Но с Южной Кореей всё как-то не складывалось.
   
  И только после миллениума мне, наконец, повезло.
   
  Удача улыбнулась мне в сентябре 2000 года. Я получил приглашение на работу переводчиком в Южную Корею для строительства Посольства и резиденции Посла России в Сеуле.
   
  Именно в Южной Корее мне и довелось  испытать необыкновенную силу женьшеня - этого удивительного и самого известного в мире реликтового растения.
   
   К тому времени я занимался Кореей почти 20 лет, прожил и проработал в Пхеньяне (Северная Корея) более 5,5 лет, поэтому первый приезд в Сеул стал для меня огромным событием. Я решил использовать эту возможность – изучать страну, язык, традиции и обычаи – по максимуму.
   
  Вот тут-то я, что называется, и дорвался.
 
    В Сеуле мне было интересно все. Пресса, телевидение, сам Сеул и его пригороды, бизнес, общение с корейцами. Только на все это совсем не было времени, кроме ночи. Надо сказать, что в отличие от дипломатов – мне не полагалось ни двух выходных, ни полноценного отдыха в обеденное время. Приходилось вставать в 6 утра, а ложиться в час, пол-второго ночи.  Режим работы тоже был очень напряженный. Весь день за рулем, переговоры, поиск и доставка стройматериалов, развозка строителей на объекты и обратно, обеспечение людей продуктами, медикаментами, встречи-проводы в аэропорту и т.д. Свободного времени и выходных, как я уже говорил,  у меня не было вообще.
 
     К концу второго месяца я поплыл. Накопилась огромная усталость и, как следствие - ни нормального сна и аппетита, ни интереса к работе и к самой Корее уже не было никакого. Я был на грани. На грани полного психо-физического истощения. Не знаю, чем бы это все закончилось, если бы не счастливый случай.
 
    Приезжает из Москвы очередная мидовская делегация бодрых старичков, лет 60-70, принимать завершенные строительные объекты и подписывать процентовки. Видимо, с недосыпом и усталостью у них проблем не было. Может, даже наоборот. Потому что попросили они меня поискать самые хорошие средства для потенции на женьшене.

   Знакомые аптекари дали мне целый чемодан (вот я помучился-то с переводами этих сокровищ - мало мне своей работы было!) всяких склянок, банок, таблеток и настоек. И одна небольшая коробочка привлекла моё внимание. Она была очень аккуратная, красивая, по форме напоминала сигаретную пачку.
               
    Я спрашиваю аптекаря:
   -А это что такое?

   - Это женьшень на меду, отвечает.

   - Женьшень?! На меду?!
   
   Изумился я. За 20 лет изучения Кореи, пять с половиною лет работы в Пхеньяне, работе с корейскими делегациями в России -  я получал очень много презентов с женьшенем. Женьшеневая водка, сушеные корни, лекарства из этого растения. Вот только что с этим добром делать – никто не знал. И все это, кроме женьшеневой водки, понятно, - пылилось у меня где-то на антресолях десятилетиями.
   
  Корень настоящего женьшеня настолько горький, что его не то что есть - в рот-то не возьмешь.
   
  А тут - женьшень на меду! Конечно, я его попробовал. И это оказалось очень вкусно. Напоминало медово-мармеладные цукаты со слегка терпким женьшеневым ароматом.
   
  Я купил такую пачку себе и начал её есть, как написано на упаковке: 3 раза в день по 3 кусочка за 30 мин. до еды.

     На второй или на третий день я, как обычно,  после работы возвращаюсь ночью в Посольство. Поднимаюсь к себе в комнату и вдруг чувствую, со мной происходит что-то необыкновенное. Я даже не сразу понял, что это. Но пока поднимался на лифте меня осенило: мне словно бы выдали новое тело. Вместо моего, сорокалетнего, подрастраченного жизнью и особенно – 2 месяцами почти каторжной работы – у меня теперь было тело двадцатилетнего юноши. Я чувствовал удивительную легкость. Каждая клеточка тела фонтанировала энергией, была наполнена жизненными силами. И никакой усталости, утомления, упадка сил. Наоборот, у меня было полное ощущение того, что я возвращаюсь не после очередного тяжелого рабочего дня, - а после полноценного отдыха на море.
   
    Знаете, как это обычно бывало в нашей молодости, когда летишь или едешь с юга, с черноморского курорта. Или - из Испании, Италии или Франции - сейчас. Ты словно бы переполнен солнцем, морским воздухом, пляжем, общением с девушками, интересными людьми. И уже хочется к друзьям, в родной институт или на работу к сослуживцам. 
 
    Я потом долго подбирал слова, чтобы точно выразить свое состояние от действия женьшеня. И спустя годы я их нашел. Слушайте:

   - *Звенящая легкость молодости.
   
   * Много позже, в ходе работы над этой книгой, я с удивлением обнаружил,  что необыкновенная легкость во всем теле после употребления женьшеня – описывается и во многих старинных источниках.

   Это самое точное определение  тех ощущений, которые дал мне женьшень всего за 2-3 дня приема после полного истощения и огромной усталости.
 
    Очень важно, что такое восстановление или, наоборот,  -  мощная профилактика множества болезней и предотвращение  самых тяжелых переутомлений - может быть доступно каждому, кто будет пользоваться женьшенем.
 
    Это, практически, – возможность получить отпуск в любое время. Но не за 1000 долларов, а всего – за 400-500 рублей.

    Именно этот случай привел к тому, что я серьезно стал изучать женьшень и продолжаю делать это сейчас.

   *См. наиболее полезные и интересные главы книги "ЖЕНЬШЕНЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"

"Женьшень. И дольше века длится жизнь" http://proza.ru/2021/06/26/404

"Как правильно принимать женьшень и кому он полезен" http://proza.ru/2021/08/03/403

"Женьшень - вопросы и ответы. Уникальность" http://proza.ru/2021/07/15/145

"Женьшень механизмы действия клинические результаты"  http://proza.ru/2021/07/02/635


Рецензии
Георгий! Какие увлекательные воспоминания! Читала с интересом о Ваших приключениях. Хорошо когда человек находит то что ему подходит. Удачи!

Кристина Заяц   03.01.2022 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Кристина.
Классно, что Новый Год начинался с добрых пожеланий, а начался - общением с хорошими людьми и их замечательными рассказами. Творческих успехов!

Георгий Коротков 777   03.01.2022 15:19   Заявить о нарушении
Спасибо! Взаимно!

Кристина Заяц   03.01.2022 15:49   Заявить о нарушении