Неслучайная случайность. Об одной актерской семье

Несколько лет назад, рассказывая о моей семье и начале освоения жизни, я отметил, что еще до войны мама начала работать в библиотеке Академии Художеств; огромное хранилище книг по искусству «всех времен и народов». Она знала прекрасно и любила свое дело. Но в на рубеже 1940-х - 1950-х, в годы борьбы с «безродными космополитами», ее уволили; уволили и все, никто тогда ничего не объяснял. И осталась она одна без работы и с двумя детьми. Помыкалась, но друзья отца ее не бросили, она начала работать в уникальной Театральной библиотеке, которая располагалась в центре города, за ныне Александринским театром. Мама была единственным работником отдела, в котором хранились книги по искусству; главными ее читателями были театральные и кино- художники, режиссеры. Не начну перечислять тех, кто к ней постоянно приходил и о ком она нам дома рассказывала. Но все же: великий актер Николай Симонов, театральный художник Симон Вирсаладзе, молодые художники: Эдуард Кочергин (БДТ), Исаак Каплан и Белла Маневич («Дама с собачкой», «Дорогой мой человек», «Дело Румянцева», «Шинель»), молодой Георгий Товстоногов... Обстановка в этом помещении была супердемократичной: вдоль стен – стеллажи с часто востребуемыми иллюстративными журналами, а в центре – большой квадратный стол, за которым одновременно сидели и мэтры, и будущие мэтры. Конечно, велась общая беседа. Я часто слушал все это, мое присутствие не мешало этим раскованным людям, а мне было полезно. Одним из явных «плюсов» нашей с сестрой жизни была возможность частого посещения драматических театров. В те далекие годы мне не нравился, а опера – вообще отсутствовала в моем театральном мире. Разве мог я предположить, что через много лет стану социологом (тогда такого слова никто не знал) и в течение десятилетия с группой «Социология и театр» буду изучать драматический театр Ленинграда?


Так что с миром и людьми театра я начал знакомиться много раньше, чем с представителями других профессий, которые я осваивал:  математиками, психологами, социологами и историками науки. Теперь все эти профессиональные мира соединились в моем сознании, но иногда я чувствую, что в нижнем пласте этой пирамиды памяти расположен театр. Это не значит, что я был или стал театралом, не получилось, я видел немногое, но лучшее. Однако память о многом виденном, ощущение спектаклей во мне живы. И в моих биографических заметках, которое я пишу несколько последних лет, присутствует и театральный люд: художники, театроведы, социологи театра, режиссеры... а о скольких еще не написано? [1]. Театральная тема, и что важно, начинающаяся в годы, когда я молча сидел за большим столом в театральной библиотеке, и по времени еще не завершенная, продолжается и здесь.


Первая попытка рассказать изложенное ниже была сделана в начале декабря 2020 года [2], сейчас я лишь несколько сократил тот текст, сняв некоторые строительные леса. Мой рассказ об одной актерской семье Ленинграда / Петербурга, представители которой активно живут в театральном мире города более 80 лет. Не единственный случай, но очень редкий.


О ленинградско-петербургской актерской семье Рахленко я вспомнил и задумался давно, с тех пор, как начал погружаться в свое прошлое, вспоминать родителей и их окружение, чтобы уйти от одномерности описания их жизни. Дело в том, мои собственные воспоминания о них – очень куцые. Отец умер, когда мне было семь лет, мама – в год, когда я отметил 25-летие. Отец был художником, мать всю жизнь проработала в библиотеке Академии Художеств и в Театральной библиотеке и помогала в поисках нужной литературы художникам, режиссерам и актерам. Я понял, что смогу подойти к пониманию того, какими было мои родители, если вгляжусь в жизни их друзей. Логически это естественное решение, но, вообще говоря, непросто реализуемое. Мои родители - из первого десятилетия 20 века, сегодня им было бы более ста лет, большинство их друзей были их ровесниками. Надеяться на встречу и беседу с ними – бесполезно. И все же, постепенно я начал реализовывать свой план.


Во-первых, никакого другого пути расширить мои представления о родителях я не видел и не вижу. Во-вторых, круг их друзей составляли художники и представители театрального искусства, многие из которых оставили заметный след в искусстве и культуре середины и конца прошлого столетия, о многих из них информация может найдена в интернете.

В принципе, этот прием биографического анализа я открыл для себя и начал осваивать два десятилетия назад при изучении жизни и творчества американских полстеров. В монографии «Отцы-основатели: история изучения общественного мнения» (2006 г.) были названы два методических приема анализа биографий: «к Гэллапу — от Гэллапа и от людей, окружавших его» и «к Роуперу от людей, окружавших его». И этот же путь отражен в названии книги о В.А.Ядове «Мир Владимира Ядова. В.А. Ядов о себе и его друзья о нем» (2016 г.). Начало истории, о которой я пишу, уходит, предположительно, в первые 1950-е, я связываю эту историю с работой режиссеров Г. Товстоногова и А. Рахленко над спектаклем «Дорога бессмертия» по книге чешского журналиста, антифашиста Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей на шее». Спектакль был признан успешным, и в 1952 году он был отмечен Сталинской премией. Скорее всего и оба постановщика, и художник обращались к маме за помощью в поиске книг, альбомов с видами Праги, возможно, тюремных камер, фотографий и рисунков пражской моды предвоенных и военных тех лет.
Однако сигнал, давший импульс к описанию этой истории, прозвучал совсем недавно, 25 ноября 2020 года. В тот день Америка отмечала День Благодарения, и я разместил в своем fb-аккаунте поздравление моих читателей с этим праздником, уже знакомом многим россиянам. Проверяя на следующий день «лайки» под постом, я увидел знакомое по давним временам имя – Елена Рахленко. У меня не было сомнений, что это – Лена Рахленко – дочь маминых добрых друзей Александра Рахленко и его жены. И все же, прежде всего я отправился на аккаунт автора лайка, увидел, что она родом из Санкт-Петербурга и живет там же, и по содержанию аккаунта понял, что Елена – из мира театра.

Немедленно пишу в «личку»: «Лена, вот так чудо, еще одно чудо... наши родители: моя мама и твой (ваш) отец дружили... не думал о такой встрече... помню тебя (вас) - высокая, стройная девочка... заходил к вам в дом, напротив Большеохтинского моста, внизу – отличная аптека; мы жили на Красной Коннице. Помню Александра Рахленко на сцене ТЮЗа, по-моему это было по Чернышевскому «Что делать», были Рахленко и Игорь Владимиров... и я писал о маме, упоминал Гришу Гая, он жил в том же дома... невозможно... и надо же, в День Благодарения... не чудо ли?»


Позже я поправился, не в ТЮЗе, а в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (ныне Театр «Балтийский дом»); упомянутые здесь молодые актеры сегодня известны многим любителям театра и кино: Игорь Петрович Владимиров и Григорий Аркадьевич Гай. Одновременно вспомнил Александра Рахленко в роли Винченцо де Преторе в ярком, музыкальном спектакле по пьесе Эдуардо де Филиппо «Никто». Конечно, мне сложно сейчас напеть центральную мелодию спектакля, но если услышу, думаю, что узнаю.
Через несколько минут ответ: «Чудо! Как прекрасно! Слезы на глазах и радость в сердце! С Праздником Вас!!!».
Все сомнения относительно того, та ли эта Елена Рахленко, исчезли, пишу: «Бесконечно рад ответу... Лена, Лена, бывает же... не хочу «вы», давай «ты», когда мы виделись, и намека на «вы» не могло быть... в память о родителях... напишу в Fb об этой встрече... 26 лет живу в Америке, но сейчас вижу ваш дом, напротив - «стекляшка», кольцо троллейбусов, скрежет трамваев... на Охте похоронена мама... все дико живое... рад!», и сразу: «И я!!!!!!! ».


Мы начисто не знали друга, почему же между нами сразу установилось доверие, почему в facebook и email мы отвечали быстро и откровенно? Очевидно, нас соединила память о дружбе наших родителей, это – удивительно чистый пример особой опосредованной межличностной коммуникации, один из не известных мне механизмов формирования, удержания «толстого настоящего». И в нашей переписке есть аргументы в защиту сказанного. Елена Рахленко написала не просто так, не случайно поставила лайк под моим постом по поводу Дня Благодарения, то была ее реакция на увиденный на аккаунте ее друга Александра Уреса мой текст: «О преодолении «линейности» и «утолщении настоящего». Возвращаясь к портрету мамы».


Стремясь к документальности моих заметок, приведу ее слова: «...я просто заглянула в Сашину ленту, у меня этот пост не появился. Видишь, <…> какая случайность... неслучайная видимо». И затем написала очень ценное: «...вспыхнуло в памяти детство... Имя Александры Сауловны [БД: это имя моей мама] очень часто звучало в нашей семье. Его произносили с большой нежностью, как имя родного человека – родители часто посещали Театральную библиотеку! Боже!... все таки интернет - это прекрасно! Сегодня у меня грустно-счастливый день...».
Конечно, и я расплескался: «... так может написать лишь очень добрый человек... спасибо тебе...».

Теперь расскажу немного о человеке, с которым я встретился через шесть десятилетий (даже чуть больше) после мимолетной и уверен, не запомнившейся ей встречи, и о ее родителях.
Елена Александровна Рахленко – ленинградская / петербургская артистка, Заслуженная артистка России. В 1967 году она закончила Ленинградский Театральный институт (курс Г.А. Товстоногова) и сразу была принята в труппу Театра им. Комиссаржевской. В начале 1990-х она играла в театре-студии «На Поклонной», Театре им Ленсовета и уже свыше четверти века выходит на сцену Театра на Васильевском (ранее – театр Сатиры на Васильевском). В Театре им. Комиссаржевской она сыграла в спектаклях: «Продавец дождя», «Влюблённый лев», «Восточная трибуна», «Большевики», «Возвращение на круги своя»... В театре им. Ленсовета она играла в «Убийство Гонзаго» и «Месяц в деревне» (Зинаида Богдановна). Много сыграно в театре на Васильевском, сейчас ей нравятся ее роли в «Дорогая моя Матильда», «Эти свободные бабочки», и ее последняя работа - «Смех лангусты».


В театре на Васильевском преобладают комедии и фарс, но есть и серьезные драматические постановки. С театром сотрудничали Роман Виктюк, Резо Габриадзе и другие известные режиссеры. В разные годы на сцене театра выступали Александр Хочинский, Валентина Ковель, Антонина Шуранова, Юрий Ицков, другие актеры известные широкой публике по театральным и кино работам.


Яркий след в истории театра оставил артист Владимир Особик (1943-1997). С ним Елена познакомилась в 1959 году в самодеятельном ленинградском «пионерском театре» Владимира Поболя. Владимир Особик рано стал известным зрителям по главной роли в фильме «Дикая собака динго» (1962 год). Елена и Владимир вместе учились в Театральном институте, рано поженились, Они много лет играли в Театре им. Комиссаржевской и вместе перешли в Театр на Васильевском. Заслуженный артист РСФСР Владимир Особик много сделал как театральный и кино актер, снялся в ряде телевизионных постановок, как режиссер он поставил три спектакля. Критики признали выдающимся исполнение Особиком роли царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович» (1972 г.). Эта его работа была признана лучшей в Союзе ролью года, а в 1984 году она принесла ему Государственную премию СССР. Особик был способен сделать много больше, но его жизнь оборвалась в 53 года...


Юрий Овсянко, очень «непохожий» актер, Заслуженный артист России, многолетний коллега и друг Особика написал после его смерти: «Были периоды, когда его мало занимали. На то были разные причины. Любому актеру, даже самому талантливому, нужен человек, который бы о нем думал и занимался его творческой судьбой. Так сложилось, что у Володи в трудную минуту не оказалось человека, который смог его по-настоящему поддержать. Кроме, пожалуй, его жены — Леночки Рахленко, которая сыграла в жизни Володи огромную роль. Вообще, я считаю, что это уникальная женщина. Володя для нее был в с е м. И если для нас, друзей Володи, его уход — горе, то для нее это — потеря, масштаб которой я не могу определить словами» [3].


С актерскими и режиссерскими работами отца Елены Александра Григорьевича Рахленко (1918—1959) специалисты связывали становление нового театрального искусства в стране. Природа наделила его многими качествами, необходимыми актеру и режиссеру, в том числе – пониманием духа времени. Большое значение в формировании Рахленко как художника имела пройденная им «школа Товстоногова». После ухода Товстоногова из Ленкома Рахленко стал главным режиссером театра. Но ничего из задуманного сделать не удалось, Александра Рахленко умер в 40 лет. Обычно юбилейные материалы пишут к 100-летию маститых актеров, режиссеров, многие годы отдавших сцене, но статья на столетие молодого Александра Рахленко – факт из ряда вон выходящий [4].


Говорят, что начале блокады Ленинграда Натан Альтман, художник, к тому времени уже сделавший очень много для развития современного языка живописи, пришел в Союз художников за продовольственными карточками, и вахтер спросил о его звании. «У меня нет звания, — резко ответил мастер. — У меня есть имя». И Александр Рахленко не дожил до званий. Но у него было и осталось имя.


Заметной, многогранной актрисой была и мама Лены – Мария Филипповна Мамкина (1919-1977), она училась вместе с Александром Рахленко в Театральном институте у известного актера и режиссера Леонида Вивьена и окончили в 1940. Александр вскоре оказался в театре Балтийского флота в Кронштадте. Мария была в Александринском театре. Через полгода, не выдержав разлуки с мужем, она показалась режиссеру театра БФ и была принята в труппу. В конце августа 1941 года вместе со всей труппой супруги участвовали в героическом переходе судов Балтфлота из Таллина в Ленинград, на их глазах одна из бомб попала в корабль, в котором находилась значительная часть актеров театра, погибли их друзья. В своем спасении они оба видели знак судьбы. Потом были 900 дней блокады, концерты перед бойцами, жителями города.


После войны Мария Мамкина и Александр Рахленко работали в Ленкоме, там она сыграла роль Густины Фучик в упоминавшемся спектакле «Дороге бессмертия». Потом были спектакли: «Закон Ликурга», «Город на заре» и др. В ярком спектакле Г.А. Товстоногова «Испанский священник», исполняя роль уличного мальчишки, она танцевала так, что думали, что это балетный приглашённый. Успехом была ее роль кикиморы в «Аленьком цветочке», где бабу Ягу исполнял будущий Холстомер. 6-летняя Лена хотела, чтобы мама играла Аленушку, в красивом кокошнике, но она была в обтягивающем трико и самодельном шлеме с блестками и красиво двигалась у котла, в котором баба Яга варила зелье. То была одна из самых сильных сцен спектакля. Затем были «С любимыми не расставайтесь», «Белоснежка и семь гномов» и другие постановки.


Летом 2103 года А.Н. Алексеев опубликовал мое ему письмо, озаглавив его «Социолог Борис Докторов и его со-авторы: от Бальзака до Хемингуэя» (http://proza.ru/2022/04/11/195). В том письме я назвал Бальзака своим главным «соавтором» и далее отметил: «Бальзака я прочел в школе, в классах 7-9, не позже... летом в деревне... на станции была библиотечка: учебники, литература для школьников и механизаторов... и почему-то Бальзак... и я читал том за томом... Я до сих пор помню удивление оттого, как у Бальзака герои появлялись ненадолго, пропадали, а потом появлялись снова и были главными героями новых романов...».


Сегодняшний короткий текст – это попытка выполнить обещание, данное Елене Рахленко в одном из первом посланий в ее «личке»: «...напишу в Fb об этой встрече». В тот момент я не думал, что сложится такое многофигурное повествование, но такова магия реального биографического анализа. Более того уже сейчас просматривается масса встреч с близкими мне людьми. Удивительно, но я вижу «петлю», неожиданное возвращение в Театральную библиотеку, где моя мама познакомилась с родителями Елены Рахленко. Дело в том, что младшая дочь вспоминаемого выше артиста Григория Гая – Анастасия является ныне директором этой библиотеки, и в студенческие годы я дружил с ее старшей сестрой, она стала женой моего друга. Абсолютно в духе серии книг Бальзака «Человеческая комедия».

Сноски

1. Докторов Б. «Театровед среди социологов» http://proza.ru/2022/05/22/1911; «Софья Юнович. Вокруг нее всегда клубились демоны» http://proza.ru/2022/02/15/1793; «Женя Злобин. Ранняя встреча с шестидесятником» http://proza.ru/2022/01/18/200; «Александр Ширвиндт всколыхнул мою память» http://proza.ru/2021/10/12/291.

2. Докторов Б. Актриса Елена Рахленко и чудо в День благодарения 2020 года. Непонятное и заманчивое «толстое настоящее». http://doktorov.tilda.ws/rachlenko.

3. Овсянко Ю. Памяти Владимира  Особика 
4. Александр Рахленко (1918-1959). К 100- летию со дня рождения


Рецензии