1. Мягкая дорога на Анзер
15 июля 2022 года
Какой он, остров Анзер? Благодатный день позволил познать духовный подвиг Анзерских пустынножителей ХVII-ХХI веков: посетить Троицкий и Голгофо-Распятский скиты, Елеазарову пустынь, увидеть бывшие монастырские тони на мысе Кеньга и в Капорской губе.
С утра, благословенного солнечной погодой, частный микроавтобус доставил утрамбованных в салоне москвичей и тюменцев к Варваринскому причалу по каменистой земляной дороге, укатанной колёсами Соловецкого транспорта. Около дощатого пирса ожидали пассажиров: величественный «Садко» и небольшой «Преподобный Сергий». Поодаль уткнулся в берег третий катерок.
Катер «ПРП СЕРГИЙ» радушно принимал тюменцев для морского путешествия. Спустились в тёплый трюм, но потом перебрались на палубу для обзора Белого моря. Для созерцания романтики в морской прохладе пригодилась тёплая одежда. Монастырские стены, купола и часовня постепенно удалились, растворившись в ясном небе. Земляной берег вдали превратился в берёзовую рощицу, где в тени ветвей остались жёлтый микроавтобус и советская «буханка».
Два с половиной часа катер покорял покой мягкого моря по Долгой губе и Анзерской салме. Небо чистейшей сини через белёсый горизонт плавно перетекало в воду. Покрытые лесной зеленью одинокие острова проплывали мимо. Возгласы чаек вплетались в слова, растворялись в морской воде и брызгами вливались в сердце. Позади катера под шумок мотора послушно плыла на буксире лодка с ограниченной канатом свободой.
Рассказы о Белом море и острове Анзер величавой песней исходили из уст экскурсовода Ольги, увлечённо выдававшей интересные истории.
Запомнились морские термины и поморские слова: корга – остров без деревьев, луда – остров с деревьями, сулой или сувой – столкновение двух течений в море с завихрением, оток – остров, губа – морской залив, гальюн – туалет.
*** Показывали белые спинки китообразные морские обитатели - белухи, которые, как оказалось, родились коричневыми, потом посерели и белый цвет приобрели к пяти-шести годам. Красавицы не страдали отсутствием аппетита - белуха ежедневно утоляет голод пятнадцатью килограммами рыбы. Плавники у белух отсутствовали, спинки гладко блестели – по воле природы так было легче пробивать спиной зимний лёд, неоднократно ударив его мордочкой снизу. Без воздуха морские обитатели смогли бы прожить не больше получаса, поэтому и выныривали подышать. Летом им жилось проще, а зимой приходилось бороться со льдом, пробив лунки и запомнив их расположение. Белые умницы-красавицы занесены в Красную Книгу, а раньше на них охотились, как в стихотворении Евгения Евтушенко – «Мы сто белух своих забили, цивилизацию забыли...». В проливе наблюдались и морские зайцы – тюлени.
При виде мелькания белых спинок поверх воды, возникло желание приблизиться к этой красоте и опереться на борт, но средство передвижения чувствительно к сдвигу центра тяжести. Перебежки от борта к борту были нежелательны, так как Белое море шуток не понимало, жалостью не обладало, и случались неприятности.
*** В падающем самолёте и тонущем корабле атеистов нет. Спасал морских путешественников по их усердной вере надёжный друг паломников Святитель Николай Мирликийский, которого европейцы превратили в Санта Клауса. Почтенное обращение к нему - кондак, молитва, акафист - давали надежду на безопасный путь, на спокойную морскую погоду.
Радуйся, святителе Николае!!
Белое море серебрилось солнцем, навстречу плыли разновеликие лесные острова. Маленький красавчик был похож на клумбу с ёлками, бросившими тень на воду. Очередной остров со строениями явился мечтой горожан. Там в летний сезон проживали рабочие для косьбы морской капусты - ламинарии и фукуса.
Здесь проявились прелести свободы: отдых, молитвы, домик на берегу моря и отсутствие связи, людей, зверей. Ламинарию здесь только косили и сушили, потом увозили в лодке на Ребулду, откуда она направлялась в Архангельск на переработку. На Большом Соловецком острове жители посёлка охотно показывали путь к магазину-фургону «Водоросли»: там всегда находилась в продаже продукция из беломорских богатств: косметика, БАДы, производимые в Архангельске и в Санкт-Петербурге. Водоросли применяли в медицине, в изготовлении альгинатов для космических нужд.
Привлекали гостей Соловков водорослевые мармелад и шоколад, чипсы и салаты из ламинарии, агар и фукус.
Ещё в советские времена на острове Муксалма процветало производство морской капусты: на сдельную работу подводной косьбы прибывали семьи для сезонного проживания и работы. Тяжкий труд хорошо оплачивался.
Зелёной лентой на горизонте проявился Анзер с маяком в виде храма на вершине горы Голгофа. Море под покровительством Святителя Николая и по прошению паломников было тишайшим, спокойным, штильным. Горизонт закрыла густая лесная щётка на приблизившейся береговой линии острова.
Сталкивались течения: в этой морской реке бурлило холодное кипение, закручивались воронки и круги расходились по воде, образовав сувой, или сулой.
Катер вырвался из окружения островов и море стало более просторным и открытым. Впереди на морской глади виднелись многочисленные головы валунов, словно вынырнувшие мины или окаменевшие морские животные. Только бывалому специалисту было под силу пройти этот участок и завернуть в узкий проход между островами: обойти природные преграды, ювелирно проплыть узкий перешеек. Провести здесь катер было так же трудно, как открыть Северные ворота Соловецкого монастыря, которые специально утяжелили древние строители.
Катер уверенно двигался к цели. Синий простор расстелился до горизонта с полосой острова. Отважный капитан надёжно вёл судно, потому что знал наизусть строптивый и переменчивый характер Белого моря. Изящно изгибалась вода от хода ворчащего винта, который разрезал мягкое тело моря, отпрыгивавшего упругими волнами; они смешивались со спокойной гладью и замирали.
Остров приближался каменистой береговой полосой, поднимавшейся к заросшей возвышенности. Солнце слепящим шаром прочертило по воде искристую полосу, брызгами упало на неё и рассыпалось яркими снежками. Небо безмятежно смотрело на полосатую водную рябь. За полоской берега волнисто вырастала стена леса.
Помощник капитана на палубе рычагом разматывал трос. Уже чётко просматривалось булыжниковое покрывало на береговой дуге, морская прозрачность выявила дно. Огромные бусины оставили между собой песочные пролысины.
2. Валунный берег
Паломники неторопливо спустились по доске-лестнице с катера на лодку. Расселись на лавки по одному в шахматном порядке, чтобы не нарушить положение центра тяжести плавсредства. К каменистому берегу лодка доставила всех за два рейса, так как в неё помещались лишь восемь человек, равномерно распределённых по бортам.
От лодки к берегу добирались по той же доске с реечными ступенями, осторожно наступая на некомфортные круглые камни. Благодаря солнышку камни были сухими и нескользкими, что облегчило путь до травяной поляны. Если бы камни были мокрыми, то не исключено было бы опасное падение.
Далее за пройденной крупнокаменной мозаикой береговая поверхность сменилась песчаником с небольшими булыжничками.
Зелень растительности береговой части поменяла цвет на рыжий.
Одинокая облачная полоска большой чайкой нарушила покой синевы. От берега к лесу через волнистую поляну пролегла укатанная и протоптанная дорога с мелкими камнями по обочинам. Около тропы в окружении листовой травы возвышался деревянный Поклонный Крест в бревенчатом колодце с булыжниковой пирамидкой.
На обласканный солнцем верхний камень выползла и замерла, нежась теплом, маленькая ящерка
Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022.
(Продолжение следует)
В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице. Ссылки могут не работать
1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу
Свидетельство о публикации №222102600590