Земляки, почему Новгород считается по концам?

    «Соблюди церковь свою...», да не забудь землю родную.

    Вспоминаю слова праведника, добавляя собственную ересь. А вспомнились они мне вчера вечером, буквально на дороге за рулём, проезжая по трассе М11 из Москвы в Санкт-Петербург, минуя реку Мста... Проезжая знаменитую Веребушку и Мсту, вдруг вижу зелёную табличку белой надписью - «Ручей Лазаревский» и вспоминаю удивительную историю, произошедшую со мной два года назад в деревне Любытино, где я впервые увидел Воймерицкий каменный крест - в славянской деревне, восстановленной по образцу 10 века, за круглым тыном на берегу реки Мста. После чего написал несколько статей о названии «мста» (мазь, помазанник) и о значении слова «воймерицкий» - по названию креста, найденного у одноименной деревни. Оригинал креста хранится в Великом Новгороде, а на Мсте в Любытино установлена копия. Как ни странно, исследователи надписи на кресте не заметили, ни «лазаря» на нём (распевая песнь кресту), ни апостолов по тексту, даже не удосужились посчитать количество букв построчно. За топонимику местности уже молчу, за монастыри и историю особенно. "Богу славуй и лазареви братья - имти миро - слав апостав или хрст (что) славоне делале". Интерпретация со знаками орфографии, но смысл заключается в апостолах и братьях, миро имеющих. А без «миро» - ты кто? Славоне делали! - знак качества. Времена апостольской церкви. Как ни странно, но о мази и рецептах приготовления слышал от экскурсовода в Эчмиадзине (Первородный в переводе). А за фамилию Курочкин зацепился грузин офицер на таможне, удивляясь столь редкостной... В ответ спрашиваю, а река Кура в Тбилиси тогда что? Объяснять, что курицын сын (цыплёнок), Кура-река и священник в Испании имеют одно прозвище, вижу, бесполезно... Да и домой спешу, хоть за приятное общение спасибо, но всё же.

     Ной собирал на свой плот «всех зверей по паре», прозвище получил от НЗ (Нового Завета), а плот его пристал на горе Арарат, так уж случилось... Были времена, когда Иисус ходил по воде, а ковчеги плавали по горам, благодаря потопу, от слова топ-модель. От них нам достались топтыги, Великая и Малая Топаль на Брянщине, Севастополь с Симферополем в Крыму, да Константинополь - туркам... Турцию я только что видел в бинокль с монастырской стены Хор Вирап («глубокая темница») - древний армянский монастырь, находящийся близ государственной границы Армении и Турции. Так уж случилось, что славянские и христианские реликвии вместе с землёй, горами и морем достались мусульманам, пока славяне оспаривали пальму первенства кассы крестовыми походами. Отдать должное Мехмету Завоевателю (1453) - церкви не разрушены, разве достроены минаретами, а мечети строились на протяжении 300 лет по образцу соборов св.Софии, которая в свою очередь выстроена по подобию церкви Святых Сергия и Вакха. А будучи в Стамбуле месяц назад, я сравнивал местную топонимику «семи холмов» с Мценском, а год падения Константинополя с отравлением князя Шемяки (1453) в Великом Новгороде. Но, почему-то, московский дьяк Беда получил за это повышение в чине... О, сколько мне открытий чудных! - готовит дух не просвещения... Ковчега на горе Арарат я не нашёл, зато видел «Копьё Иисуса» в музее Эчмиадзина, а на самом острие его, или вершине «Копья» всё же побывал, так называется монастырь Ge;ard (дословно «копьё»), также употребляется старое название Айриванк («пещерный монастырь»), реже Гехард - выстроен в ущелье горной реки Гохт. А путешествовал, начиная от языческого храма Гарни, которому более 2 тысяч лет, продолжая в крепости Эребуни (2800 лет от роду), размышляя над термином тем, да настоящим этим, вот убери «эр» (хер по-русски и в кириллице буква, что у немца - господин), что останется? А как убрать, если ЕР - правящая партия в России? Но представить можно. Что русскому хорошо - немцу смерть. Миру мир - евреям деньги...

    Дорога длинная от Еревана Армении до Санкт-Петербурга (в кольце Ленобласти), поэтому буду называть землю - Новгородской, а это две большие разницы, ребята. Пересечение границ с Арменией и Грузией на автомобиле не доставили ничего, кроме приятных воспоминаний о работниках таможни, но стоило попасть на Российскую границу, боже упаси... История путешествия, она ведь всегда складывается из плохих и хороших воспоминаний, но тут отвратительные - до случая забавного, «брат, дай на магарыч и проходи», слова аланского гаишника добавили каплю мёда в эту бочку... Так вот, еду я по этой трассе, еду и вспоминаю, где был, а был в Стамбуле, в Ереване, в Тбилиси, в Тихвинском и Свирском монастырях, видел плащаницу Христа и даже Копьё, трогал руками каменные кресты, спускался в глубокую темницу основателя армянской апостольской церкви Георгия Просветителя. Ставил свечи в самых древних монастырях мира, а тут какой-то ручей... Передо мной вся история христианства всколыхнулась, как после кочки на дороге подбросило автомобиль. История земли, а именно Земли Новгородской, так принято считать и называть так - ведётся от 859 года, первого упоминания в летописи, что хоть немного, но тремя годами старше призвания Рюрика. Посему и дату Великому Новгороду положили от неё, а не от археологических или иных сведений ясновидящих монахов вкупе с правящей элитой.

    К вопросу о земле возвращались неоднократно монголы, половцы и даже большевики, обещая отдать её крестьянам. Мысли ворохом зашевелились, припоминая, не только сей ручей лазоревый под дорогой, но и Немигу в Минске, уложенную в трубу, и Гзень Новгородскую, которую постигла та же участь. От летописной реки «Немизи», где цепями вьют жизни человеческие, что снопы молотят - осталось только имя станции метро в центре Белорусской столицы. От Гзени - «Набережная реки Гзень» - на табличках домов, как видится, до поры до времени. Вступление о том, как «Ручей Лазаревский» навёл на мысль о «земле» и концах, перебив дорожные воспоминания, закончилось в нетерпении рассказать о значении слова «гзень», забытого не только моими земляками... Итак.

    Гзень (старослав. Къземль) - один из древнейших новгородских топонимов. Речка, являясь левым притоком Волхова, брала своё начало в районе современной улицы Прусской. Тут некогда изготавливали паруса. Фабричные механизмы приводились в действие от водяных мельниц, стоявших на Гзени. Для усиления потока, приводившего машины в движение, Гзень была соединена с Морозовским ручьём, который протекал некогда за современным ж/д вокзалом Великого Новгорода. С появлением паровой тяги надобность в производстве парусов отпала. Фабрика была закрыта. В советское время в её корпусах разместился областной военкомат. Морозовский ручей был засыпан при строительстве в 1960-х годах Дома культуры профсоюзов. Русло Гзени активно использовалось для сброса в него канализации. Позже название речки стало для местных жителей нарицательным, указывавшим на характерный запах и нечистоты. В 1960-х годах, при устройстве сквера перед к/т «Россия», было засыпано верховье Гзени, и далее, несмотря на протесты археологов, с 1972 года началась планомерная «упаковка» оставшейся реки в подземную трубу. Работы продолжались до конца 1980-х годов. Никто не забыт и ничто не забыто. А когда-то болотистое русло Гзени служило отличным оборонительным рубежом, прикрывавшим Новгород с севера и запада. В северной части реки произрастал заповедный лес, предназначенный для княжеской охоты возможно (иногда читаю), а возможно - просто рос лес. Значение которому учёными не установлено. Спросите их, почему лес - лес? Отчего произошло это слово. Неизвестно, но для чего - без вопросов. По накатанной логике все монастыри должны прозываться - Зверинцы либо Рыбинцы, ибо они располагались у водоёмов и лесов. Забегая чуть вперёд принятой этимологии. Однако все названия монастырей сугубо разные, хоть и возводились на острове, что символично.

    В месте пересечения вала с современной Санкт-Петербургской улицей Гзень отходила севернее. На участке до Духова монастыря входила в систему укреплений Окольного города (земляной вал). Таким образом, река и ров, шедший от неё дальше вдоль Окольного города, образовывали небольшой остров, на котором с XII века стояли четыре пригородных монастыря - Духов, Зверин, Николо-Бельский и Лазаревский. Лазарев монастырь (не сохранился) впервые упоминается в летописи под 1300 годом в связи с возведением здесь деревянной церкви святого Лазаря. Исследователи относят основание монастыря к домонгольскому времени - рубежу 11-12 веков. Им осталось понять, кто такие монголы? Да. А далее всё будет понятно. В 1461 году вместо деревянной церкви возведена каменная. Писцовая книга конца 16 века упоминает в монастыре два храма: каменный св. Лазаря и деревянный теплый свв. Иоакима и Анны. Обе церкви разобраны в середине 19 века (опять монголами?). На месте каменной церкви в 1860-х годах был возведён одноименный храм в стиле эклектики, разрушенный в 1920-е годы (несомненно ими). Храм, построенный в 1461 году, реконструирован в 2003 году по чертежам 18-19 века... и так далее, и тем более...

    Гзень и Зверинец упоминаются в Новгородской летописи под 6577 годом (1069) в связи с победой новгородцев над войском полоцкого князя Всеслава. Замечу, что никакой Московии Залеской тогда не было, но Полесье с топонимикой существовало. Термин «ЗвЂринця/зверинца» следует читать: ЗвЂрынец (от слова брынь) и «З Грынца» буквально по-белорусски, или с украинского термин: Зв Ђринця - «Зв Аринца» по-русски, то есть ария/арийца Святого, почему нет. Перепутались глухие и звонкие - у тех кто дзенькает и сенькает. Что означает «брынь» см. статью о Брянске (там же о городе Острове и пословице «не в глаз, а бровь»). В то же лето, в смысле тем же годом, но в летописи:

«Въ то же лЂто, осень, мЂсяця октября въ 23 въ чяс 6 дни, опять приде Все … къ Новугороду; … новгородци же поставиша пълъкъ противу ихъ, у ЗвЂринця на Къземли; и пособи богъ ГлЂбу князю съ новгородци. О, велика бяше сЂця Вожяномъ, и паде ихъ бещисльное число; а самого князя отпустишя бога дЂля». Отпустили бога ради, и провёл Всеслав остатки жизни в Полоцке. Читай «Слово» - о Всеславе Вещем на древнерусском - не российском...

    Местность по берегам Гзени в Средние века называлась Зверинцем. Охотничьи угодья от слова «вера»? Не иначе. Ну что делать. Ничего не остаётся, как залить отходами. На страницах летописей сей «Зверинец» впервые упоминается под 1069 годом, когда к Новгороду подошли дружины полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Живой штрих к этому походу Всеслава в 1069 году даёт берестяная грамота № 590. По мнению академика Валентина Янина, её короткий текст «Литва встала на корелу» является донесением новгородского лазутчика о внутренних конфликтах в подходящем к Новгороду многонациональном войске Всеслава. - Уважаемому академику Янину осталось расшифровать значение «литва» и «корела», а Лихачёву разобраться в повести «Слово», чтобы события времени на Земле отобразились, хоть более-менее... Всеслав в 1064 застиг новгородцев врасплох и вернулся домой с богатыми военными трофеями. После чего весной 1067 года был разбит сыновьями Ярослава Мудрого (Изяславом, Святославом и Всеволодом) и был посажен в темницу в Киеве. Фортуна же улыбнулась ему: через полтора года восставшими горожанами он был провозглашён великим киевским князем. Но ненадолго, поскольку спустя несколько месяцев Всеслав бежал при наступлении Изяслава. И Киев потерял, и полоцкого княжения был лишен. Половцы исторические - жители Полоцка по реке Палата (белорусы ныне), на всякий случай - докторам наук на сегодня. Перебрался Всеслав на северо-западные новгородские границы - в Водскую землю - и уже там замыслил еще раз испытать удачу у стен Новгорода! Вот такой был князь. Его историю и историю земли хорошо описывает князь Рыльский, племянник Игоря Святославича в повести «Слово о полку». Читайте восстановленный из пародии (Мусиным-Пушкиным «со товарищи») памятник древнерусской литературы, ссылка ниже.

    В XII столетии начинается история располагавшегося южнее Гзени женского Зверина монастыря. Первое летописное упоминание Покровской церкви и самого монастыря связано с пожаром 1148 года: «зажже гром церковь святыя Богородицы в Зверинцине монастыре». Ещё два с половиной столетия постройки неоднократно горели и возобновлялись. В 1399 году новгородский архиепископ Иоанн «со своими детьми, с новгородцы» заложил в монастыре каменный Покровский храм. Торжественное освящение новой церкви состоялось в том же году, на Покров Богородицы. Рассказывая об этом, летописец вставил в текст молитву, обращённую к самой Богоматери: «О Пречистая Богородице, Мати Христа Бога нашего, соблюди церковь свою неподвижиму… и неразрушиму до скончания всего мира». Древняя церковь действительно сохранилась до наших дней, несмотря на то, что не раз ей грозило полное уничтожение... Физически мы можем наблюдать руины или реставрацию, но «полное уничтожение» всё же произошло, и произошло оно в памяти нашей. Неизвестно что страшнее, ведь наше будущее - сзади нас, позади нас. Что посадим сегодня, то и пожнём завтра, или я неправ трижды, живя одним днём...

    История слова «зверин» напоминает мне, как монастырь на Десне (притоке Свинь) и «Свинский» - стал Свенским на Свени чисто из-за неблагозвучия. Умиляюсь. Хотя «ин/их» - аббревиатура Иисуса Христа. То же самое, по причине чисто иудо-христианской теологии в споре католиков с православными, а тех между собой - произошло с названием монастыря Александра Свирского - Тихвинской епархии, см. статью «Под сенью Тихвинской иконы». Ведь «свирский» - это «си верский» в значении «по крови», но и земляки по вере. Не стану углубляться. Прозвище «свирский», отчего-то да произошло, так мне думается, по аналогии происхождения иных терминов, как инок - от инЪ (один). Но никак не наоборот. Однако у плота Ноя собрались звери все по паре, следуя писанию. После 1764 года к Зверину монастырю (пусть будет так) приписывают храмы и земельные участки двух находившихся рядом обителей - Николо-Бельской и Лазаревской. В XIX - начале XX века монастырь переживал расцвет: появились новые корпуса, ограда и колокольня, в 1899-1901 годах был возведён громоздкий пятиглавый Покровский собор, выполненный в духе «псевдорусской эклектики». При этом древнюю Покровскую церковь переосвятили в честь иконы Тихвинской Божией Матери. Закрыли монастырь в 1920 году, передав часть его территории военным, всё те же, «большевики» - монголы в переводе на древнерусский. Ну, а название обители - Николы Белого/Бельского - не от покраски стен монастыря, а потому что «б+ель» - значение слова. Иначе все монастыри, вместе взятые вместе с городами Белгородом и Београдом (столица Сербии) назвались бы... Николой Белым? - да, с белками на елях заодно, в белых палатах лечебного заведения при Домах Советов, именуемых «белыми домами». У нас всё так - всё кверху ногами и наоборот.

    Южнее Николо-Бельского располагался Лазарев монастырь. Время его основания остаётся загадкой. Правда, известен целый ряд новгородских рукописей конца XI-XII веков, переписанных при церкви святого Лазаря, и многие исследователи связывают этот храм с Лазаревым монастырём. Деревянная церковь Лазаря была построена в 1300 году, несколько раз горела, а в 1461 году новгородцы возвели её в камне. Между Лазаревым монастырём и валом Окольного города располагалась слобода Кожевники. Название слободы подсказывает основное занятие её населения - выделка кож. Кроме того, сама Гзень в летописных источниках упоминается ещё неоднократно. Новгородцы постарше ещё помнят небольшую речку Гзень. Тридцать лет назад её загнали в трубу, и осталась она только в названии «набережной». В современном Новгороде, кроме участка суши, называющегося «Набережная реки Гзень», ничего не напоминает о существовании на этом месте реки. Ни реки - ни имени, а с глаз долой, что называется - из сердца вон...

    Къземль - старославянский Къземль - «ксимый», как ни странно звучит это слово сегодня по-русски, в котором читается «земль/земля/земеля» - слова, более понятные для нас. Смотря с какого языка, но начертанием напоминает Кремль (на Лобном месте). Ещё возможные звуки с тюркских языков: кэ-земле, однозначно в переводе, земля. Къземль имеет оригинальное происхождение и значение слова. Не находите, земляки, что - слово от лова, а лов от охоты или любви? Так и здесь, работает закон непоколебимости русского языка: Къ земль = Земля, На землю, Ир, Zemlja - на разных языках от соседа к соседу, из времени - во время. Очевидное «к земле» должно иметь свой закон сочинения терминов, или «земное тяготение» слова. Однако белорусское значение - К'зямль - «Приземлиться» - всё ставит на свои места. Къз-емль (серб.)  = куз емль, можно и так прочесть, усмотрев кув/ков емлющих мазь апостолов, вот те и слово - ковчег, земляки мои дорогие. «Да слети», как сказал бы серб, «Да кацне» болгар или словен - Pristati... Сколь верёвочка не вейся - у верёвки, ребята не один, а два конца. И это надо помнить. Иногда три, четыре, пять... На болгарском «кацне» - земля, в конце-то концов. А «кац» - «посадка» буквально, сколь бы не лети (да слети с языка). Оттого и Новгород считается по концам...

    Ну, а кацап, это «козёл» по-сербски и прямым текстом. Поэтому, «забивая козла» костяшками домино, не забудьте рубить концы и делать «рыбу». Принцип домино (дом+инЪ). Если «кац» - посадка, то должен быть сад, посад и фасад, камера наконец, тем более - сажень, мера старорусской длинны, коей мерил князь Глеб расстояние до Тмутараканского камня по льду. Садовая моя голова! Как же я забыл милые Глебовы обычаи и свычаи (Слово), и реку Сож? Бог в переводе и «полки касожские» - кочевников - тех самых горцев, по мнению наших горе академиков... Ну, беда прямо: полки - у кочевников. Сербы и сябры - одно и то же значение: друг, брат - к пониманию насколько далеки мы с Вами от просвещения, земляки.

    Оттого Новгород и считается по концам, что из земли - выходцам...

    07 мая 2023, Санкт-Петербург.

Этимологию Гай и Айк см.
О родоначальнике гаев (армян) и Айястане
http://proza.ru/2023/05/08/931

Ссылки по теме:

Под сенью Тихвинской иконы...
http://proza.ru/2023/04/04/915
Сын, синь - этимология
http://proza.ru/2023/02/08/1068
Как слАвоне делале крест Воймерицкий...
http://proza.ru/2022/07/01/29

Этимология Мста, миро и надпись на кресте...
http://proza.ru/2022/07/13/965

Как я стал половцем...
http://proza.ru/2016/03/23/1765
Брянск. Происхождение и значение названия
http://proza.ru/2021/01/07/1742

Слово о полку Игореве,
Игоря сына Святославля, внука Ольгова
http://proza.ru/2016/01/30/127


Рецензии