5. Анзер. Пустынь среди леса

5. Анзер. Пустынь среди леса

К лесу пролегла земляная дорога, по которой паломники прошли к озеру через поляну мимо деревянной часовни. Потемневший сруб с четырёхскатной крышей и крыльцом с резными стойками под навесом приглашал к себе тремя ступеньками входной лестницы.  Кровля держала небольшую луковку с деревянным восьмиконечным крестом. Два противоположных окна с деревянными решётками пронизывали друг друга светом. Насквозь через два окна с улицы просматривались деревья. Такой предстала воссозданная Елеазаровская часовня в пустыни на острове Анзер Соловецкого архипелага.

Пустынь, пустынька (с ударением на первый слог) –   место проживания одного или двух монахов. В скиту по уставу проживали десять-двенадцать монахов, если больше, то статус поселения повышался – уже монастырь.
Анзерская пустынь получила название в честь основателя Свято-Троицкого скита преподобного Елеазара, который сначала поселился около озера, воздвиг крест, сотворил земляночную келью, смастерил печку, прожил в безмолвии четыре года, на берегу Троицкой губы возродил порядок пустынножительства.
Елеазар почитался святым при жизни, но завистники его оговаривали и унижали. Ученик преподобного Никон не выдержал такой несправедливости и без благословения покинул скит.

В начале XIX века был найден крест на месте проживания Елеазара.  Позже воздвигли деревянную часовню во имя этого святого, в которой находились иконы: святитель Филипп с Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери Иову, явление Пресвятой Богородицы Елеазару. Во время СЛОНа в часовне размещались охранники лагеря. После разорения от часовни остались ряд сруба, дверь и деревянный крест.

Дорога привела на просторную окружённую лесом Богородичную поляну. Тюменские паломники, закрыв глаза, отдохнули на густой траве среди полевых цветов. Раскрывались лепестками памяти и согревали сердце беломорские волны за кормой, береговые валуны под ногами, поклонный крест с доброй ящеркой, танцующие кустовые берёзы, черничные кусты без ягод, белые коврики оленьего ягеля.  Разливалась отрада при мысли о явлении Богородицы. Но в облаке блаженства анзерская земля передавала память о многострадальности узников: «не забывайте и помяните».
 
До этого великолепного луга, объятого благодатным северным небом, паломники шли более двух километров по лесной тропе от начала пути. Но не только природа постаралась украсить остров. Монахи, возвратившись на Анзер после отъезда, привозили семена трав и цветов из родного города, выращивали травы и цветы, которые напоминали о родных местах, о близких людях.
Вытянулись розовые свечки дикой орхидеи. Эту краснокнижную нежность нельзя было тревожить руками. Выглядывали искорки красной морошки, но оказалось, что она ещё «зелёная» - незрелая. Созревшая должна приобрести ярко-оранжевый цвет.

На этом лугу Елеазару чудесным образом явилась Пресвятая Богородица.  Это было настолько внеземное событие, что преподобный старец в своём духовном дневнике, который дошёл до нашего времени как «Житие преподобного Елеазара, написанное им самим», не упомянул об этом чуде. Только рассказал братьям о видении, а они устно передавали сообщение дальше.

Великой мудростью заполнил пустынножитель дневник своего бытия.
 «Некогда ми бдящим в молитвах и совершающих Иисусовы молитвы число и поклоны, последи же ноча призывати пречистую Богородицу».
То есть, при обращении к Богородице после молитв и поклонов Её Сыну, то она услышит, если душу вложить в простые слова: «Обычай имуща молитеся тако: пресвятая госпоже Марие, Пречистая Богородица, спаси мя грешного».
Сотни поклонов и молитв сотворил Елеазар, чтобы узреть чудо явления сиявшей Божьей Матери: «И к совершению сотни сотвори, является мне Пресвятая Богородица, имуща на себе три звезды вельми светлых, на главе и на рамях, яко же описуй и имуща ризу багровиту и глаголаша ми: Елеазар, разумий на мне звезды сия  и аще имыше всегда мя тако призывать в молитвах, буду тебе помогать до исхода души твоея».
Если с чистой душой, с добрыми намерениями, с любовью призывать Пресвятую Богородицу, то Она явит милость и помощь до конца жизни.

Преподобный Елеазар увидел северное сияние в ясной ночи, когда солнечный ветер волнами прилетел на землю и стал видимым. Благодать видения заполнила его радостью: «Владыка Божий отче сыне и святый душе, яви мне како тя призову на всяко время псалмопением или красной молитвой?»
Нужно было сотворить угодное моление и отблагодарить псалмопением или молитвой.
 «И слыша глас глаголяще ко мне: Сим образом молися глаголя на всяк день – слава в вышних Богу на Земле мир в человецех благоволения Господи прибежище бысть нам, сподоби Господи в день сей и на другой день.»
Великое славословие на всенощном бдении отверзает Царские Врата и хор тихо поёт: «...слава в вышних Богу и на земле мир...»
«Сподоби Господи в день сей и на другой день паки помолихся и паки тоже повелевает глаголати – се бо есть песнь к Богу обща ангельска и человеческа. Аминь».
Это песнопение стало желанным и земле, и небу. Блаженством ангельского голоса наполнялся звёздный купол, охвативший остров и прибрежное море: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Благословенные слова остались в памяти, как образ Анзерского неба и паломнического пути.


***
Предстояло пройти полтора километра до самой высокой горы острова. Уже виднелась вершина Голгофы в просвете ветвей. Небо наполнил колокольный звон. Православные путники подошли к подножию горы Елеазара.
Святой старец пришёл на суровый остров на Покров, когда сложно было вернуться: затяжные бури неделями волновали море. Нелегко приходилось выживать: «от Покрова до рождества Христа Бога нашего зело мне тяжко быша» - так искушали Елеазара враги рода человеческого, видимо и слышимо не давали ни сна, ни покоя. Являлись злые силы пешие и овие – на конях с луками и с ружьями: «Обступиши меня глаголахо, хотяши убити меня». Испытывали его: «Почто прииде на нас. Наше бейскание место», они считали, что это их исконное место
 Елеазар оставался верен своему убеждению: «Аз им отвечал – не ваше, а Христа Бога нашего, а Бог изволил мне зде быти.» Беспрестанно молился: «Да воскресне Бог, расточатся врази, и добежат от лица, ненавидящие Его».
 Но не по силам взял этот подвиг, душа дрогнула, он впал в уныние: «Зело мне тяжко, подумал я уйти в русские земли».  В момент крайнего отчаяния ему и помогла Пресвятая Богородица -  явилась ему на этой горе и изрекла:
«Мужайся и крепись, Господь с тобой. Напиши на стенах своей кельи –  Христос с нами уставися».

«Уставися» означает - Христос был, есть и будет. Глагол означал одновременно три времени: прошедшее, настоящее и будущее.  Это аналогично незыблемому писанию: «Иисус Христос вчера, днесь и во веки веков».
 Матерь Божия вручила Елеазару чётки – духовный меч, чтобы разить врагов, а также посох -   символ власти над злом. Позже Елеазар стал игуменом, скитоначальником устроенного им монастыря. 

 Не переставали волновать думы соловецкие стоны времени.
После преодоления крутого подъёма к храму увидели закрытую от путников крутую лестницу в 294 ступени, помнившую страшную пытку: к человеку привязывали бревно и швыряли вниз по ступеням.
Место Елеазаровой горы было найдено в 1992-м году и отмечено   установкой креста, к которому со временем пролегла тропа.  В 2005-м году восстановили часовню на историческом месте и удобную лестницу, по которой спускались паломники со священной горы. 

На небольшой поляне среди деревьев возвышался Поклонный восьмиконечный брусчатый крест в горке из небольших булыжников. Под кровелькой брусья креста заполнены множеством символов.
На нижней перекладине вырезаны большие буквы НИКА. Выше были вырезаны рельефные знаки: медальон со святым, символичная Голгофа с черепом, распятие до большой перекладины, по краям которой расположены большие буквы ИС...ХС и медальоны – Мария и Иоанн. В маленькой нише под ладонями написано старинными буквами – Сын Божий. Над склонённой головой распятия – ИНЦИ.
Поклонный крест на своём историческом месте вместе с часовней и лестницей был сделан на Анзере трудником.  Паломницы подошли ко кресту, осторожно оперлись на камни колодца, чтобы лбом прикоснуться, и после троекратного «Кресту твоему поклоняемся, Владыко» группа пошла дальше. 

Ходили слухи, что тому, кто на Соловках и Анзере поднялся по исторической лестнице на гору, прощались грехи. Шутка возникла при затрате сил от покорения ступеней. Хотя грехи прощались только на исповеди у священника.
Напомнив Святую Землю, Анзерский Елеон – Елеазарова гора находилась недалеко от Анзерской Голгофы, вершину которой венчал белый храм Голгофо-Распятского скита.

Елеазар пришёл на Анзер в 1614-м году, в 1620-м – основал скит, в 1656-м– почил. 




 Соловецкий Архипелаг. 15 июля 2022. 

(Продолжение следует)

 В папке "Спаси и сохрани" На авторской странице.  Ссылки могут не работать

1. Мягкая дорога на Анзер
http://proza.ru/2022/10/26/590   
2. Тропа сквозь Анзерский лес
http://proza.ru/2022/10/29/472
3. Анзерский отшельник
http://proza.ru/2022/11/01/1267
4. Эпоха Анзерского возрождения
http://proza.ru/2022/11/08/1537
5. Анзер. Пустынь среди леса
http://proza.ru/2022/11/15/1700
6. Анзер. Тропа на высокую гору
7. Северная Голгофа
8. Антимит Соловецкий
9. Анзер. Путь к причалу


Рецензии